Конспект занятий по развитию речи « В гостях у художника» Рассказ по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели» ( с использованием интерактивной доски)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Вирфель Татьяна Михайловна

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Цели :развивать творческое воображение; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; дать представление о богатстве красок и о значении их в жизни; учить логически мыслить, находить выход из трудных ситуации, побуждать к фантазированию, воспитывать эстетические чувства, дружеские взаимоотношения, обогащать речь.

Планируемые результаты: проявляет интерес к искусству при рассматривании репродукция картины А.К. Саврасова; выражает положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения И.П. Чайковского «Вальс цветов» и прочтении поэтического произведения М. Ясного «О картинах»; умеет делиться с педагогом и другими разнообразными впечатлениями о весне; может самостоятельно придумать небольшой рассказ.

Материалы и оборудование: Интерактивная доска  , репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетали»; портрет художника А.К. Саврасова; аудиозапись «Голоса птиц», «Шум прибоя»; расписной сундучок; акварель, гуашь, фломастеры, кисть малярная, кисточки, наряд для Королевы Кисточки; репродукции картин русских художников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grachi_vord.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий по развитию речи

« В гостях у художника»

 Рассказ по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

( с использованием интерактивной доски)

        

Воспитатель 1 квалификационной категории

 МБДОУ(детский сад комбинированного вида) №2 «Рябинка»

        Вирфель Татьяна  Михайловна

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно - исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Цели :развивать творческое воображение; совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках; дать представление о богатстве красок и о значении их в жизни; учить логически мыслить, находить выход из трудных ситуации, побуждать к фантазированию, воспитывать эстетические чувства, дружеские взаимоотношения, обогащать речь.

Планируемые результаты: проявляет интерес к искусству при рассматривании репродукция картины А.К. Саврасова; выражает положительные эмоции при прослушивании музыкального произведения И.П. Чайковского «Вальс цветов» и прочтении поэтического произведения М. Ясного «О картинах»; умеет делиться с педагогом и другими разнообразными впечатлениями о весне; может самостоятельно придумать небольшой рассказ.

Материалы и оборудование: Интерактивная доска  , репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетали»; портрет художника А.К. Саврасова; аудиозапись «Голоса птиц», «Шум прибоя»; расписной сундучок; акварель, гуашь, фломастеры, кисть малярная, кисточки, наряд для Королевы Кисточки; репродукции картин русских художников.

Содержание организованной деятельности детей.

1.        Введение игрового момента.

Воспитатель открывает сундучок, в нём - молярная кисть и коробка гуаши.

-Сейчас мы отправимся в Страну Волшебных красок. В некотором царстве, в некотором государстве, в «Стране Волшебных красок» краски, карандаши, кисточки жили дружно, никогда не ссорились и очень любили рисовать. Поэтому у них всё вокруг было ярким, красивым, красочным. Главной в этой стране была наша Королева Кисточка. Кощей Бессмертный с Бабой-Ягой похитили Королеву Кисточку, и всё стало в стране Волшебных красок бесцветным.

  Давайте отправимся в страну Волшебных красок, и спасём Королеву Кисточку. А для этого необходимо выполнить сложные задания Девочки Акварельки. И так готовы?

2.        В гостях у художника

-Посмотрите на картины. На какие три группы их можно разделить?  

(Пейзаж, натюрморт, портрет).            

 Воспитатель : Ребята, а сейчас  мы с вами  посмотрим  мультфильм по произведениям М. Гладкова « Если видишь на картине».

ВЫ  можете отвечать на  вопросы  вместе с героями  мультфильма.                

- На интерактивную  доску  выведены  репродукции  картин разных жанров, вы должны выбрать и показать только пейзаж.

( дети выполняют задание)

- А теперь подберите соответствующие репродукции картин к следующим музыкальным фрагментам: «Шум моря», «Пение птиц».

(дети выполняют задание)

Воспитатель:  Ребята, у меня в руках два мешочка. В одном мешочке находятся много предметов, в том числе те предметы, которые необходимы  художнику для работы, а в другом мешочке один  предмет необходимый  художнику. Вы должны  будете, не подглядывая  нащупать предмет в одном мешочке и найти  точно такой - же предмет в другом.

Воспитатель : - Отгадайте загадку:

Разноцветные сестрицы

Заскучали без водицы,

Дядя, длинный и худой,

Носит воду бородой.

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым…..

Дети :  ( Кисточка и краски).

Воспитатель : - Расскажите, зачем нужны краски и кисточка.

(ответы детей).

3. Слушание музыки . «ВАЛЬС  ЦВЕТОВ»  П. И. ЧАЙКОВСКОГО.                                            

4. Логопедическая минутка.

5. Рассматривание  и рассказывание  по картине  А. К. САВРАСОВА « Грачи  прилетели».

Воспитатель :  -  Назовите  весенние месяцы.

Дети : - Март, апрель, май.

Воспитатель: - Почему март в народе называют  грачовником,  капельником?

Дети : - В марте прилетают грачи,  с крыш  свисают и капают  сосульки.

Воспитатель : - Перед вами репродукция картины А.П. Саврасова « Грачи прилетели».

- Как вы думаете, какое время года на ней изображено? Почему?

Дети : Весна. Тает снег, прилетели грачи, небо голубоватого цвета, птицы вьют гнёзда.

Воспитатель :- Как бы вы назвали картину?

Дети :- «Весна пришла», «Город весной», «Птицы вьют гнёзда».

Воспитатель:- Вершиной творчества А.П. Саврасова и всей русской пейзажной живописи второй половины 19 века явилась картина « Грачи прилетели». В марте 1871 года А.К. Саврасов едет в село Мольвитино, недалеко от Костромы, где очень много работает с натуры. Ни одна мелочь не ускользает от  его взгляда. Его тонкое  ощущение весенней природы - результат многолетних наблюдений.

Осенью 28 ноября 1871 года открылась первая передвижная выставка, ставшая крупнейшем событием в культурной жизни страны. На ней это произведение А.К.Саврасова занимало из первых мест. Картина сразу же привлекла всеобщее внимание - о ней заговорили, о ней писали, она хорошо была встречена критиками. Её приобретает для своей коллекции Третьяков. Художник воспроизводит типичную окраину волжского городка ранней весной. Мы видим тающий снег на переднем плане и обнаженную коричневою землю с голубыми маленькими озерками талой воды, чувствуем ласковый весенний тёплый ветерок и как бы слышим грачиный гомон.

 Это - радостный гимн весне. Это - её наступление. Плывут весенние облака. От полотна веет свежестью наступающей ранней весны.

- Каким вы видите небо?

 Дети : Ясным, голубым, облачным, весенним.          

-Каким вы увидели снег под берёзами и вдали на полях?

Дети : Тёмный, тающей, тяжёлый, грязный.

Воспитатель: - Какими художник изобразил берёзы?

Дети : Высокими, старыми, тёмными.

Воспитатель:- Составьте рассказ по картине.

Примерный рассказ :  На  картине начало весны. Тает снег. Талая вода стекает в овраг. На синем небе солнце. Всюду неяркий весенний свет. На деревьях хлопочут грачи. Птицы обживают свои гнёзда.

- Послушайте отрывок из  рассказа Г.А Скребницкого « Грачи прилетели».

-Вот и грачи прилетели. Как они хороши! Все чёрные, только вокруг клюва широкое белое пятно. За это грачей и зовут  белоносыми. В нашем саду грачи на всех берёзах гнёзда построили. Из одного гнезда чёрный хвост торчит, из другого тоже. Чуть-чуть друг друга хвостами не задевают. И ничего, сидят, не ссорятся. А вечером гвалт поднимут. Михайлыч  слушает и похваливает:

-Отлично поют! Милые птицы, первые весной прилетают.

Послушав грачей, Михайлыч возвращается домой, идёт в кабинет. Там, на стене, напротив письменного стола висит его любимая картина « Грачи прилетели». Я тоже очень люблю смотреть на эту картину, особенно под вечер. Лучи заходящего солнца розоватым светом разливаются по стене. Вот они осветили картину, и вмиг ожила берёзовая роща, и старая колокольня за ней, и уходящие вдаль весенние поля. Мне кажется, что я вижу это не на картине, а просто гляжу через окно на двор, на берёзы, на поля за рекой. Михайлыч  тоже смотрит на эту картину и улыбается. И лицо у него такое доброе, счастливое и немножко грустное.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы с вами еще раз посмотрим на сказочный замок и посмотрим, помогли ли мы королеве кисточки. Ребята, а замок у нас черно-белый, давайте поочерёдно  подойдем к доске и разукрасим замок  королевы.

5 Рефлексия.

- Мы выполнили все задания Девочки Акварельки: побывали в стране Волшебных красок и спасли Королеву Кисточку. Жители волшебной  страны благодарят нас за работу, и передают  вам небольшие подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ:«Рассказ по картине: выразительные средства речи»

Данный конспект отражает работу воспитателя с детьми пятого года жизни по развитию речи. На занятии используется технология ТРИЗ....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Зимние забавы».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление рассказа по картине "Собака с щенятами"

Программные задачи: 1. Продолжать учить детей описывать картину, составляя небольшой, связный рассказ по образцу воспитателя.2. Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложении, соверш...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине "Зимние забавы"

Обучение детей старшей группы составлению рассказа по серии картин "Зимние забавы". Целью является развитие речи дошкольников....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Тема: «Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Цель: развитие связной  речи у детей, на основе беседы по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели».Задачи...