«Формирование представлений об окружающем мире земли и роли человека в её экосистеме»
материал

Башкирцева Лариса Александровна

Сообщение на тему: «Формирование представлений об окружающем мире земли и роли человека в её экосистеме»

Скачать:


Предварительный просмотр:

        МДОУ Детский сад комбинированного вида №77





Сообщение на тему: «Формирование представлений об окружающем мире земли и роли человека в её экосистеме»
(Из опыта работы)

                                                                                                            Воспитатель:

Башкирцева Л.А.

Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое

богатство для интеллектуального, нравственного и

речевого развития ребенка.

                                                                                                          /В. А. Сухомлинский/

Мир вокруг нас очень быстро меняется. Изменение эти вызваны научно-техническим процессом, новыми технологиями, новыми материалами. Человек все активнее влияет на окружающую среду своей жизнедеятельностью, поэтому многие происходящие изменения носят экологический характер.

Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать очень важной. Именно экологическое воспитание формирует человеческое отношение к природе. Ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Актуальностью экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

Основной задачей экологического воспитания является создание у дошкольников, прежде всего, установки на здоровый образ жизни, привитие им элементов экологической культурыформирование экологического сознания.

Целью экологического воспитания является становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи экологического воспитания:

1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.

2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства к объектам природы.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься.

Моя педагогическая идея:

– воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

– формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

В работе я использую такие методы:

Экологические занятия.

Экологические экскурсии.

-Экологические праздники.

Экологические конкурсы.

- Обсуждение и обыгрывание ситуаций.

- Зелёный патруль.

Экологические игры (ролевые, дидактические, имитационные, игры моделирование экосистем, соревновательные игры – путешествия и так далее) .

В своей работе я провожу систему игр

1. Игры на познание и классификацию объектов окружающего мира, понимание единства всех его составляющих, законов его развития:

«Природный мир бывает разным»«Назови одним словом»«Что общего?»«Что часть чего?»«Рыбы – птицы - звери»«Цепочка».

2. Игры на развитие чувственного восприятия (работа анализаторов):

«Мир звуков»«Наши помощники»«Узнай по запаху»«Волшебные звуки»«Какой овощ ты съел?».

3. Игры, способствующие формированию основ экологического самосознания:

«Хорошо – плохо»«Один – хорошо, много – плохо»«Что будет, если?»,

«Береги природу!» и так далее. взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Результативность опыта:

Наблюдается хороший результат моей работы. У детей имеется необходимые экологические знания об окружающем мире. Мои дети с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки. Дети участвуют в праздниках и развлечениях, выставках поделок и рисунков. Принимают активное участие в конкурсах, награждены грамотами и благодарственными письмами. детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений об окружающем мире

Практические опыты для воспитателей всех возрасных групп...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомления детей с природой. Наиболее сложной категорией детей для форм...

«Формирование представлений об окружающем мире и привычки к здоровому образу жизни»

ПРИНЦИП РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫВ программе  выделены две части:1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни.2. Воспитывающий компонент — понимание значения ведения зд...

Презентация для занятия по формированию представлений об окружающем мире. (Средняя группа)

Эта презентация была использованиа в НОД по формированию представлений об окружающем мире в средней группе. Следующие несколько  занятий были организованы в виде экскурсий по детскому саду....