Статья
статья
Предварительный просмотр:
«Игра - как средство воспитания творчеством».
«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок»
В. А. Сухомлинский.
В любом ребёнке - от рождения заложено творческое начало, которое в течение жизни претерпевает множество изменений в зависимости от той жизненной ситуации, в которой он находится: либо затухает, либо, наоборот – развивается.
И в связи с этим встаёт задача не навредить, не «убить» в ребёнке это творческое начало, а наоборот направить его в нужное русло. Для этого важно всячески способствовать развитию творческих способностей – а это длинный и сложный путь.
Главной проблемой в начале любого обучения детей является их недостаточная мотивационная готовность к обучению.
Если удаётся обеспечить непосредственный интерес ребёнка к обучению, то оно и само развитие идёт вперёд. Преодолеть трудности мотивационного плана можно сделав обучение интересным занятием, т.е. проводя его в форме творческих и развивающих игр, рассчитанных на увлечённость ребёнка и на его обучение путём пробуждения интереса к приобретаемым знаниям, умениям и навыкам.
Кроме того, в любой игре, как и в остальных видах творческой деятельности, не прерывается процесс воспитания детей.
Так что же такое игра?
Игра – это деятельность, которая отражает отношение личности к миру, что её окружает. Игра – это деятельность, которая отличается от повседневных будничных действий.
Человечество вновь и вновь создаёт свой придуманный мир, новое бытие, которое существует рядом с миром натуральным, миром природы.
Узы, которые связывают игру и красоту, очень тесные и многообразные. Всякая игра, это, прежде всякого свободная, вольная деятельность.
В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие его к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью ребёнка.
Вывод: Значение игры для формирования личности трудно переоценить.
В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок познаёт мир в процессе деятельности.
Игры обогащают детей новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Они развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать увиденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.
Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребёнка. Разнообразные движения и действия детей во время игры влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребёнка.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребёнок не копирует действительность, он комбинирует разные впечатления жизни с личным опытом.
Таким образом, разные дети требуют разного подхода и нуждаются в различных воспитательных воздействиях.
Ни в коем случае нельзя насильно заставлять ребёнка делать то, чего он не хочет, к чему ещё не готов.
Задача педагога – заинтересовать малыша, увлечь его полезным занятием, поддержать малейшие успехи. Принуждением можно только отбить интерес к игре, что сделает воспитательный процесс бессмысленным.
Игры должны предлагаться в соответствии с учётом необходимой последовательности этапов – от самых простых к более сложным.
В каждой игре необходимо опираться на то, что ребёнок уже умеет делать и что он сам любит делать. На этой основе надо вводить новые действия и новые задачи.
Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребёнком окружающего мира путём активного соучастия в творчестве и повседневной жизни людей.
Средствами игры являются:
- знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженные в образах речи, в переживаниях и действиях ребёнка;
- способы действия с определёнными предметами в определённых обстоятельствах;
- те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.
Главный мотив игры лежит не в результате действия, а в самом процессе, в действии, которое приносит ребёнку наслаждение.
Поэтому, правдиво и утверждение, что игра – это средство удовлетворения потребностей детей в отдыхе.
Особое место занимают игры, которые создают сами дети, - их называют творческими, или сюжетно – ролевыми. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка, поэтому является важным средством воспитания.
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
Развивающие игры – это игры, отражающие конкретные образы с помощью мимики, жестов, интонации и т.д., исключительно ценный способ вовлечения ребёнка в двигательную деятельность. На основе положительных эмоций, связанных с понятным, близким сюжетом и доступностью движений у малыша, постепенно появляется желание участвовать не только в играх, но и в упражнениях во время занятий и самостоятельной деятельности.
В творчестве – ребёнка исправлять нельзя, и в игре нет слова «нет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/26/picture-453377-1653552078.jpg)
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...