Творческая работа
учебно-методический материал (средняя группа)

Розова Елена Александровна

Творческая работа на тему: "Театрализованная деятельность, как средство развития коммуникативных умений у воспитанников среднего возраста"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение………………………………………………………………

3

Глава I. Теоретические аспекты развития коммуникативных умений воспитанников среднего возраста средствами театрализованной деятельности …………………………………………

6

1.1. Особенности развития коммуникативных умений у воспитанников дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе …………………………............................

6

1.2. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений у воспитанников дошкольного возраста ……

12

1.3. Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с точки зрения коммуникативного развития у воспитанников дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности……………………………

18

Выводы по главе 1 ………………………………………………….

25

Глава 2. Эмпирическое исследование проблемы развития коммуникативных умений воспитанников среднего дошкольного возраста ……………………………………………………………………..

2.1. Изучение уровня развития коммуникативных умений у воспитанников на констатирующем этапе ………………………………...

2.2. Система мероприятий направленных на развитие коммуникативных умений у воспитанников среднего возраста …………

2.3. Результаты контрольного этапа уровня развития коммуникативных умений у воспитанников среднего возраста …………

Выводы по главе 2 ………………………………………………….

Заключение ………………………………………………………….

Список использованных источников литературы ……………..

Приложения


Введение

Актуальность работы в том, что в наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам, и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети не могут вежливо обратиться с просьбой и правильно ответить на обращение к ним, не способны сопереживать или симпатизировать, по большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей вызывает серьезную озабоченность преподавателей дошкольных учреждений. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого человеческого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими — залог успешного продвижения человека во всех сферах жизни. Воспитание коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — основная задача для подготовки ребенка к взрослой жизни. Значительную роль в усвоении ребенком смыслов и мотивов человеческой деятельности, воспроизведение социальных отношений, формировании ценностных ориентаций занимает театрально-игровая деятельность. Театрализованная деятельность в детском саду считается самым распространённым видом творчества для дошкольников. Она близка и понятна детям, занимает большую часть их природы, стихийно отображается в них, так как имеет связь с игрой. Любое впечатление от окружающей жизни, каждую выдумку детишкам хочется перевоплотить в действия и живые образы. Они играют разные роли, входя в образ, подражая тому, что их заинтересовало или что видели. Театр – один из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение, способствует творческому развитию. Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом развития коммуникативной сферы дошкольников. Дети, получившие художественно-эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, эмоциональными, чем их сверстники. Театрально-игровая деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя.

Проблемой общения занимались такие ученые как В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, М.М. Бахтин и другие отечественные психологи [9;  10; 14; 15; 67], которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность [17; 20; 25;  49; 70; 71].

Психологи относят потребности в общении к числу важнейших условий формирование личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Родоначальником проблемы развития общения сверстников в дошкольном возрасте, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже [43]. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц - сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых - подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении. Так же проблемой общения со сверстниками занимались и многие другие зарубежные психологи, такие как Б. Спок, Дж. Мид,  Розенблюм и др. [30].

В дошкольном возрасте главная потребность ребенка состоит в том, чтобы войти в мир взрослых, быть как они и действовать вместе с ними. Но реально выполнять функции старших не может. Поэтому складывается противоречие между его потребностью быть как взрослый и ограниченными реальными возможностями. Данная потребность удовлетворяется в новых видах деятельности, которые осваивает дошкольник.

Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений.

Противоречия исследования – между наличием в науке подходов к решению проблемы в использовании театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных умений воспитанников дошкольного возраста и ограниченным количеством методических разработок решения проблемы на практике.

Проблема исследования – организация театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных способностей дошкольников среднего возраста.

Цель исследования – определение  организации театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных способностей дошкольников среднего возраста.

Объект исследования – процесс развития коммуникативных  умений у воспитанников среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Предмет исследования – условия организации театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных способностей у дошкольников среднего возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить особенности театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных умений у воспитанников среднего дошкольного возраста
  2. Проанализировать программу «От рождения до школы» с точки зрения требований использования театрализованной деятельности
  3. Провести опытно-практическое исследование применении театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных умений у воспитанников среднего дошкольного возраста.

Методы исследования

В дипломной работе нами использованы следующие теоретические методы: анализ философской, исторической, социологической и психолого-педагогической отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования и практические методы: педагогическое наблюдение; анкетирование; анализ и обработка результатов; изучение и обобщение педагогического опыта.

Практическая база исследования стал МДОУ № 155 города Ярославля (старшая группа «Ландыш», 25 обучающихся, из них 12 девочек и 13 мальчиков).

Теоретическая значимость работы состоит в том, что раскрыта сущность понятия театрализованной деятельности как средства развития коммуникативных умений дошкольников среднего возраста.

Практическая значимость работы состоит в разработки системы мероприятий по организации театрализованной деятельности. Материалы курсовой работы использовались в МДОУ № 155 города Ярославля. мы подобрали картотеку по театрализованным играм:


Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных умений воспитанников среднего возраста средствами театрализованной деятельности

1.1. Особенности развития коммуникативных умений у воспитанников дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

С самого рождения человек, испытывает потребность в общении с другими людьми. Это и определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. Общение тоже требует знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей, обеспечивает планирование, осуществление и контроль их деятельности. Поэтому основным условием возникновения и развития общения является совместная деятельность. Проблема формирования коммуникативных умений давно привлекала внимание исследователей – философов, педагогов, психологов.

Одним из важнейших умений современной личности являются коммуникативные умения. Одной из самых главных ценностей в жизни человека выступает потребность в общении. Вступая в отношения с окружающим нас миром, мы сообщаем информацию о себе, взамен получаем интересующие нас сведения, анализируем их и планируем свою деятельность в социуме на основе этого анализа.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями [34, с. 70].

Коммуникативные способности – это осознанные коммуникативные действия людей, которые базируются на системе знаний и усвоенных элементарных умений. Сознательное овладение коммуникативными умениями, бесспорно, является доступным детям дошкольного возраста, это еще и способность детей управлять своим поведением [15, с. 56].

Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей, где постепенно формируются коммуникативные способности. Исследования, проведенные под руководством М.И. Лисиной, показали: на протяжении первых семи лет жизни ребенка его коммуникативные контакты с взрослыми и сверстниками качественно видоизменяются. Развивая у ребенка стремление к общению и умению общаться со сверстниками, с взрослыми важно ставить перед собой такую задачу: воспитывать личность, умеющую видеть в другом человеке тоже личность [24, с. 83].

Коммуникативная функция – одна из основных функций речи, развивающихся в дошкольном возрасте. Уже в раннем детстве ребенок пользуется речью как средством общения.

В работах Л.С. Выготского намечена взаимосвязь и взаимозависимость отношений «ребенок - ребенок» и «ребенок - взрослый» в психическом развитии детей: «Ребенок в состоянии с помощью подражания в коллективной деятельности под руководством взрослых сделать гораздо больше и, притом, сделать с пониманием, самостоятельно» [10, с. 102 ].

Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста включает в себя развитие уровня сформированности чувства принадлежности к своей семье, уважительного отношения к окружающим; развитие общения ребенка с взрослыми и сверстниками; готовность ребенка к совместной деятельности со сверстниками; усвоение социальных норм и правил, нравственное развитие ребенка; развитие целенаправленности и самостоятельности; формирование позитивных установок по отношению к труду и творчеству; формирование знаний в области безопасности жизнедеятельности (в различных социально-бытовых и природных условиях); интеллектуальное развитие (в социальной и эмоциональной сфере) и развитие эмпатийной сферы (отзывчивость, сострадание).

Проблема развития коммуникативных умений в дошкольном возрасте широко рассматривается в трудах современных ученых. Санькова О.А. пишет о том, что высокий уровень развития коммуникативных умений является основой благополучной адаптации человека в общественной среде, что обусловливает практическую важность развития коммуникативных умений с самого раннего возраста [41, с. 122].

Настоящая педагогическая практика базируется на психолого-педагогических исследованиях, которые теоретически определяют суть и смысл вырабатывания коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В огромном списке исследований, посвященных данной проблеме важное место отводится концепции деятельности, разработанной А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем и др. В своих работах они подчеркивали, что коммуникативные умения содействуют психическому развитию дошкольника. Опираясь на эти теории, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина подвергли анализу понятие общения как коммуникативной деятельности [24, с. 97].

Роль своевременного формирования коммуникативных умений становится более явной в период перехода ребенка из детского сада в школу, то есть к обучению в школе. В этот период не сформированность коммуникативных умений затрудняет процесс общения ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к росту беспокойства самого ребенка и его родителей, а также нарушает процесс обучения в школе. Таким образом, можно говорить о том, что развитие коммуникативных умений является одним из главных компонентов развития преемственности дошкольного и начального общего образования, нужным условием благополучного протекания учебной деятельности, существенным направлением социально-личностного развития.

Смирнова Е.О. под коммуникативными умениями дошкольников понимает осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности), а также их способности правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.

В этом определении прослеживаются два основных момента. Во-первых, коммуникативные умения - это собственно осмысленные коммуникативные действия детей, которые основываются на системе знаний и постигнутых элементарных умений и навыков, во-вторых, коммуникативные умения - это еще и способность детей распоряжаться своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач [37, с. 103].

Важно подчеркнуть, что формирование коммуникативных умений взаимодействия в дошкольном возрасте осуществляется через последовательность определенных стадий. На первой из них (2-4 года) для дошкольника важным человеком является сверстник, который также выступает партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое направлено на копирование и эмоциональное заражение ребёнка. На второй стадии (4-6 лет) появляется потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. Содержанием общения на этой стадии является общая (в основном, игровая) деятельность. На третьей стадии в 6-7 лет общение со сверстником обретает линии вне ситуативности, то есть содержание общения абстрагируется от наглядной ситуации, начинают формироваться постоянные избирательные предпочтения между детьми.

В дошкольном возрасте значительно меняется сам характер взаимодействия. У ребенка увеличивается представление об умениях партнера, возникает заинтересованность к таким сторонам его личности, которые до этого не были заметны. Все это содействует выделению стабильных характеристик личности, развитию более цельного образа о самом себе.

Содержание мотивов детей старшего дошкольного возраста, находящихся в основе формирования игровых действий, в большинстве своем отражают содержание их ценностных ориентаций

В дошкольном возрасте основной потребностью общения является потребность ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень чувствительно реагирует на негативные оценки и неуважительное отношение к себе со стороны взрослых. В этом возрасте происходит интенсивное развитие и осмысление этических понятий, таких, например, добро и зло. При этом взрослый является важной, а иногда и главной фигурой для дошкольника, так как он выступает в качестве самого важного источника знаний. Если раньше ребенку была значима оценка своего поведения со стороны взрослого за продемонстрированные им умения и знания, то теперь ребенка беспокоит оценка себя самого как личности. Ребенок стремится к тому, чтобы оценка его со стороны взрослого сошлась с его собственной оценкой себя самого. По этой причине у ребенка очень высока восприимчивость к отсутствию между ним и взрослым взаимопонимания, способности к сопереживанию.

Тесное и близкое межличностное общение между ребенком и взрослым содействует, в первую очередь, формированию этических и нравственных ценностей, норм поведения и их соблюдения, и, во вторую очередь, оно учит ребенка видеть себя со стороны, что является очень важным условием осмысленной регуляции своего поведения.

К 6-7 годам у детей дошкольного возраста существенно повышается благосклонность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Конечно, конкурентная, соревновательная основа поведения уже сформирована, и чаще всего она остается уже на всю жизнь. Но помимо этого, в общении старших дошкольников начинают формироваться умения понимания и осмысления поведения партнера, и его ситуативных проявлений, а также зарождаются психологические аспекты понимания мотивационно-потребностных качеств партнера: его желания, предпочтения, настроение. Дошкольники в данный период развития не только повествуют о себе, но и адресуются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Появляется заинтересованность к личности сверстника, не связанная с его конкретными действиями.

К 6 годам у большинства детей появляется непринужденное и бескорыстное желание оказать помощь сверстнику, подарить ему что-нибудь или пойти на уступку в чем-либо. Существенно повышается в этот период эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям немаловажно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки читает), не для того, чтобы обнаружить, что я лучше, а просто так, поскольку этот другой становится интересным сам по себе. К концу дошкольного возраста в поведении формируются крепкие, но избирательные привязанности между детьми, возникают первые настоящие дружеские отношения. Дошкольники склонны объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) и проявлять открытые предпочтения по отношению к своим друзьям. Они проявляют волнение по отношению к своим друзьям, останавливают свой выбор на играх с ними, сидят вместе за столом, гуляют вместе на прогулке и т. п. Будучи друзьями, дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими впечатлениями, планами или предпочтениями.

Все это еще раз подтверждает важность формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста и образования условий для их межличностного общения.

1.2. Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений у воспитанников дошкольного возраста

Умение общаться - это важнейшее условие для успешного социального и  интеллектуального развития ребёнка. Так как в дошкольном возрасте ведущий вид деятельности игра, то она и является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей дошкольников.

   Театрализованная игра является средством развития общения детей дошкольного возраста. Она так же даёт  возможность  для раскрытия творческого потенциала ребёнка. Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных умений поведения потому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, создаёт условия для социализации ребёнка, усиливает его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощают их, создают свой художественный образ персонажа, у детей развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

•        Знакомство с окружающим миром.

•        Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

•        Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

•        Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

•        Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).

•        Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

      Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников, вводят детей в богатый мир образов, человеческих поступков и отношений. Ребёнок учится заранее продумывать свои действия, поступки героев, ролевые высказывания, подбирает выразительные средства – мимику, интонацию, позу. Яркость и зрелищность присуще искусству театра, позволяют довести до сознания ребёнка возвышенные предоставления о дружбе, добре, справедливости, красоте человеческих отношений. Театрализованная игровая деятельность способствует воспитанию у детей организованности, самостоятельности, раскрепощению и повышению самооценки. С её помощью педагог побуждает ребёнка к высказыванию своих мыслей,  своего отношения к увиденному. Дети учатся последовательно рассуждать и доказывать свою точку зрения, что способствует развитию их речевых возможностей и способностей.

Виды театра.  В традиционной педагогике выделяют следующие виды театра:

•        Пальчиковый  театр

•        Настольный (театр картинок, игрушек), (фланелеграф, магнитны)

•        Театр кукол би-ба-бо (перчаточные куклы)

•        Театр масок

•        Театр на палочках, прищепках

•        Театр платочных и ростовых кукол

•        Теневой театр

•        Игры-драматизации и режиссерские игры.

  Для организации театрализованных игр необходимо создать в групповой комнате предметно-развивающую среду, которая обеспечит возможность одновременно заниматься разными видами театрализованной деятельности. В детском саду в группах необходимо оформить театральные зоны «театральная студия», «мир театра», «уголок ряженья». Создание таких зон подталкивает детей к самостоятельной творческой деятельности, к игре в театр. Театральные зоны должны быть оснащены следующим материалом: маски и отдельные элементы костюмов,  наборы кукол, ширмы, разнообразные виды театров (би-ба-бо, теневой, настольный, пальчиковый театр, театр петрушек, эстрадный театр, театр картинок (фланелеграф), атрибуты и декорации (макеты деревьев и кустов, домики, цветы и т. д.).

 Работа по развитию у детей коммуникативных способностей средствами театрализованной деятельности проходит через основные виды деятельности и в их взаимосвязи, она может быть организована в утренние и вечерние часы, в любое свободное время в течение дня. Вся работа должна быть систематизирована таким образом, чтобы педагог каждый раз стимулировал бы двигательную, интонационную, творческую активность всех детей.

      Самое главное – участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму

двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».

С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными - драматизировать произведения с небольшим количеством действий.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Новым содержанием становятся действия с куклами на гапите. Доступен детям театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси).

Усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» (быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов, благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников-артистов»).

Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист». Главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены, для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера. Развивается и умение «управлять» куклой: держать се незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.

Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игpe, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнить его игрушками и фигурками по своему усмотрению.

Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями оформителя спектакля, определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.

Пятая группа, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Формирование коммуникативных умений дошкольников в театрализованной деятельности происходит при следующих организационно-педагогических условиях:

– организация предметно-развивающей среды в ДОУ, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности, что будет способствовать формированию коммуникативных умений;

– создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности;

– создание коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта нравственного развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в театрализованную деятельность;

– осуществление систематизации средств и методов театрализованной деятельности, распределение их в соответствии с психолого-педагогическими особенностями детей.

На основе вышеизложенного определена сущность формирования коммуникативных умений дошкольников в театрализованной деятельности, представляющая собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Кроме того, определена специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности, которая заключается в том, что в процессе театрализованной деятельности ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т. п.) в различных сферах познания, передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли. Это способствует развитие творческих способностей проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

1.3. Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» с точки зрения коммуникативного развития у воспитанников дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Качество, эффективность коммуникативного развития в дошкольных учреждениях во многом зависит от образовательной программы. Она определяет содержание образовательного процесса, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (парциальная программа) направлению развития ребенка.

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных учреждений работать по разнообразным программам. В соответствии с данным законом, каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать, или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОО.

Сегодня существует множество образовательных программ, ориентированных на современные дошкольные образовательные учреждения, и базирующиеся на принципах личностно-ориентированного подхода в образовательно-воспитательном процессе детей дошкольного возраста. Количество таких программ велико, разнообразна и их идеологическая основа, но во всех большое внимание уделено коммуникативной стороне развития дошкольников.

Подробнее рассмотрим основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» [2]. Программа разработана с учетом требований ФГОС ДО [1].

Ведущие цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеет максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы.

В программе подробно рассматриваются содержание образовательной деятельности по областям, заявленных во ФГОС ДО, в частности, «социально-коммуникативное развитие».

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализует следующие задачи:

-  развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

-  становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-  формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

-  формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в дошкольной образовательной организации [2, с. 115].

Решение программных образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Для любого возраста определяются конкретные задачи воспитания. С учетом возрастных особенностей детей используются соответствующие методы и приемы воспитания, планируется его конкретное содержание.

Содержание непосредственной работы по коммуникативному развитию с детьми дошкольного возраста предполагает:

-  воспитание дружеских взаимоотношений между детьми и привычку сообща не только играть, но и трудиться и заниматься;

-  формирование таких качеств как сочувствие и отзывчивость;

-  формирование умения оценивать свои поступки и поступки сверстников;

-  развитие стремления детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые и неречевые средства;

-  развитие умения самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу;

-  развитие умения выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру;

-  формирование умения слушать собеседника, не перебивать без надобности, а также умение спокойно отстаивать свое мнение [2, с. 116-130].

В программе содержание психолого-педагогической работы представлено по возрастным группам. Это дает возможность педагогу более полно учитывать в своей работе индивидуальные особенности детей и ставить задачи, опираясь не только на возрастные рекомендации, но и на индивидуальный уровень развития ребенка.

Работа по развитию коммуникативных умений начинается со второй группы раннего возраста (развитие речи детей как средства общения через выполнение детьми разнообразных поручений, которые им дают возможность общаться со сверстниками и взрослыми) и продолжается в средней группе детского сада в ходе осуществления игровой, коммуникативной, трудовой деятельности и повседневного общения между детьми. В программе определен круг формируемых умений, включающий в себя умение участвовать в беседе, используя вербальные и невербальные средства общения, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, соблюдение норм и правил общения, принятых в обществе. Выделенные умения являются минимальной базой в процессе подготовки старших дошкольников к учебной деятельности.

Анализ представленной программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) показал, что работа по развитию коммуникативных умений, предусмотрена во всех возрастных группах, начиная с первого дня пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня как стратегическое направление дошкольного образования.

Развитие и формирование данного направления хорошо можно проследить в театрализованных играх. В программе подробно рассматривается содержание образовательной области, заявленных во ФГОС ДО, «Художественно – эстетическое развитие».

Именно в развитие игровой деятельности (театрализованные игры) стоят задачи:

- формировать интерес к театральному искусству;

- воспитывать умения к театральному искусству;

- раскрывать творческий потенциал детей;

- развивать артистические качества;

- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус, умения передавать образ средствами театральной выразительности.

В содержании данного раздела воспитанники учатся выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединённых сюжетной канвой. С помощью театрализованной деятельности дети учатся самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы – заместители. Правильно организованная окружающая среда подводит детей к пониманию роли в игре. С возрастом правила и действия детей усложняются (способность воспринимать художественный образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей). Театрализованная игра способствует развитию необходимых психических качеств (восприятия, воображения, внимания, мышления), исполнительских навыков (ролевого воплощения, умения действовать в воображаемом плане) и ощущений (мышечных, чувственных), используя музыкальные, словесные, зрительные образы.  

Данный раздел программы предполагает:

- научить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям, используя для воплощения образа известные выразительные средства (мимику, жесты, интонацию);

- побуждать детей к проявлению самостоятельности и инициативы в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения;

- способствовать разностороннему развитию детей в театрализованной деятельности путем прослеживания количества и характера исполняемых каждым ребенком ролей;

- содействовать дальнейшему развитию режиссерской игры, предоставляя место, игровые материалы и возможность объединения нескольких детей в длительной игре;

- приучать использовать в театрализованных играх образные игрушки, самостоятельно вылепленные игрушки из глины, пластмассы, пластилина.

- продолжать использовать возможности педагогического театра (взрослых) для накопления эмоционально – чувственного опыта, понимания детьми комплекса выразительных средств, применяемых в спектакле. [2, с. 152]

Анализ представленной программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) показал, что одним из самых эффективных средств коммуникативного развития ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, развития коммуникативных умений, они во время игры чувствуют себя раскованно, свободно и активно взаимодействуют друг с другом и взрослыми. С удовольствием, перевоплощаясь в полюбившийся образ героя, воспитанник принимает и присваивает свойственные ему способности.

С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей. Для того чтобы правильно определить репертуар мероприятий для среднего дошкольного возраста мы изучили разделы программы «Русский фольклор», «Произведения поэтов и писателей России».

Песенки, потешки, заклички: «Ножки, ножки, ножки где вы были?», «Идет лисичка по мосту…», «Сидит, сидит зайка…».

Сказки: «Сестрица Аленушки и братец Иванушка», «Зимовье», «Три поросенка», «Красная шапочка».

Поэзия: «Листопад», «Мама! Глянь ка из окошка…», «Зима».

Театрализованная игра - деятельность эмоционально насыщенная, что делает ее интересной и увлекательной для детей.


Выводы по первой главе

Возможности театральной деятельности велики, так как она способствует развитию следующих коммуникативных способностей:

•        Знакомство с окружающим миром.

•        Становление психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение).

•        Развитие речи (словарный запас, грамматический строй речи, совершенствуется звуковая культура речи, навыки связной речи, интонационная и выразительная речь)

•        Развитие эмоционально-волевой сферы (способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, выражать своё собственное отношение к добру и злу).

•        Формирование первичных социальных навыков поведения (доброта, дружба, честность, смелость).

•        Источник развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщение его к духовным ценностям (сочувствие, сопереживание).

На основе вышеизложенного определена сущность формирования коммуникативных умений дошкольников в театрализованной деятельности, представляющая собой педагогический процесс, в котором организованно, постепенно и непрерывно в воображаемых, соответствующих роли, сюжету и реальных ситуациях осуществляется усвоение знаний и норм взаимосвязей ребенка с другими людьми, формирование умения воспринимать и обмениваться информацией, устанавливать и поддерживать контакты со взрослыми и сверстниками; формируется адекватная оценочная деятельность, направленная на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. Кроме того, определена специфика формирования коммуникативных навыков дошкольников в театрализованной деятельности, которая заключается в том, что в процессе театрализованной деятельности ребенок использует различные символические средства (мимики, пантомимы, пластики, речи, пения и т. п.) в различных сферах познания, передачи и воспроизведения информации, реализуемые в межличностных отношениях, повышающих степень социальной компетентности ребенка в процессе взаимодействия с окружающим.

Работа по развитию коммуникативных умений начинается со второй группы раннего возраста (развитие речи детей как средства общения через выполнение детьми разнообразных поручений, которые им дают возможность общаться со сверстниками и взрослыми) и продолжается в средней группе детского сада в ходе осуществления игровой, коммуникативной, трудовой деятельности и повседневного общения между детьми. В программе определен круг формируемых умений, включающий в себя умение участвовать в беседе, используя вербальные и невербальные средства общения, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, соблюдение норм и правил общения, принятых в обществе. Выделенные умения являются минимальной базой в процессе подготовки старших дошкольников к учебной деятельности.

Анализ представленной программы «От рождения до школы» (авторы Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева) показал, что работа по развитию коммуникативных умений, предусмотрена во всех возрастных группах, начиная с первого дня пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня как стратегическое направление дошкольного образования.


Список литературы:

Источники

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении 262 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». «Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему» [электронный ресурс] – режим доступа: http://www.rq.ru/2016/08/25/doshk-standart-dok.html 

2. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М., Мозаика-синтез, 2014. - 304 с.

Литература

3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов средн. пед. заведений / М.М. Алееева, В.И. Яшина – М., Академия, 1997. – 400с.

4. Алябьева, Е.А. Игры-забавы на участке детского сада [Текст] / Е.А. Алябьева. – М., ТЦ Сфера, 2016. – 128с., с. 34-56.

5. Антипина, Е.А. Театрализованные представления в детском саду: теория и практика [Текст] / Е.А. Антипина. – М., ТЦ Сфера, 2009. – с. 4.

6. Батова, Т.Е. и авторский коллектив. Актуальные проблемы психопедагогики [Текст]: учебное пособие / Т.Е. Батова. – М., Академия 1997. – 105 с.

7. Белая, К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО [Текст] / К.Ю. Белая. – М., ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.

8. Ботнарь, В.Д. Игры-драматизации – основа знакомства с культурой других народов [Текст] / В.Д. Ботнарь, В.К. Суслова // Дошкольное воспитание. – 1994, № 31 – 80 с.

9. Бехтерев В.М,  Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: методические рекомендации [Текст] / В.М. Бехтерев. – М., Аркти, 2003.

10. Выготский, Л.С. Возрастная психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М., Просвещение 1985. – с. 81-85.

11. Галигузова, JI.H. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. – М., Просвещение, 2012. – 143 с.

12. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям [Текст] / В.Г. Давыдов // Театр и образование: Сб. научных трудов. – М., 1992. – 260 с.

13. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности [Текст] / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. – 2001. – № 2. – с. 37-39.

14. Дубина, Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и упражнений [Текст] / Л.А. Дубина. – М., Книголюб, 2014. – 64с.

15. Дубина, Л.А. Развитие у детей коммуникативных способностей [Текст] / Л.А. Дубина // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 10. – с. 26-36.

16. Ершова, А.П. Вреден ли дошкольнику театр? [Текст]: [Беседа кор. журн. с зав. лаб. театра Ин-та худож. образования Рос. акад. образования А.П. Ершовой] / А.П. Ершова // Обруч. – 1999. – № 4. – с. 3-4.

17. Зубкова, Н.А. Урок вежливости. [Текст] / Н.А. Зубкова // Детский сад. Все для воспитателя! – 2016. – № 4 (52). – с. 31-33.

18. Карпинская, Н.С. Игры-драматизации в развитии творческих способностей детей [Текст] / Н.С.Карпинская // Художественное слово в воспитании дошкольников. – М., 1972. – с. 54-56.

19. Клюева, Н.В. Учим детей общению [Текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. – Ярославль, Академия развития, 2007. – 237 с.

20. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон – М.: 1988. – 247 с.

21. Корсакова, Н.А. Коммуникативные и театрализованные игры для дошкольников [Текст] / Н.А. Корсакова // Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 2. – с. 58-65.

22. Кравцова, Е.Н. Ребёнок внутри общения [Текст] / Е.Н. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2011 – № 5 – 217 с. 

23. Кусова, М.Л. Развитие ребенка в процессе филологического образования [Текст] / М.Л. Кусова, А.А. Краева, С.В. Плотникова. – Екатеринбург: ФГБОУ ВО УрГПУ, 2016. – 251 с.

24. Лисина, М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни [Текст] / Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - М.: Институт практической психологии, 1996. – с. 119-126.

25. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Издательство «Николаев», 2005. - 76 с.

26. Макаренко, Л.В. Здравствуй, театр! [Текст] / Л.В. Макаренко // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 1. – с. 39-44.

27. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей [Текст] / Т.Д. Марцинковская – М., Линка – Пресс, 1997. – 176 с.

28. Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду [Текст] / Е.В. Мигунова. – НовГУ имени Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.

29. Мудрик, А.В. Возрастная психология: детство [Текст] / А.В. Мудрик – М., Академия, 2012. – 456 с.

30. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст] / В.С. Мухина – М., Академия, 2012. – 452 с.

31. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. [Текст]: Общие основы психологии кн. 1 / Р.С. Немов – М., Владос, 2000. – 688 с.

32. Парамонова, М.Ю. Игра и общение детей дошкольного возраста [Текст] / М.Ю. Парамонова // Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 3. – с. 5.

33. Реан, А.А. Психология детства. От рождения до 11 лет. [Текст] / А.А. Реан – М., Прайм-Еврознак, 2006. – с. 169.

34. Сластёнин, В.А. Основы общей психологии [Текст]: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / В.А. Сластенин. – М., Академия, 2000. – 336 с.

35. Сластёнин, В.А. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и др. — М., Школа-Пресс, 1997. — 512 с.

36. Смирнова, И.П. Путешествие в страну Настроения [Текст] / И.П. Смирнова, М.В. Кузьмина // Детский сад. Все для воспитателя! – 2016. – № 1 (49). – с. 25-28.

37. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.О. Смирнова – М., Академия, 2000. – 160 с.

38. Солодухина, С.А. Игра — путь детей к познанию мира [Текст] / С.А. Солодухина // Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 5. – с. 53-57.

39. Сомкова, О.Н. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» [Текст] / О.Н. Сомкова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – с. 22–33. 

40. Теплова, А.Б. Формирование детской картины мира в игровой деятельности [Текст] / А.Б.Теплова // Альманах «Продуктивное образование: формирование картины мира ребенка и его педагогическое сопровождение: материалы межд. научно-практ. конференции 1-3 февраля 2012 г. / под. ред. Е.А. Александровой, М.П. Зиновьевой. – М., Экшен, 2012.- вып. 14. – ч. 2 - 140 с.

41. Томчикова, С.Н. Подготовка студентов педвуза к развитию творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности [Текст]: Учебное методическое пособие / С.Н. Томчикова – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 90 с.

42. Урунтаева Г.А, Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии [Текст] / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина - М., Просвещение: Владос, 1995. – 191с.

43. Флейвелл Д. Х. Генетическая психология Жана Пиаже / Пер. с англ.; с предисл. Жана Пиаже. - М. : Просвещение, 1967. - 622, [1] с. - Доп. тит. л. англ.

44. Файзуллаева, Е.Д. Образовательный потенциал среды детского сада: коммуникация взрослого и ребенка [Текст] / Е.Д. Файзуллаева // Воспитатель ДОУ. – 2016. – №4. – с. 6-8.

45. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / Э.Г. Чурилова – М., Просвещение, 2001. – 350 с.

45. Юдина, Е.Г. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе детского сада [Текст] / Е.Г. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 9. – с. 9.

46. Юдина, Е. Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст]: пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова. М., Просвещение, 2002. – 280 с.

 

Справочные издания

47. Князьков, А.А. Словарь-справочник [Текст] / Под ред. Т.А. Ладыженской и А.К. Михальской; сост. А.А. Князьков. – Изд. П 24 2-е, испр. и доп. - М., Флинта, Наука, 1998. – 312 с.

48. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведен / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М., Издательский центр «Академия», 2003. – 176 с.

49. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка [Текст] / Д.Н. Ушаков – Издательство: Аделант (Москва) ИДДК, 2013 – 800 с.


Глоссарий

Театрализованная деятельность – это деятельность по моделированию социальных отношений, внешне подчиненная сюжету (сценарию) в обозначенных временных и пространственных характеристиках; деятельность, в которой принятие образа овеществлено (переодеванием или куклой) и выражается различными символическими средствами (мимикой и пантомимой, графикой, речью, пением и т.п.).

Театрализованная игра - это мощнейшее средство развития у детей эмпатии (способности различать эмоции других людей по интонации, мимике, жестам). На основе этого умения уже формируется способность откликаться на художественное произведение и оценивать его. В целом же такая игра - это разыгрывание детьми в лицах сказок, рассказов и других произведений под руководством воспитателя либо самостоятельно. 

Вербальное средство общения – общение, которое осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь.

Взаимодействие – процесс воздействия различных предметов, явлений действительности друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, обусловливающий изменения в них.

Воспитание – специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

Восприятие – психический познавательный процесс, представляющий собой отражение в сознании предметов и явлений материального мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Деятельность – внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.

Знания – результат процесса познания индивидом действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Игра – вид непродуктивной деятельности, основной мотив которой заключен не в результате, не в получении утилитарных вещей, а в самом процессе.

Индивидуальный подход – психолого-педагогический принцип, предполагающий учет в воспитательно-образовательном процессе индивидуальных и личностных особенностей воспитуемого (обучаемого), успешности его деятельности, ее стиля, условий жизни.

Коммуникативные умения – это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

Методы педагогического исследования – способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.

Мимика – один из важных элементов искусства актера, выразительное движение мышц лица.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

Навык – действие, в составе которого отдельные операции стали автоматизированными в результате многократных упражнений.

Невербальное средство общения – заключается в передаче информации, при помощи несловесных знаков (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и коммуникации. Общение осуществляется посредством вербальных (речевых) и невербальных (неречевых) средств. К последним относятся мимика, жесты, взгляд, поза, интонации голоса, пространственная организация общения и др.

Образовательная область – структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.

Пантомима – вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

Приемы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение.

Принципы обучения – научность, проблемность, наглядность, активность и сознательность, доступность, систематичность и последовательность, прочность, единство обучения, развития и воспитания.

Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Совместная деятельность взрослых и детей – деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного овладения той или иной деятельностью и ее продуктивного выполнения

Средства воспитания – это предмет среды, или жизненной ситуации, преднамеренно включенной в воспитательный процесс. Средствами воспитания выступают процессы, явления, ситуации, предметы, которые используются в воспитании детей. К средствам воспитания можно отнести различные виды воспитательной  деятельности (учение, игра, труд, общение, досуговая деятельность).

Театр – род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Умения – освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков

ФГОС ДОО (Федеральный государственный образовательный стандарт) – это документ, составленный уполномоченным органом РФ, в котором отображаются требования к процессу практической реализации учебной деятельности. В частности, в нем указаны требования, нормы и рекомендации по составлению программ учебных заведений.

Цель – осознанный субъективный образ, представление человека о будущем результате деятельности, образ «потребного будущего», определяющий целостность и направленность его действий и поступков.

Этюд – в современной театральной педагогике упражнение для развития и совершенствования актерской техники



Предварительный просмотр:

Глава 2 Эмпирическое исследование проблемы развития коммуникативных умений воспитанников среднего дошкольного возраста

2.1 Изучение уровня развития коммуникативных умений у воспитанников на констатирующем этапе

Для того чтобы выявить трудности и определить наиболее эффективные приемы изучения нашей темы в дошкольном учреждении, мы провели опытно-практическую работу. Опытно - практическая работа  проводилось в группе №8 «Ландыш» МДОУ №155 г. Ярославля с детьми среднего дошкольного возраста. В исследовании участвовали 25 воспитанников среднего дошкольного возраста, из них 12 девочек и 13 мальчиков.

  1. Констатирующий этап - сентябрь  2018 года, заключался в проведении первоначальных замеров уровня сформированности коммуникативных навыков у воспитанников среднего дошкольного возраста.

С этой целью мы провели наблюдение на отслеживание и фиксирование начального уровня коммуникативных умений у воспитанников среднего дошкольного возраста. Основной метод исследования на данном этапе это педагогического наблюдения:

2. Формирующий этап - октябрь 2018 года по март 2019 года,   целью которого является системная работа по формированию коммуникативных умений у воспитанников среднего дошкольного посредством использования театрализованной деятельности. Методы исследования на данном этапе: экспериментальная работа, прямое и косвенное наблюдение.

На данном этапе исследования осуществлялось проведение упражнений, тематических занятий; чтение произведений и просмотр, и обсуждение кукольных спектаклей с целью отработки и закреплений знаний и коммуникативных умений.

3) Контрольный этап - апрель  2019 года, заключался в выявлении эффективности использования театрализованной деятельности как средства развития коммуникативный умений у воспитанников среднего дошкольного возраста. Основные методы исследования на данном этапе: прямое и косвенное наблюдение и самонаблюдение, экспериментальная работа.

Важным шагом констатирующего этапа исследования явилось решение вопроса о критериях, позволяющих выявить первоначальный уровень формирования коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.

Критерий является главным признаком измеряемого предмета или явления, а проявление основного признака выражает показатель.

Критерий (греч. kriterion - мерило для оценки чего-либо) - средство проверки утверждения, теоретического построения, практической деятельности.

Исходя из этого, решались следующие задачи:

  1. Подобрали диагностические методики для определения уровня развития коммуникативных умений у детей среднего дошкольного возраста.
  2. Выявили уровни развития коммуникативных умений.

На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития коммуникативных умений у воспитанников среднего дошкольного возраста.

Таким образом, нами были выделены следующие группы коммуникативных умений воспитанников:

- умение организовать общение;

- невербальные умения (уместное использование мимики, жестов, поз; умение понимать эмоции собеседника);

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

- желание вступать в контакт.

Кроме того, по выделенным критериям, мы сформировали уровни коммуникативных умений воспитанников среднего дошкольного возраста, а именно:

  1. Умение организовать общение:

Высокий уровень – воспитанник охотно включается в совместную деятельность, принимает на себя функцию организатора,  выслушивает сверстника, согласовывает с ним свои предложения, уступает. По своей инициативе обращается к старшим с вопросами.

Средний уровень -  ребенок недостаточно инициативен, принимает предложения более активного сверстника, однако может возражать, учитывая свои интересы. Отвечает на вопросы взрослого, но инициативы не проявляет.

Низкий уровень - ребенок проявляет отрицательную направленность в общении с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, не считается с их интересами, настаивает на своем, в результате провоцируют конфликт. В общении с взрослыми проявляет скованность, нежелание отвечать на вопросы.

  1. Невербальные умения:

Высокий уровень – Выполняет упражнения с полноценным мышечным напряжением, получая удовольствие от движений и самого участия в деятельности. Движения пластичны, свободны, нет скованности, хорошо скоординированы, интонации голоса естественны, эмоционально насыщены, не зажаты. Быстро переходит от состояния возбуждения к состоянию полного расслаблению.

Средний уровень - Участвует в деятельности с желанием, реагирует на нее оживленно, с интересом, но в процессе игры могут проявиться перепады настроения. Задание выполняет старательно, но с заметным напряжением, не всегда точно координируя или управляя телом, речью, мимикой.

Низкий уровень – не использует невербальные умения при общении

  1. Желание вступать в контакт:

Высокий уровень (3 балла) – легко вступает в контакт, проявляет активность в общении с взрослыми и сверстниками.

Средний уровень (2 балла) – ребенок стремится к общению, но главным образом с детьми своего пола, то есть межличностное общение со сверстниками характеризуется избирательностью и половой дифференциацией. Общение с взрослыми опосредуется совместной деятельностью.

Низкий уровень (1 балл) – ребенок не вступает в общение, не проявляет тенденции к контактам, проявляет недоверие к окружающим, боится общения.

  1. Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими:

Высокий уровень (3 балла) – выполняет элементарные правила культуры общения с взрослыми и сверстниками. Самостоятельно называет сверстников по именам, называет старших на «вы», по имени и отчеству, пользуется в общении ласковыми словами.

Средний уровень (2 балла) – имеет представление об элементарных нормах и правилах поведения в общении, выполняет их чаще по напоминанию взрослых. Не всегда правильно обращается к взрослым.

Низкий уровень (1 балл) - не знает норм правил общения, не желает следовать требованиям взрослого, в общении со сверстниками агрессивен, преимущественно обращение к взрослому на «ты».

Для выявления уровня развития коммуникативных умений нами было проведено наблюдение за дошкольниками. Результаты наблюдений внесены нами в общую таблицу, где выявлено уровень развития коммуникативных умений каждого воспитанника. (рисунок 1)

№ Воспитанника

Критерии

Вид деятельности воспитанника

Умение организовать общение

Невербальные умения

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении

Желание вступить в контакт

Общий уровень коммуникативных умений

1

Самостоятельная деятельность

с

с

н

с

с

Прогулка

с

с

с

с

с

Режимные моменты

в

в

с

с

с

Уровень

с

с

с

с

с

2

Самостоятельная деятельность

с

с

в

в

с

Прогулка

с

в

с

в

с

Режимные моменты

с

с

с

с

с

Уровень

с

с

с

в

с

3

Самостоятельная деятельность

в

с

с

в

с

Прогулка

в

с

с

с

с

Режимные моменты

с

с

с

в

с

Уровень

в

с

с

в

с

4

Самостоятельная деятельность

н

с

н

н

н

Прогулка

н

н

с

с

с

Режимные моменты

н

н

н

с

н

Уровень

н

н

с

с

н

5

Самостоятельная деятельность

н

с

н

с

с

Прогулка

н

с

с

с

с

Режимные моменты

н

н

н

н

н

Уровень

н

с

н

с

с

6

Самостоятельная деятельность

н

н

с

с

с

Прогулка

н

с

с

с

с

Режимные моменты

н

с

н

н

н

Уровень

н

с

с

с

с

7

Самостоятельная деятельность

с

с

с

с

с

Прогулка

с

с

с

с

с

Режимные моменты

с

с

с

с

с

Уровень

с

с

с

с

с

8

Самостоятельная деятельность

в

с

с

в

с

Прогулка

в

в

с

с

с

Режимные моменты

в

с

с

с

с

Уровень

в

с

с

с

с

9

Самостоятельная деятельность

н

н

с

с

с

Прогулка

н

с

н

н

н

Режимные моменты

н

н

н

с

н

Уровень

н

н

н

с

н

10

Самостоятельная деятельность

с

с

с

с

с

Прогулка

с

с

н

н

с

Режимные моменты

н

с

с

с

с

Уровень

с

с

с

с

с

11

Самостоятельная деятельность

с

с

с

с

с

Прогулка

с

с

с

с

с

Режимные моменты

с

в

с

с

с

Уровень

с

в

с

с

с

12

Самостоятельная деятельность

с

в

в

с

с

Прогулка

с

в

с

с

с

Режимные моменты

с

в

в

с

с

Уровень

с

в

в

с

с

13

Самостоятельная деятельность

н

н

н

с

н

Прогулка

н

н

н

с

н

Режимные моменты

н

н

н

н

н

Уровень

н

н

н

с

н

14

Самостоятельная деятельность

с

с

с

с

с

Прогулка

н

с

с

с

с

Режимные моменты

с

с

н

н

с

Уровень

с

с

с

с

с

15

Самостоятельная деятельность

с

в

в

в

в

Прогулка

с

с

с

в

с

Режимные моменты

с

в

в

в

в

Уровень

с

в

в

в

в

16

Самостоятельная деятельность

с

с

с

с

с

Прогулка

с

н

н

н

н

Режимные моменты

н

н

с

с

с

Уровень

с

н

с

с

с

17

Самостоятельная деятельность

н

н

н

н

н

Прогулка

с

н

н

н

н

Режимные моменты

н

н

н

с

н

Уровень

н

н

н

н

н

18

Самостоятельная деятельность

с

в

с

в

с

Прогулка

с

в

в

в

в

Режимные моменты

с

с

в

с

с

Уровень

с

в

в

в

с

19

Самостоятельная деятельность

с

с

с

с

с

Прогулка

с

с

с

с

с

Режимные моменты

с

с

с

с

с

Уровень

с

с

с

с

с

20

Самостоятельная деятельность

н

н

н

с

н

Прогулка

с

н

н

с

с

Режимные моменты

н

н

с

н

н

Уровень

н

н

н

с

н

21

Самостоятельная деятельность

н

н

с

с

с

Прогулка

с

с

с

с

с

Режимные моменты

с

с

н

н

с

Уровень

с

с

с

с

с

22

Самостоятельная деятельность

в

в

с

с

с

Прогулка

в

с

в

с

с

Режимные моменты

с

с

с

с

с

Уровень

в

с

с

с

с

23

Самостоятельная деятельность

с

с

с

н

с

Прогулка

н

н

н

н

н

Режимные моменты

с

с

н

н

с

Уровень

с

с

н

н

24

Самостоятельная деятельность

с

в

с

с

с

Прогулка

в

с

с

с

с

Режимные моменты

с

с

с

с

с

Уровень

с

с

с

с

с

25

Самостоятельная деятельность

н

с

с

с

с

Прогулка

с

с

н

н

с

Режимные моменты

н

н

н

с

н

Уровень

н

с

н

с

с

Рис. 1. Карта наблюдений воспитанников средней группы на констатирующем этапе опытно-практической работы

Обозначения:

В - высокий уровень,

С - средний уровень,

Н - низкий уровень.

Таким образом, по результатам данного исследования можно сделать выводы, что у 33% воспитанников наблюдается низкий уровень умения организовывать общения, у 27% низкий уровень в применении невербальных умений в общении, а так же у 33% человек низкий уровень знаний норм и правил общения. Из этого следует, что в данной группе детей использование нашей темы будет актуально.

Уровни коммуникативных умений



Предварительный просмотр:

2.2 Система мероприятий направленных на развитие коммуникативных умений у воспитанников среднего возраста

Учитывая, что вся жизнь детей насыщена игрой, каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Особенно эффективно оказалось использование театрализованной деятельности для развития коммуникативных умений дошкольников.

Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает преодолеть ребенку робость, неуверенность в себе, застенчивость и тревожное отношение к школе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

В детском саду №155 «Росинка» нами была организована творческая работа.

Цель: развивать коммуникативные умения у воспитанников дошкольного возраста посредством использования театрализованной деятельности.

Задачи:

-  Развивать у детей память, внимание, мышление через театрализованную деятельность;

- пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;

- развивать способности дошкольников в театрализованных играх, музыкальных спектаклях и сказках, постановки кукольного театра (на тему школьная жизнь);

- формировать потребность и раскрепощение в общении у детей со сверстниками и с взрослыми

- развивать формирование творческого воображения дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

Для реализации поставленных задач нами была организована предметно – пространственная среда, организован театральный уголок и кружок театрализации «Мир вокруг нас». Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому, при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, мы учитывали:

*Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка.

*Особенности его эмоционально-личностного развития.

*Интересы, склонности, предпочтения и потребности.

*Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности

В группе нами был организован театральный уголок, куда входят пальчиковый, настольный, кукольный, теневой театры, театр рукавичек, театр на фланелеграфе, шапочки к театральным играм, ширма, декорации (на разную тематику). В этом уголке дети могут самостоятельно поиграть, уединиться, примерив на себя любую роль.

Театрализованные игры создали в группе радостную и непринужденную обстановку. Дети веселились, грустили, играли вместе с персонажами сказок. Увидев положительный результат, мы подобрали картотеку по театрализованным играм. (приложение 2)

Эта работа носит целенаправленный и системный характер. Занятия проводились один раз в неделю по 20-25 минут. Занятия проходят непринужденно, весело, дети находятся в постоянном творческом поиске. В ходе занятий происходит частая смена видов деятельности, благодаря чему обеспечивается высокий уровень их продуктивности.

Нами использовались следующие упражнения: мы предлагали детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.), или привлекали внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Причем нельзя забывать, что интонация голоса воспитателя — образец для подражания.- Поэтому, прежде чем предложить какое-либо задание детям, мы неоднократно поупражнялись сами.

Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и др.) и способами их невербального и вербального выражения. Решение этой задачи способствовали задания типа «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам), чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (С. Маршак «Котята», Л. Толстой «Лев и собачка», «Птичка», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Н. Носов «Живая шляпа» и др.), дискуссии по рассказам из личного опыта и по вернисажу картин, прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы»,  «Новая кукла» и др.), упражнения типа «Я радуюсь, когда....», «Я грущу, когда…» и т.д.

При этом мы  были особенно тактичны, придерживались чувства меры. Моменты фиксации эмоциональных состояний  проходили естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и никоим образом не превращаться в уроки мимики. Мы предлагали детям разыграть отдельные маленькие сценки, где необходимо было подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя и т.д. Хорошо, если одну и ту же сценку проигрывают несколько детей (или несколько пар). При этом не следует обращаться к остальным с вопросом, у кого лучше получилось. Лучше спросить, у кого получилось, похоже, и почему.

Особое внимание детей мы обращали на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого мы использовали упражнение «говорящие картинки» — рассказы по схематичным картинкам, которые рисуются в ходе совместного обсуждения или когда один ребенок рассказывает, а другие (3—5 человек) разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую пользу оказывали ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не являлось самоцелью. Работа строилась по трехчастной структуре: беседа, исполнение отрывка, анализ выразительности воспроизведения.

Таким образом, театрализованные занятия  включают как разыгрывание сказок, каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и др.).

Содержание занятий включает в себя:

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• игры-драматизации;

• разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;

• упражнения по формированию выразительности исполнения;

• упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста;

• упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт;

• речевые упражнения;

• разыгрывание пластических и мимических этюдов;

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками.

Важно участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Необходимо участие родителей в жизни детей, поэтому мы тесно ведем с ними работу. Это вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в их совместной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа.Презентация.Групповая работа воспитателя,направленная на повышение коммуникативной компетентности детей с глубокой умственной отсталостью

Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению он не только познает другого человека, но и самого себя....

Творческая работа "Декоративное искусство в работе детского сада"

В системе работы по ознакомлению детей с родным краем важное место отводится их приобщению к национальной культуре, в частности формированию представлений о народных промыслах. Наш край, как изв...

Творческая работа «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»

«Формирование творческой личности ребенка средствамитеатральной деятельности» Содержание:1. Актуальность данной проблемы.2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка ...

Творческая работа "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ"

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ" ...

Учебно-исследовательская и творческая работа. Направление: Прикладное искусство. Роспись по стеклу. Тема работы: «ПАЛИТРА НА СТЕКЛЕ»

Проектная деятельность в детском садуПроектная деятельность в ДОУ является одним из методов развивающего обучения и самообразования; направлена на выработку исследовательских умений (постановка п...