ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лепунюшка-грамотейка»
рабочая программа по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Ерошенко Наталья Юрьевна

Программа «Лепунюшка - грамотейка» направлена на овладение детьми фонетической системой русского языка, элементами грамоты, развитие мелкой моторики, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Новизна заключается в том, что в программе «Лепунюшка - грамотейка» представлена система образовательной деятельности объединяющая обучение детей грамоте и развития мелкой моторики, через обучение детей лепки из соленого теста и развитие графомоторных навыков.

Актуальность программы связана с низким уровнем развития мелкой моторики и недостаточной речевой готовностью к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста и состоит в том, что она построена на основе интеграции образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также направлена на выполнение социального заказа родителей на подготовку ребенка к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Лепунюшка-грамотейка»

.

                                         Канск, 2019 г.

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

Протокол № _____

от «__» ___________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МБДОУ № 11

__________/ И.Ю. Морозова

Приказ №_______

от «__» ____________2019 г.

Содержание

I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.

Пояснительная записка

4

1.1.

Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации программы дополнительного образования

4

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

4 - 5

1.3.

Значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации программы дополнительного образования 

5

1.4.

Возрастные и индивидуальные особенности детей

6 - 7

2.

Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования

7 - 8

3.

  Оценка индивидуального развития детей

 8 - 10

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1.1.

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

10

1.2.

Описание вариативных форм, способов, методов, средств реализации Программы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

10 – 12

1.3.

Способы и направления поддержки детской инициативы

12 – 13

1.4.

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

13

1.5.

Иные характеристики программы

13

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1.

Условия реализации программы дополнительного образования

1.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

13

1.2.

Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.

14 - 15

1.3.

Особенности организации образовательной деятельности

15 - 20

1.4.

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

20

1.5.

Материально-техническое обеспечение программы

20 - 21

1.6.

Программно-методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса

21

IV.

Дополнительный раздел

22


  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.

Программа «Лепунюшка - грамотейка» направлена на овладение детьми фонетической системой русского языка, элементами грамоты, развитие мелкой моторики, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Новизна заключается в том, что в программе «Лепунюшка - грамотейка» представлена система образовательной деятельности объединяющая обучение детей грамоте и развития мелкой моторики, через обучение детей лепки из соленого теста и развитие графомоторных навыков.

Актуальность программы связана с низким уровнем развития мелкой моторики и недостаточной речевой готовностью к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста и состоит в том, что она построена на основе интеграции образовательных областей «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также направлена на выполнение социального заказа родителей на подготовку ребенка к школе.

1.1.        Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации программы дополнительного образования

 Цель: закрепление детьми знаний букв русского алфавита, через создание азбуки в технике тестопластики.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать навыки работы с тестом;

- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- закрепить понятия «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение»;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- закрепить умение проводить звуковой анализ слов;

- совершенствовать первоначальные навыки письма.

Развивающие:

- развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции;

развивать опыт в творческой деятельности, в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

- развитие творческих способностей ребенка;

- развивать фонематический слух;

 - развивать мелкую моторику;

- развитие зрительного и слухового внимания, мышления, памяти.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе;

- воспитывать нравственные качества: терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Ведущей идеей данной программы - создание комфортной среды общения для детей, развитие коммуникативных способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализацию. Ведущий вид деятельности – продуктивная, что соответствует возрастным особенностям дошкольника: позволяет легко увлечь ребенка, используя мотив личной заинтересованности.

При составлении Программы учитывались принципы Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, дошкольной педагогики и возрастной психологии:

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

        При построении содержания образовательной программы предусмотрены подходы:

- культурно-исторический.  Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием;

- деятельностный (деятельностью ребёнок овладевает постепенно, сначала обучается деятельности вместе со взрослым, далее пользуется этой деятельностью со сверстниками и затем самостоятельно);

- лично-ориентированный. Целостное развитие ребёнка – это единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности и индивидуальности;

- средовой подход представляет собой способ организации среды и оптимизации её влияния на личность ребенка. Среда, окружающая ребенка бывает образовательная, предметная, воспитательная или развивающая.

1.3. Значимые характеристики, необходимые для разработки и реализации программы дополнительного образования 

Социальными заказчиками функционирования кружка являются родители воспитанников. Минимальный состав группы -12 человек.

         Учёными-физиологами неоспоримо доказано, что тренировка мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга способствуют улучшению детской речи, работоспособности умственной и творческой активности. Одним из эффективных способов такой тренировки является тестопластика.

Преимущества соленого теста:

1 .Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

2. Легко отмывается и не оставляет следов;

3. Безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, - обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот - невкусно!!!

4. Если оно правильно замешано, лепится замечательно, к рукам не липнет;

5. Можно сушить в духовке, а можно - просто на воздухе;

6. Краска пристает любая, а возможности для росписи - практически неограниченные;

7. Поверх краски хорошо еще покрывать лаком - сохранится на века.

        Создавая «Азбуку» своими руками, ребенок лепит буквы и запоминает их, придумывает картинку к каждой букве анализируя и подбирая необходимые слова, использует разные способы выполнения изображения и тем самым развивает свои творческие способности.

  1. Возрастные и индивидуальные особенности детей

Возрастные особенности детей 6-7 лет

В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дошкольник 6-7 лет не только может различать   основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и темно-красный), так и по цветовому тону (например, зеленый и бирюзовый).  То же происходит и с восприятием формы – ребенок успешно различает как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг и т.п.), так и их разновидности, например, овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы и т.п.   При сравнении предметов по величине старший дошкольник достаточно точно воспринимает даже не очень выраженные различия. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форму, величину и др.).  

К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.   Вместе с тем возможности детей сознательно управлять своим вниманием весьма ограничены. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.

В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно (т.е. без специальной цели) запомнить достаточно большой объем информации. Дети также могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить, используя при этом простейший механический способ запоминания – повторение. Однако, в отличие от малышей, они делают это либо шепотом, либо про себя. Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребенок может использовать более сложный способ – логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. Ребенок начинает относительно успешно использовать новое средство ─ слово (в отличие от детей старшего возраста, которые эффективно могут использовать только наглядно-образные средства – картинки, рисунки). С его помощью он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определенной категории предметов или явлений, устанавливает логические связи. Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остается наиболее продуктивным до конца дошкольного детства. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти.

В 6-7 лет продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет решать ребенку более сложные задачи, с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Более того, в этом возрасте дети чутко реагируют на различные грамматические ошибки как свои, так и других людей, у них наблюдаются первые попытки осознать грамматические особенности языка. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями).  В 6-7 лет увеличивается словарный запас. Дети точно используют слова для передачи своих мыслей, представлений, впечатлений, эмоций, при описании предметов, пересказе и т.п. Наряду с этим существенно повышаются и возможности детей понимать   значения слов. Они уже могут объяснить малоизвестные или неизвестные слова, близкие или противоположные по смыслу, а также переносный смысл слов (в поговорках и пословицах). Причем детское понимание их значений часто весьма схоже с общепринятым.

В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи – монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать.  В этом возрасте высказывания детей все больше теряют черты ситуативной речи. С тем, чтобы его речь была более понятна собеседнику, старший дошкольник активно использует различные экспрессивные средства: интонацию, мимику, жесты. К 7 годам появляется речь-рассуждение.   Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода она становится подлинным средством, как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получения знаний о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).

Художественно-эстетический опыт позволяет дошкольникам понимать художественный образ, представленный в произведении, пояснять использование средств выразительности, эстетически оценивать результат музыкально-художественной деятельности. Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Это не только изображение отдельных предметов и сюжетные картинки, но и иллюстрации к сказкам, событиям. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет.  В рисовании дети могут создавать цветовые тона и оттенки, осваивать новые способы работы гуашью (по «сырому» и «сухому»), использовать способы различного наложения цветового пятна, а цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного. Становятся доступны приемы декоративного украшения.

В лепке дети могут создавать изображения с натуры и по представлению, также передавая характерные особенности знакомых предметов и используя разные способы лепки (пластический, конструктивный, комбинированный).

Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией (фризовой, линейной, центральной) с учетом пространственных отношений, в соответствии с сюжетом и собственным замыслом.  Дети могут создавать многофигурные сюжетные композиции.

Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

  1. Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения программы по направлениям развития ребёнка (6-7)

Направления развития

Ребенок дошкольного возраста

Физическое развитие

-Имеют определённый и достаточно прочный запас двигательных навыков и умений, хорошую координацию движений.

- Способен регулировать напряжение и расслабление, справляться со стрессом.

Социально-коммуникативное развитие

-Обладает чувством собственного достоинства, доверительно относится к людям, открыт к окружающему миру, сформировано положительное самоощущение.

-Уверен в своих силах.

-Адекватно, критически оценивает конкретные результаты собственных действий и действий других.  

Познавательное развитие

- Использует представления о сенсорных эталонах и их разновидностях в различных деятельностях: изобразительной, конструктивной, может проанализировать предмет сложной формы и воссоздать ее из частей.

 - Ориентируется на листе бумаги с помощью пространственных предлогов, наречий, обозначений характеристик листа бумаги (угол, левый край, верх, низ), указаний на точку отсчета (слева от…, вниз от…), сочетание двух признаков (верхний левый угол, нижний левый угол и п.т.).

Речевое развитие

-Понимает смысловую сторону слова (каждое слово что-то обозначает, имеет смысл), имеет достаточный запас синонимов и антонимов, умеет употреблять наиболее точные слова, подходящие к ситуации.

-Различает на слух и правильно воспроизводит все звуковые единицы родного языка.

-Знает все буквы, правила их написания и правильно употребляет при составлении слов.

 -Знаком с буквами как с символами, самостоятельно находит и обводит нужную конфигурацию буквы.

Художественно-эстетическое развитие

 Изобразительная деятельность 

-Самостоятельно выбирают художественные образы, сюжеты композиций, а также материалы, инструменты, способы и приёмы реализации замысла.  

-Реализуя замысел передают впечатления об окружающем мире отражают свои эстетические чувства и отношения, доступными выразительными средствами передают настроение и характер образа.

-Изображают объект реального и фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение, пропорции, взаимное размещение частей и характерные признаки и достаточно сложные движения. Самостоятельно выбирают художественные материалы для создания выразительного образа. Создают образы реальной действительности, узнаваемые по форме, цвету, пропорции. Стремятся сделать своё произведение красивым, содержательным, выразительным.

-Сотрудничают при выполнении коллективных работ. Организуют выставки работ, придумывая название, оформление, проводят по ним экскурсии.

-Проявляет креативность, воображение, в языковой, в сфере изобразительных и пластических искусств, в игре.

3. Оценка индивидуального развития детей

Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой по Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

– педагогическую диагностику оценки индивидуального развития детей;

Обучение грамоте

Ф.И. ребенка

Показатели

Знание букв русского алфавита

Составление букв из разных элементов

Составление слов из букв

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

При проведении мониторинга используем методики определения уровня развития мелкой моторики автор Лыкова И.А.

Мониторинг организуется 2 раза в год.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ (ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ)

Задание. Предложить детям слепить любой красивый предмет для сказочного героя. Лепить можно все, что хочется, используя при этом дополнительный материал, не забывать, что на выставку возьмут только интересные и красивые предметы.

Оценка:

I. Умение детей задумывать содержание лепки, развитие замысла в процессе лепки;

3балла – ребенок самостоятельно задумывает содержание лепки, реализуя задуманное в процессе лепки;

2балла – ребенок с небольшой помощью взрослого задумывает содержание лепки и реализует задуманное в лепке;

1балл – ребенок не принимает помощь взрослого.

II. Умение использовать в лепке разнообразные приемы.

3балла – ребенок самостоятельно использует в лепке разнообразные приемы.

2балла – ребенок с небольшой помощью взрослого: напоминания, использует разнообразные приемы лепки.

1балл–ребенок не принимает помощь взрослого.

III. Передача образа. Умение детей передавать в лепке образ предмета, соблюдая пропорциональное соотношение составных частей.

1.Форма:

3балла– формы переданы точно;

2балла–есть незначительные искажения;

1балл–искажения значительные, форма не удалась.

2.Строение:

3балла–части расположены верно;

2балла–есть незначительные искажения;

1балл–части предметов расположены неверно.

IV. Умение использовать стеку и другие дополнительные материалы при лепке из пластилина.

3балла–ребенок умеет правильно пользоваться стекой при лепке;

1 балла–ребенок допускает ошибки при пользовании стекой;

1балл–ребенок не умеет правильно пользоваться стекой.

V. Творческие способности.

-самостоятельность замысла;

-оригинальность изображения;

-стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ЛЕПКИ (ТЕСТОПЛАСТИКИ) УДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Высокий уровень (от13до18баллов): Может лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывать содержание лепки, развивая замысел в процессе лепки. Самостоятельно использует в лепке разнообразные приемы. Перед лепкой делится своими творческими планами, активно вносит творческие элементы, осуществляет задуманное. Правильно и по назначению использует стеку и другие дополнительные материалы.

Средний уровень (от 7 до 12 баллов): Может лепить с небольшой помощью воспитателя различные предметы, передавая их форму, пропорции, задумывать содержание лепки, развивая замысел вовремя лепки, добавляет элементы, отображая несложный сюжет. При напоминании, использует частично разнообразные приемы лепки. Умеет использовать стеку при лепке и другие дополнительные материалы.

Низкий уровень (ниже6баллов): Может лепить простые предметы. Затрудняется даже с помощью воспитателя передавать форму предметов, пропорции. Вовремя лепки использует однообразные приемы. При побуждении и помощи педагога не вносит творческие элементы, которые внесли дети. Не может задумывать содержание лепки и лепить задуманное, помощь взрослого не принимает. Стеку при лепке не использует или использует не по назначению и другие дополнительные материалы.

Ф.И. ребенка

Показатели

Умение детей задумывать содержание лепки, развитие замысла в процессе лепки

Умение использовать в лепке разнообразные приемы

Умение детей передавать в лепке образ предмета, соблюдая пропорциональное соотношение составных частей

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

  1.  Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

На занятиях кружка создают странички «Азбуки», на которой изображены буква и иллюстрация к ней изготовленные из соленого теста. Для того чтобы приступить к изготовлению страницы дети вспоминают заданную букву, характеризуют звуки, которая она обозначает, подбирают слова к заданной букве, закрепляют образ буквы, через её графическое изображение по клеточкам или штриховку изображения букв. Обдумав содержание лепки, подбирают необходимые материалы и инструменты, повторяют правила работы с соленым тестом и приступают к реализации замысла.

После изготовления работы дети закрепляют знание букв в разнообразных играх с буквами и звуками. В конце занятия анализируют результаты своей работы.

  1.  Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

Программа предусматривает проведение кружковых занятий в форме образовательных ситуаций.

Образовательные ситуации проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет дошкольника и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое.

Структура образовательной ситуации: 

Этап

Цель

Методы, приёмы

1. Орг.момент.

Создать атмосферу доверия и принятия.  Повторение пройденного материала.

Повторение чисто говорок из «Азбуки чистоговорок» с пройденными звуками. Словесные и наглядные игры с буквами и звуками.

Артикуляционные, дыхательные упражнения.

2. Основной этап.

Познакомить детей с новой буквой. Дать представление о звуках, которые она обозначает. Развивать умение проводить звуковой анализ слова, читать слоги и слова с заданным звуком.

Чтение и заучивание стихов «Азбуки запоминайки».

Работа в тетрадях. Дидактические и словесные игры.

Физминутка «Алфавитные физминутки»

3. Практическая часть.

Развитие психических процессов, формирование навыков работы с солёным тестом.

Лепка или раскрашивание «странички» Азбуки.

4. Заключительный этап.

Рефлексия.

Оценка занятия, обсуждение, подведение итогов, закрепление нового опыта и положительных эмоций от занятия, повышение самооценки, собственной значимости, уверенности в себе.

Анализ каждой работы. Выставка работ. Обсуждение какие были трудности, а что было легко. Какие чувство и настроение испытывал во время работы и в конце занятия.

Используемые методы:

1. Наглядные:

- рассматривание образцов;

- демонстрация иллюстраций по теме занятия;

- наблюдение;

- работа по образцу;

- показ педагогом приемов исполнения.

2. Словесные:

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- объяснение и обсуждение хода работы.

3. Практические:

- индивидуальная работа с детьми;

- совместная деятельность взрослого и детей;

- опора на личный опыт детей.

-  оказание  индивидуальной помощи на начальном  этапе и в дальнейшем по

требованию детей.

Одним из необходимых условий для успешного развития и обучения является системность, т.е. система специальных игр и упражнений с последовательно развивающимся и усложняющимся содержанием, с дидактическими задачами, игровыми действиями и правилами. Отдельно взятые игры и упражнения могут быть очень интересны, но, используя их вне системы, нельзя достичь желаемого обучающего и развивающего результата.

Формы и способы организации деятельности детей

Совместная  деятельность

Самостоятельная  деятельность

Проблемно-поисковые ситуации

Упражнения

Игры (дидактические, подвижные)

Рассматривание

Показ мультимедийных материалов

Дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы.

Практическая деятельность (лепка, раскрашивание).

Игры (дидактические,  развивающие, подвижные)

выполнение работ на заданную тему, по инструкции.

  1.  Способы и направления поддержки детской инициативы

Основной составляющей частью педагогической деятельности по поддержки детской инициативы являются условия, необходимые для развития познавательной активности детей:

- развивающая предметно-пространственная среда, разнообразная по своему содержанию;

- возможность по средствам содержания развивающей среды учитывать индивидуальные особенности и интересы детей конкретной группы;

- преобладание в группе демократического стиля общения воспитателей с детьми;

- участие воспитателей и родителей в развитии умения у детей осуществлять выбор деятельности и отношений в соответствии со своими интересами;

- осведомленность родителей о событиях в жизни ребенка: чем он занимался, что нового узнал, чем ему нужно помочь в поиске нового.

В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:

- развивать активный интерес детей к окружающему миру и стремление к получению новых знаний и умений;

- создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;

- постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно;

- постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;

- тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

- ориентировать дошкольников на получение хорошего результата;

- своевременно обращать особое внимание на детей, постоянно проявляющих небрежность, торопливость, равнодушие к результату, склонность не завершать работу;

- «дозировать» помощь детям: если ситуация подобна той, в которой ребенок действовал раньше, но его сдерживает новизна обстановки, достаточно просто намекнуть, посоветовать вспомнить, как он действовал в аналогичном случае;

- поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.

Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы возможности каждого ребенка является главным условием развития и поддержки детской инициативы.

Возраст

Сфера проявления детской инициативы

Для поддержания детской инициативы необходимо:

6 -7 лет

Научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметной, в том числе орудийной деятельности.

  • вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
  • спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей и т. п.

 -создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовывать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;

  • поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
  • создавать условия для самостоятельной, творческой деятельности детей;
  • устраивать выставки и красиво оформлять постоянную экспозицию работ.

  1. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

На протяжении всей реализации содержания учебного материала программы родители являются неотъемлемыми участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами обучения; осведомлены о необходимости выполнения домашних заданий и постоянного закрепления и упрочения материала, изученного с педагогом. Для этого используются: информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер-классы, анкетирование, семинары-практикумы.

  1.  Иные характеристики программы

Формы презентации результатов программы:

-  выставки детских работ в детском саду;

-  составление фотоальбома лучших работ;

-  участие в городских конкурсах  художественной  направленности;

-  презентация детских работ родителям, сотрудникам;

-  творческий отчет  руководителя кружка на педсовете и общем родительском собрании.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Условия реализации программы дополнительного образования
  1.  Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешное освоение ребенком содержания дополнительной образовательной программ:.

1. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка.

6.  Развитие навыков самоконтроля.

  1. Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ

Учебно-тематический план первого года обучения

месяц

Тема занятий

Кол-во занятий

Лепка.

Раскрашивание

октябрь

Знакомство с алфавитом и азбукой.

1

1

Буква А. Печатанье.

1

1

Буква У. Печатанье.

1

1

Буква О. Печатанье.

1

1

ноябрь

Буква Ы. Печатанье.

1

1

Буква Э. Печатанье.

1

1

Буква Ю. Печатанье.

1

1

Буква Ё. Печатанье.

1

1

декабрь

Буква Я. Печатанье. Игра «Чудесный мешочек».

1

1

Буква Е. Печатанье. Игра «Кто первый найдет букву».

1

1

Буква И. Печатанье. Игры «Письмо на руке», «Буква по кругу».

1

1

Буква М. Печатанье. Подбор слов. Чтение слогов.

1

1

январь

Буква Н. Печатанье. Подбор слов на звук. Чтение слогов.

1

1

Буква Р. Подбор слов со звуком. Чтение слогов.

1

1

Буква Л. Печатанье. Чтение слогов.  

1

1

Буква Г. Печатанье. Чтение слогов. Подбор слов со звуком.

1

1

февраль

Буква К. Печатанье. Чтение слогов

1

1

Буква С. Подбор слов со звуком. Печатанье. Игра «Письмо на ладошке». Чтение слогов.

1

1

Буква З. Игра «Чудесный мешочек», «Письмо на спинке». Чтение слогов.

1

1

Буква Ш. Подбор слов со звуком. Игра «Буква по кругу».

1

1

март

Буква Ж. Печатанье, подбор слов со звуком. Игра «Кто первый найдет букву?»

1

1

Буква Д. Чтение слогов. Печатанье. Подбор Слов со звуком.

1

1

Буква Т. Печатанье. Игра «Узнай букву на ощупь».

1

1

Буква Б. Печатанье. Подбор слов со звуком. Чтение слогов.

1

1

апрель

Игры «Чудесный мешочек», «Письмо на спинке»

«Узнай букву на ощупь».

1

1

Закрепление знакомых букв. Чтение слогов.  Игра

«Кто первый найдет букву».

1

1

Буква П. Печатанье. Чтение слогов.  

1

1

Буква В. Печатанье. Чтение складов. Дать характеристику звуку.

1

1

май

Буква Ф. Игра «Чудесный мешочек». Печатанье. Чтение складов.

1

1

Буква Ч. Лепка. Прописывание. Чтение слогов.

1

1

Буква Ц. Игра «Найди букву».

1

1

Буква Х. Игры «Кто первый?», «Буквы по кругу».

1

1

32

32

итого

64

  1. Особенности организации образовательной деятельности

ОКТЯБРЬ

№          заня

тия

Тема

занятия

Цель занятия

План занятия

Знакомство с алфавитом, закрепление понятия гласные и согласные и звуки.

 Формировать у детей сведения о понятиях «речь письменная и устная».

Формировать понятие о звуках, формировать навык общения в разных ситуациях; развивать устную речь, внимание, фонематический слух. Развивать слуховое внимание. Формировать интерес к процессу обучения.

Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки, определять твердость – мягкость первого звука в слове. Совершенствовать навыки звукового анализа. Воспитывать умение работать самостоятельно.

Формировать навык общения в разных ситуациях; развивать устную речь, внимание, фонематический слух.

Повторение условных знаков; объясните значение каждого знака.

Знакомим с артикуляцией при произношении звуков.

Даем понятие «звук» (речевой). Учим произносить короткие слова по звукам - «загадывать» слово.

Закрепить понятие буква и звук. Гласные согласные буквы и звуки. Буква А.

Закрепить умение выделять звук [а] из речи; развивать фонематический слух, умение слушать и слышать.

Развивать интерес и внимание к слову. Обучать детей звуковому анализу.

Что такое слияние согласного звука с гласным? 

Продолжить формировать представление о гласных и согласных звуках; познакомить с понятием «мимика»; развивать внимание.

Даём детям представление об отличии звука и буквы, помогаем усвоить понятие гласный звук. Развиваем умение слышать звук в словах, соотносить его с буквой

Что такое гласные и согласные звуки?  

Почему для обозначения одного звука есть две буквы-А, а?

Учим детей различать звуки по месту образования (чем произносим?)

Печатанье. Лепка буквы А. Раскрашивание буквы.

Буква У.

Закрепить знание звука [у], букв У, у. Учить детей слышать звук в словах и выделять его голосом. Помочь запомнить букву У. Развивать навыки звукового анализа слов. Воспитывать умение слушать собственную речь.

Учим детей слышать звук в словах и выделять его голосом.

Помогаем запомнить букву У.

Чтение ряда гласных УА, АУ.

Печатанье. Лепка буквы У. Раскрашивание буквы.

Буква О.

Закрепить знание звука [о], букв О, о; развивать фонематический слух.

Учить детей анализировать ряд гласных звуков, делить слова на слоги, помочь запомнить понятие слог – часть слова. Совершенствовать навык звукового анализа слов. Воспитывать интерес к родному языку.

Повторение букв А,О,У, понятия СЛОГ .

Как выделить звук [о] из речи? 

Печатанье. Лепка буквы О.

Раскрашивание буквы.

НОЯБРЬ

Буква Ы.

Закрепить знание буквой Ы, обозначающей гласный звук [ы]; развивать фонематический слух, связную правильную речь, память, внимание. Совершенствовать навыки звукового анализа, развивать слуховое внимание.

Какую работу выполняет буква Ы? Учим находить местонахождение звука Ы в слове. Чем особенна эта буква?

Продолжаем делить слова на слоги. Печатанье. Лепка буквы Ы. Раскрашивание буквы.

Буква Э.

Закрепить знание звука и букв. Развивать внимание, фонематический слух, память, мышление

Какие звуки обозначаются буквой э?      

Печатанье. Лепка буквы Э. Раскрашивание буквы.

Буква Ю

Закрепить знание букв Ю, ю, обозначающие звуки [й'у], ; развивать внимание, фонематический слух, память, мышление

Какие звуки обозначаются буквой «ю»?

Печатанье. Лепка буквы Ю. Раскрашивание буквы.

Буква Ё.

Закрепить знание букв Ё, ё, обозначающими звук [о] после мягких согласных звуков;

Когда буква ё обозначает звук [о]? Печатанье  буквы Ё. Лепка и раскрашивание буквы.

ДЕКАБРЬ

№          заня

тия

Тема занятия

Цель занятия

План занятия

Буква Я.

Закрепить знание букв Я, я,  обозначающими два звука; учить изображать данные звуки на звуковой схеме;

Как обозначить мягкость согласного звука гласной буквой?

Раскрыть функцию буквы я в качестве показателя мягкости согласных звуков.

Какие звуки обозначаются буквой я?

Печатанье буквы  Я. Игра «Чудесный мешочек»

Лепка и раскрашивание буквы.

Буква Е .

Закрепить знание букв -Е, е.

Познакомить с обозначением буквой е звука [э] после мягких согласных. Закреплять знания о гласной букве е.

Определяем, какие звуки обозначаются буквой Е

Выкладывание  фасолью. Печатанье. Игра « Кто первый найдет букву» Лепка и раскрашивание буквы.

Буква И.

Закрепить знание букв И,и, умения выделять звук  [и] в словах и фразах. Совершенствовать навыки деления слов на слоги. Воспитывать умение слушать и оценивать ответы других детей.

Знакомство с буквой И.

Печатанье.  

Игры «Письмо на руке»,  «Буква по кругу». Лепка и раскрашивание буквы.

Буква М.

Закрепить знание звуков [м], [м'] и букв М, м; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким; создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления.

Знакомство с буквой М. Определение ,какие звуки обозначаются буквой M?

Печатанье.

Подбор слов. Чтение слогов.

Лепка и раскрашивание буквы.

ЯНВАРЬ

Буква Н.

Закрепить знание звуков [н], [н'] и букв Н, н. Продолжать учить различать на слух твердые и мягкие согласные. Развивать фонематический слух.

Озвучивать печатные буквы вслух.

Чем отличается гласный звук от согласного?

Знакомим с буквой Н, закрепляем понятие согласный. Подбираем слова со звуками «н» и «нь». Упражняем в умении определять первый звук в слове. Печатанье. Подбор слов на звук. Чтение слогов.  Лепка и раскрашивание буквы.

Буква Р.

Закрепить знание звуков и букв. Развивать фонематический слух, навыки звукового анализа. Учить детей находить место звука в слове. Развивать слуховое внимание.

Дифференцировать звуки по твердости – мягкости. Совершенствовать навыки чтения слогов, слов.

Воспитывать умение думать, слушать ответы других детей.

Ознакомление со звуков Рь, Р, буков Р. Закрепление произношения звука Р и Рь в словах и фразах.

Подбор слов со звуком.

Чтение слогов.  Лепка и раскрашивание буквы.

Буква Л.

Закрепить знание звуков [л] и [л'] и буквЛ,л; учить находить новые звуки в словах, составлять звуковые схемы слов с изученными звуками, читать слова, закреплять знания о слогах и ударении.

Какие звуки обозначаются буквой л?

Знакомство с буквой Л.

Печатанье. Чтение слогов. Печатанье.  Лепка и раскрашивание буквы.

Буква Г.

Закрепить знание звуков [г], [г'] и  и букв Г, г; совершенствовать умения характеризовать изученные звуки, навык чтения; учить сравнивать произношение и написание звуков и букв.

Какие звуки обозначаются буквой г? Подбор слов со звуком Г. Чтение слогов.

Печатанье.  Лепка и раскрашивание буквы.

ФЕВРАЛЬ

№        заня

тия

Тема занятия

Цель занятия

План занятия

Буква К

Закрепить знание звуков [к], [к'] букв К, к. Закрепить умение детей дифференцировать звуки [к], [к'] делать сравнительный анализ слов КИТ и КОТ. Воспитывать интерес к слову.

Какие звуки обозначаются буквой к? Характеристика звука к.. Сравнение слов Кит и Кот. Определение нахождения звука в словах, , чтение  слов с буквами  К и к. Печатанье. Чтение слогов.

Лепка и раскрашивание буквы.

Буква С.

Закрепить знание звуков и букв; формировать умение четко и правильно выражать свои мысли. Учить детей находить в словах слог с заданным звуком, помочь запомнить новую букву.

Какие звуки обозначаются буквой С?

Знакомство со звуками С и Сь, буквой С.

Подбор слов со звуком. Образование новых слова с одним и тем же слогом.

Игра «Письмо на ладошке». Чтение слогов. Печатанье.  Лепка и раскрашивание буквы.

Буква З.

Закрепить знание звуков [з], [з'] и букв 3, з; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким, парным; создать условия для формирования навыка чтения вслух, развития речи, памяти и логического мышления.

Какие звуки обозначаются буквой 3?

Игра «Чудесный мешочек», «Письмо на спинке». Чтение слогов.

Лепка и раскрашивание буквы.

Буква Ш.

Закрепить знание звука [ш], букв Ш, ш; развивать умение делить слова на слоги, помочь детям запомнить новую букву.

Закрепление  произношения звука Ш.  Подбор слов со звуком Ш.  Игра «Буква по кругу».  Лепка и раскрашивание буквы.

МАРТ

Буква Ж.

Закрепить знание звука [ж] и буквами Ж, ж; развивать умение различать предметы, отвечающие на вопросы кто? И что?; создать условия для развития речи, памяти, логического мышления

Какие звуки обозначаются буквой ж?

Печатанье, подбор слов со звуком.

Игра « Кто первый найдет букву?».  Лепка и раскрашивание буквы.

Буква Д.

Закрепить знание звуков [д], [д']и букв Д, д; совершенствовать умение давать характеристику звукам.

Какие звуки обозначаются буквой Д?

Чтение слогов. Печатанье. Подбор слов со звуком.

Буква Т.

Закрепить знание звуков [т], [т']и букв Т, т. Совершенствовать навыки чтения прямых и обратных слогов с буквой Т. Продолжать учить детей делить слова на слоги. Учить образовывать слово путем добавления заданного слога.

Артикулирование звука Т. Печатанье. Игра «Узнай букву на ощупь».  Лепка и раскрашивание буквы.

Буква Б.

Закрепить знание звуков [б], [б']и букв Б, б; развивать умение давать им характеристику; создать условия для формирования навыка слогового, правильного чтения.

Какие звуки обозначаются буквой Б?

Подбор слов со звуком. Чтение слогов. Печатанье.

Лепка и раскрашивание буквы.

АПРЕЛЬ

№          заня

тия

Тема занятия

Цель занятия

План занятия

Играем, буквы запоминаем.

Закреплять знакомые буквы, совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения; развивать внимание, фонематический слух, память.

Работа по таблице.

Игры «Чудесный мешочек», «Письмо на спинке»

«Узнай букву на ощупь». Лепка и раскрашивание буквы.

Буква,

я тебя знаю.

Закреплять знакомые буквы, совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения; развивать внимание, фонематический слух, память, мышление

Работа по таблице.

Прочитывание слогов. Игра «Кто первый найдет букву». Лепка и раскрашивание буквы.

  Буква П.

Закрепить знание звуков [п], [п'], букв П, п.

Формировать навык звукового синтеза, умение добавлять звук в слово. Развивать внимание, умение работать самостоятельно.

Работа с таблицей. Находить букву П. Печатанье.

Чтение слогов. Звук и буква. Лепка и раскрашивание буквы.

  Буква В

Закрепить знание звуков [в], [в'] и букв В, в; развивать умение давать им характеристику как звукам твердым, мягким, звонким; создать условия для формирования навыка правильного чтения, развития речи, памяти и логического мышления, умения правильно употреблять предлоги.

Повторение буквы П.

Какие звуки обозначаются буквой В? Дать характеристику звуку.

Делим слова на слоги.

Чтение складов. Печатанье. Лепка и раскрашивание буквы.

МАЙ

   Буква Ф

Закрепить знание звуков и букв; продолжить работу по составлению пар звонких и глухих согласных;

Какие звуки обозначаются буквой ф?

Игра «Чудесный мешочек». Чтение складов. Печатанье. Лепка и раскрашивание буквы.

Буква Ч.

Закрепить знание звуков [ч'] и букв Ч, ч; совершенствовать умения давать характеристику изученным звукам.

Знакомить со слогами- слияниями ча, чу; формирование представления о звуке Выкладывание орешками. Чтение слогов. Лепка и раскрашивание буквы.

Буква Ц.

Закрепить знание звука [ц], букв Ц, ц; создать условия для развития речи, внимания, логического мышления

 Какие звуки обозначаются буквой ц.

Дать характеристику звуку.  Знакомство с новым звуком и буквами. Игра «Найди букву» Лепка и раскрашивание буквы.

Буква Х.

Закрепить знание звуков и букв. Познакомить с новыми звуками и буквами; учить давать характеристику глухих согласных звуков; совершенствовать умение производить звукобуквенный анализ слов; создать условия для развития речи, памяти, логического мышления.

Найти звуки Х и Хь в словах, определять место звука в слове (начало, середина, конец слова), помочь запомнить новую букву, читать короткие слова ОХ, АХ, УХ. Печатанье. Игры «Кто первый?», «Буквы по кругу». Лепка и раскрашивание буквы.

  1. Организация развивающей предметно-пространственной среды

Предметно-развивающая среда в детском саду выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции.  Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Занятия кружка проводятся в групповом помещении среда которого обеспечивает:

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах детской деятельности;

- охрану и укрепление их здоровья;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых со всей группой и в малых группах;

- двигательную активность детей;

- учёт возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

На занятии кружка «Лепунюшка-грамотейка» при необходимости используются игры находящиеся в речевом центре.

  1.  Материально-технические условия

Занятия проводятся в группе с хорошим освещением и вентиляцией.  Для занятий имеются столы и стулья, соответствующие росту детей.  В группе имеются аудио колонка, ноутбук, телевизор. Часть площади свобода от мебели для подвижных игр.

В центре «Творческая мастерская» имеются:

- соленое тесто (неокрашенное и цветное);

-  гуашь – 6 шт.;

- клеенки для лепки-12 шт.;

- стеки-12 шт.;

- формочки для выпекания-3 набора, трафареты-4 набора, шаблоны-2 набора;

- скалки-5 шт.;

- инструменты для нанесения рисунка на поверхность теста: расчёски-5 шт., зубные щётки-5 шт., пластиковые вилки-12 шт., ложки-12 шт., палочки деревянные -8 шт;

- кисти для рисования -12 шт.,   клеевые -12 шт.;

- емкости для воды (непроливайки) двойные -6 шт.;

- карандаши цветные- 12 наборов;

- карандаши простые-12 шт.

Дополнительные материалы:

- подборка из природного и бросового материала;

- цветной картон-5 наборов;

- влажные салфетки-1 уп.;

- клей ПВА-4 шт.;

- стеки - 5 наборов;

- перламутровый гель – 1 набор;

- пальчиковые краски с трафаретами- 1 набор;

- акриловые краски - 1 набор.

1.6. Программно-методическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса

Список литературы

  1. IQ карточки с веселыми заданиями для развития воображения и речи. Серия «Умные карточки». Игра развивающая и обучающая для детей от 6 лет. Издательство «АЙРИС – пресс, 2016 г.
  2. Буквы и звуки. Серия «Логика и моторика». Игра развивающая и обучающая. Для детей от 4 лет. ООО» Издательство «АЙРИС – пресс, 2015г.
  3. Бычкова Е. Р. Лепим из солёного теста. –М.: АСТ: Полиграфиздат, 2010г.
  4. Веселый грамотей. ИП Бурдина С.В. 2007г.
  5. Мои первые буквы. Развивающая игра для детей дошкольного возраста. Играем и учимся малышкам, 2001г.
  6. Развиваем технику чтения (для детей 5-7 лет). Созонова Н.Н., Куцина Е.В. - Екатеринбург: ООО «Издательский дом «Литур», 2016г.
  7. Савина Н.В. Оригинальные поделки из соленого теста. РИПОЛ классик; Москва,  2014г.
  8. Слоги и слова. Серия «Логика и моторика». Игра развивающая и обучающая. Для детей от 4 лет. ООО» Издательство «АЙРИС – пресс, 2015г.
  9. Слоги, слова, фигуры. ИП Бурдина С.В. 2007г.
  10. Ткаченко Т.А. В школу без дефектов речи». Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: Эксмо, 2017г.
  11. Ткаченко Т.А. Первые прописи: методика ранней грамотности. – М.: Эксмо, 2017г.
  12. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику и речь. 150 игровых упражнений. – М.: Эксмо, 2018.
  13. Учим азбуку.  Для дошкольного возраста (от 4 до 6 лет). ООО «Полиграф - Проект», 2012г.
  14. Учимся читать (для детей 4-6 лет): тетрадь. Часть 1. Бортникова Е.Ф.  – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2015г.
  15. Учимся читать (для детей 4-6 лет): тетрадь. Часть 2. Бортникова Е.Ф. – Екатеринбург: ООО «Литур-К», 2015г.
  16. Хананова И.Н. Соленое тесто – М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2007г.

Читайка на шариках  1.  Игра для развития навыков чтения. Развивающие игры Воскобовича, 1998г.

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ:

  1. Диброва А. Поделки из соленого теста.-Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб « Клуб семейного досуга» , 2011.-64 с. file:///C:/Users/Home/Downloads/Podelki_iz_solenogo_testa.pdf

IV. Дополнительный раздел

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВНИЯ

 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ ДОШКЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 «Лепунюшка-грамотейка»

Основание для разработки

  • ФЗ «Об образовании»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.13 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
  • Устав дошкольного образовательного учреждения

Заказчик программы

Администрация МБДОУ № 11 «Яблонька», родители МБДОУ № 11 «Яблонька» г. Канска

Организация исполнитель программы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 11 «Яблонька»

Целевая группа

12 детей – седьмого года жизни

Составитель программы

воспитатель  МБДОУ № 11 «Яблонька» Ерошенко Н.Ю.

Срок реализации программы

1 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности. Бисероплетение. «Бусинка».

       Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Оно сохраняет свое значение и ...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга»

Дополнительная общеобразовательная программа художественно – эстетической направленности «Радуга» для детей 5 - 6 лет....

Дополнительная Общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Пластилиновая сказка"...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Куклы наших бабушек»

Программа направлена на возрождение традиций изготовления народной куклы и приобщению учащихся к народным истокам кукольного мира, развитие творческих способностей, художественного вкуса, создание усл...

Дополнительные общеобразовательные программы художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей "Акварелька", "Умелые ручки", "Волшебная бумага"

laquo;То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».В.А.Сухомлински...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 6 - 7 лет «Волшебная палитра»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...

Дополнительная общеобразовательная программа художественно - эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста «Акварелька»

Изобразительная деятельность рассматрива­ется в единстве формирования эстетического отношения к миру и развития художественных способностей детей и осуществляется по трем взаимосвязанным направлен...