"Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника""
материал

Александрова Марина Леонидовна

"Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника

Детский сад для ребенка это первый социальный институт. В нем ребенок постоянно находится в коллективе, не зависимо от своих мыслей, настроения, переживаний. Дети дошкольного возраста не всегда способны понять чужие  эмоции, найти формы адекватного выражения собственных эмоциональных состояний и объяснить их причины. Для них характерна эмоциональная неустойчивость, импульсивность проявления эмоций. Проблема эмоционального самочувствия детей является одной из актуальных на сегодняшний день.

  Одной из центральных задач Стандарта дошкольного образования является обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Все это дает основу для работы с детьми – по эмоциональному наполнению их жизни, оказанию помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Для успешного психологического комфорта детей в группе был оформлен центр уединения и релаксации. Основной целью, которого является создание комфортных условий для реализации индивидуальной потребности ребенка в тишине.  В этом центре ребята могут отдохнуть, посидеть на мягком диванчике, полежать на коврике настроения, посмотреть любимые книжки и журналы, послушать музыку. Все это помогает ребенку расслабиться, успокоится, почувствовать себя защищенным, а шторы помогают ему уединиться, спрятаться.

Сигналом «Я хочу побыть один» является замок на шторах. Важная составляющая центра уединения – наполняющие ее предметы. Это могут                 быть предметы, которые близки малышу, к которым он испытывает теплые чувства.

Главным атрибутом нашего центра являются мягкие подушки. На которых ребенок может полежать расслабиться, помечтать.

Для того чтобы выплеснуть свой гнев, снять эмоциональное напряжение в центе имеется «Коврик злости», кружка «Кричалка» покричав в кружку и потоптавшись на коврике «злости» ребенок освобождает себя от отрицательных эмоций, а «Подушка – поплакушка» помогает ребенку выговорить все свои обиды, поплакать. Когда дети дерутся, мы говорим, что этого нельзя делать - это плохо. А вот побить подушку-грушу очень даже можно. Тем самым избавляясь от накопившегося негатива.

Примеряя «Маски настроения» и смотрясь в «Волшебное зеркало» у ребенка плохое настроение быстро исчезает. А предметы из «Волшебного сундучка» помогают совершить интересные путешествия в страну хорошего настроения с приятными сюрпризами.

Лукошко с разноцветными нитками успокаивает расшумевшихся детей, сматывая яркие нитки в клубок, дети овладевают приемом саморегуляции. Для того чтобы сгладить детские конфликты, помирить поссорившихся детей в нашем центре есть коврик примирения и коробочка мирилка. Проговаривая веселые стишки – мирилки дети быстро забывают обиды.

Пребывание ребенка в центре уединения позволяет восстановить силы, расслабиться, а в этом ему помогают различные шнуровки, пазлы, мозайки. Играя с массажными мячиками - «ежиками», катая их по внешней и внутренней стороне рук в ладошках ребенок успокаивается, происходит снятие мышечного напряжения.  Дети с большим удовольствием изготавливали игрушку «Капитошка – антистресс», которая не только помогает расслабиться, но еще и способствует развитию мелкой моторики рук, а затем с удовольствием играли с ними. Снижению эмоционального возбуждения способствует такой релаксант как бутылочка с гелем, в которой плавают блески, мишура, бисер. Когда переворачиваем бутылочку, то элементы красиво опадают вниз - наблюдая за этим ребенок забывает об обидах и успокаивается.

В нашем центре есть дидактические игры, направленные на обучения детей бесконфликтному общению «Кубик эмоций», «Мои чувства», «Хорошие и плохие поступки» и др.

Для успокоения, отвлечения детей от грустных мыслей, негативных эмоций используем сухой бассейн наполненный крышечками от пластиковых бутылочек. Планшет с волшебным песком способен заинтересовать, отвлечь, расслабить ребенка. Маленькие частички песка активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях. Игры с песком помогают решить                 ряд педагогических задач, помогают вдохновить ребенка на рождение в себе творческой личности.

Сильным психологическим воздействием на человека является музыка. Она вызывает ощущение радости, способна гармонизировать эмоциональное состояние,   сбросить стресс и усталость, вызвать состояние покоя и гармонии.

Для родителей в приемной располагаются консультации, папки-передвижки с рекомендациями по теме: «Эмоциональная сфера ребенка и приемы снятия эмоционального напряжения». Родители стали активными участниками в изготовлении  пособий и атрибутов для нашего центра уединения и релаксации.

 При организации и оформлении центра разгрузки необходимо учитывать потребности детей. Кто-то хочет отдохнуть от детского коллектива, посидеть подумать, помечтать о чем-то, послушать спокойную музыку.

Играя в центре психологической разгрузки, дети становятся более уравновешенными, спокойными, чувствуют себя намного лучше, весело и забавно проводят время. Спокойные игры и занятия способствуют снятию эмоционального напряжения, усталости благотворно влияют на развитие вестибулярного аппарата ребенка, развивают мелкую моторику рук.

Предлагаю вашему вниманию несколько игр и упражнений, применяемых в работе с детьми  с применением пособий и атрибутов центра уединения и релаксации.

Упражнение «Коврик злости» или «Подушка злости»

предназначены для снятия эмоционального напряжения и выразить такую негативную эмоцию как гнев в приемлемой для окружающих форме.

Описание упражнения: Если вы видите, что ребенок пришел в детский сад агрессивно настроенным к окружающим или потерял контроль над своими действиями, предложите ему посетить волшебный коврик «Коврик злости». Для этого ребенку нужно снять обувь, зайти на коврик и вытирать ножки до тех пор, пока малышу не захочется улыбнуться.

«Подушка злости», на которой будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по «подушке злости» расслабленными кулачками. Также можно предложить ребенку поколотить по «подушке злости» надувными или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева.

Ножки топают, стучат,
Злость прогнать они хотят,
Чтобы злость не обижала
Ни меня и ни ребят!

Коврик злости — вот потеха!
Ну, а если не до смеха?
Топну ножкой: раз-два-три…
Улетела злость — смотри!

Кулачки (молотки) стучат,
Злость прогнать они хотят,
Чтобы злость не обижала
Ни меня и ни ребят!

Затем ребенку предлагается «Подушка добра». На нее можно положить расслабленные руки, ее можно погладить или обнять. Таким образом, отреагированное чувство гнева меняется на приятные ощущения спокойствия и эмоционального равновесия. 

«Подушка добра»

Ах, ты, моя душечка,
Добрая подушечка,
Мои ладошки успокой,
Я люблю играть с тобой!

Игра «Мешочек гнева», «Кружка Кричалка»

Цель: снятие негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Ход игры: если в группе есть ребенок, проявляющий агрессию (часто обзывает других детей), предложите ему перед входом в группу пройти в уголок и оставить все «плохие» слова в «Кружке Кричалке» или в «Мешочке гнева. В кружку или в мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, завяжите мешочек, закройте кружку и в месте с ним   спрячьте.

Гнев я в кружку прокричу,
Иногда и порычу.
Гнев так быстро исчезает,
И обида тоже тает.
Ловко кружку я закрою
И скажу себе я: «Ох!»

Гнев в мешочек прокричу,
Иногда и порычу.
Гнев так быстро исчезает,
И обида тоже тает.
Ловко завяжу мешок
И скажу себе я: «Ох!»

Затем ребенку предлагается «Коврик радости», на нем можно полежать, расслабиться, помечтать о чем-то приятном, почувствовать спокойствие и эмоциональное равновесие, можно музыку включить

Коврик радости, привет!
Даришь ты сердечку свет.
На тебе могу лежать,
На тебе могу мечтать,
Отдыхать, летать, кружить.
Я хочу с тобой дружить!

Игра с массажным мячиком ежик

Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма тем самым снимая мышечное напряжение.

Ручки, ручки, просыпайтесь.

(Дети катают мячик в руках, делая движения вперед назад, вправо-влево между ладонями.)

Пальчики, пальчики, просыпайтесь.

(Катают мячик по каждому пальцу правой и левой рук.)

 Головка, головка, просыпайся.

(Катают мячик круговыми движениями по голове)

Животик, животик, просыпайся.

(Катают мячик круговыми движениями по животу).

 Ножки, ножки, просыпайтесь.

(Катают мячик по правой, а затем по левой ноге).

Ходит ежик без дорожек

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

(Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо влево между ладонями,)

И иголками своими

Колется, колется.

(Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки)

А я ежику-ежу

Ту дорожку покажу,

(Мячик держат в левой руке и скатывают его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняют руки)

Где катают мышки

Маленькие шишки.

(Катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями.)

А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю Вам   изготовить простую игрушку антистрес «Капитошка» или «Кот - мурлыка

Главная цель этих игрушек -   поднять   настроение, успокоить и развесилить ребенка, с чем они отлично справляются.

Изготовление игрушки –   антистрес

Для этого нам понадобиться:

Бутылочка с манной крупой;

Воздушный шарик;

Маркер;

Ножницы; 

Разного вида украшения (нитки, шляпки, глазки, бантики и тд.);

клей ПВА.

Надуваем шарик и натягиваем на горлышко бутылки. Бутылочку переворачиваем и высыпаем манку в шарик.

Затем шарик аккуратно снимаем с горлышка,   и хвостик завязываем узлом.

Рисуем маркером весёлую рожицу и привязываем к хвостику причёску – из цветных ниток пряжи и т д. Тут дело фантазии и задумки.

Чтобы сделать игрушку более прочной можно использовать 2 шарика, вставив один в другой. Чтобы мордашка дольше не стерлась, использовать перманентный маркер. Даже если сотрется, не беда, всегда можно нарисовать другую — это даже плюс. Можно использовать шарики с уже нарисованными рожицами.

Игрушки готовы, теперь можно сними и поиграть.

Упражнение с игрушкой

Раз, два, три, четыре пять вышли  Капитошки (Котики) погулять, нужно быстро сосчитать. Раз, два, три, четыре, пять.

Литература:

1.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья ТЦ. Сфера ,2011г.

2.Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольника. Занятия игры ТЦ. Сфера ,2014г.

3.Смолякова Е.Н Организация психологических уголков в группе детского сада /Воспитатель дошкольного учреждения № 4,  2013г.

4.Справочник педагога-психолога /Уголок психологической разгрузки №2, 2016г.

5.Справочник старшего воспитателя/ Уголок психологической разгрузки №9, 2011г.

6.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет./Академия развития,2002г.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дизайн - проект центра уединения и релаксации.

Данный центр  создан  творческой группой педагогов  (учитель - логопед Моторкина Е.Н., воспитатели Жидеева О.В., Гнётова  М.С.) с целью: помочь снять усталость, эмоциональное напря...

Центр уединения и релаксации

Группа детского сада – пространство коллективной жизни. Здесь ребенок находится в условиях коллективных отношений, независимо от своего настроения, переживаний и событий. Бывает время, когда хочется о...

Представление центра уединения и релаксации.

Представление  центра уединения и релаксации.МБДОУ «Называевский детский сад №1» Средняя группа»Пчёлка»Воспитатель: Цвикло Ирина Васильевна...

«Мобильный островок уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника»

Созданный островок  психологической разгрузки позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможность для развития познавательных процессов, речи и эмоц...

Презентация "Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"

Презентация "Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника"...

"Центр уединения и релаксации «Уютный домик» как условие создания психологического комфорта и эмоционального благополучия дошкольников с ТНР. "

Важно иметь в логопедической группе пространство, где ребёнок мог бы расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, успокоиться и расслабиться. В нашей группе обустроен центр уединения и рел...