«ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ»
план-конспект занятия (старшая группа)

Гордеева Эльвира Будаевна

расширить представления детей о зимних явлениях в природе.              Активизировать словарный запас (метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель). Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно образовательная деятельность

 ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

Тема: «Зимние явления в природе».

Интеграция: познание, коммуникация, музыка, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическое развитие.

Возраст детей: старшая группа (5 - 6 лет).

Цель: расширить представления детей о зимних явлениях в природе.              Активизировать словарный запас (метель, иней, вьюга, изморозь, наст, оттепель). Учить получать знания о свойствах снега в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Образовательная:

Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом; упражнять в подборе определений к заданному слову; формировать умение строить связанные высказывания типа рассуждения.

  • Развивающая:

Развивать умение детей давать развёрнутые ответы, развивать навыки художественного творчества, и воображение детей.

  • Воспитательная:

Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира.

Оборудование: мультимедийный проектор,   проекционный экран, ноутбук, музыкальный центр, презентация на тему «Зимние явления в природе».

Материалы: запись музыки П. И. Чайковского «Времена года».                                  тарелочки со снегом,  формочки, голубые листы бумаги, белая гуашь, тонкие кисточки, баночки с водой, салфетки.

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская (экспериментирование), художественное творчество, двигательная, коммуникативная.

Место проведения: групповая комната.

Ход НОД:

Воспитатель: Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство.

Сейчас мы с вами отправимся в зимний, сказочный лес.

1. Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» дети отправляются в лес.

Давайте, слушая красивые звуки природы, посмотрим зимние пейзажи. Посмотрите,  пожалуйста, какая красота!   Послушайте, как пишут о красоте зимы русские поэты?

Показ презентации «Зимние явления в природе».

(слайд 2)

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной,

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

(Отрывок стихотворения И. Сурикова.)

(Слайды3-8).

Воспитатель: Какие зимние явления природы мы видим?

Ответы детей: Мы видим снегопад, метель, вьюгу, иней.

Воспитатель: Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?

Ответы детей: Это зимнее явление называется метель, вьюга.

Воспитатель: Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайды9-10). На крышах и деревьях  появляются сосульки (слайды11-12). Такое состояние погоды называется « Оттепель» (Слайд 13). А как называется мелкий дождик?

Воспитатель: Мелкий дождик называется изморозь.

Воспитатель: Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней. (Слайд 14).

По ходу обсуждения звучит спокойная музыка,  и показываются на экране картинки.

2. Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами отправимся в самую глубину леса. Там в сказочном тереме живёт Дед Мороз. Заглянем к нему в гости. У Деда Мороза есть снежная лаборатория, в которой происходят чудеса со снегом.

(Воспитатель приносит тарелочки со снегом и пустые формочки).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что будет происходить со снегом в тёплом помещении?   Какой становится снег?

Ответы детей: Снег становится влажным, липким.

Воспитатель: Давайте его потрогаем. Что можно сделать с таким снегом?

Ответы детей: Можно скатать комочек.

Воспитатель: А что происходит со снегом, когда мы его катаем в руках?

Ответы детей: Снег тает в руках.

Воспитатель: Что произойдёт со снегом, спустя некоторое время?

Ответы детей: Снег превратится в воду.

Воспитатель: Правильно ребята, снег растает и превратится в воду. А если мы эту воду нальём в формочки и поставим на улицу на мороз, что с ней произойдёт?

Ответы детей: Вода замёрзнет и превратится в лёд.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а снег в тарелочках уже превратился в воду. Можно ли эту воду назвать чистой?

Ответы детей: Нет, в ней видны частички грязи, пыли.

Воспитатель: Во время снегопада снег собирает в воздухе частички пыли. Поэтому, несмотря на то, что снег белоснежный, в нём содержится много грязи и микробов.

Давайте аккуратно выльем воду в формочки.

Дети сливают воду в приготовленные формочки.

Воспитатель: Когда мы вернёмся из сказочного леса и отправимся на прогулку, мы увидим свои формочки, в них уже будет лёд.

3.Художественное творчество.

Воспитатель: А сейчас мы с вами пойдём дальше по волшебному лесу и выйдем на полянку художников, которые разукрашивают лес по временам года. Сейчас на этой полянке, творят чудеса зимние художники. Давайте им поможем создать метель и вьюгу.

Дети располагаются за столами, на которых лежат листы голубой бумаги, кисточки, белая гуашь.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что такое метель.

Ответы детей: Сильный ветер со снегом.

Воспитатель: Давайте нарисуем снежинки, соединим их вместе, и у нас получится настоящая метель.

Дети рисуют снежинки. Затем воспитатель собирает рисунки и прикрепляет их на мольберте.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,   получилась у нас  вьюга, метель.

Ответы детей: Очень красиво. Все снежинки, как в природе, разные.

Воспитатель: Одна дополняет другую. Они кружатся в хороводе, как бы танцуют под музыку ветра.

Воспитатель: Замечательную прогулку мы с вами провели в лесу. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года», дети возвращаются в группу.

Воспитатель: Давайте поговорим о том, что мы видели в лесу, какие явления природы?

Ответы детей: Вьюга, метель, иней, оттепель.

Воспитатель: А что делали у Деда Мороза в лаборатории?

Ответы детей: Помогли зимним художникам нарисовать метель.

Воспитатель: Вам понравилась прогулка?

Ответы детей: Очень понравилась.

Воспитатель: Следующая наша прогулка будет в сказочный лес весной.

Используемая литература:

1.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду».

2.Волчкова В.Н. «Экология. Конспекты занятий в старшей группе детского сада».

3. Иванова А. И. «Экологические наблюдения в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно познавательной деятельности с использованием и инноваций технологий для детей второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» "Беседа о зимних явлениях в природе"

Чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик на образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом, восприятия зимней природы, нужно помочь детям почувствовать эту красоту по средствам музыки, живоп...

Методическая разработка плана на тему "Зимние явления в природе"

Воспитатель: Рыжова Наталья Николаевна.МБДОУ №32 «Росинка» г.Павлово/старший дошкольный возраст.Тема: «Зимние явления в природе» ПонедельникНОД (индивидуальная)Совместная деятельность в...

НОД ПО ЭКОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРИРОДЕ»

Мы с вами живём в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время года радует своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цв...

"Зимние явления в природе"

Зима – суровое время, особенно в северных широтах нашего полушария. Ее календарное время известно, но часто бывает, что первые признаки зимы приходят значительно раньше. Слякотная ноябрьская пог...

Конспект- занятия по познавательному развитию "Зимние явления в природе"

Конспект занятия по познавательному развитиюв старшей группе«Зимние явления природы» ГБОУ школа №655 отделение ДОДГ. Санкт-ПетербургСтаршая группаВоспитатель: Казакова И.А. Цель:...

Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию (ознакомление с природой) Тема: «Зимние явления в природе»

Цель: закреплять знания о природных явлениях в природе в зимнее время; закреплять знания о зимних месяцах; активизировать словарный запас; закреплять познавательную активность.Демонстрационный материа...