ПРОЕКТ "ЦЕНТР УЕДИНЕНИЯ И РЕЛАКСАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДОШКОЛЬНИКА"
проект (старшая группа)
В настоящее время всё больше внимания уделяется проблеме эмоционального благополучия ребёнка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
"ЦЕНТР УЕДИНЕНИЯ И РЕЛАКСАЦИИ,
КАК СРЕДСТВО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМФОРТА ДОШКОЛЬНИКА"
Разработала:
Воспитатель: Солодовникова И.Н.
Тейково
2023г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема | Создание центра уединения и релаксации детей «Домик Счастья». |
Автор | Солодовникова Ирина Николаевна, воспитатель первой категории |
Участники (исполнители) проекта | Педагоги, родители, дети |
Место реализации проекта | МБДОУ №3 Старшая группа «Солнышко» |
Тип проекта | Педагогический, творческий, информационно – практико – ориентированный |
Цель проекта | 1. Создать центр уединения и релаксации в группе в соответствии с ФГОС для преодоления эмоционального дискомфорта дошкольников 2. Обеспечить психологический комфорт для укрепления психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. |
Задачи проекта | 1. Создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций. 2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого. 3.Дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. Научить налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации. |
Актуальность проекта | Центр уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, но иногда это происходит по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя некомфортно, зажато или, наоборот, ведет себя вызывающе, агрессивно. |
Новизна проекта | Современные дети дошкольного возраста в настоящее время загружены не меньше взрослых. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают много информации, которую необходимо усвоить. Поэтому, так важно иметь в группе пространство, где ребёнок мог бы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение и так далее. Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды. Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения». Данная форма работы позволяет решить такие задачи как: организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей; создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе. |
Планируемые результаты | Систематическая работа по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в группе с использованием материалов уголка психологической разгрузки приводит к положительным результатам: агрессивные дети меньше ссорятся и дерутся; материалы психологического уголка помогают раскрываться тревожным и застенчивым детям; дошкольники учатся сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх. |
Результат проекта | «Домик Счастья» в нашей группе - это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать. Данный проект помог организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей; создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе. |
Реализация проекта | Сентябрь 2023 – май 2024 |
Актуальность:
В настоящее время всё больше внимания уделяется проблеме эмоционального благополучия ребёнка. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия – без него не сложится гармоничная личность. Эмоциональное благополучие обеспечивает дошкольнику высокую самооценку, формирует самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт. Поэтому одной из главных задач взрослых является обеспечение ребёнку состояние эмоционального благополучия. Большую роль в эмоциональном благополучии ребёнка играет окружающая среда.
ФГОС ДО рекомендует:
- п. 3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- п. 3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением.
Вариативность среды предполагает:
наличие в организации или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.
Центр уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, но иногда это происходит по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя некомфортно, зажато или, наоборот, ведет себя вызывающе, агрессивно.
Поэтому, так важно иметь в группе пространство, где ребёнок мог бы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение и так далее. Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды. Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения». Данная форма работы позволяет решить такие задачи как: организовать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей; создавать положительный эмоциональный микроклимат в группе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
1. Создать центр уединения и релаксации в группе в соответствии с ФГОС для преодоления эмоционального дискомфорта дошкольников
2. Обеспечить психологический комфорт для укрепления психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Задачи проекта:
1. Создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций.
2.Способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.
3.Дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. Научить налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации.
Планируемые результаты
Систематическая работа по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в группе с использованием материалов уголка психологической разгрузки приводит к положительным результатам: агрессивные дети меньше ссорятся и дерутся; материалы психологического уголка помогают раскрываться тревожным и застенчивым детям; дошкольники учатся сотрудничать друг с другом, согласованно действовать в командных играх
Формы реализации проекта
1. Изучение опыта работы по модернизации РППС в других ДОУ посредством интернет - ресурсов. 2. Внедрение модели. 3.Сотрудничество с родителями 4. Модернизация среды. Создание центра уединения и оборудования.
Ресурсы проекта Музыкальный центр, аудиозаписи на флешносителе, игровые пособия.
Этапы реализации проекта:
1 этап. Подготовительный.
Пути реализации 1. Разработка плана создания предметно-развивающей среды по теме создание центра уединения и релаксации детей «Домик Счастья». 2.Изучение проблем и постановка цели, определение задач. 3. Изучение санитарно-технических норм и требований. 4.Изучение литературы. 5.Проект предполагает работу воспитателя, родителей и детей по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста материалами психологического уголка. 6.Обсуждение возможных видов и типов центров уединения в детском саду. 7. Посещение сайтов соответствующей тематики. 8.Подбор игр для уголка уединения.
2 этап. Практический.
Пути реализации
Изготовление и оформление наполняемости центра уединения и релаксации «Домик Счастья». На этом этапе вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проекта для деятельности воспитателя и родителей. Помощь родителей в изготовлении уголка: изготовление подушек, мягких игрушек и атрибутов для украшения уголка.
Для решения данной задачи 1.Изучили вопрос организации «уголка уединения»; 2.Изучили интересы, склонности, предпочтения, особенности детей группы; 3.Составили перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей; 4.Привлекли родителей к изготовлению «уголка уединения» и атрибутами к нему Формы работы с родителями: Родительское собрание Беседа с родителями «Уголок психологической разгрузки». Консультации для родителей «От любопытных глаз скрываясь». Оформление папки – передвижки «Психологический уголок в ДОУ». Помощь родителей в приобретении дидактического и наглядного материала.
3 этап. Обобщающий.
Пути реализации
1.Анализ, обобщение результатов работы, подготовка материалов к публикациям. 2.Презентация проекта «Центр уединения и релаксации «Домик Счастья». 3.Участие в конкурсах 4. Публикации на интернет страницах.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап реализации проекта
Месяц | С детьми | С родителями |
Сентябрь 2-я неделя | Мониторинг- определить степень знаний детей. Проблема. Что такое «Уголок уединения?» Вход в проблему. Нужен ли нам уголок? Каким может быть уголок уединения? Решение проблемы. Кто нам может помочь? | Вызвать положительный отклик у родителей на данную тему. Заинтересовать родителей и мотивировать на участие в проекте. |
Практический этап реализации проекта
Месяц | С детьми | С родителями |
Сентябрь | Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Беседы во время утреннего и вечернего круга: «Как хорошо иметь друзей», «Ступеньки доброты», «Лучше добрым быть» Упражнения с детьми для снятия напряжения: «Эмоциональные руки», «Драка». Дидактические игра: «Угадай эмоцию» Игры в кругу общения: «Комплименты», День прощения» Чтение худ. литературы: В. Маяковский. «Что такое хорошо и что такое плохо?», А. Барто, П. Барто. «Девочка чумазая»; С. Михалков. «Песенка друзей». | Консультация «Уголок уединения, как условие создания позитивного психологического климата в группе» Предложить родителям изготовить уголок уединения в виде шатра, предметы- атрибуты для выражения негативных эмоций. |
Октябрь | Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей. Беседы во время утреннего и вечернего круга: «Взаимопомощь», «Почему нужно уметь уступать», «Хороший друг познается в беде». Упражнения с детьми для снятия напряжения: «Коробка переживаний», «Это я, узнай меня». Дидактические игры: «Хорошие и плохие поступки», «Эмоции в сказках». Игры в кругу общения: «Связующая нить», Дискотека зайчиков», «курица с цыплятами». Внесение уголка уединения игровых пособий: «подушки для битья, подушки-поплакушки»; «Стаканчик гнева», «Коврик злости», «Островок примирения», «Зеркало для хорошего настроения» Чтение худ. литературы: Э. Мошковская. «Жадина»; Г. Цыферов. «Про друзей» | Изготовление родителями атрибутов, игровых пособий: «подушки для битья, подушки-поплакушки»; «Стаканчик гнева», «Коврик злости», «Островок примирения», «Зеркало для хорошего настроения» Приобретение домика для уголка уединения |
Ноябрь | Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. Перечень имеющегося в уголке оборудования и краткое описание способов взаимодействия с каждым дидактическим пособием. Беседы во время утреннего и вечернего круга: «Как вести себя во время разговора», «Добрый – злой», «Правдивость», «Каким должен быть друг». Упражнения с детьми для снятия напряжения: «Солнышко и тучка», «Улитка», «Добрый бегемотик». Дидактические игры: «Мои чувства», «События и эмоции». Игры в кругу общения: «Магазин зеркал, «Круг-кружочек», «Я бы хотел быть таким же как ты», «Передай настроение». Чтение худ. литературы: С. Прокофьева. «Маша и Ойка», «Когда можно плакать», «Сказка о невоспитанном мышонке» (из книги «Машины сказки»), С. Капугикян. «Кто скорее допьет», «Маша не плачет». Внесение игровых пособий и атрибутов в уголок уединения: кружка «Кричалка», массажѐры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.), «Куб настроения», «Подушки-обнимушки» | Изготовление родителями атрибутов, игровых пособий: кружка «Кричалка», массажѐры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.), «Куб настроения», «Подушки-обнимушки» |
Особенности организации центра уединения и релаксации
- Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие цвета. - На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, можно использовать мягкие модули. - Желательно «населить» уголок мягкими игрушками (при этом важно выбрать такие игрушки, которые можно легко постирать). - Возможно размещение пейзажных картин, размещение различных световых и шумовых водопадов.
Всё оборудование в уголке уединения мобильно, подбирается в соответствии с возрастом ребёнка и его образовательными потребностями. Все игры, игрушки используются не сразу, а вносятся по мере необходимости. Атрибуты периодически меняются, обновляются. Детям очень нравится «уголок уединения». Он учит их не только отслеживать свое настроение, но и управлять им.
Оснащение центра уединения и релаксации «Домик счастья»
Предметы, находящиеся в центре уединения делятся на три группы 1.Предметы для выражения негативных эмоций (кубики, коробки, коврики, стаканчики и т.д) 2.Предметы для развития эмоциональной сферы (подушки разных видов, мягкие игрушки, цветные стаканчики, коробки, игрушки – антистресс и т.д) 3. Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию (шнуровки, мозаики, деревянные пазлы-вкладыши, игрушки, издающие звуки, фото домашних питомцев, альбом с изображениями любимых героев сказок и мультфильмов, телефон, массажѐры, небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки и т.д)
Название предмета | Назначение предмета |
«Кубик примирения». | Это небольшая коробка, красиво оформленная, сделанная своими руками. Поссорившиеся дети просовывают в отверстия руку каждый со своей стороны, жмут друг другу руку, происходит примирение. |
Кружка «Кричалка» | Как известно, вместе с криком у человека выходят наружу отрицательные эмоции. Чтобы не создавать шума и не пугать других детей, ребёнку предлагается покричать в такую кружку. |
Дудочка Злости | Чтобы впустить свою злость предлагается ребенку подудеть в дудочку |
Коробка «Спрячь все плохое» | Ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое |
Подушка - подружка, подушка-поплакушка | Чтобы выплакаться, можно взять подушечку, в которую ребёнок может оставить свои нехорошие слова и мысли |
Кресло Дружбы | При возникновении конфликтных ситуаций, драк, ссор или споров дети должны сесть на это кресло и решить свой конфликт по «мирилке» |
Кубик настроения | На гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его, выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту, которую он бы хотел почувствовать |
Телефон игрушка | Может позвонить маме или папе, поделиться чем-то сокровенным, сказать, что он их очень любит и ждет |
Игрушка Крикун | Для устранения негатива. Мягкая Игрушка-антистресс - это игрушка, которая издает звуки криков при ударах. Можно ударить для разрядки нервного напряжения или просто для смеха. Дети заливаются смехом при игре с такой игрушкой |
Массажѐры | Небольшие мячики-ёжики, тактильные мешочки (наполненные песком, мукой, крупой, солью и пр.). Позволяют ребятам расслабиться, восстановить силы. |
Шнуровка | Такие интересные игры помогают развивать мелкую моторику. |
Игрушка Танцующий Кактус- повторюшка | Вызывает исключительно положительные эмоции. Помимо исполнения танца и песен, игрушка передразнивает собеседника, смешно повторяя слова. Ребенок забывает о плохом настроении, потому что Кактус отвлекает его внимание от капризов, плохого самочувствия и слез |
Коробка Доброты | Изображения только добрых сказочных и мультяшных героев, сюжетными картинками со сценами хороших поступков. |
Результативность создания Центра уединения и релаксации «Домика Счастья»
Для педагога: при правильной организации уголка, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе.
Для дошкольников помогает: ✓ обрести уверенность в себе и сформировать ощущение безопасности; ✓ снять напряжение и поднять настроение; ✓ разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают
Итог работы по проекту (вывод)
Таким образом, изготовив уголок уединения мы даём ребенку возможность успокоиться, отлежаться, отсидеться, т.е. оградиться от напряжения творческой жизни в группе.
Каждый ребенок, приходя в детский сад, должен иметь возможность в любое время (при необходимости) проработать свои негативные эмоции и избавиться от них. Именно поэтому очень важно то, что в нашей группе был создан Центр уединения и релаксации «Домик Счастья», где ребенок чувствует себя комфортно и безопасно и может избавиться от негатива посредством специально отобранного оборудования. Центр уединения помогает ребёнку и взрослому справиться с рядом проблем.
«Остров Счастья» в нашей группе - это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн - проект центра уединения и релаксации.
Данный центр создан творческой группой педагогов (учитель - логопед Моторкина Е.Н., воспитатели Жидеева О.В., Гнётова М.С.) с целью: помочь снять усталость, эмоциональное напря...

Центр уединения и релаксации
Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда хочется о...
«Мобильный островок уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника»
Созданный островок психологической разгрузки позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможность для развития познавательных процессов, речи и эмоц...

Презентация "Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"
Презентация "Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"...

"Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника""
quot;Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"...
"Центр уединения и релаксации «Уютный домик» как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников с ТНР. "
Важно иметь в логопедической группе пространство, где ребёнок мог бы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, успокоиться и расслабиться. В нашей группе обустроен центр уединения и рел...

