Плавание в развитие дошкольников
консультация

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultats.plavanie_v_razvitii_doshkolnikov.odt13.39 КБ

Предварительный просмотр:

     Дошкольный период является временем, когда закладывается фундамент физического психического и нравственного здоровья. Ребенок приходит в детский сад, с одной стороны, с огромным запасом энергии, высочайшим интересом к миру, разнообразными индивидуальными потребностями, а с другой стороны — с неразвитыми моторными навыками, со слабой волей и зачастую с отсутствием таких социальных навыков, как умение вести себя в большом коллективе, устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, подчиняться правилам и режиму. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей физическое воспитание по интенсивности занимает особое место. Не вызывает сомнения, что в условиях возрастания и интенсивности учебно-познавательной деятельности гармоничное развитие дошкольника невозможно без физического воспитания. Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие человека, но и на формирование его личности. Не всем общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, опасаясь глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде - не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Занятия плаванием развивают такие черты личности, как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей.

        Прежде всего, мышечная система ребенка дошкольного возраста развита слабо, ее масса составляет 22—24% массы тела (у взрослого—40%). По своему строению, составу и функциям мышцы детей отличаются от мышц взрослого человека.  Мышечные пучки еще плохо сформированы, недостаточно развит и иннервационный аппарат мышечной системы.

У ребенка мышцы сокращаются медленнее, чем у взрослого, они более эластичны и при сокращении в большей мере укорачиваются, а при растяжении — удлиняются. Этими особенностями мышечной системы ребенка объясняется тот факт, что дети быстро утомляются, но физическая утомляемость быстрее проходит. Отсюда понятна неприспособленность ребенка к длительным мышечным напряжениям, однообразным статическим нагрузкам. Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3—5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

        Кратковременные мышечные   напряжения,   чередуясь   с    моментами    расслабления, отдыха, не утомляют детскцй организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче и скорость кровообращения выше. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению хела пловца; близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой системы. Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

        Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует их раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.

         Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких. Систематические занятия плаванием, купание благоприятно отражаются на развитии органов дыхания дошкольников Жизненная емкость легких возрастает у них до 1800—2100 см3.

        Опорно-двигательный аппарат ребенка находится в стадии формирования. Поэтому позвоночник у ребенка мягкий, эластичный, естественные кривизны его еще не закреплены и в лежачем положении выпрямляются. Ввиду такой податливости он легко подвергается ненормальным изгибам, которые могут затем закрепиться, образовать деформацию. При плавании подъемная сила воды, поддерживающая ребенка на поверхности, как бы облегчает тело, поэтому снижается давление на опорный аппарат скелета, особенно на позвоночник. В связи с этим плавание является эффективным средством укрепления скелета, активно используется как корригирующее (исправляющее дефекты) средство.

        У детей дошкольного возраста еще недостаточно развит тазовый пояс, только начинается окостенение хрящевой ткани. Поэтому чрезмерно резкие нагрузки на нижние конечности детей строго противопоказаны. Мягкие ритмичные движения ног при плавании обеспечивают большую и разностороннюю нагрузку на нижние конечности. Тем самым создаются очень благоприятные условия для постепенного формирования и укрепления твердой опоры нижних конеч- ностей — тазового пояса.

        Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и незакончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает  предупредить заболевание плоскостопием.

        В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма.

        Центральная нервная система интенсивно развивается в первые три года жизни ребенка. Уже в 2—2,5 года общая картина строения головного мозга у детей мало отличается от строения такового у взрослого. Клетки коры головного мозга детей обладают большой способностью фиксировать и удерживать установленные вновь приспособительные связи. Высокая пластичность коры головного мозга в детском возрасте во многом определяет и способность ребенка к сравнительно легкому освоению новых движений.

У, детей до 7 лет свойства центральной нервной системы таковы, что они быстро устают, но и быстро отдыхают, поэтому большие кратковременные нагрузки с частыми перерывами допустимы в обучении плаванию дошкольников. Детей больше утомляет однообразная деятельность, требующая большой точности движений.

В воде можно делать различные упражнения, которые тяжело выполнять на поверхности. Это возможно благодаря тому, что в воде все предметы значительно легче своего веса. Но это вовсе не уменьшает эффективность этих упражнений, а наоборот увеличивает.

        Влияние плавания на организм человека, а дошкольника в особенности, необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает человеку стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. Плавание слишком вялых детей взбадривает, а горячих, раздражительных – успокаивает.   Это своеобразная «прививка» против ОРВИ.  Детки начинают быстрее расти и прибавляют в весе. А все потому, что тарелку каши, на которую раньше они смотрели с нежеланием, после бассейна малыши съедают «за один присест». Такие детки быстрее учатся говорить. При этом их речь более связная и осмысленная. Плавание – лучший способ приобщения дошкольников к валеологической культуре, прекрасный способ подготовки к школьным занятиям.

Вообще, плавание - это  не только спорт или здоровье, а творчество. В воде можно делать все, что пожелаешь - сальто, повороты. Обычный человек на суше этого не сделает. А в воде можно сотворить самого себя.

МДОУ «Детский сад №151 Комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

Консультация для родителей на тему:

«Плавание в развитии дошкольников»

Казань 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение занятий плаванием для физического развития дошкольников

Плавание является уникальным видом физических упражнений и относится к наиболее массовым видам спорта, как в нашей стране, так и за рубежом. Специфическая особенность плавания связана с двигательной а...

Плавание - как одно из эффективных средств развития дошкольников

Роль плавания в физическом развитии дошкольников...

Плавание - как одно из эффективных средств развития дошкольников.

Плавание - как   одно из эффективных средств  развития   дошкольников....

Влияние плавания на организм дошкольника

Краткая характеристика положительного влияния занятий плаванием на основные системы ребенка....

Положение, правила, заявка на участие в первенстве по плаванию среди детей дошкольников групп 5-6 лет, 6-7 лет.

Настоящее положение о проведении детсадовского лично-командного первенства по плаванию среди детей дошкольного возраста детский сад « Радуга» п. Тазовский. Положение разработано в соответствии с Конст...

Роль плавания во всестороннем развитии дошкольника

Роль плавания во всестороннем развитии дошкольника...