Статья
статья

Статья «Игра - как средство воспитания творчеством».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._igra.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

«Игра - как средство воспитания творчеством».

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»

                                                                                                                    В. А. Сухомлинский.

В любом ребёнке - от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо, наоборот – развивается.

И в связи с этим встаёт задача не навредить, не «убить» в ребёнке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого важно всячески способствовать развитию творческих способностей – а это длинный и сложный путь.

Главной проблемой в начале любого обучения детей является их недостаточная мотивационная готовность к обучению.

Если удаётся обеспечить непосредственный интерес ребёнка к обучению, то оно и само развитие идёт вперёд. Преодолеть трудности мотивационного плана можно сделав обучение интересным занятием, т.е. проводя его в форме творческих и развивающих игр, рассчитанных на увлечённость ребёнка и на его обучение путём пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.

Кроме того, в любой игре, как и в остальных видах творческой деятельности, не прерывается процесс воспитания детей.

Так что же такое игра?

Игра – это деятельность, которая отражает отношение личности к миру, что её окружает. Игра – это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий.

Человечество вновь и вновь создаёт свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы.

Узы, которые связывают игру и красоту, очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всякого свободная, вольная деятельность.

В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие его к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью ребёнка.

Вывод: Значение игры для формирования личности трудно переоценить.

В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок познаёт мир в процессе деятельности.

Игры обогащают детей новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Они развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребёнка. Разнообразные движения и действия детей во время игры влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.  С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребёнка.

Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.

Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях.

Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему ещё не готов.

Задача педагога – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает воспитательный процесс бессмысленным.

Игры должны предлагаться в соответствии с учётом необходимой последовательности этапов – от самых простых к более сложным.

В каждой игре необходимо опираться на то, что ребёнок уже умеет делать и что он сам любит делать. На этой основе надо вводить новые действия и новые задачи.

Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребёнком окружающего мира путём активного соучастия в творчестве и повседневной жизни людей.

Средствами игры являются:

- знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженные в образах речи, в переживаниях и действиях ребёнка;

- способы действия с определёнными предметами в определённых обстоятельствах;

- те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

Главный мотив игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребёнку наслаждение.

Поэтому, правдиво и утверждение, что игра – это средство удовлетворения потребностей детей в отдыхе.

Особое место занимают игры, которые создают сами дети, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания.

Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.

Развивающие игры – это игры, отражающие конкретные образы с помощью мимики, жестов, интонации и т.д., исключительно ценный способ вовлечения ребёнка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом и доступностью движений у малыша, постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.

В творчестве – ребёнка исправлять нельзя, и в игре нет слова «нет».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...