План/Отчёт по Самообразованию за 2018 - 19 год
статья

Макарова Наталья Семёновна

Вашему вниманию предлагаю План по Самообразованию учителя - логопеда по теме "Использование новейших здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях" , а также отчёт по самообразованию за 2017-2018 учебный год.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация. Отчет по теме самообразования МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» 629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт , ул.Сынская,15, тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort - popova @ mail . ru Задержка речевого развития Создала и показала учитель-логопед Макарова Н.С. 2018 май

Слайд 2

Индивидуальный план самообразования на 2014 – 2018 г.г . по теме: «Задержка речевого развития» Долгосрочный срок работы. Этапы работы: 1 этап ( Диагностико –аналитический) 2014-2015 учебный год 2 этап ( Прогностическо - практический) 2015 – 2016 учебный год 3 этап (обобщающий ) 2017 – 2018 учебный год

Слайд 3

Актуальность выбранной темы Задержка речевого развития (ЗРР) — термин, применяемый в логопедии по отношению к детям до 5 лет, испытывающим проблемы с развитием речи из-за неразвитости нервных структур, ответственных за речь, но которые могут, хотя и с задержкой, доразвиться . Дети с ЗРР осваивают необходимые речевые навыки так же, как и дети без проблем в речевом развитии, просто медленнее и потому немного позже. Задержка речевого развития - более позднее начало речи; иногда замедление темпов формирования речи. Медленное расширение активного словаря, более позднее появление фразовой речи, трудности усвоения грамматических категорий

Слайд 4

Новизна и практическая значимость темы Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а также формируется личность. В связи с увеличением числа новорожденных, имеющих недостатки в психофизическом развитии, коррекционно-логопедическая и социально-психологическая помощь детям в раннем возрасте должна быть приоритетной . Д ети с речевой патологией отстают в развитие , тормозиться формирование взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а значит и личность ребенка в целом . Детей с ЗРР становиться больше. Тем не менее, это предъявляет большие требования к качеству нашей речи. Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т.е. его поведение, а значит его личность в целом. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в этом плане отражаются на поведении ребёнка, а также на его деятельности в различных её формах.

Слайд 5

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности ПО ПРОБЛЕМЕ «Задержка речевого развития» Задачи :- повысить собственный уровень знаний в области речевого развития детей путем изучения педагогической литературы по данной теме; - работать с педагогической информацией в системе интернет; - р азработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми; - использовать в работе с детьми инновационные , развивающие педагогические технологии; - обобщить свой педагогический опыт и распространить его .

Слайд 6

Содержание: 1.Профессионально-педагогическая деятельность. 2.Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога . Внедрить в работу с детьми. 3.Изучение специальной литературы. 4.Повышение квалификации, профессионального мастерства. 5.Обобщение практического опыта педагогов РМ учителей – логопедов.

Слайд 7

1 . Профессионально-педагогическая деятельность: № Название мероприятий Сроки выполнения 1 Разработать и утвердить тему по Самообразованию. Планирование работы по Самообразованию. 2014-2015 2 Изучить и проанализировать, наметить пути решения данной проблемы путём изучения доступной информации; 2014-2015 3 Разработать формы и методы работы с детьми и родителями. Консультативная помощь воспитателям и родителям. Изучить методические принципы и подходы, соответствующие выбранной теме. Постоянно 4 Посещать Мастер – классы и использовать в работе 2017-2018 5 Систематизировать практический материал, интернет ресурсы. Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологиий . 2017-2018 6 Участвовать в окружных, региональных Всероссийских конкурсах 2014-2018 7 8 9 Определить значимость данной темы для коррекционной работы учителя-логопеда и образовательного процесса ДОУ в целом Изучать психологию каждого ребенка, его способности и возможности, использовать в работе индивидуальный подход. Обобщение и распространению педагогического опыта по теме самообразования 2014-2018 2014-2018

Слайд 8

2.Методическая работа. Пополнение методической копилки педагога . № Название мероприятий Сроки выполнения 1 Разработка диагностики речевого развития детей раннего возраста. 2014 -2015 2 Изготовить демонстрационные пособия «Речевой куб» «Силуэты в работе логопеда», «Песенки по дорожкам » Новые логопедические игры для работы с ЗРР 2014 -2015 3 Собственные методические разработки (разработка практических материалов по проблеме: системы игр, заданий, упражнений и т. д) 2015 -2016 4 Изготовление пособия для развития речевого дыхания, мелкой моторики руки и других неречевых психических функций (внимание, память, мышление ) «Разрезные картинки» из 4-5 частей. 2016 -2017 5 Создание презентации по теме самообразования. 2017-2018 6 7 Создание дидактических пособий «Животные из бумаги», апробация их в работе логопеда Практическое применение наработанных материалов с детьми (Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей) 2017-2018 2017-2018

Слайд 9

3.Изучение специальной литературы. № Название мероприятий Сроки 1 Изучить «Логопедический вестник» РМО села Мужи по теме : «Картотека артикуляционной гимнастики » составитель Ситникова Н.В 2014 -2015 2 Т.А. Фотекова , Т.В. Ахутина «Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов» 2014 -2015 3 Нетрадиционные техники в специальном образовании: использование песочной терапии учитель-логопед Недошовенко Н. 2015 -2016 4 1.Елецкая.О.В. А.А.Тараканова «Психолога –педагогическая диагностика детей с нарушением речи» 2. Стребелева Е.А. «Наглядный материал для обследования детей» 2016-2017 5 1.Е. Янушко «Помогите ребёнку заговорить» 2.Лицманенко Л.М . «Перспективное планирование логопедической работы с безречевыми детьми » 3 . Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт : документация, планирование и организация работы. М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008 . 4. Борозинец Н. М «Логопедические технологии» 2017-2018 6 5 .Изучить Тематическое планирование на 20_-20_ год для детей 3-4 лет с глубокой ЗРР по Мироновой С.А. 6 .« Шпаргалка» для логопеда Доу» Р . А.Кирьянова . 2008 год. 2017-2018

Слайд 10

Повышение квалификации, профессионального мастерства . 1 г . Салехард. «Региональный институт развития образования» Приняла участие в Межрегиональном семинаре по обсуждению научно- методологических основ обновления содержания и технологий дополнительного образования детей в области реализации дополнительных общеразвивающих программ ». 2.Учеба в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки (УРИПКИП), тема курса «Артикуляционная гимнастика в коррекции нарушений речи и развитии дикции у детей и взрослых», 108 часов, город Пермь. 12.10.2017 год с 21 декабря 2016 по 1 февраля 2017 года 2 1.Учёба в научно – образовательном центре «Современные образовательные технологии» «Организация и содержание логопедической работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС» (72 часа), город Липецк. 2. Проверка знаний по программе: «Оказание первой помощи» в объёме 36 часов. 3. Участие в Тест - Олимпиаде. Вопросы по Инклюзии после введения ФГОС, победитель. с 18 декабря 2017 по 31 декабря 2017 года 11.05.2018 25.04.2018 году

Слайд 11

5.Обобщение практического опыта РМО учителей–логопедов . № Название мероприятий Сроки выполнения 1 Участвовала в семинаре « Инклюзивное образование» познакомила педагогов с проектом « Речевой куб» созданный своими руками. 26 марта 2015 г. 2 Участие в «Логопедическом вестнике» села Мужи, по теме «Сопровождение образовательного процесса детей с ЗРР». май 2016 год. 3 1.Участие в районном семинаре «Организация работы с детьми с ОВЗ ( интеллектуальные нарушения) особенности воспитания и обучения» на базе МС (К) ОШИ п. Горки; 2 . Участие в районном семинаре логопедов на базе Детского сада «Оленёнок» и Мужевской школы. Тема «Развитие у детей на логопедических занятиях школьно – значимых функций». Показано подгрупповое занятие в средней группе, снятое на камеру «Развитие на логопедических занятиях в детском саду пространственно – временных представлений». 3. Самостоятельное прослушивание вебинаров на Мерсибо , и УРИПКИП. 15.03.2017 год 17.03.2017 год В течение года 4. 1.Участие в районном семинаре - практикуме на тему: «Совершенствование системы взаимодействия специалистов ДОУ через единый подход в работе» на базе МБДОУ «Детский сад «Буратино» села Мужи. Тема: нетрадиционные формы работы «Силуэты в работе логопеда. Какие игры можно придумать для детей с Общим недоразвитием речи ». Поделилась темой «Речевой куб» 2. Участие в семинаре – практикуме для логопедов на тему: « Дислексия : комплекс причин - комплекс решений» на базе МСОШ им. Н.В.Архангельского и «Детского сада «Оленёнок». Показана на семинаре презентация « Профилактика нарушений чтения у детей дошкольного возраста посредством игровых технологий». Март 2018 год Апрель 2018 год

Слайд 12

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Основные направления работы: 1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития. 2. Взаимодействие с родителями (консультации , собрания) 3. Обмен опытом с коллегами( коллегами из ДОУ и Районного Методического Объединения логопедов) 4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.

Слайд 13

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты: 1. Артикуляционная гимнастика. 2. Дыхательная гимнастика. Бегемотик рот открыл, подержал, потом закрыл. Подразним мы бегемота, пошутить над ним охота.

Слайд 14

3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика. Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками .

Слайд 15

4. Развитие общей моторики. В работе логопеда активно используются пальчиковые игры. В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Р азвивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Слайд 16

5. Развитие мелкой моторики. Конструирование, работа с пластилином, Работа с конструктором ЛЕГО, Мозаика, шнуровка, игры с мелкими предметами, пазлы , кубики

Слайд 17

6. Су – джок терапия . Массаж приборами Су- джок терапии

Слайд 18

7. Массаж и самомассаж кистей пальцев руки Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.

Слайд 19

массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками; прищепочный массаж; массаж орехами, каштанами; массаж шестигранными карандашами; массаж чётками ; массаж травяными мешочками; массаж камнями; массаж зондами, зондо заменителями ; 8. Пальцевый массаж

Слайд 20

9. Дидактические игры Игра магнитное учебное пособие «Упрямые звуки». Вначале надо собрать картинки по силуэтам, потом назвать то что собрали. Ребёнок выполняет 2 задания развивает моторику и речь.

Слайд 21

Ожидаемые результаты: - повышение качества коррекционного воспитательно -образовательного процесса. - разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности. - практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий ) - обобщение накопленного опыта и его распространение - Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете.

Слайд 22

Педагог должен заниматься самообразованием Постоянно работать над темой по самообразованию Пополнять свои знания по современной педагогике и психологии. Работать над расширением общеобразовательного кругозора. Регулярно знакомиться с новинками педагогической литературы. Своевременно знакомиться с нормативно- правовой документации. Периодически проходить курсовую подготовку.

Слайд 23

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru

     План самообразования

         учителя-логопеда

          Макаровой Н.С.

на 2018-2019 учебный год.

   

                                                                       МАЙ 2019

Индивидуальный   план

самообразования  на 2018 – 2019 год

по теме: «Использование новейших здоровьесберегающих технологий  на логопедических занятиях»

Введение.

       Самообразование  педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда  предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие  требования.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств  коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной  логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.

Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. Перейдём к особенностям развития детей с речевыми недостатками. Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;

- нарушение дыхания и голосообразования;

- нарушение общей и мелкой моторики;

- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

- повышенная утомляемость;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости);

- нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития детей с речевыми недостатками:

- нарушение оптико – пространственного праксиса;

- неустойчивость внимания;

- расстройство памяти (особенно слуховой)

- несформированность мышления;

- задержка развития воображения.

Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире, становлений отношений к воспитуемым социальным явлениям и навыкам поведения, основы личностной культуры. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компоненты:

 1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

3. Комплексы упражнений, направленных на профилактику нарушений зрения. Зрительная гимнастика с использованием компьютера.

4. Развитие общей моторики: использование  кубов в  работе.

5. Развитие мелкой  моторики: использование  космического песка,  шнуровки, бумажных  игрушек, крупных пазлов.

6. Су – джок терапия, использование на занятиях.

7. Массаж  и самомассаж: использование массажных  мячей на занятиях.

Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

- массаж и самомассаж лицевых мышц;

- массаж и самомассаж  кистей и пальцев рук.           

                                        План самообразования.

1.Цель: Повышение  профессиональной  подготовленности  в области здоровьесберегающих технологий  на логопедических занятиях с целью повышения  эффективности  коррекционно-развивающих занятий . 

 2.Задачи:

2.1. Формировать предпосылки к полноценному усвоению образовательных программ путём  коррекции нарушений с использованием здоровье сберегательных технологии.

3. Этапы  работы:

1  этап (практический)                                     2018- 2019 учебный год

2  этап (практико-внедренческий)     

3  этап (обобщающий)                          

Основные 

 направления

                         Содержание самообразования

1.Профессиональное

1.Регулярно  знакомиться с  современными   исследованиями  ученых   в  области  логопедии и нейропсихологии.

2. Знакомиться  с  новыми  авторскими  программами  по коррекции и предупреждению речевых нарушений, концепциями  обучения, их  оценками.         3. Изучать  периодическую литературу.

4. Своевременно  повышать  квалификацию  на  курсах  для  

учителей-логопедов.  5. Принимать  участие  в семинарах. 

6. Посещать мастер-классы  и  участвовать  в  обмене  опытом.

7.Периодически  проводить  самоанализ  своей  профессиональной    деятельности.

8. Проводить  открытые  НОД,   для  анализа  со  стороны  коллег.

 9. Участвовать в окружных, областных, региональных Всероссийских конкурсах.

2.Психолого- педагогиче-ское

1. Совершенствовать  свои  НОД  в  области  классической  и  сов-

ременной  психологии  и  педагогики.

2. Изучать психологию  каждого ребенка, его способности  и возможности, использовать в работе индивидуальный подход.

3. Изучать  современные  психологические  методики.

3.Методи- ческое

1.Знакомиться  с  новыми  педагогическими  технологиями, формами, методами  и  приемами  обучения  через  переодические  издания:

  -«Дефектология», «Логопед», «Обруч».

2.Изучать  прогрессивный  опыт  коллег  по  организации  различ-

ных  форм коррекционных занятий с  использованием здоровьесберегающих технологий (использовать Интернет)

3. Разрабатывать  разные  формы  НОД, с использованием  здоровьесберегающих технологий

4. Разрабатывать новые методические и дидактические пособия направленные на коррекцию и  предупреждение речевых нарушений.

4 Работа с родителями  

1.Включать родителей в совместную коррекционную работу

2. Изучение книги

3. Изучение книги для родителей

4. Проведение родительских собраний

5. Оформление  и обновление  уголка логопеда

6. Проведение практикумов для родителей с использованием здоровьесберегающих технологии.

                                   Предполагаемый  результат:

  1. Повышение  динамики  показателей  результатов коррекционной работы до 90% - 95%.
  2. Формирование комплекта  дидактических материалов.

3.Формирование    педагогических  разработок  НОД с использованием здоровьесберегающих технологии.

4. Разработка НОД «Индивидуальная работа с родителями с использованием здоровьесберегающего метода Су-джок терапии»

 5. Способ  демонстрации  результата  проделанной  работы:

 1. Мастер-классы.

 2. Открытые НОД.

 3. Презентации.

 6. Форма  отчета  о  проделанной  работе:

1.Обобщение опыта  работы  на  уровне  детского сада.

2.Выступления  по  обмену  опытом  работы.

3.Представление  администрации  аналитического  отчета  с  анализом, выводами  и  рекомендациями  для  других  специалистов и воспитателей.

                                                          Отчет за  2018- 2019 учебный год.

     ДАТА

      Тема

Мероприятия

28.09.2018

«Су – джок  терапия»  Познакомить детей с Су - Джок

Занятие фронтальное в старшей группе, вся группа

27.09.2018

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке  звука Ш.  Использование на занятии пальчиковых  игр.

Занятие открытое, подгрупповое в старшей группе

02.10.2018

Знакомство с Су – Джок,

показ как использовать су – джок.

Занятие фронтальное в средней группе. Занятие в логопедическом кабинете.

16.10. 2018

Работа со шнуровкой.

Занятие фронтальное в младшей группе, подгруппа детей.

23.10.2018

Использование массажных мячей в работе  логопеда. Показ  родителям и детям.

Занятие  открытое в средней группе, подгруппа детей.

15.09. 2018 –

15.03.2019

Использование космического песка в работе  логопеда,  развитие  моторики  путем использования песка.

Занятия  логопедические в течение  года.

15.03.2019

Пальчиковые игры  с ребёнком с ОВЗ. Использование пазлов, шнуровки,  «Песенку  по дорожке», игрушки. Книжки.

Занятия  индивидуальные  в присутствии мамы,                     ребёнок с ОВЗ.

16.04. 2019

Использование  кубов  в работе  логопеда.

Занятия  логопедические в течение  года.

                                         

                                                   Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию 2014-2018 г. по теме: «Речевое развитие как средство активизации познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья»

 Данная тема выбрана не случайно. Научные исследования доказывают недостаточную эффективность применения методов и приёмов работы, привычных для воспитания детей дошкольного возраста, ...

План самообразования на 2018-2023 уч.года

План по самообразованию...

План самообразования на 2018-2023 гг.

Тема: Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и традициям  татарского народа.Цель: Приобщение детей к национальной культуре и традициям татарского народа. Формировать праздничную культур...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию на 2018-2019 учебный год (начинается с декабря 2018 г.)

План по самообразованию составлен с декабря, так как я начала работать в первой младшей группе с данного месяца....