Речевое развитие
методическая разработка

Уланова Валентина Владимировна

Речевое развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_gmo.docx24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Речевое развитие в работе воспитателя группы раннего возраста дошкольного учреждения».

План:

1.Современные программы по речевому развитию детей.

2.Работа с картинами в группах раннего возраста.

3.Ярмарка дидактических игр по речевому развитию.

Выступление:

  • Детство-период интенсивного развития ребенка. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится- предметная а ситуативно-деловое общение со взрослым становится формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действий с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания.

Важнейшим приобретением(новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста.

В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю- в детском саду, родителями близким- в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше. Речь- это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают- речь становится ненужной, и ее развитие тормозится.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

2.6. Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей(далее- образовательные области):

Социально- коммуникативное развитие;

Познавательное развитие;

Речевое развитие;

Художественно- эстетическое развитие;

Физическое развитие.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской         литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико- синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

2.7. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами программы и может реализоваться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно- исследовательской деятельности- как сквозных механизмах развития в раннем возрасте- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами- орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

4.6. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально- нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

-владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает название окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Методика работы по развитию речи детей раннего возраста.

Развитие связной речи.

В общении с детьми взрослые побуждают их переходить от мимики и жестов к использованию доступных речевых средств (слов и звукосочетаний), воспитывают навык прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопрос, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия, понимать слова «нельзя», «можно» и правильно на них реагировать.

Ребенок должен научиться понимать и выполнять поручения взрослого, состоящие из двух- трех действий (например, «подойди к полке», «возьми мишку», «принеси мне»); понимать и выполнять указания воспитателя о поведении в группе («можно», «нельзя», «нужно»), о взаимоотношениях с другими детьми («не мешая», «помоги», «подвинься», «отдай игрушку»). Воспитатель приучает детей активно пользоваться своей речью: он побуждает их обращаться к взрослым и сверстникам по различным поводам и при этом учит их задавать вопросы, выражать словами свои желания, просьбы, рассказывать в нескольких словах о том, что видел.

Работа по развитию речи детей второго года жизни организуется более разнообразно, чем на первом году. Речевые навыки у ребенка формируются во время разговора его со взрослыми в процессе бытового общения (кормление, купание, одевание, прогулок и т.д.), во время игр, во время чтения художественных произведений, на специальных занятиях (продолжительностью 3-4 минуты).

Само собой разумеется, что взрослые к ребенку всегда обращаются со связанной речью. Воспринимая эту речь, ребенок сам вычленяет из нее отдельные звуки, слова и грамматические формы, но отдельные компоненты речи (звуки, слова, грамматические формы) еще не речь, понять их смысл не возможно. Чтобы облегчить детям усвоение речи, взрослые должны помогать им. Ребенок, как правило, хорошо запоминает те слова, которые он слышит часто. Вот поэтому с детьми нужно говорить постоянно.

Говорить надо:

- четко,

- немногословно, так, чтобы малыш понимал, что данное слово служит для обозначения определенного предмета.

- медленно,

- выразительно,

- повторяя одни и те же слова в подходящий момент: надень рубашку, принеси тапочки, возьми лопатку, совок, закрой шкафчик, ешь кашу, пей молоко, подай машину, подай пожарную машину, отойди от окна и др.

Произносить слова нужно так, чтобы ребенок и слушал слово, и видел, как его произносят, т.е. видел движение губ взрослого. При разговоре ребенок часто смотрит на рот говорящего, сам шевелит губами.

Развитию грамматического строя речи на втором году жизни ребенка служит, как мы уже говорили, и специальные предметные занятия. Например, разложи на столе игрушки, воспитатель учит детей произносить их названия. В начале он следит за тем, чтобы дети просто правильно называли игрушки: «это машина», «это кубик», «это кукла Катя». Затем можно несколько усложнить задание за счет изменения падежной формы: «Дай мне машину», «Дай Ларисе куклу», «Скажи: «На машину», «На куклу»; «Дай Феде мишку», «Скажи: «На мишку»; «У кого бабочка?», «Скажи: «У меня бабочка».

На третьем году жизни существенно совершенствуется восприятие ребенком речи окружающих. В ряде случаев он улавливает неправильное произнесение слов сверстниками. Дети начинают различать слова сходные по звучанию и отличающихся порой одним звуком (ложка- кошка- мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова.

Осваивая новое слово, ребенок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами более сложными по слоговой структуре: состоящими из трех и более слов, хотя при этом еще не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нем все звуки соответствующей последовательности (например, «велосипед» произносят «апипед», «велосипед»).

Уровень мышления ребенка отражает его речь: он употребляет распространенные и сложные предложения. В этом возрасте ребенок задает взрослому массу вопросов: почему? где? когда? зачем? Это говорить о развивающейся познавательной потребности малыша, а использование различных частей речи- о дальнейшем этапе развития мыслительной деятельности. Существенно изменяется и понимание речи окружающих. Ребенку ясен смысл сказанного взрослым о том, что повседневно непосредственно его окружает, что лично его касается, что связано с его переживаниями.

На третьем году существенно изменяется воспитательное значение речи. Не смотря на то что при обучении ведущую роль продолжает занимать показ, использование речи как средство обучения и воспитания в этом возрасте значительно возрастает.

Но и на этом возрастном этапе, хотя и отмечаются большие достижения в развитии речи, дети еще не овладели достаточно хорошо грамматическим строением языка, поэтому их речь остается несколько своеобразной. Правильное произношение звуков на третьем году не закреплено, но автоматизировано. Многие звуки произносятся еще смягченно: «зяйка» (зайка), «пизяма» (пижама). Одни и те же звуки в одном сочетании произносятся правильно ( «лиса», в другом- неправильно: «повзет»(ползет). Не все дети в этом возрасте выговаривают звуки р, л, шипящие: «балабан» (барабан), «Зеня» (Женя). Встречаются замена и пропуск трудных звуков, их перестановка. Это объясняется тем, что слуховое восприятие речевых звуков более совершенно, чем речедвигательные умения ребенка. Взрослые, общаясь с детьми, не должны допускать в своей речи искажения звуков. Это одно из важных условий формирования у детей правильного произношения.

Таким образом, развитие детей раннего возраста- самый поддающийся педагогическим воздействиям период. Всё осваивается и познается впервые. Нет еще навыком, отсутствуют представления, знания. Но велика предрасположенность к усвоению, высоко обучаемость, так как имеются врожденные механизмы, служащие основы формирования психических качеств, свойственных только человеку, требующий наибольшей заботы со стороны взрослых. Именно в это время опыт взаимодействия с родителями, другими членами семьи, детьми и взрослыми влияет на развитие ребенка.

Условия успешной работы по развитию речи в группах раннего возраста.

Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимо определенные условия.

Ребенок должен:

- быть психически и соматически здоровым;

- иметь нормальные умственные способности;

- иметь нормальный слух и зрение;

- обладать достаточной психической активностью;

- обладать потребностью в речевом общении;

- иметь полноценное речевое окружение.

Условия успешного развития речи.

Первое условие- это потребность общения, или коммуникации. В развивающем процессе должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят дошкольника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.

При этом многое зависит от умения взрослого активизировать ребенка, находить доступные поводы для разговора, общение с малышом. Такие поводы создаются в ситуациях действиях с предметами обихода и игрушками, т.е. предметами окружающими его.

В процессе непосредственного общения с ребенком, в игре, режимных процессах воспитатель, действуя совместно с ребенком или наблюдая его игру, должен с большим педагогическим тактом стремится использовать эти моменты для того, чтобы побудить малыша говорить.

Второе условие- создание благоприятной речевой среды. От того какая речевая среда окружает ребенка, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда- это речь родителей, окружающих, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в детском саду- речь воспитателей и других работников, речь, звучащая на занятиях.

В процессе работы воспитатель должен помнить о речевых возможностях каждого ребенка, подходить дифференцированно каждому воспитаннику в зависимости от его возраста и индивидуального речевого развития.

Важно, чтобы речевые образцы взрослого способствовали воспроизведению их малышом. Речь взрослого должна быть эмоционально- выразительной, доступной пониманию ребенка.

Третье условие- значимость материала. Ребенок хорошо расскажет о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное.

Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, тем свободнее ребенок пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для детей хорошая речь- залог успешного обучения и развития.

Нормальное (современное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Работа по развитию речи организуется:

  • Через режимные моменты,
  • Самостоятельную игру,
  • Занятия с развитием двигательной активности
  • Спецзанятия по развитию речи, представленные в 4 группах (по наглядным средствам): живыми, неживыми объектами, игрушками, изображениями предметов или игрушек на картинках.

В ходе режимных моментов формы и методы работы.

  • Эмоционально- практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками).
  • Обучающие игры с использованием предметов и игрушек.
  • Коммуникативные игры с включением фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные).
  • Дидактические игры.
  • Продуктивная деятельность.
  • Обучение, объяснение напоминание, слушание повторение.
  • Имитационные упражнения.
  • Показ настольного театра или работа с фланелеграфом.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Театрализованные игры.
  • Игры- забавы.
  • Подвижная игра со словами.
  • Хороводные игры.
  • Пальчиковые игры.

В организованной детской деятельности- формы работы.

  • Чтение художественной литературы.
  • Повторное чтение художественной литературы.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Подвижная игра со словами.
  • Хороводные игры.
  • Пальчиковые игры.
  • Обучение, объяснение напоминание, слушание повторение.

В самостоятельной детской деятельности.

  • Игры-забавы.
  • Дидактические игры.
  • Подвижные игры.
  • Совместная продуктивная и игровая деятельность детей.
  • Игры парами.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Использование художественного слова в игре.
  • Подражательные действия дидактическими игрушками.
  • Рассматривание книг.

В работе по развитию речи детей раннего возраста используются следующие формы совместной деятельности:

- наблюдение и элементарный труд в природе;

- сценарий активизирующего общения;

- разговор с самим собой;

- параллельный разговор;

- провокация или искусственное непонимание ребенка;

- игры- забавы и игры- хороводы на развитие общения;

- слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

- инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

- игры на развитие мелкой моторики рук;

- дидактические игры и упражнения;

- бытовые и игровые ситуации;

- элементарное экспериментирование.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Взаимодействие  работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников  Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.

    У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...