«Мобильный островок уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника»
методическая разработка

Шевелева Наталья Анатольевна

Созданный островок  психологической разгрузки позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможность для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_mobilnyy_ostrovok_no_2.docx38.55 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Детский сад общеразвивающего  вида № 129 «Антошка»»

                                   

                                           Конспект  выступления на МО

На тему: «Мобильный островок уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника»

                                                             

                                                                         

                                                                 

                                                                           

                                                                                     Воспитатель: Шевелева Н.А.

                                                                                                      группа №1

                                                                  2019г.

 «Мобильный островок уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника» 

                                                 

из опыта работы Шевелевой Н.А. воспитателя  МБДОУ №129  1 группа

Здравствуйте уважаемые коллеги. Меня зовут Шевелева Наталья Анатольевна, я работаю воспитателем  детей раннего возраста.

        Детский сад - первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. Для обеспечения эмоционального комфорта  детей  в нашей группе был создан «Мобильный островок уединения и релаксации» , где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции.

Рекомендуемый возраст для применения пособия— от 1,5 лет и выше.

  Слайд 2   

Задачи , которые мы решаем, вы можете увидеть на слайде, а  Цель: создание личностного пространства для формирования  психологического, эмоционального благополучия ребенка, способствовать умственному развитию, побуждать интерес к исследованию.

   Слайд 3       «Мобильный островок - это ширма ».

     Отвечает требованиям ФГОС  ДО к предметно-развивающей среде:

  • Информативен, безопасен.
  • полифункционален: способствует психологическому, эмоциональному умственному развитию включая  творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно  как одним ребенком так и  небольшой подгруппой  детей (в том числе с участием взрослого)
  • обладает дидактическими свойствами; способствует повышению самооценки тревожных, неуверенных в себе детей;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части),легко трансформируется.
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Наш островок  гармонично вписался в групповое пространство. Для оформления использованы различные ткани, карманы на липучках, шторки , так же использован принцип  полуоткрытости . Для того чтобы педагог в любой момент мог убедиться в безопасности и нормальном самочувствии воспитанника, в островке уединения сделано «окошко», которое не будет нарушать личное пространство ребёнка  при необходимости его можно закрыть. Дети могут без труда закрывать и открывать островок самостоятельно.  Если кому-то из детей необходимо уединиться, он прикрепляет с внешней стороны изображение замка, что является сигналом для других детей и взрослых «Вход воспрещен».,а так же использовать в театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых играх. Содержимое островка  периодически обновляется, но какие-то предметы находятся постоянно (обязательные атрибуты островка- мягкий коврик и подушки), это придает детям чувство уверенности и постоянства.

     

  Взаимодействие педагога и детей

Дошкольник может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, а может пойти туда по подсказке воспитателя (например, когда педагог замечает, что он утром очень скучает по маме, чувствует себя зажато, некомфортно либо, наоборот, ведёт себя агрессивно, обижает других детей). Педагог наблюдает,  что делает там ребенок, сколько времени там проводит и как часто. «Мобильный островок » может иметь диагностическую и мониторинговую функцию.

      А сейчас давайте познакомимся с наполнением островка  уединения в детском саду

Здесь можно выделить три основные группы.

Слайд 4   Предметы для выражения негативных эмоций

Отрицательные переживания воспитанники  могут выразить с помощью ряда предметов:

  1.  Подушка колотушка, подушка- плакушка (чтобы выплакаться).
  2. «Злая птичка» Это игрушка птичка ,взяв в руки и прижав к себе ребёнок может выговориться  птичке и оставить свои нехорошие слова и мысли ей.
  3. «Злая дорожка». Это маленький шероховатый коврик. Дошкольник разувается и вытирает ножки до тех пор, пока не перестанет злиться.
  4. «Коврик дружбы». Это небольшой коврик, красиво оформленный, Поссорившиеся дети становятся на него и разрешают конфликт, мирятся.

 Слайд 5  

  1. Для аналогичных целей можно использовать коробку «Мирилку» или варежку «Мирилку» или  «Сердечко-мирилка»: картонная коробка интересно раскрашивается или декорируется аппликацией, двое детей просовывают в трубу руку каждый со своей стороны, во втором случае это варежки, связанные между собой, или сердечко с двумя перчатками . Назначение таких мирилок -преобразовать детский конфликт в увлекательное действие. В группе имеется  картотека текстов - мерилок.
  2. Зеркало для хорошего настроения. Когда воспитатель замечает, что малыш не в духе, то предлагает ему сесть в уголке перед зеркалом, взглянуть на своё отражение и улыбнуться.

 

 Слайд 6

  1. Подушка «антистресс», которая очень нравиться детям и снимает накопившийся стресс.
  2. Страх и плохое настроение можно положить в «мешочек плохого» настроения,а из «хорошего мешочка» взять радость и любовь.
  3. Игры-манипуляции с предметами. Например, «Ласковое солнышко». Если какой-то ребёнок рассердился или слишком расшалился, педагог предлагает ему поиграть в уголке с лучиками игрушечного солнышка — ленточками, накручивая их себе на пальчики. Это также могут делать одновременно 2 поссорившихся ребёнка: они играют с ленточками, одновременно говоря друг другу добрые слова.
  4. Занятия с Каврографом.

Слайд 7   Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию

Для расслабления дошкольников могут использоваться:

  • Сенсорные игрушки. В том числе  шнуровки, мозаики, пазлы-вкладыши, с помощью липучек присоединяют на общий фон отдельные элементы (цветы, растения, насекомых).
  • «Подушки  сплюшки» мы используем когда ребенок устал. Дети могут на ней полежать, отдохнуть, еще предлагаем детям которы трудно засыпают во время тихого часа.
  • Плеер с релаксационными композициями: шум моря, звуки леса, дождя..
  • Музыкальные игрушки ,игрушки, издающие звуки (для младших дошкольников это могут быть обычные «пищалки»).
  • Фотоальбом с групповыми и семейными фото (интересно разглядывать семьи всех воспитанников), фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов.

Слайд 8

  • Игрушечный телефон для воображаемых звонков маме и папе.
  • Массажёры, небольшие мячики-ёжики, тактильные  эмоциональные мешочки  (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.).
  • Материалы для изодеятельности (раскраски, цв.карандаши.).

Пребывание в островке  уединения позволяет ребятам расслабиться, восстановить силы, а интересные игры помогают развивать мелкую моторику.

 Слайд 9          Пособия для развития эмоциональной сферы

В островке уединения содержатся предметы, помогающие ребёнку лучше понять своё настроение и самочувствие, а также расширить спектр эмоциональных переживаний:

  • Дидактические игры: «Угадай эмоцию», «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках» -использование Каврографа, «Конструктор эмоций» и т.д .Играть  можно на готовых полотнах ширмы или с помощью Лэпбокса.

Слайд 10        

  • Волшебные предметы (Корона, башмачки, плащ, палочка). Назначение этих предметов — снять с ребёнка чувство скованности, зажатости, помочь перевоплотиться из грустного в весёлого.
  • «Куб настроения», на каждой стороне которого изображена определённая эмоция. Дошкольник выбирает ту, которую он чувствует в данный момент или хотел бы почувствовать.
  • «Книга доброты». Это альбом с изображениями только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков.
  • «Подушка-Думалка». Этот вариант позволяет ребятам поделиться своим настроением, рассказать о своих мечтах.

Слайд 11      

  • Коврик- трансформер  Дети у нас с огромным удовольствием играют с такими ковриками! В один момент коврик- трансформер может служить как кукла. Дети могут с ним поиграть в сюжетно-ролевую игру "Дочки-матери"В другой момент, коврик-трансформер легко может превратиться в мягкий пуфик, на котором детишкам будет мягко и приятно посидеть. Так же быстро и неожиданно, коврик может превратиться в кроватку или подушечку для кукол. А так же, этот коврик может очень быстро оказаться самым лучшим другом, с которым будет не грустно ждать возвращения родителей! А еще наше пособие (коврик-трансформер) поможет малышам развить моторику рук, развязывая и завязывая ленточки!

Слайд 12     

 При использовании островка уединения  педагог обстоятельно знакомит воспитанников с каждым атрибутом и пособием, демонстрирует способы взаимодействия с ним. 

Ведь именно от этого зависит эффективность деятельности дошкольника в островке уединения.

Слайд 13

 В нашем мобильном островке  уединения ребята играют в спокойные игры, занимаются творческой деятельностью, с каждым предметом и атрибутом здесь можно  развернуть целую игру, а так же  тихо пообщаться или просто отдохнут от шума.

Слайд 14   

Всё здесь зависит от фантазии и заинтересованности воспитателя.

Таким образом, созданный островок  психологической разгрузки позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможность для развития познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Считалочки" как способ сохранения эмоционального комфорта дошкольников (авторский материал).

Представляем новое методическое пособие с авторскими считалочками. Стихотворный текст сопровождается иллюстрациями, выполненными юной художницей (победительницей муниципальных, краевых, зональных, все...

Проект. Тема:«Устное народное творчество в театрализованной деятельности как средство эмоционального комфорта детей раннего возраста»

Эмоциональный комфорт в детском саду является главенствующим фактором как для самих детей, так и для их родителей. Для того чтобы ребенок чувствовал себя спокойно в детском саду, с желанием ежедневно ...

Презентация "Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"

Презентация "Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"...

"Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника""

quot;Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"...

Авторское многофункциональное пособие: «Мобильный островок уединения и релаксации», « Волшебная страна знаний»

laquo;Мобильный островок уединения и релаксации»  и  «Волшебная страна знаний» – это  авторское методическое пособие, мобильный  уголок, наглядное пособие....

План по самообразованию. Тема: "Методы релаксации, как средство психологического комфорта детей в группе раннего возраста".

План по самообразованию на 2023-2024 учебный  год. Тема: "Методы релаксации, как средство психологического комфорта детей в группе раннего возраста"....