«Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ»
материал

Платонова Марина Леонидовна

Выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_formy_raboty_s_roditelyami.docx31.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивные формы работы с родителями в ДОУ»

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшения его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями воспитанников на всем протяжении дошкольного детства. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в области воспитания дошкольников. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка.

В нашем детском саду используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями воспитанников, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка.

Интерактивные формы взаимодействия - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Такие формы наиболее интересны родителям, потому что они позволяют без назиданий познакомить родителей с психолого-педагогической литературой по воспитанию детей дошкольного возраста, познакомить с особенностями восприятия окружающего мира ребенка, повысить авторитет родителей, увеличить время для совместных дел и игр т, создать единое образовательное сообщество.

Основными целями интерактивного взаимодействия являются:

- обмен опытом;

- выработка общего мнения;

- формирование умений, навыков;

- создание условия для диалога;

- группового сплочения;

- изменения психологической атмосферы.

Самой общей задачей в интерактивной технологии является фасилитация (поддержка, облегчение) - направление и помощь процессу обмена информацией:

– выявление многообразия точек зрения;

– обращение к личному опыту участников;

– поддержка активности участников;

– соединение теории и практики;

– взаимообогащение опыта участников;

– облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников;

– поощрение творчества участников.

Выделяют следующие нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии в режиме диалога педагогов ДОУ и родителей: родительский марафон, интерактивные выставки, семейные клубы, дискуссии, круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер – классы.

В настоящее время мы активно используем нетрадиционные интерактивные формы работы с родителями, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов, узких специалистов  и родителей. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Заранее спланировать противоречивые точки зрения по вопросам воспитания детей (наказания и поощрения, подготовка к школе и т.д.). Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Для родителей групп раннего возраста проводятся семейные клубы, круглый стол, а самым излюбленным для них стали мастер-классы, где родители учатся изготавливать пластилин, рисовать сказку, узнают и испытывают на себе различные виды закаливания и многое другое. Процесс взаимодействия организуется таким образом, что все родители оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения, изготовления. Показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

В группах дошкольного возраста ежемесячно для родителей проводятся  тренинги с педагогом-психологом. Такую форму работы мы ввели с прошлого года, и данные мероприятия родители посещают с большим удовольствием.

Тематика их различна и при подготовке к мероприятию, мы проводим опрос среди родителей, что их интересует и о чем они хотят поговорить. Иногда, мы сами выбираем тему, в зависимости от обстоятельств. Вот несколько из них:

«Что и как мы говорим нашим детям»

Цель:

• изменение неадекватности родительских позиций.

• гармонизация стиля воспитания.

• расширение осознанности мотивов воспитания в семье.

• оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

Тренинг «Семья за столом».

Цель: помочь родителям осознать свои личные особенности, свое эмоциональное восприятие окружающих близких людей, а также наладить с ними адекватные отношения, повысить психолого-педагогическую культуру родителей.

Каждый раз в процессе проведения таких мероприятий,  родители открывают для себя много нового и каждый раз с интересом наблюдаешь, как к концу плодотворной работы: высказывание своего мнения,   обсуждения, у родителей кардинально меняется точка зрения и приходит осознание того, как много им нужно пересмотреть в воспитании своего ребенка и своего поведения.

Для родителей и детей подготовительной к школе группе проводятся совместные занятия «На пороге школы».

Цель таких занятий: формирование психологической, мотивационной готовности старших дошкольников к поступлению в школу; повышение психолого-педагогической компетенции родителей.

Задачи:

- развитие познавательного интереса и учебной мотивации у детей;

- демонстрация родителям возможности игры для развития интеллекта ребенка;

- формирование умения сотрудничать со сверстниками и взрослыми в рамках заданной учебной ситуации;

- развитие способности родителей к пониманию эмоционального мира собственного ребенка через установления визуального и физического контакта в совместной деятельности.

Работа проводится во второй половине учебного года.

Цикл занятий  включает 13 встреч с периодичностью 1 раз в неделю.

Продолжительность встречи: 30-40 мин.

Количество человек в группе: 9-10 детей с родителями.  

Такая форма работы интересна тем, что позволяет детям и родителям подготовиться к новым социальным условиям школьной жизни, познакомиться с будущими обязанностями и правами школьника, расширить кругозор, активизировать свой творческий и умственный потенциал.

Данные формы работы показывают, что диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых задач. Каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение. У родителей формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, а также формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы.

Традицией нашего сада стало  ток-шоу для родителей «Это мой ребенок». 

И в этом году у нас была юбилейная программа, нашему ток-шоу 5 лет.

В ток-шоу принимают участие 4 семьи (ребенок и его родители).

Подготовка к данному мероприятию, очень  заблаговременная и серьезная (это видеосъемка, монтаж, подготовка костюмов).

Выигрывает та семья, которая лучше всего знает своего ребенка (его мечты, страхи, рассуждения на разные темы). Родители делают для себя очень много открытий о своем ребенке и о своей семье. Ведь они слышат рассказ о своей семье, с точки зрения ребенка, то как он ее видит.

В этом учебном году у нас появилась новая форма работы с родителями, это интерактивные игры, одна из полюбившихся детям и родителям – это приключенческая игра - квест.

А пришли мы к этой форме работы так:

Перед нами встала проблема, низкая мотивации родителей к совместным целевым прогулкам,  туристическим походам, которые на протяжении многих лет стали традицией для нашего детского сада. Столкнувшись с этой проблемой мы  в первую очередь решили разобраться с причинами низкой мотивации взрослых.

В ходе опроса и разговоров с родителями определили следующее:

 - не каждый родитель понимает, насколько широкими воспитательными возможностями обладает среда культурной столицы;      

- родителям сложно организовать культурную прогулку так, чтобы заинтересовать детей, дети предпочитают  поход в кино или развлекательный центр;

- родители не обладают достаточной информацией о том, как подобные прогулки влияют на организацию работы в группе и насколько они повышают качество этой работы;

- родители видят в просьбах воспитателя формальный подход и отсутствие личной заинтересованности;

- родителям трудно выбрать время.

И перед педагогами встала задача, подобрать такие формы работы, которые максимально повышали бы готовность родителей к сотрудничеству.

Опираясь на сделанные выводы, педагоги групп старшего дошкольного возраста провели родительское собрание, целью которого было повышение мотивации путём разъяснительной работы. В ходе этого собрания, педагоги рассказали родителям о воспитательном влиянии среды. Результатом этого собрания было получение от родителей согласия на сотрудничество.

         Перед педагогами встала  задача, найти интересную форму организации прогулки, досуга, доступную для проведения с родителями, не требующую от них сложной подготовки и увлекательную для детей. Такой формой работы стала система квестовых заданий.

После того, как мы опробовали на практике такую форму работы с родителями и  получили обратную связь от родителей, можно  утверждать, что квест как форма организации работы с родителями решает ряд важных задач:

1.Упрощает родителям планирование совместных культурных прогулок с детьми.

2. Даёт родителям понимание личной заинтересованности педагога в проведении семейных прогулок.

3. Является привлекательной для ребёнка, позволяет активизировать его внимание и развивать познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

4. Обогащает детей сходными впечатлениями для совместного обсуждения.

6.Формирует у детей унифицированную базу знаний и представлений, к которой можно обращаться во время работы в группе.

7.Позволяет воспитателю выделять для ознакомления те объекты, которые он считает наиболее значимыми с точки зрения решения образовательных задач в группе.

    Приемы, которые мы использовали при проведении квеста:

  1. Квесты по запискам, когда каждая следующая подсказка указывает, куда идти дальше. Задания в записках можно писать как есть, или зашифровывать
  2. В квестах  по ориентированию самое важное пройти точно по заданному маршруту и найти все контрольные пункты. Для таких соревнований нужна хорошая подробная карта местности. А чтобы было интереснее, на пунктах можно расположить тайники (положить клад в дупло, прикопать у корней, пристроить в нише между кирпичей). Если дети бегают несколькими командами, нужно сразу договориться, не разорять весь клад и аккуратно прятать его на место.
  3. В секретных местах могут прятаться не записки, а живые ведущие, изображающие разных персонажей. Чтобы получить очередную подсказку, детям придется выполнить задание ведущего.
  4. Для малышей можно нарисовать на дорожках парка картинки и выдать им бланки с такими же картинками. Задача участников – пробежать по парку, найти все картинки и отметить у себя на бланке. Можно искать не рисунки на асфальте, а наклейки.
  5. И в городе, и на природе можно сделать фотографии интересных объектов и предложить детям или просто их найти, или выполнить задания у этих объектов.
  6. Можно нарисовать путь к финишу стрелками – пусть дети их ищут и бегут в указанном направлении. Интересно сделать и обманные стрелки, чтобы дети проверяли и исключали ложные пути.
  7. Еще одна игра “Принеси мне”. Ребята с родителями получают список предметов. Он может быть подробным, например, список растений и определитель к нему. Или примерным: “что-то желтое; что-то сделанное руками человека; что-то на букву “Л”; что-то мягкое”. Для малышей можно сделать список с изображениями искомых предметов. Задача участников собрать и принести все предметы из списка.
  8. Можно комбинировать разные способы, например, устроить квест по запискам, в конце которого ребята найдут карту для ориентирования на местности. Или чередовать объекты, где задания дают персонажи и те, где дети сами должны что-то сделать. Или по стрелкам прибегать в секретные пункты, где лежит очередное задание или карта.

Для того,  чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам.

1.Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.

2.Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.

3.Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4.Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.

5.Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.

6.Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

           

Проведение данной  приключенческой игры создает условия не только для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, но и обмена опытом воспитания и организации  квестов в семье.  Общаясь между собой в ходе проведения квеста, родители осваивают новый опыт воспитания, организации такой игры в семье.

Все вышесказанное определяет концептуальные позиции интерактивных форм взаимодействия:

• Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.

• Интерактивное общение способствует умственному развитию.

• При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителя.

• Обратная связь может способствовать значительному повышению эффективности обмена информацией (учебной, воспитательной, управленческой).

• Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

• Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.

• Контроль знаний должен предполагать умение применять полученные знания на практике.

Применение интерактивных методов позволяет значительно углубить воздействие педагога на родителей. Они получают опыт непосредственного проживания и отреагирования, что способствует интеграции психолого-педагогических знаний и навыков.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога.

Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями, позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивных форм работы с родителями Детско-родительская научно-практическая овощная конференция для детей старшего дошкольного возраста

Активно используя новые возможности семьи и новые требования к образовательным услугам детского сада, мы опробировали одну из интерактивных форм работы с семьёй: детско-родительская научно-практическа...

Совместные досуги с родителями и детьми с нарушениями речи как вид интерактивной формы работы с родителями

Данная методическая разработка может быть полезна для учителей- логопедов и воспитателей, работающих в дошкольных учреждениях,   поскольку содержит методические рекомендации по организации и пров...

Доклад из опыта работы для педагогов на тему: «Традиционные и интерактивные формы работы с родителями по здоровьесбережению дошкольников»

       На сегодняшний день проблема здоровья детей очень актуальна. Главным в воспитании детей является то, что они должны быть здоровыми.Здоровье детей напрямую зависит от ...

Дебаты, как одна из форм работы с родителями (интерактивные формы работы с родителями)

В настоящее время работа с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений. Включение семьи как партнера...

Интерактивные формы работы с родителями. Закрытое сообщество для родителей средней группы "Почемучки"

Закрытое сообщество "Почемучки было создано для эффективного и продуктивного взаимодействия с родителями. Сообщество закрытое и вся информация доступна только его участникам....

Выступление на педсовете. «Интерактивные формы работы с родителями, направленные на сотрудничество педагога с семьёй». Опыт работы.

Организация взаимодействия педагогов с родителями и воспитанниками является одним из сложных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения....