Главные вкладки

    Мастер-класс "Круги Луллия".
    материал (подготовительная группа)

    Трубачева Анна Васильевна

    Мастер-класс "Круги Луллия".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass_krugi_lulliya_-_kopiya.docx17.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Освоение детьми навыков комбинаторики с помощью кругов Луллия.

    Одной из особенностей творческой личности является способность самостоятельно осуществлять разные мыслительные операции, такие как анализ, синтез, сравнение и обобщение.

    На основе этих мыслительных операций формируется комбинаторика, которая предполагает возможность не только выделить и перечислить признаки объектов или их элементы в ходе поисковой деятельности, но и по новому эти элементы размещать, переставлять; сочетать признаки объектов между собой, зачастую, самым парадоксальным, на первый взгляд, образом.

    При этом общеизвестно, что любое изобретение возникает именно таким путём комбинирования фактов, объектов и явлениий.

    Наукой доказано, что навыки комбинаторики целесообразно формировать у детей уже в дошкольном возрасте, потому что у них отсутствуют шаблоны и стереотипы в мышлении, мешающие свободно и творчески мыслить.

    Навыки комбинаторики успешно формируются у дошкольников с помощью игрового пособия «Круги Луллия», или как мы его называем детям «чудесные кольца», или «загадочные круги».

    Свое название пособие получило по имени его изобретателя, монаха Раймонда Луллия, жившего в Италии в 14 веке.

    Пособие состоит из 3 кругов, разделенных на 8 секторов. Каждый с отверстием посередине. Диаметр кругов разный : 20, 30 и 50 см. Есть стрелка для выделения сектора. Круги нанизываются на стержень по типу пирамидки. Круги и стрелка свободно двигаются. На кругах располагаются картинки. Играющие раскручивают круги и рассматривают сочетание картинок, на которые указывает стрелка.

    Круги Луллия бывают горизонтальными  и вертикальными в зависимости от размещения, открытыми и закрытыми.

    Игровые задания с кругами бывают четырёх типов.

    1.Первый тип задания называется «Найди реальное сочетание».

    Вращая круги, под стрелкой объединяют картинки, отражающие реальную картину мира. Дети объясняют свой выбор и делают выводы.

    2. Второй тип заданий называется «Объясни необычное сочетание».

    При раскручивании кругов рассматривается случайное соединение объектов и объясняется их взаимодействие. Очень интересно это происходит с точки зрения «Хорошо-плохо».

    3. Третий тип творческих заданий «Придумай фантастическую историю или сказку».

    Когда случайные объекты служат основой для фантазирования.

    4. И наконец четвертый тип называется «Реши проблему».

    Суть этого задания в том, что в придуманных фантастических рассказах с героями всегда происходят разные истории. Дети формулируют проблему героя и выдвигают идеи по её решению.

    Мы рассмотрим сегодня игры, которые связаны с объектами и их признаками, то есть первые два типа.

    Вариантов игр – великое множество, это и понятно, ведь у каждого объекта насчитывается 17 признаков и содержание игры зависит от набора картинок и цели, которую поставил педагог.

    Рассмотрим, как работают круги Луллия на конкретных примерах.

    1 задание: Рассмотрите картинки и соедините под стрелкой, что к чему относится. Объясните свой выбор. Назовите другие части этого объекта.

    2 задание: с 3 кругами: часть, объект и место.

    3 задание: «Найди, чем похожи».

    4 задание: «Найди, чем отличаются».

    5 задание: «Найди 3 круга похожие по форме и объясни» (по цвету, по месту и другим признакам).

    В этой игре я не называю детям признаки, а показываю их модели. Дети называют признак и ищут сочетание.

    6 задание: «Объясни, когда объект бывает в этом месте?»

    7 задание: «Объясни необычное сочетание»

    Рассмотрите необычное сочетание и объясните его  (можно провести игру «хорошо-плохо).

    Практика показывает, что такие игры вызывают у детей большой интерес, потому что любой вариант игры содержит интригу из-за случайного сочетания картинок при раскручивании. Дети самостоятельно играют с кругами Луллия и даже придумывают свои варианты игр.

    Использовать круги Луллия можно со средней группы. Обычно берётся 2 круга, например, животные и их детёныши, животные и места обитания, объект и его часть; дети сравнивают объекты по цвету, по рельефу, по форме и другим признакам.

    В старшем возрасте кругов бывает 3 или даже 4, и диапазон игр значительно расширяется. Например, сегодня мы не рассматривали варианты игр с составлением фантастических историй или сказок, решением проблем их героев, так как это тема отдельного мастер-класса.

    Круги Луллия широко используются не только воспитателями, но и другими педагогами: логопедом, психологом, воспитателем по изобразительной деятельности. И все они положительно отзываются о результатах использования данного пособия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к дидактической игре "Кольца Луллия"

    Игра создана на основе уже известной иры. Игры-круги авторские и подобраны в соответсвии возрасту . Общее количество игр -20. Но их можно создать огромное количество. Так что многие игры в разработке....

    Использование колец Луллия для развития творческого воображения детей.

    В статье, предложены примерные этапы работы по развитию воображения (сочинение сказок) с использованием пособия "Кольца Луллия"....

    Развивающая игрушка "Кольца Луллия"

    Развивающая игра «Кольца Луллия» (старшая группа)Цель:Развитие познавательных интересов ребенка.Задачи: Развивать творческое мышление дошкольника. Формировать ассоциативность, диалектичность и системн...

    коммуникация с элементами ТРИЗ (средняя группа) "Путешествие в сказку" (кольца Луллия)

    Занятие  по коммуникации с элементами ТРИЗ (Кольца Луллия) " Путешествие в сказку" средняя группа, придумывание новых сказок....

    занятие с элементами ТРИЗ, средняя группа "Путешествие в сказку" (кольца Луллия)

    занятие по развитию речи с элементами ТРИЗ, средняя группа...

    Образовательная ситуация "Небольшое путешествие в мир кругов Р.Луллия".

    Данная разработка один из примеров того как можно познакомить старших дошкольников с игровой технологией "Круги Р.Луллия". Технология хороша тем, что позволяет не только обогатить представления дошко...