План/Отчёт по Самообразованию за 2018 - 19 год
статья
Вашему вниманию предлагаю План по Самообразованию учителя - логопеда по теме "Использование новейших здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях" , а также отчёт по самообразованию за 2017-2018 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчёт по самообразованию за 2017 - 2018 год | 2.69 МБ |
План по самообразованию за 2018 - 2019 год | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Индивидуальный план самообразования на 2014 – 2018 г.г . по теме: «Задержка речевого развития» Долгосрочный срок работы. Этапы работы: 1 этап ( Диагностико –аналитический) 2014-2015 учебный год 2 этап ( Прогностическо - практический) 2015 – 2016 учебный год 3 этап (обобщающий ) 2017 – 2018 учебный год
Актуальность выбранной темы Задержка речевого развития (ЗРР) — термин, применяемый в логопедии по отношению к детям до 5 лет, испытывающим проблемы с развитием речи из-за неразвитости нервных структур, ответственных за речь, но которые могут, хотя и с задержкой, доразвиться . Дети с ЗРР осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, просто медленнее и потому немного позже. Задержка речевого развития - более позднее начало речи; иногда замедление темпов формирования речи. Медленное расширение активного словаря, более позднее появление фразовой речи, трудности усвоения грамматических категорий
Новизна и практическая значимость темы Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной . Д ети с речевой патологией отстают в развитие , тормозиться формирование взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а значит и личность ребенка в целом . Детей с ЗРР становиться больше. Тем не менее, это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а значит его личность в целом. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности ПО ПРОБЛЕМЕ «Задержка речевого развития» Задачи :- повысить собственный уровень знаний в области речевого развития детей путем изучения педагогической литературы по данной теме; - работать с педагогической информацией в системе интернет; - р азработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми; - использовать в работе с детьми инновационные , развивающие педагогические технологии; - обобщить свой педагогический опыт и распространить его .
Содержание: 1.Профессионально-педагогическая деятельность. 2.Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога . Внедрить в работу с детьми. 3.Изучение специальной литературы. 4.Повышение квалификации, профессионального мастерства. 5.Обобщение практического опыта педагогов РМ учителей – логопедов.
1 . Профессионально-педагогическая деятельность: № Название мероприятий Сроки выполнения 1 Разработать и утвердить тему по Самообразованию. Планирование работы по Самообразованию. 2014-2015 2 Изучить и проанализировать, наметить пути решения данной проблемы путём изучения доступной информации; 2014-2015 3 Разработать формы и методы работы с детьми и родителями. Консультативная помощь воспитателям и родителям. Изучить методические принципы и подходы, соответствующие выбранной теме. Постоянно 4 Посещать Мастер – классы и использовать в работе 2017-2018 5 Систематизировать практический материал, интернет ресурсы. Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологиий . 2017-2018 6 Участвовать в окружных, региональных Всероссийских конкурсах 2014-2018 7 8 9 Определить значимость данной темы для коррекционной работы учителя-логопеда и образовательного процесса ДОУ в целом Изучать психологию каждого ребенка, его способности и возможности, использовать в работе индивидуальный подход. Обобщение и распространению педагогического опыта по теме самообразования 2014-2018 2014-2018
2.Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога . № Название мероприятий Сроки выполнения 1 Разработка диагностики речевого развития детей раннего возраста. 2014 -2015 2 Изготовить демонстрационные пособия «Речевой куб» «Силуэты в работе логопеда», «Песенки по дорожкам » Новые логопедические игры для работы с ЗРР 2014 -2015 3 Собственные методические разработки (разработка практических материалов по проблеме: системы игр, заданий, упражнений и т. д) 2015 -2016 4 Изготовление пособия для развития речевого дыхания, мелкой моторики руки и других неречевых психических функций (внимание, память, мышление ) «Разрезные картинки» из 4-5 частей. 2016 -2017 5 Создание презентации по теме самообразования. 2017-2018 6 7 Создание дидактических пособий «Животные из бумаги», апробация их в работе логопеда Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей) 2017-2018 2017-2018
3.Изучение специальной литературы. № Название мероприятий Сроки 1 Изучить «Логопедический вестник» РМО села Мужи по теме : «Картотека артикуляционной гимнастики » составитель Ситникова Н.В 2014 -2015 2 Т.А. Фотекова , Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» 2014 -2015 3 Нетрадиционные техники в специальном образовании: использование песочной терапии учитель-логопед Недошовенко Н. 2015 -2016 4 1.Елецкая.О.В. А.А.Тараканова «Психолога –педагогическая диагностика детей с нарушением речи» 2. Стребелева Е.А. «Наглядный материал для обследования детей» 2016-2017 5 1.Е. Янушко «Помогите ребёнку заговорить» 2.Лицманенко Л.М . «Перспективное планирование логопедической работы с безречевыми детьми » 3 . Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт : документация, планирование и организация работы. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008 . 4. Борозинец Н. М «Логопедические технологии» 2017-2018 6 5 .Изучить Тематическое планирование на 20_-20_ год для детей 3-4 лет с глубокой ЗРР по Мироновой С.А. 6 .« Шпаргалка» для логопеда Доу» Р . А.Кирьянова . 2008 год. 2017-2018
Повышение квалификации, профессионального мастерства . 1 г . Салехард. «Региональный институт развития образования» Приняла участие в Межрегиональном семинаре по обсуждению научно- методологических основ обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ ». 2.Учеба в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки (УРИПКИП), тема курса «Артикуляционная гимнастика в коррекции нарушений речи и развитии дикции у детей и взрослых», 108 часов, город Пермь. 12.10.2017 год с 21 декабря 2016 по 1 февраля 2017 года 2 1.Учёба в научно – образовательном центре «Современные образовательные технологии» «Организация и содержание логопедической работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС» (72 часа), город Липецк. 2. Проверка знаний по программе: «Оказание первой помощи» в объёме 36 часов. 3. Участие в Тест - Олимпиаде. Вопросы по Инклюзии после введения ФГОС, победитель. с 18 декабря 2017 по 31 декабря 2017 года 11.05.2018 25.04.2018 году
5.Обобщение практического опыта РМО учителей–логопедов . № Название мероприятий Сроки выполнения 1 Участвовала в семинаре « Инклюзивное образование» познакомила педагогов с проектом « Речевой куб» созданный своими руками. 26 марта 2015 г. 2 Участие в «Логопедическом вестнике» села Мужи, по теме «Сопровождение образовательного процесса детей с ЗРР». май 2016 год. 3 1.Участие в районном семинаре «Организация работы с детьми с ОВЗ ( интеллектуальные нарушения) особенности воспитания и обучения» на базе МС (К) ОШИ п. Горки; 2 . Участие в районном семинаре логопедов на базе Детского сада «Оленёнок» и Мужевской школы. Тема «Развитие у детей на логопедических занятиях школьно – значимых функций». Показано подгрупповое занятие в средней группе, снятое на камеру «Развитие на логопедических занятиях в детском саду пространственно – временных представлений». 3. Самостоятельное прослушивание вебинаров на Мерсибо , и УРИПКИП. 15.03.2017 год 17.03.2017 год В течение года 4. 1.Участие в районном семинаре - практикуме на тему: «Совершенствование системы взаимодействия специалистов ДОУ через единый подход в работе» на базе МБДОУ «Детский сад «Буратино» села Мужи. Тема: нетрадиционные формы работы «Силуэты в работе логопеда. Какие игры можно придумать для детей с Общим недоразвитием речи ». Поделилась темой «Речевой куб» 2. Участие в семинаре – практикуме для логопедов на тему: « Дислексия : комплекс причин - комплекс решений» на базе МСОШ им. Н.В.Архангельского и «Детского сада «Оленёнок». Показана на семинаре презентация « Профилактика нарушений чтения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий». Март 2018 год Апрель 2018 год
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Основные направления работы: 1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития. 2. Взаимодействие с родителями (консультации , собрания) 3. Обмен опытом с коллегами( коллегами из ДОУ и Районного Методического Объединения логопедов) 4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.
В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты: 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Дыхательная гимнастика. Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл. Подразним мы бегемота, пошутить над ним охота.
3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика. Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками .
4. Развитие общей моторики. В работе логопеда активно используются пальчиковые игры. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Р азвивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.
5. Развитие мелкой моторики. Конструирование, работа с пластилином, Работа с конструктором ЛЕГО, Мозаика, шнуровка, игры с мелкими предметами, пазлы , кубики
6. Су – джок терапия . Массаж приборами Су- джок терапии
7. Массаж и самомассаж кистей пальцев руки Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками ; массаж травяными мешочками; массаж камнями; массаж зондами, зондо заменителями ; 8. Пальцевый массаж
9. Дидактические игры Игра магнитное учебное пособие «Упрямые звуки». Вначале надо собрать картинки по силуэтам, потом назвать то что собрали. Ребёнок выполняет 2 задания развивает моторику и речь.
Ожидаемые результаты: - повышение качества коррекционного воспитательно -образовательного процесса. - разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности. - практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий ) - обобщение накопленного опыта и его распространение - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете.
Педагог должен заниматься самообразованием Постоянно работать над темой по самообразованию Пополнять свои знания по современной педагогике и психологии. Работать над расширением общеобразовательного кругозора. Регулярно знакомиться с новинками педагогической литературы. Своевременно знакомиться с нормативно- правовой документации. Периодически проходить курсовую подготовку.
Спасибо за внимание!!!
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Теремок»
629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,
тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru
План самообразования
учителя-логопеда
Макаровой Н.С.
на 2018-2019 учебный год.
МАЙ 2019
Индивидуальный план
самообразования на 2018 – 2019 год
по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях»
Введение.
Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования.
Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.
Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Перейдём к особенностям развития детей с речевыми недостатками. Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение оптико – пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой)
- несформированность мышления;
- задержка развития воображения.
Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Дыхательная гимнастика.
3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика с использованием компьютера.
4. Развитие общей моторики: использование кубов в работе.
5. Развитие мелкой моторики: использование космического песка, шнуровки, бумажных игрушек, крупных пазлов.
6. Су – джок терапия, использование на занятиях.
7. Массаж и самомассаж: использование массажных мячей на занятиях.
Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:
- массаж и самомассаж лицевых мышц;
- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
План самообразования.
1.Цель: Повышение профессиональной подготовленности в области здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях с целью повышения эффективности коррекционно-развивающих занятий .
2.Задачи:
2.1. Формировать предпосылки к полноценному усвоению образовательных программ путём коррекции нарушений с использованием здоровье сберегательных технологии.
3. Этапы работы:
1 этап (практический) 2018- 2019 учебный год
2 этап (практико-внедренческий)
3 этап (обобщающий)
Основные направления | Содержание самообразования |
1.Профессиональное | 1.Регулярно знакомиться с современными исследованиями ученых в области логопедии и нейропсихологии. 2. Знакомиться с новыми авторскими программами по коррекции и предупреждению речевых нарушений, концепциями обучения, их оценками. 3. Изучать периодическую литературу. 4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей-логопедов. 5. Принимать участие в семинарах. 6. Посещать мастер-классы и участвовать в обмене опытом. 7.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. 8. Проводить открытые НОД, для анализа со стороны коллег. 9. Участвовать в окружных, областных, региональных Всероссийских конкурсах. |
2.Психолого- педагогиче-ское | 1. Совершенствовать свои НОД в области классической и сов- ременной психологии и педагогики. 2. Изучать психологию каждого ребенка, его способности и возможности, использовать в работе индивидуальный подход. 3. Изучать современные психологические методики. |
3.Методи- ческое | 1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через переодические издания: -«Дефектология», «Логопед», «Обруч». 2.Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различ- ных форм коррекционных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий (использовать Интернет) 3. Разрабатывать разные формы НОД, с использованием здоровьесберегающих технологий 4. Разрабатывать новые методические и дидактические пособия направленные на коррекцию и предупреждение речевых нарушений. |
4 Работа с родителями | 1.Включать родителей в совместную коррекционную работу 2. Изучение книги 3. Изучение книги для родителей 4. Проведение родительских собраний 5. Оформление и обновление уголка логопеда 6. Проведение практикумов для родителей с использованием здоровьесберегающих технологии. |
Предполагаемый результат:
- Повышение динамики показателей результатов коррекционной работы до 90% - 95%.
- Формирование комплекта дидактических материалов.
3.Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологии.
4. Разработка НОД «Индивидуальная работа с родителями с использованием здоровьесберегающего метода Су-джок терапии»
5. Способ демонстрации результата проделанной работы:
1. Мастер-классы.
2. Открытые НОД.
3. Презентации.
6. Форма отчета о проделанной работе:
1.Обобщение опыта работы на уровне детского сада.
2.Выступления по обмену опытом работы.
3.Представление администрации аналитического отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других специалистов и воспитателей.
Отчет за 2018- 2019 учебный год.
ДАТА | Тема | Мероприятия | |
28.09.2018 | «Су – джок терапия» Познакомить детей с Су - Джок | Занятие фронтальное в старшей группе, вся группа | |
27.09.2018 | Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука Ш. Использование на занятии пальчиковых игр. | Занятие открытое, подгрупповое в старшей группе | |
02.10.2018 | Знакомство с Су – Джок, показ как использовать су – джок. | Занятие фронтальное в средней группе. Занятие в логопедическом кабинете. | |
16.10. 2018 | Работа со шнуровкой. | Занятие фронтальное в младшей группе, подгруппа детей. | |
23.10.2018 | Использование массажных мячей в работе логопеда. Показ родителям и детям. | Занятие открытое в средней группе, подгруппа детей. | |
15.09. 2018 – 15.03.2019 | Использование космического песка в работе логопеда, развитие моторики путем использования песка. | Занятия логопедические в течение года. | |
15.03.2019 | Пальчиковые игры с ребёнком с ОВЗ. Использование пазлов, шнуровки, «Песенку по дорожке», игрушки. Книжки. | Занятия индивидуальные в присутствии мамы, ребёнок с ОВЗ. | |
16.04. 2019 | Использование кубов в работе логопеда. | Занятия логопедические в течение года. |
Спасибо за внимание!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
перспективный план по самообразованию 2014-2018
перспективный план...
Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»
Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...
План самообразования на 2018-2023 уч.года
План самообразования...
План самообразования на 2018-2023 уч.года
План по самообразованию...
План самообразования на 2018-2023 гг.
Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям татарского народа.Цель: Приобщение детей к национальной культуре и традициям татарского народа. Формировать праздничную культур...
План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»
Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...
План по самообразованию на 2018-2019 учебный год (начинается с декабря 2018 г.)
План по самообразованию составлен с декабря, так как я начала работать в первой младшей группе с данного месяца....