Мир семейных отношений в русских народных сказках
консультация

Сайгина Нина

В данной статье отражено влияние русских народных сказок на воспитание и развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_semeynyh_otnosheniy_v_russkih_narodnyh_skazkah.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Мир семейных отношений в русских народных сказках.

Создавая художественный мир сказки , народ исходил из представления о том , какой должна быть счастливая жизнь на земле. Это представление о лучшей жизни и о хороших людях прошло испытание временем и является общенародным идеалом. Следовательно, фольклор для подрастающего поколения - это ориентир , проверенный временем

Сказки о животных

Наиболее древние из сказок – сказки о животных. «В них сохранились отголоски тех времён, когда племена людей считали своими предками и покровителями различных животных, - » пишет А.Г.Кутузов. Но уже и здесь мы видим семейные отношения. «В подробностях воссоздаётся в сказке старый быт,- читаем в статье В. Аникина «Русские народные сказки »,- невесту себе журавль нашёл недалеко – за болотом, в семи верстах. Мысли цапли, решившей исход сватовства, типичны для старого времени: будет ли у журавля чем кормить жену?!» Да и пословица добавляет: хоть за курицу, да на свою улицу; за счастьем человек бежит, а оно у его ног лежит. Посмотрим на сказку «Кот и лиса». «А кот с лисой…стали жить да поживать. И теперь живут, - » говорится в конце сказки. Но каковы причины счастливого совместного жительства? И сказка отвечает. Оказывается, чтобы жить вместе долго и счастливо, с точки зрения наших далёких предков, надо подходить друг другу, дополнять друг друга, а это значит, понимать, принимать, быть похожим. Сказки о животных мало похожи на рассказы из жизни животных. Животные в сказках лишь до некоторой степени действуют в согласии со своей природой, и в гораздо большей мере выступают носителями того или иного характера и производителями тех или иных действий, которые должны быть отнесены прежде всего к человеку. Поэтому  мир зверей в сказках дополнен человеческим воображением, он является формой выражения мыслей и чувств человека, его взглядов на жизнь. Животные, которые говорят, рассуждают и ведут себя, как люди, – лишь поэтическая условность: «Приключения животных спроецированы на людскую жизнь – и человеческим смыслом они-то и интересны». Отсюда основные темы русских сказок о животных – человеческие характеры, достоинства и пороки людей, типы человеческих взаимоотношений в быту, в обществе, иногда эти образы даже выглядят сатирически. Для понимания смысла русских народных сказок о животных необходима работа над их сюжетной организацией и композицией. Сюжет анималистических сказок характеризуется ясностью, четкостью и простотой: «Сказки о животных строятся на элементарных действиях, лежащих в основе повествования, представляющих собой более или менее ожидаемый или неожидаемый  конец, известным образом подготовленный. Эти простейшие действия представляют собой явления психологического порядка…».

Волшебные сказки

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В волшебных сказках все необычайно, гиперболизировано. Герои и героини действуют и на земле, и под землей, и на небе, в невероятных обстоятельствах подземного и подводного царств, встречаются со всякого рода чудовищами, таинственными существами. Положительный герой волшебных сказок проходит через все препятствия, побеждает соперников, подчиняет стихийные силы природы и почти всегда достигает поставленной цели, возвращаясь с богатством или невестой-красавицей. В давние времена появились и волшебные сказки о прекрасной царевне, которую злые силы лишают человеческого облика. Царевны в таких сказках красивы, «им присущи лучшие черты человеческого характера,- пишет А.Г.Кутузов,- они добры как к людям, так и к животным и растениям, поэтому вся природа, весь мир отвечают добром на добро. Красавицы покоряют не только красотой и добротой, но и умением творить чудеса. К тому же они искусницы: умеют шить, вышивать, печь караваи, готовить вкусные блюда; прекрасно танцуют, получая удовольствие от танца и радуя других. Кажется, они всемогущи…» Так ли это? Обратимся к сказке «Царевна - лягушка». С какой любовь описывается в сказке, как Василиса Прекрасная печёт каравай: «Взяла частые решёта, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу – звери рыскучие». А разве можно не восхититься ковром, сотканным Василисой, или её танцем? Но есть ещё одно, чего нельзя не заметить, это отношение к своему избраннику: здесь и уважение, и желание угодить, не подвести.

«Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое? - » участливо говорит Василиса Прекрасная своему избраннику. А узнав, в чём дело, заботливо добавляет: «Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее». Кто из молодых людей не мечтал о такой умной, заботливой, уважительной жене? Но сказка говорит, чтобы появилась Василиса, нужен царевич. Другое дело, что у Ивана – царевича в сказке есть и другая задача. Задача предостеречь: поспешишь – людей насмешишь. «Не ты её (лягушачью кожу) надел, не тебе её было снимать, - » говорят Ивану -царевичу. А если не хочешь, чтобы над тобой смеялись, иди на подвиг:

«… износи три пары железных сапог, изгрызи три железных хлеба» – только тогда найдёшь свою избранную, но ещё и Кощея Бессмертного победить надо.

В чём же урок? Ничто не даётся в этой жизни просто так, счастье не даётся в подарок, его добиваются, за него сражаются. Ради счастья с любимой отправляются в путь, и там учатся терпению, доброму отношению к окружающим, доверию, пониманию и приятию тебя таким, какой ты есть (даже если внешне ты лягушка).

На первый взгляд, очень похожа на «Царевну - лягушку» другая сказка – «Иван Бесталанный и Елена Прекрасная». «Вот является в горницу прекрасная девица. Такую красоту и не видел никто, и неизвестно было, что она есть на свете. Глянул на неё Иван, и сердце в нём приостановилось, - » читаем в сказке. Поженились Иван и Елена, и всё-то у них хорошо: «Живут сыто, богато, жена Ивана домом правит…» Но отчего тогда неуютно Ивану с молодой женой? «…будто всего довольно у него, и жена ласковая, слова поперёк не скажет, а чувствует Иван, словно всегда холодно ему». Так, значит, мало уважения, почтения? Надо ещё что-то? И вот Елена, благодаря отцу, получает богатый подарок: «В платье заветном прелесть была, в книге –мудрость, а в зеркальце – вся видимость мира». Но не было здесь главного: для счастливой совместной жизни, с точки зрения сказки, нужен талант человеческий - доброта душевная, которая и согреет и пожалеет. А как раз этого и не было у Елены Прекрасной, не умела она любить, жалеть, молчало её сердце. И только в конце сказки герои нашли счастливую жизнь, потому что познала Елена Прекрасная тот самый талант, которым муж её Бесталанный наделён был.

Чему же научила нас сказка? Семья может быть только тогда счастлива, когда оба супруга умеют проявлять душевные качества, только тогда семья греет, а не обдаёт холодом, в такую семью хочется идти, там тебя поймут, поддержат, приласкают.

Сказки сатирические или бытовые.

Другим пластом сказок, раскрывающих проблему семейных отношений, являются сказки сатирические или бытовые. С необычайной наблюдательностью и большим искусством в них рисуются столкновения между мужем и женой, которые кончаются посрамлением и наказанием. За что же здесь наказывается герой? Давайте посмотрим на сказку «Федул и Маланья». «Федул со всей мужской работой управлялся, а Маланья дома хозяйничала»,- говорится в сказке. «Маланья баба шустрая: так и снуёт по избе, так и снуёт. То к зыбке подскочит, то угли из печи выгребет, то ухватом тяжёлый чугун из печи вытащит…» Но не угодила мужу, не признал он её работу тяжёлой и… опозорился: «На пашне, хоть и тяжёлое, да одно дело, а вот попробуй похозяйничай, тогда и поймёшь, почём фунт соли»,- признаётся побеждённый Федул в конце сказки. Кроме того, в бытовой сказке высмеивается упрямство и сварливость («Сварливая жена»), глупость и лень («Кому горшок мыть»), жадность («Каша из топора»). Всё это мешает супругам быть счастливыми вместе, разрушает человеческие отношения, значит, делает человека несчастным в семье.

Сказка - явление уникальное. Уникальность её и в том, что она рассматривает семейные отношения со всех сторон, а не только взаимоотношения между мужем и женой. Русский народ не забыл и о проблеме родителей и детей, детей и родных и приёмных. И как здесь не вспомнить русскую народную сказку «Снегурочка». В чём страшная беда старика и старухи? «Детей не нажили»,- отвечает сказка. Одинокая старость – вот расплата за это. И старик со старухой на собственном опыте знают это, поэтому так радуются появлению Снегурочки, которую слепил дед, а она возьми и оживи. Вот оно, казалось бы, счастье.

« Ах ты, моя Снегурушка дорогая!» -говорит старуха, обнимая своё желанное дитя. Но Снегурочке не суждено долго холить и радовать стариков. Почему? Ведь чудо уже совершилось? Но умная сказка говорит, чтобы чудо осталось чудом надолго, оно произойти должно на основе любви, только тогда ожившая Снегурочка сможет не растаять. А не кажется ли вам это своеобразным предостережением современным «бизнес-леди», которые ради карьеры, красивой фигуры отказываются от радости материнства? Да, и о них позаботилась сказка, рассказала и их историю.

А в сказке «Морозко» начало конфликта в другом: «Женился старик на другой». У мачехи есть своя любимая дочь, зачем ей ещё и старикова дочка Наська. А Настенька и красива, и умна, и работяща, за что ни возьмётся – всё сделает. Но никак мачехе угодить не может. Да и родной отец оказывается не помощником, он даже соглашается отвезти родную дочь в лесную глушь на съедение волкам, и только там понимает, какое зло сотворить хотел, и решается пойти наперекор жене. И что же? Настенька жалеет отца, сама, по доброй воле, остаётся в лесу, понимая, как трудно будет её батюшке пойти

вопреки приказу жены. Но благодаря проявленным качествам: доброте, трудолюбию, заботливости, пониманию, безотказности, вежливости – Настенька оказывается награждённой. А что же мачеха и её дочка любимая? Видя богатства Насти, подаренные ей Морозом – Красным носом, лишаются разума: «Старик, старик, запрягай других лошадей, вези мою дочь поскорей! Посади на тоже поле, на то же место».

Нет счастья там, где властвуют нетерпимость, жадность, скаредность, жестокость, нетерпимость, тем более, если они проявляются по отношению к тому, кто слабее тебя, кто не может противостоять тебе: мать праведна- ограда каменна; без отца полсироты, а без матери и вся сирота; мать высоко замахивается , да не больно бьёт, мачеха низко замахивается , да больно бьёт.

Эта же проблема раскрывается и в сказке «Василиса Прекрасная». «…Василису поедом ела,- » так описаны взаимоотношения мачехи и падчерицы в сказке. «А Василиса всё делает, всем угождает, всю работу справляет», подобно Настеньке, но есть у героинь одно отличие: Настя остаётся со своей бедой одна, а вот у Василисы есть помощник – куколка и самое главное – благословение матушки, данное перед смертью. «Пошла прочь, благословенная дочка, - » кричит Баба-яга и даёт череп, который не причиняет вреда Василисе, но сжигает мачеху и её дочерей.

Родительская любовь помогает нам жить, оберегает нас, если же в семье нет любви, взаимопонимания, то на их место приходит злость, ненависть, которые разрушают жизнь людей, сжигают их изнутри.

А вот в сказках «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» предложен вариант взаимоотношений родных братьев и сестёр. И в основе сюжета этих сказок лежит проблема жертвенности ради сохранения близких тебе по крови людей. Ни Алёнушка, ни Иванушка не могут быть счастливы в полной мере, пока не счастлив хоть один из них. Почему? Потому что в этом заключается ещё один принцип семейного счастья.

Так чему же учат нас сказки? Какие уроки семейного счастья преподают?

Во- первых, не надо искать счастья «за тридевять земель», конечно, нельзя понимать пословицу «хоть за курицу, да на свою улицу» буквально, но может быть, счастье рядом, а ты даже не знаешь об этом.

Во-вторых, пословица вслед за сказкой утверждает: муж да жена – одна душа; живут рука в руку, душа в душу; у мужа и жены одни мысли. Не могут быть счастливы вместе люди с разными взглядами на жизнь, с разными семейными ценностями, поэтому надо быть внимательными друг к другу: жениться – переродиться; упасть - не беда, беда – не подняться.

В-третьих, народная мудрость гласит: с лица воды не пить; терпенье и труд всё перетрут. Значит, путь к семейному счастью лежит через терпимое отношение друг к другу всех членов семьи.

В – четвёртых, надо уметь, а если не умеешь, то надо научиться, проявлять душевные качества по отношению друг к другу. Без друга на сердце вьюга; без милого и мир постыл; тёплое сердечко – ласковое словечко; доброе слово лучше мягкого пирога; доброе слово и кошке приятно, таково мнение пословиц.

В – пятых, упрямство, сварливость, глупость, лень, жадность мешают супругам быть счастливыми вместе, разрушают человеческие отношения, значит, делают человека несчастным в семье. Разве может быть иначе, если о таких людях пословицы говорят: «Нашла коса на камень; самолюб всякому не люб; задрал нос – кочергой не достанешь; гроша не стоит, а глядит рублём; поёт как соловей, а кусает как гадюка; глаза завидущие, руки загребущие; завидущи глаза не знают стыда, и т.д.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурно-семейного досуга по мотивам русской народной сказки "Колобок" и потешек

С помощью волшебных мячиков-"колобков" малыши путешествуют по сказке,помогают Бабке и Деду,встречают Лису,Зайца,Волка и Медведя,а также выполняют различные физкультурные упражнения....

Методическая разработка. Конспект НОД в подготовительной группе по теме: «Отражение быта и русских традиций в народных сказках. Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Цели: Приобщать детей к традициямнарода посредством изучения литературного наследия наших предковЧитать русские народные сказкиПоказать детям, как быт и народные традиции нашли свое отражение в русски...

Русские народные сказки. Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные чудес волшебные сказки.

Русские народные сказки.Сказки – один из основных видов устного народного поэтического творчества. «Словом “сказка” мы называем и нравоучительные рассказы о животных, и полные ...

Семейный клуб "Капитошка" спектакль по мотивам русской народной сказки "Гуси - лебеди" (старшая группа)

Семейный клуб "Капитошка" спектакль по мотивам русской народной сказки "Гуси - лебеди"...

Конспект открытого занятия «Технология продуктивного чтения через знакомство детей с русской народной сказкой» в подготовительной к школе группе Образовательная ситуация «Знакомство детей с русской народной сказкой «Две загадки».

Конспект открытого занятия с дошкольниками, с помощью которого воспитываем интерес и любовь к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст....

Конспект занятия для детей первой младшей группы по русской народной сказке : " Жили у бабуси". " Приключение двух гусей" по русской народной сказке : ""Жили у бабуси ""

Цель: Приобщение детей к русскому народному творчеству.Задачи: Образовательные; - познакомить детей с новым фольклорным произведением песенкой "" Жили у бабуси"";-закрепить пр...