Поддержка детской инициативы и самостоятельности
статья

Ерошенко Наталья Юрьевна

Анализируя понятие «самостоятельность», мы видим, что это с одной стороны свобода и независимость, а с другой ответственность за свою деятельность. И чтобы самостоятельность не превратилась во вседозволенность, необходимо научить детей выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми и отвечать за свои поступки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Поддержка детской инициативы и самостоятельности».

Ценность детства, его уникальность отмечалось на протяжении всей истории человечества великими умами.

Я считаю, что основная задача педагога не навредить ребенку, не заглушить в нем интерес к познанию окружающего мира и себя, а обогатить его развитие через поддержку его инициативы и самостоятельности.

Об этом говориться и в ФГОС. Красной нить через весь Стандарт проходит идея поддержки инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.

Основной целью моей педагогической деятельности является создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности.

Реализовать поставленную цель мне позволяет решение следующих задач:

  1. Развитие умение детей выстраивать конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  2. Формирование интересов детей.
  3. Обогащение личного опыта.
  4. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Анализируя понятие «самостоятельность», мы видим, что это с одной стороны свобода и независимость, а с другой ответственность за свою деятельность. И чтобы самостоятельность не превратилась во вседозволенность, необходимо научить детей выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми и отвечать за свои поступки.

Одним из основополагающих условий для проявления детьми инициативы и самостоятельности в их конструктивных проявлениях - это создание общей атмосферы доброжелательности, принятия каждого, доверия эмоционального комфорта. Поддерживать эту атмосферу помогает центр Уединения. Самостоятельно оценить свое эмоциональное состояние ребенок, может используя экран «Экран настроения», и при необходимости привлекает внимание окружающих к своим трудностям. С помощью перемещения своей фотографии в разные зоны экрана ребенок может сказать о том, что ему необходима помощь воспитателя или друзей, или о том, что ему просто необходимо побыть одному в уголке уединения.

В уголке уединения созданы условия для:

- анализа ребенком своего эмоционального состояния (маски, лепка настояния);

- релаксации (мягкие игрушки, бабочки, пейзажные картины, голевые пузыри, светильник, игры с песком, посох дождя, пение птиц);

- овладение приёмами саморегуляции (солнышко пожалей-ка, телефон, мешочек смеха, фотографии);

- выражения гнева в приемлемой форме (стаканчики крика, стаканчики плохого настроения, капитошки, клубочки);

- бесконфликтного общения (подушка настроения, азбука настроения, ситуации общения);

- повышения самооценки тревожных, неуверенных в себе детей (медали, стул почета).

Основным условием для поддержки инициативы и самостоятельности детей – это признание ребенка полноценным субъектом образования. Поэтому каждый учебный год мы начинаем с обсуждения правил группы и их необходимости. Дети самостоятельно формулируют правила поведения в группе, как общие, так и правила поведения в каждом центре, зарисовывают их и редактируют изображения знаков каждого правила.

Для повышения мотивации детей к занятиям, развития у детей умение свободно обсуждать интересующие их вопросы, мы используем социо-игровые технологии. Через работу в микрогруппах дистанция между детьми быстро уменьшается: они начинают находить подходы друг к другу, другие открывают в себе ситуацию терпимости и начинают видеть ее пользу для общего дела.

Опираясь на опыт конструктивного взаимодействия детей, мы стараемся поддерживать интерес к общим обсуждаемым темам. В основном темы представлены в календарно-тематическом планировании ДОУ, но это довольно-таки гибкий инструмент, который можно подстроить под значимые для детей события и их интересы. В своей педагогической деятельности я стараюсь обсуждать календарно - тематическое планирование на предстоящий учебный год и возможности их включения в проживание предложенных тем или их изменение. Кроме этого каждую неделю родителям даются рекомендации по проведению с детьми игр на предложенную тему.

Работа над темой недели может начаться в конце предыдущей недели, когда детям дается задание добыть информацию по предложенной теме у родителей или вместе с родителями.

Иногда работа над темой недели начинается в начале недели с появления в разных центрах «секретиков» с заданиями по этой же теме или обсуждения информации появившейся на планшете «Удивления».

Показать свои знания о теме недели, дня, и определить пути поиска новых знаний дети могут в ходе группового сбора. Здесь мы с детьми обмениваемся информацией, обсуждаем проблемы, планируем индивидуальную и совместную деятельность. В течение дня групповых сборов может быть несколько. Они проводятся по мере необходимости обсуждения дальнейшей совместной деятельности или решения возникших проблем.

Поддерживать интерес к теме недели помогает и «Мини-музей», в котором проводятся тематические выставки книг, игрушек, рисунков, разнообразных коллекций. Пополняя музей экспонатами дети с удовольствием рассказывают о них, делятся друг с другом впечатлениями о экспозиции.

Мы широко используем фотоматериалы с различных мероприятий проходящих в городе в детском саду и группе для рассматривания и обсуждения различных тем. Устраиваем фотовыставки, оформляем альбомы, с помощью которых дети самостоятельно рассказывают о своих впечатлениях о значимых событиях в своей жизни.

Так постепенно дети накапливают опыт, который можно использовать в самостоятельной деятельности.

Для расширения лично опыта ребенка мы используем не только ресурс группы, но ресурсы ближайшего социального окружения: музея, библиотеки, драматического театра, детской школы искусств, детской художественной школы, гимназии №4. Для детей организуются экскурсии, выставки, спектакли, концерты, конкурсы и т.д. Дети получают возможность активно участвовать в жизни города: в социальной акции «Елочка живи», в праздновании дня рождения детской городской библиотеки и т.д.

Фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация, создает положительный эмоциональных фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса.

Результаты своей деятельности дети могут увидеть и продемонстрировать, с помощью «Дневника достижений» в оформлении которого они принимают активное участие. Ведение «Дневника достижений» позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей. Каждый день недели с помощью символов, отмечаются те виды деятельности, в которых добился успеха ребенок. Получение каждого символа обговаривается после каждого занятия или на групповом сборе, поэтому собираясь домой ребенок может рассказать, за что он получил, тот или иной значок. В течении дня каждый ребенок имеет возможность получить, тот или иной символ или на занятии, или после занятия во время индивидуальной работы или выполняя поручения воспитателя. Всё это позволяет каждому ребенку оказаться в ситуации успеха, и стимулирует рост познавательной и творческой активности.

Важным условие для организации самостоятельной деятельности детей является РППС. В нашей группе дети активно участвуют в оформлении среды группы - они придумали названия центрам, каждый центр обозначили своим цветом. С помощью этих обозначений была изготовлена «Доска выбора», которая помогает нам рационально организовать самостоятельную деятельности детей отследить какой цент в группе востребован, а какой необходимо пополнить интересными для детей материалами.

В каждом центре ребенок может взять на разные роли, а, чтобы другим детям легче было взаимодействовать с ним учитывая его роль, он может одеть знак этой роли.

В самостоятельной деятельности дети могут использовать игрушки вещи, принесенные из дома. У каждого ребенка есть свое место для хранения личных вещей.

 

Для организации самостоятельной деятельности дети могут активно преобразовывать РППС. Так театральный центр может не только превратиться в театр, но и в библиотеку, уголок уединения, модельное или фото агентство.  Дом может стать домом не для одной семьи, или превратится в магазин или кафе.

Самостоятельность и инициативность формируют активную жизненную позицию детей, что позволяет им участвовать в разнообразных конкурсах: Экологическая акция «Ёлочка живи» номинация «Символ 2015 года» Грамота за лучшую работу в номинации.

Работа над представленной темой позволила мне активно участвовать в разработке ОП ДОУ, организовывать деятельности рабочей группы рамках ГМО воспитателей, тиражировать свой опыт на конференциях разного уровня:

- VIII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г. Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт - основа системных изменений»: Выступление по теме: «Проектная деятельность как форма организации образовательного процесса в рамках формирования краеведческих представлений у детей старшего дошкольного возраста»;

 - I Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитатель нового поколения» Образовательный центр «INCEPTUM», участвовать в конкурсах. Научно-методическая работа «Создание условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности»;  

- Фестиваль методических материалов среди дошкольных образовательных организаций, проводимого в рамках инициативного сетьевого проекта по разработке и внедрению парциальной программы «Мой любимый город Канск» в честь празднования 380 – летия г. Канска;

Профессиональных конкурсах:

- Всероссийский Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

- Открытый Всероссийский дистанционный конкурс «Воспитатель года – 2014»;

- Конкурс «Лучший центр уединения ДОО» среди дошкольных образовательных организаций города Канска.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ерошенко Наталья Юрьевна Воспитатель МБДОУ № 11 Поддержка детской инициативы и самостоятельности

Слайд 2

«Не снизойти до ребенка, а подняться до уровня его понимания» Януш Корчак.

Слайд 3

Цель: создание условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности. Задачи: Развитие умение детей выстраивать конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Формирование интересов детей. Обогащение личного опыта . Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

Слайд 4

Самостоятельность : независимость, свобода от внешних влияний , принуждений, от посторонней поддержки, помощи ; способность к независимым действиям , суждениям, обладание инициативой , решительность . Самостоятельность — обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Слайд 5

Группа «Солнышко»

Слайд 6

Центр уединения «Экран настроения»

Слайд 7

Подушки настроения Солнышко- мирилка Солнышко – пожалей-ка Лепка настроения

Слайд 8

Изображение правил во время обсуждения Передвижной планшет со схематическим изображением правил

Слайд 9

Придумывание рассказа по дорисованной картинке в тройках Математическое соревнование между командами

Слайд 10

Представление темы недели д ля родителей с подборкой игр. Творческие домашние задания

Слайд 11

Планшет «Удивления» Контейнер для хранения « секретиков » и сюрпризов т еатрального центра

Слайд 12

Групповой сбор по о бсуждению темы дня Групповой сбор со «свечей пожеланий»

Слайд 13

Мини-музей «Защитники Отечества» Мини-музей «Что за чудо эти сказки» Коллекции марок

Слайд 14

«В гости к первобытному человеку» с Краеведческим музеем «На сказку» в библиотеку В цирке всей группой Мастер класс «Маленькие библиотекари»

Слайд 15

Библиотека Акция «Ёлочка - живи»

Слайд 16

Дневники достижений Храним свои достижения Отмечаем достижения Демонстрируем достижения

Слайд 17

Мы делаем «Солнечную систему » Строим крепость Украшаем группу

Слайд 18

«Доска выбора»

Слайд 19

Полка придвигается и дом превращается в магазин «Приходи сосед к соседу на веселую беседу» «Для кого-то фланелеграф , а для меня тоннель»

Слайд 20

Посмотрите как мы умеем рисовать!

Слайд 21

«Шашки ходят вот так»

Слайд 22

Благодарственное письмо за участие в Общегородском литературно-творческом конкурсе «Природа – наш общий дом»

Слайд 23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поддержка детской инициативы и самостоятельности. Детский совет.

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) об...

Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»

Цель: повышение компетенций педагогов при оказании  недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с  технологией «Детский сове...

Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"

quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...

Описание образовательной практики "Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества."

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных направлений дошкольного образования является «развитие самостоятельности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности»....

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества»

laquo;Поддержка детской инициативы и самостоятельности на основе детского творчества»...