Творческая работа "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ"
материал на тему

Стрельцова Наталья Леонидовна

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ОРИГАМИ"

Творческая работа

Стрельцова Н.Л

        2013        2

В Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях.
Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его применения.

Актуальность темы: Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта. Василий Александрович Сухомлинский писал: "Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев". Это подвело меня к мысли о необходимости освоить и широко использовать в практике конструирование из бумаги по методу оригами, развивающий потенциал которого очень велик.

Традиционные формы работы не могут в полной мере решить проблемы развития творческой личности. Изучение интересующей меня проблемы я проводила в русле концепции развития творческих способностей посредством оригами- таким видом искусства, чрезвычайно благоприятным для развития творчества.
Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Ребенок знакомится с бумагой раньше, чем с любым другим материалом. Она привычна, легко поддается любым изменениям.
 Оригами развивают познавательные способности детей, превращая лист бумаги в игрушку дети воспринимают это как увлекательную игру, не замечая, что в процессе складывания решаются очень серьезные математические задачи: находят параллели и диагонали, делят целое на части, получают различные виды треугольников и многоугольников, с легкостью ориентируются на листе бумаги, развивают мелкую моторику рук, логику, воображение, учатся творить и любить все живое, а так же развиваются умения и навыки ручного труда. Но оригами также воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества.  Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки, лист бумаги и фантазия.

             Опираясь на методическое пособие Г.И.Долженко «100 Оригами», и на книгу «Художественно-творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет» авторов И.А.Рябкова, О.А.Дюрлюкова разработала перспективный план занятий, который рассчитан на 5 лет, по принципу от простого к сложному.

              Нужно отметить, что разработанный план дополняет традиционную программу. Он рассчитан с расчетом одно занятие в неделю. На изготовление поделки достаточно 5-20 минут.

             Целью план: Формировать у детей интерес к искусству оригами и раскрыть творческий потенциал детей.

           Чтобы достичь этой цели, поставлены следующие задачи:

 

  • Развивать конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка
  • Развивать мелкую моторику рук, глазомер
  • Развивать художественный вкус, творческое воображение, конструктивное мышление, аккуратность, трудолюбие, доводить начатое дело до конца.



Ни в одном источнике нет единого планирования по оригами от младшей до подготовительной группы. Я попыталась определить темы изготовления поделок всех возрастных групп, исходя из методического планирования по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Тематическое планирование во всех возрастных группах


"Выучим технику оригами"
(младший дошкольный возраст)
Цель:
Знакомство младших дошкольников с техникой оригами, различными приемами и способами действия с бумагой, со свойствами бумаги.

Задачи:
а) развитие творческих способностей, воображения, художественного вкуса в результате изготовления поделок в технике оригами
б) развитие уверенности в своих силах и способностях
в) развитие творческого воображения за счет использования дополнительных деталей.
г) помочь приобрести знания, умения и навыки по складыванию базовых форм оригами;
д) обучить навыкам самостоятельного складывания наиболее распространенных и простых в изготовлении моделей оригами
е) знакомство с основными геометрическими понятиями.
ж) развитие памяти, внимания, активизация мыслительных процессов.
з) работа по схемам

Необходимые условия

а) место в группе для работы - "уголок оригами"
б) возможность демонстрации детских работ
в) материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей
г) литература, иллюстрации

Предполагаемый результат:
Соотнесение наглядных символов (показ) со словесными (объяснение) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение работы без помощи педагога).
Способы диагностики
а) овладение техникой оригами
б) анализ продуктов детской деятельности.
в) проявление творчества

Сроки реализации:
в течение года.

С самого начала знакомим детей со свойствами бумаги, с волшебными превращениями бумажного квадрата, познакомить детей с понятием "базовая форма". В младшей группе все поделки выполняются из базовой формы "треугольник", или другое название - "косынка" и базовой формы "воздушный змей" или "мороженое". В течение первого года можно попытаться сделать поделки – веер, мордочка лисы, собаки, зайца. На занятиях используется наглядный и словесный методы объяснения. При этом используются игровые ситуации с заданиями в стихотворной форме
В средней группе дети познакомятся с новой базовой формой "блинчик", "двойной треугольник" и. конечно, закрепить ранее изученные базовые формы. В течение года можно выполнить следующие коллективные работы – "ежи", "аквариум", "зайцы в зимнем лесу", "ваза с цветами", "синицы у кормушки", "цветущий луг".

Большое количество разных фигурок позволяет создать, организовать бумажный зоопарк, а в старших группах театр оригами.


"Театр оригами"
(старший дошкольный возраст)

В этом возрасте можно знакомить детей со схемой изготовления поделок, пооперационными картами.

Цель:
Развитие творческих способностей и художественного вкуса, желание создавать персонажи декорации для театрализованной деятельности.

Задачи:
а) овладение ребенком дошкольником изготовления поделок в технике оригами
б) умение работать по схемам
в) развитие творчества, фантазии, художественного вкуса
г) развитие уверенности в своих силах и способностях.
д) развивать желание придумывать свои поделки
е) обыгрывание своих поделок, показ спектаклей (настольный театр), составление рассказов и сказок по своим поделкам.

Необходимые условия:
а) место в группе для изготовления и хранения поделок
б) схемы, пооперационные карты, литература
в) бумага (квадраты), ножницы, клей, бумага для дополнительных деталей
г) знакомство с литературными произведениями, которые можно драматизировать
д) рассказы детей

Предполагаемый результат:
а) применять знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок)
б) приходить на помощь своему товарищу при изготовлении поделок
в) проявление творчества при изготовлении поделок (дополнительные детали)
г) придумывание своих поделок.

Способы диагностики
а) умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения.
б) умение сделать изделие по пооперационной карте.
в) анализ готовой работы, умение украсить дополнительными деталями

Сроки реализации:
в течение года


Из книг «Художествено-творческая деятельность. Оригами» и  Л. Полк «Театр сказок». Обыгрывали с детьми небольшие стишки, пьески, сказки, например: «Заюшкина избушка», «Как заяц, лиса и волк справляли Новый год», «Теремок». В период подготовки спектакля каждый член группы получает возможность проявить свои художественные, литературные способности, изучить технику оригамного складывания и попробовать себя в оригамном творчестве.
Можно использовать несколько вариантов работы.
а) театр на столе
б) пальчиковый театр
в) театр масок

Кроме этого в течении этого учебного года (2014-2015) с детьми были оформлены следующие коллективные работ «Полянка с тюльпанами для Дюймовочки», «Озеро с лягушками», «Курочка и цыплята», «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…», «Божьи коровки встречают весну», «Лисята на опушке». Индивидуальные работы «Это снова я – щенок. А зовут меня Дружок», «Бабочка», «Котенок», «Веточка рябины», «Стаканчики», «Кошельек», «Жар-птица», «Воздушный змей».


Подпроект
"Создание сюжетно-тематических композиций"

Цель:
создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.

Задачи:
а) учить правильно располагать предмет на плоскости листа
б) устанавливать связь между предметами расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали
в) Обучение различным приемам работы с бумагой, творческий подход к выполнению работы

Необходимые условия
а) рамки для коллективных панно, служащие в том числе и для украшения интерьера
б) бумага (квадраты), ножницы, клей, бумага для дополнительных деталей
в) литературные произведения с красочными иллюстрациями
г) схемы, пооперационные карты, литература по оригами

Предполагаемый результат:
а) дети должны научиться различным приемам работы с бумагой
б) уметь проявлять творчество в художественном оформлении работ, уметь применять в оригамной композиции другие художественные материалы и техники (аппликация, коллаж, графика)
в) применять знания, полученные на занятии, при создании композиций
г) научатся следовать устным инструкциям, читать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами

Способы диагностики:
а) работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
б) анализ готовых композиций

Сроки реализации:
В течении года

В дальнейшем увеличилось количество выполненных нами работ, поделки избушка» стали более сложными, как правило, всегда украшались дополнительными деталями с помощью аппликации. Мы сделали коллективные панно: "лягушки на болоте", "грибы", "розы в вазе", "утки на озере", "морское дно", "снегири", "свиноферма", "кузнечики". Познакомили детей с новой базовой формой "дверь", "рыба". Оформили иллюстрации к литературным произведениям. Например, к басне И.А.Крылова "Ворона и лисица", к рассказу Л.Толстого "Лев и собачка", За два года мы создали иллюстрации к сказкам: «Гуси-лебеди», «Двенадцать месяцев», «Колобок», «Петушок и бобовое зернышко», «Зимовье», «Серая шейка» и т.д. В свободное от занятий время дети оформили книжку-раскладушку по сказкам Сутеева "Кто сказал "мяу?", "Под грибком", «Маша и медведь», «Заюшкина избушка»
Подпроект
Нравственно-этические нормы поведения и общения

Цель:
Расширение коммуникативных способностей детей

Задачи:
а) формировать у ребенка принципы коллективизма в процессе совместной деятельности
б) испытывать радость, изготовляя поделку в подарок
в) воспитывать усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу
г) развивать уверенность в своих силах и способностях

Необходимые условия
а) Участие в коллективном обсуждении предстоящей работы


Предполагаемый результат
а) улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе
б) развитие чувство коллективизма, так как только работая вместе можно сделать множество интересных композиций
в) уметь приходить на помощь товарищу

Сроки реализации
Постоянно

В своей работе мы уделяли внимание решению задач нравственного воспитания – уметь выбрать место для своей работы на коллективном панно, выполнять работу не мешая, друг другу, прийти на помощь товарищу. К концу года стали заметны результаты: дети стали более усидчивы, аккуратнее стали выполнять работу. В старшей группе мы заранее с каким-нибудь ребенком изучали последовательность изготовления поделки, а затем на занятии он выступал в роли учителя. Но не все могли справиться с этим заданием, так как помимо показа нужно еще уметь объяснить свои действия.


Подпроект "Планирование"

Цель:
Проектирование стратегии ознакомления детей дошкольного возраста с техникой оригами во всех возрастных группах.

Задачи:
а) взаимосвязь всех разделов программы на основе определения
б) определение оптимальных условий в различных возрастных группах
в) расширение творческих способностей, связной речи посредством оригами

Необходимые условия:
обеспечение необходимой литературой, тщательное изучение разделов программы "Детство"

Предполагаемый результат:
соответствие запланированных тем навыкам и умениям детей

Способы оценки эффективности
а) анализ продуктов детской деятельности
б) анкетирование
в) анализ документации

Было попробовано составить планирование занятий по конструированию в технике оригами для всех возрастных групп, во взаимосвязи с другими разделами программы. Составлено также планирование для кружка оригами для всех возрастных групп. Постоянно знакомлюсь с новыми работами размещенными в интернете, поэтому планирование не является неизменным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Развитие творческих способностей детей посредством оригами"

Сегодня малыши сталкиваются с листами бумаги гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал д...

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей посредством оригами»

                    Консультация для родителей«Развитие творческих способностей детей посредством оригами»...

«Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством техники оригами» (из опыта работы)

Как быстро летит время. И наши дети почти на пороге школы.Согласно ФГОС  ДО,  у выпускника  детского  сада  к  поступлению  в  школу должны  быть...

Обобщение опыта работы "Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей посредством оригами"

В данной статье  представлен опыт работы по ознакомлению детей с искусством оригами со второй младшей группы...

презентация "Опыт работы по развитию конструктивных умений и творческих способностей у старших дошкольников посредством оригами"

Данная презентация раскрывает опыт работы по данной теме. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущим...

Развитие творческих и конструктивных способностей детей посредством оригами

сентябрь С детьми : 1. Беседа с детьми на тему: «Что такое оригами»2. показ фотопрезентации «Искусство оригами»3. Д/и по ориентированию на плоскос...