Программа по подготовке к школе "Всезнайка"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Федорова Елена Геннадьевна

Рабочая программа «Всезнайка» для подготовки детей 5-6 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта.

        Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx46.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

         Рабочая программа «Всезнайка» для подготовки детей 5-6 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта.

        Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

        Целью представленной программы является максимальное содействие индивидуальному развитию детей, создание психологически благоприятных условий для подготовки детей к дальнейшему обучению в школе.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

       Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

      Основные задачи: развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Программа подготовки дошкольников к школе идет по следующим направлениям:

         1. Развитие внимания, памяти, мышления.

         2. Развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи.

         3.Овладение элементарными знаниями, умениями и навыками по    математике.

        4. Развитие умственных способностей.

        5. Развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарища, действовать совместно с другими).

        6. Развитие волевой готовности ребенка.

В структуре и содержании программы выделены четыре раздела, отражающих основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения:

      1.Развитие психических процессов: Развиваем внимание, мышление С.Е. Гаврина.

     2.Подготовка руки к письму: «Учимся писать» С.Е. Гаврина, Бурдина С.В.     «Развитие памяти, внимания, мышления» в 2-ух частях.

     3.Математика для дошкольников: «Раз ступенька, два ступенька» Л.Г. Петерсон. (Программа состоит из двух частей, для детей 5 - 6 и 6 - 7 лет.)

    4.Ознакомление с окружающим: В.В. Федиенко

Содержание программы:

Программа рассчитана на 9 месяцев, с сентября по май. Занятия будут проходить 2 раза в неделю.  Предусмотренные программой занятия состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, творческой, двигательной.

«Развитие психических процессов».

Пояснительная записка

        Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи. Среди них выделяют ощущения и восприятия, память, мышление, воображение. Необходимым условием протекания психических процессов является внимание

        Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен только до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. На протяжении дошкольного возраста в связи с усложнением деятельности детей и их передвижением в общем умственном развитии внимание приобретает большие сосредоточенность и устойчивость. Так, если младшие дошкольники могут играть в одну и ту же игру 30-50 мин, то к пяти-шести годам длительность игры возрастает до двух часов. Возрастает устойчивость внимания детей и при рассматривании картинок, слушании рассказов и сказок. Так, длительность рассматривания картинки увеличивается к концу дошкольного возраста примерно в два раза; ребенок шести лет лучше осознает картинку, чем младший дошкольник, выделяет в ней больше интересных для себя сторон и деталей. Развитие произвольного внимания. Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства. В старшем дошкольном возрасте дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к семи годам.

Память. Существенные изменения у детей происходят в развитии произвольной памяти. Первоначально память носит непроизвольный характер – в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти у ребенка в дошкольный период начинается в процессе его воспитания и во время игр. Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Кроме этого, у детей существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так, к концу третьего года ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого – то, что было примерно год назад.

Наиболее удивительной особенностью человеческой памяти является существование типа амнезии, которой страдают все: практически никто не может вспомнить, что с ним происходило в первый год его жизни, хотя именно это время наиболее богато опытом.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. 

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Более подробно о приемах подготовки руки к письму у дошкольника читайте в разделе "Развивающие методики.

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

        Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома. 

           По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы. Действуя в уме с образами, ребенок представляет себе реальное действие с предметом и его результат и таким путем решает стоящую перед ним задачу. Образное мышление – основной вид мышления дошкольника. В простейших формах оно появляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, – перемещение предмета, его использование или изменение. Младшие дошкольники решают подобные задачи при помощи внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-действенного мышления. В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а потом и более сложных задач с косвенным результатом дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершаемым в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он может решить новый ее вариант, уже не прибегая к внешним действиям с предметами, а получив необходимый результат в уме.

        Программа направлена на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств у дошкольника, а также формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи:

  1. способствовать развитию познавательных процессов: памяти, внимания, мышления;
  2. развивать коммуникативные навыки;
  3. способствовать развитию эмоционально-волевой сферы;
  4. развивать творческие способности дошкольников;
  5. развивать мелкую моторику рук, координацию действий;
  6. формировать навыки социального поведения;
  7. способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности;
  8. формировать позитивное отношение к сверстникам.

Календарно-тематическое планирование «Развитие психических процессов».

Сентябрь

п/п

Раздел

Игровые упражнения

Содержание

1

1.Развитие внимания (работа в тетрадях)

2.Игры на развитие внимания

3.Пальчиковые игры

4. Подготовка руки к письму

5. Упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (Релаксация)

1(Школа для дошколят «Развиваем внимание»  Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2 Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет ФГОС стр. 24

3.интернет ресурсы

4. Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС

5. Давай понюхаем цветок»

«Жмурки»

2

1.Развитие внимания (работа в тетрадях)

2.Игры на развитие внимания

3. Пальчиковые игры

4. Подготовка руки к письму

5.Упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (Релаксация)

1. Школа для дошколят «Развиваем внимание»  Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 24 - 25

Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.  346

3. интернет ресурсы

4. Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е.

Сравни картинки между собой. Найди отличия.

5. «Давай попьём колодезную водичку»

 «Жмурки»

3

1.Развитие внимания

2.Игры на развитие внимания

3. Пальчиковая гимнастика

4.Подготовка руки к письму (ФГОС)

5. Упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (Релаксация)

1 Школа для дошколят «Развиваем внимание»  Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 26

150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 4

3. интернет ресурсы

4. Школа для дошколят «Учимся писать»  Гаврина С.Е.

5. «Давай попьём колодезную водичку»

 «Жмурки

4

1.Развитие внимания

2.Игры на развитие внимания

3. Пальчиковая гимнастика

4.Подготовка руки к письму (ФГОС)

5. Упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (Релаксация)

1. Школа для дошколят «Развиваем внимание»  Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 26 - 27

Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.348

3. интернет ресурсы

4. Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е.

Сравни картинки между собой. Найди отличия.

5. «Давай попьём колодезную водичку»

 «Жмурки»

5

1.Развитие внимания

2.Игры на развитие внимания

3. Пальчиковая гимнастика

4.Подготовка руки к письму (ФГОС)

5. Упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (Релаксация)

 1. Школа для дошколят «Развиваем внимание»  Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 28

Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 349

3. интернет ресурсы

4. Школа для дошколят «Учимся писать»  Гаврина С.Е.

Сравни картинки между собой. Найди отличия.

5. «Давай попьём колодезную водичку»

 «Жмурки»

6

1.Развитие внимания

2.Игры на развитие внимания

3.Пальчиковая гимнастика

4.Подготовка руки к письму (ФГОС)

5. Упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (Релаксация)

1. Школа для дошколят «Развиваем внимание»  Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 28 - 29

Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 166

3. интернет ресурсы

4. Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е.

Сравни картинки между собой. Найди отличия.

5. «Давай попьём колодезную водичку»

 «Жмурки»

7

1.Развитие внимания

2.Игры на развитие внимания

3. Пальчиковая гимнастика

4.Подготовка руки к письму (ФГОС)

5. Упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (Релаксация)

1. Школа для дошколят «Развиваем внимание» Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 30

150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 4

3. интернет ресурсы

4. Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е.

Сравни картинки между собой. Найди отличия.

5. «Давай попьём колодезную водичку»

 «Жмурки»

8

1.Развитие внимания

2.Игры на развитие внимания

3. Пальчиковая гимнастика

4.Подготовка руки к письму (ФГОС)

5. Упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (Релаксация)

1. Школа для дошколят «Развиваем внимание»  Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 30 - 31

150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 4

3. интернет ресурсы

4. Школа для дошколят «Учимся писать»  Гаврина С.Е.

Сравни картинки между собой. Найди отличия.

5. «Давай попьём колодезную водичку»

 «Жмурки»

Октябрь

1

1.Развитие внимания (работа в тетрадях)

2.Упражнения для коррекции и развития внимания

3.Графические диктанты

4. Упражнения для коррекции и развития внимания

5.Тряпичная кукла

1. Школа для дошколят «Развиваем внимание»

Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2.150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 4

 3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 274

4. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 29

5.Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 31

2

1.Развитие внимания (работа в тетрадях)

2.Упражнения для коррекции и развития внимания

3.Запомни и нарисуй

4. Упражнения для коррекции и развития внимания

5.Тряпичная кукла

1Школа для дошколят «Развиваем внимание» Гаврина С.Е., Бурдина С.В. «Развитие памяти, внимания, мышления»

2.150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 4

 

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 311

4. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 29

5.Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 31

3

1.Развитие внимания (работа в тетрадях)

2.Упражнения для коррекции и развития внимания

3.Запомни и нарисуй

4. Упражнения для коррекции и развития внимания

5.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем внимание» Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2.150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 4

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 311

4. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 29

5.Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 30

4

1.Развитие внимания (работа в тетрадях)

2.Упражнения для коррекции и развития внимания

3.Пальчиковые игры

4. Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

5.психомышечная тренировка

1. Школа для дошколят «Развиваем внимание» Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2.150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 4

3. (интернет ресурсы)

4. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» 6 – 7 лет Гаврина С.Е. ФГОС)

5.Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 30

5

1.Развитие внимания (работа в тетрадях)

2.Упражнения для коррекции и развития внимания

3.Пальчиковые игры

4. Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

5.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем внимание» Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2.150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 4

3. (интернет ресурсы)

4. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

5.Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 30

6

1.Развитие внимания (работа в тетрадях)

2.Упражнения для коррекции и развития внимания

3.Пальчиковые игры

4. Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

5.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем внимание»

Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2.150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 4

3. (интернет ресурсы)

4. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

5.Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 31

7

1.Развитие внимания (работа в тетрадях)

2.Упражнения для коррекции и развития внимания

3.Запомни и нарисуй

4. Упражнения для коррекции и развития внимания

5.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем внимание» Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 31

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 311

4. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 29

5.Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 31

8

1.Развитие внимания (работа в тетрадях)

2.Упражнения для коррекции и развития внимания

3.Запомни и нарисуй

4. Упражнения для коррекции и развития внимания

5.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем внимание»  Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2.150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 4

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 311

4. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 29

5.Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 32

Ноябрь

1

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Графические диктанты

3.Что лишнее

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем мышление»  Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 311

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 25

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 61

2

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Графические диктанты

3.Что лишнее

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем мышление» Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 311

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 25

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 61

3

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2. упр. «Найди девятое»

3.Что лишнее

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем мышление» Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 66,

3. Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 28

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 61

4

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Графические диктанты

3.Что лишнее

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем мышление» Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 68,

3. Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 29

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. Как развить интеллект у ребёнка 5 – 7 лет стр. 63

5

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Графические диктанты

3.Упр. «Ответь на вопросы»

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем мышление» Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

 2.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 68,

3. Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр. 41

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. интернет - ресурсы

6

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.упр. «Явления погоды»

3. «Скажи наоборот»

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем мышление» Гаврина С.Е., Бурдина С.В. «Развитие памяти, внимания, мышления»

2.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.42

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.57

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. интернет - ресурсы

7

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.упр. «Явления погоды»

3. «Скажи наоборот»

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем мышление» Гаврина С.Е. Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.42

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.57

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. интернет - ресурсы

8

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Игра «Как это можно использовать»

3. «Скажи наоборот»

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем мышление» Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2. 150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 45

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.57

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. интернет – ресурсы.

Декабрь

1

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Игра «Как это можно использовать»

3. «Скажи наоборот»

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем мышление» Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2. 150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 45

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.59

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. интернет – ресурсы.

2

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Игра «Говори наоборот»

3. «Скажи наоборот»

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

1.Школа для дошколят «Развиваем мышление» Гаврина С.Е., Бурдина С.В.«Развитие памяти, внимания, мышления»

2. 150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 48

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.59

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. интернет – ресурсы.

3

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Игра «Бывает – не бывает»

3. «Скажи наоборот»

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

Гаврина С.Е., Бурдина С.В. «Развитие памяти, внимания, мышления»

2. 150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович стр. 48

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.59

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. интернет – ресурсы.

4

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Игра «Засели жильцов»

3. «Скажи по- другому»

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

Гаврина С.Е., Бурдина С.В. «Развитие памяти, внимания, мышления»

2. Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.166

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.60

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. интернет – ресурсы.

5

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Игра «Засели жильцов»

3. «Нарисуй, правильно считая и двигаясь в нужном направлении»

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

Гаврина С.Е., Бурдина С.В. «Развитие памяти, внимания, мышления»

2. Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.168

3. Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление Е. Черенкова. стр. 65

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. интернет – ресурсы.

6

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Игра «Засели жильцов»

3. «Цифры по порядку»

4.Пальчиковая гимнастика

5 Подготовка руки к письму (работа в тетрадях)

6.психомышечная тренировка

Гаврина С.Е., Бурдина С.В. «Развитие памяти, внимания, мышления»

2. Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.170

3. Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление Е. Черенкова. стр. 67

4.интернет – ресурсы

5. Подготовка руки к письму (Школа для дошколят «Учимся писать» Гаврина С.Е. ФГОС)

6. интернет – ресурсы.

7

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Игра «Засели жильцов»

3. «Скажи по- другому»

4.Пальчиковая гимнастика

5. Графический диктант

6.психомышечная тренировка

Гаврина С.Е., Бурдина С.В. «Развитие памяти, внимания, мышления»

2.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.173

3.Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.59

4.интернет – ресурсы

5. Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.225

6. интернет – ресурсы.

8

1Развитие мышления (работа в тетрадях)

2.Игра «Засели жильцов»

3. «Запретное слово»

4.Пальчиковая гимнастика

5. Графический диктант

6.психомышечная тренировка

Гаврина С.Е., Бурдина С.В. «Развитие памяти, внимания, мышления»

2.  Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.173

3. Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление Е. Черенкова. стр. 68

4.интернет – ресурсы

5. Готовимся к школе Е.А. Нефедова стр.227

6. интернет – ресурсы.

Ожидаемые результаты

К окончанию обучения по данной программе дети должны иметь:

- представление о школе;

- сформированную систему знаний и умений, характеризующую готовность к школьному обучению.

уметь:

- самостоятельно находить решение поставленной проблемы;

- анализировать ситуации, исследовать предложенный педагогом объект;

- контролировать своё поведение; сдерживать эмоции, желания;

- общаться со сверстниками и взрослыми.

«Формирование элементарных математических представлений»

представлен курсом «Раз-ступенька, два-ступенька» Л.Г.  Петерсон, Н.П. Холина

Пояснительная записка

        Программа «Раз - ступенька, два - ступенька...» предназначена для развития математических представлений детей дошкольного возраста.

Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счету, чтению, письму. Однако исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое. Поэтому основными задачами логико-математического развития дошкольников в программе являются:

       1.Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

       2.Увеличение объема внимания и памяти.

       3.Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

       4.Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

       5.Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

       6.Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

      7.Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.

      Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Программа развития математических представлений «Раз-ступенька, два-ступенька..»

Общие понятия

      Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства.

Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно - не равно, больше на ... -меньше на ...). Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. Начальные представления о величинах: длина, масса предметов, объем жидких и сыпучих веществ. Измерение величин с помощью условных мер (отрезок, клеточка, стакан и т.п.). Натуральное число как результат счета и измерения. Числовой отрезок. Составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности. Работа с таблицами. Знакомство с символами.

Числа и операции над ними

          Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет.

Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на..., меньше на ...) на наглядной основе. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. Число 0 и его свойства.

Геометрические фигуры и величины

        Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида, параллелепипед (коробка), куб. Составление фигур из частей и деление фигур на части. Конструирование фигур из палочек. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. Сравнение предметов по длине, массе, объему (непосредственное и опосредованное с помощью различных мерок). Установление необходимости выбора единой мерки при сравнении величин. Знакомство с некоторыми общепринятыми единицами измерения различных величин.


Календарно-тематическое планирование «Формирование математических представлений»

 № п/п

дети 5 лет

Содержание

Раздел

1 - 5

Свойства предметов. Объединение предметов в группы по общему свойству.

Формирование математических представлений

6-8

Сравнение групп предметов. Обозначение равенства и неравенства.

Формирование математических представлений

9

Отношение: часть - целое. Представление о действии сложения (на наглядном материале).

Формирование математических представлений

10

Пространственные отношения: на, над, под.

 Формирование математических представлений

11 - 12

Пространственные отношения: справа, слева.

Формирование математических представлений

13

Удаление части из целого

(вычитание). Представле

ние о действии

вычитания.

 

Формирование математических представлений

14

Пространственные отношения: между, посередине.

 Формирование математических представлений

15

Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один - много.

Формирование математических представлений

16

Число 1 и цифра 1.

 Формирование математических представлений

17

Пространственные отношения: внутри, снаружи.

 Формирование математических представлений

18

Число 2 и цифра 2. Пара.

 Формирование математических представлений

19

Представление о точке и линии.

Формирование математических представлений

20

Представление об отрезке и луче.

 Формирование математических представлений

21

Число 3 и цифра 3.

 Формирование математических представлений

22

Представление о замкнутой и незамкнутой ли-ниях.

 Формирование математических представлений

23

Представления о ломаной линии и многоугольнике.

 Формирование математических представлений

24

Число 4 и цифра 4.

 Формирование математических представлений

25

Представление об углах и видах углов.

 Формирование математических представлений

26

Представление о числовом отрезке.

 Формирование математических представлений

27

Число 5 и цифра 5.

 Формирование математических представлений

28

Пространственные отношения: впереди, сзади.

 Формирование математических представлений

29 - 30

Сравнение групп предметов по количеству на наглядной основе. Обозначение отношений: больше - меньше.

Формирование математических представлений

31

Временные отношения: раньше, позже.

 Формирование математических представлений

32

Упражнения по выбору детей.

Формирование математических представлений

 № п/п

дети 6 лет

Содержание

Раздел

1 - 2

Выявление математических представлений детей. Работа с программным материалом 1-го года обучения.

Формирование математических представлений.

3 - 4

Число 6 и цифра 6.

 Формирование математических представлений.

5 - 8

Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

 Формирование математических представлений.

9 - 11

Число 7 и цифра 7.

 Формирование математических представлений.

12 - 14

Пространственные отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

 Формирование математических представлений.

15 - 17

Число 8 и цифра 8.

 Формирование математических представлений.

18 - 19

Представления об объеме (вместимости). Сравнение объема (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от величины мерки.

 Формирование математических представлений.

20 - 22

Число 9 и цифра 9.

 Формирование математических представлений.

23 - 24

Представления о площади. Сравнение площади (непосредственное и опосредованное с помощью мерки). Зависимость результата сравнения от ве-личины мерки (большая клетка - маленькая клетка).

 Формирование математических представлений.

25 - 26

Число 0 и цифра 0.

Формирование математических представлений.

27

Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

Формирование математических представлений.

28

Знакомство с пространственными фигурами -шар, куб, параллелепипед. Их распознавание.

 Формирование математических представлений.

29

Знакомство с пространственными фигурами - пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание.

 Формирование математических представлений.

30

Работа с таблицами.

 Формирование математических представлений.

31- 32

Упражнения по выбору детей.

 Формирование математических представлений.

Ожидаемые результаты

К окончанию обучения по данной программе дети должны уметь:

1) Умение продолжить заданную закономерность с 1 - 2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности. Умение самостоятельно составить ряд, содержащий некоторую закономерность.

2) Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого. Умение использовать для записи сравнения знаки >, <, =.

3) Умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий.

4) Умение записывать сложение и вычитание с помощью знаков +,-,=.

5) Умение использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

6) Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, массе, объему (вместимости), площади.

7) Умение измерять длину и объём различными мерками (шаг, локоть, стакан). Представление об общепринятых единицах измерения этих  величин: сантиметр, литр, килограмм.

8)  Умение по заданному образцу конструировать более сложные фигуры из простых.

«Ознакомление с окружающим миром»

Федиенко В.В.; Волкова Ю.С.

Пояснительная записка

      Программа нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
      В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Задачи:

  1. Формировать элементарные представления об окружающем мире
  2. Расширять и обобщать знания детей об окружающем мире.
  3. Развивать общие познавательные способности (формировать способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей). Развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности.
  4. Развивать интерес к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных растений), местам обитания человека, животных растений (земля, вода, воздух);
  5. Знакомить с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
  6. Воспитывать любознательность; любовь и интерес к родному краю, Родине, детскому саду; уважение к людям труда; бережное отношение к природе.
  7. Формировать первоначальное представление о себе, о ближайшем социальном окружении, о простейших родственных отношениях
  8. Формировать первоначальное представление о макросоциальной среде (магазин, школа, поликлиника, транспорт и др.);
  9. Продолжить знакомство с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда;
  10. Формировать представление о явлениях природы, суточных, сезонных и пространственных изменениях в природе;
  11. Формирование экологических представлений, целостных основ отношения к окружающему миру.

Календарно-тематическое планирование «Ознакомление с окружающим миром».

№ урока

Содержание

Раздел

1

Человек и природа.

Ознакомление с окружающим

2,3

Неживая природа осенью.

Ознакомление с окружающим

4

Растительный мир осенью.

Ознакомление с окружающим

5

Животный мир осенью.

Ознакомление с окружающим

6

Птицы нашего двора.

Ознакомление с окружающим

7

Насекомые и рыбы.

Ознакомление с окружающим

8,9

Домашние животные. Обитатели живого уголка.

Ознакомление с окружающим

10

Наши друзья-животные.

Ознакомление с окружающим

11,12

Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица.

Ознакомление с окружающим

13

Неживая природа зимой.

Ознакомление с окружающим

14

Растения зимой.

Ознакомление с окружающим

15

Животный мир зимой.

Ознакомление с окружающим

16

Зелёное чудо - растения. Части растений.

Ознакомление с окружающим

17

Овощи и фрукты.

Ознакомление с окружающим

18

Травянистые растения.

Ознакомление с окружающим

19

Кустарники.

Ознакомление с окружающим

20

Разнообразие деревьев.

Ознакомление с окружающим

21

Съедобные и несъедобные ягоды.

Ознакомление с окружающим

22

Мхи и Папоротники.

Ознакомление с окружающим

23

Грибы.

Ознакомление с окружающим

24

Неживая природа весной.

Ознакомление с окружающим

25

Растения весной.

Ознакомление с окружающим

26

Животный мир весной.

Ознакомление с окружающим

27

Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга?

Ознакомление с окружающим

28

Откуда взялась радуга?

Ознакомление с окружающим

29

Неживая природа летом.

Ознакомление с окружающим

30

Растения летом.

Ознакомление с окружающим

31

Животный мир летом.

Ознакомление с окружающим

Ожидаемые результаты:

Неживая природа:

Дети должны:

-иметь представление о сезонных изменениях в природе;

-определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

-уметь вести календарь природы с помощью взрослых.

Живая природа:

Дети должны иметь представление:

-о домашних животных;

-о перелётных и зимующих птицах;

-о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир:

Дети должны иметь представление:

-об условиях необходимых для роста растений;

-о лесных ягодах и грибах;

-об овощах и фруктах;

- о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:

-различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Список литературы:

1.Развитие психических процессов: Развиваем внимание, мышление С.Е. Гаврина 6 – 7 лет.

2. Развитие психических процессов: Развиваем внимание, мышление Бурдина С.В.

3.Подготовка руки к письму: «Учимся писать» С.Е. Гаврина 6 -7 лет

4.Математика для дошкольников: «Раз ступенька, два ступенька» Л.Г. Петерсон. (Программа состоит из двух частей, для детей 5 - 6 и 6 - 7 лет.)

5.Ознакомление с окружающим: В.В. Федиенко

6.«Развитие памяти, внимания, мышления» В 2-ух частях. Бурдина С.В.

7. Готовимся к школе Е.А. Нефёдова, О.В. Узорова

8.150 тестов, игр, упражнений для поготовки детей к школе Л.А. Григорович

9.Лучшие задачки для детей от 3 до 6 лет. Развиваем логику и мышление Е. Черенкова.

10.Лучшие ребусы и головоломки для детей И. Агапова, М. Давыдова



              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предшкольной подготовки "Хочу в школу!"

Среди дошкольников, поступающих в первый класс, есть дети с нарушением фонематического слуха, с общим недоразвитием речи, с нарушениями в развитии восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, ...

ПРОГРАММА ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ «ТРОПИНКА К ШКОЛЕ»

    Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути детей: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.        Готовность ребе...

ПРОГРАММА ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ГРУППЕ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ «ОТ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЬНИКУ»

Вопрос психологической готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей, психоло...

Коррекционно-развивающая программа по подготовке детей к школе.

В программе дано определение психологической готовности детей к школе и очерчены основные пути этой подготовки в условиях детского сада....

Программа при подготовке детей к школе "Развивай - ка"

 В процессе жизни у ребенка меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Постепенно возрастает способность сознавать и контролировать свои эмоции, а также идет усвоение способов общения. Однако,...

Программа по подготовке к школе

Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом воспитания и обучения дошкольника в детском саду. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет ...

Примерная программа по подготовке к школе детей 5-7 лет на основе программы "Детский сад 2100".

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста и является одним из структурных компонентов комплекта програ...