Роль плавания во всестороннем развитии дошкольника
консультация

Неволина Елена Владимировна

Роль плавания во всестороннем развитии дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plavanie.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Плавание - одно из важнейших звеньев во всестороннем развитии и  воспитании ребенка - содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата. Оно является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки ребенка.

  Пластичность и высокая лабильность организма дошкольников определяют их высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды. В числе факторов, негативно сказывающихся на состоянии здоровья, указываются: ухудшение условий окружающей среды, снижение уровня жизни, стресс, гиподинамия и другие.    

  Плавание - наиболее гармоничная и "экологичная" физическая нагрузка, одно из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития ребенка. Не перегружая детский организм, оно тренирует максимальное количество органов и систем.

  Плавание, тренирующее и совершенствующее системы терморегуляции и дыхания, служит эффективным средством профилактики респираторных заболеваний. Как известно, для того, чтобы уметь плавать, надо этому научиться. Умение плавать часто может сохранить не только здоровье, но и жизнь ребёнка.                                  

       Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше.
       Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу.
В воде уменьшается статическое напряжение тела, снижается нагрузка на еще не окрепший и податливый детский позвоночник, который в этом случае правильно формируется, вырабатывается хорошая осанка. В то же время активное движение ног в воде в безопасном положении укрепляет стопы ребенка и предупреждает развитие плоскостопия.
Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц, необходимости преодолевать сопротивление воды. Улучшается сердечная деятельность, подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.
Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Укрепляется также нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.
Одновременно с обучением плаванию детям прививаются умения и навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.
Плавание благотворно влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на формирование его личности. Не всем детям общение с водой доставляет удовольствие и радость, некоторые боятся входить в воду, боятся глубины. Психологами установлено, что главная опасность на воде — не действия в ней, а чувство страха и боязнь глубины. Именно поэтому первые шаги обучения плаванию направлены на то, чтобы помочь ребенку преодолеть ни неприятное и не безобидное чувство. Занятия плаванием развивают такие черты личности как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, умение действовать в коллективе, проявлять самостоятельность.

     Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности. И наиболее оптимальным видом физической активности является плавание, так как оказывает на ребёнка благоприятное укрепляющее и психологическое воздействие.

В младшем возрасте необходимо научить детей не бояться воды, познакомить с водным пространством, научить использовать воду, как «друга».

Начиная со среднего возраста, обучение плаванию строится, как деятельность, непосредственно связанная с получением навыка держаться на воде, не бояться водного пространства.

Начиная со старшего дошкольного возраста требования к воспитанникам увеличиваются.

Необходимо каждое занятие начинать с упражнений на суше. На суше дети легче усваивают упражнения, с которыми необходимо знакомить в воде. В раздевалках мало места для обучения упражнениям на суше, я решила проводить вдоль чаши бассейна. А при упоре на чашу бассейна можно выполнить упражнения для ног, отработать с каждым ребенком.

При проведении занятий необходимо:

  1.  постановка правильного дыхания ( традиционно детей учат при вдохе с задержкой дыхания – надувать щёки, что не совсем правильно, а ведь необходимо добиваться на первом этапе дыхательного цикла, эффекта – вдыхания запаха цветка). Дыхательные упражнения выполняются на каждом занятии. Упражнения на дыхание служат и как отдых между упражнениями, и как метод для развития выносливости и увеличения объёма лёгких.
    Дети хорошо усвоили, что на вдохе с задержкой дыхания – тело у поверхности воды, а на вдохе – тело погружается в воду.
  2. Использование упражнений для развития двигательных способностей кистей рук (пальчиковая гимнастика в воде : “Моем руки”, “Дождик”, “Засолка капусты” и т.д.) И это дало положительные результаты, т.к. развивая подвижность суставов в воде, где вода выступала в качестве своеобразного тренажёра, увеличивался уровень развития мелкой моторики, которая является одним из показателей интеллектуального развития ребёнка (хорошо развивается речь и мышление).
  3.  Плавательные подготовительные упражнения (“Звёздочка”, “Стрела”, лежание, скольжение) выполнялись с помощью вспомогательного средства (поручень, доска для плавания), позволившего повысить эффективность овладения горизонтального положения тела в воде.  Только благодаря использованию поддерживающих средств, процесс обучения не терял привлекательности для детей, так как : это была цель и игра: для неуверенных детей – идеальное решение для преодоления чувства страха; для более подготовленных - приём наилучшего способа добиваться правильного положения тела в воде.
  4. Обязательное ознакомление с характером движений и изучений элементов в воде с опорой на месте (т.е. изучение движений ногами при поддержке руками за бортик бассейна), так как правильное движение ногами придаёт горизонтальность положения тела и устойчивость в воде. И только затем начинали отрабатывать правильное движение ногами в скольжении.
  5. Формирование навыков плавательных упражнений в зависимости от силы толчка от бортика бассейна. Только приём использования сильного толчка от бортика позволил намного легче решить двигательную координационную задачу (придал телу горизонтальность, тем самым, уменьшив сопротивление воды).
  6. Использование игровых приёмов обучения, как ведущих в организации занятий. При обучении какому-либо элементу техники плавания подбираются  игры, в которых этот элемент преобладает. Плавательные упражнения выполняются в парах по всей длине бассейна, что способствует выносливости, развитию координации движений.
  7. На каждом занятии обязательно учитывается качество выполнения упражнений ребёнком, с целью приобретения им в дальнейшем наиболее полноценных навыков и умений, и, безусловно, для успешного освоения навыкам плавания огромное значение имел предварительный показ инструктором правильной техники плавания.

Результатом наших приёмов в процессе обучения плаванию, явились приобретённые нашими воспитанниками жизненно важные факторы:

Во-первых – научившись плавать, дети в дальнейшем способны будут этот навык развивать всю жизнь, лишь совершенствуя технику плавания.

Во-вторых – овладение навыком плавания выработали у детей огромный потенциал здоровьесбережения.

В-третьих – выработалась определённая уверенность в своих силах и способностях.

Надо отметить, что при правильной организации занятия плаванием, к концу года 90% воспитанников умеют самостоятельно передвигаться в воде при помощи согласованных движений рук и ног (способом кроль на груди, на спине), 10% с помощью поддерживающих средств.

   Для наших воспитанников умение плавать вызвало неожиданное ощущение радости и удовольствия -  “Я плыву!..”.

 Удачи им!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль художественного творчества во всестороннем развитии дошкольника.

Аппликации как один из распространенных видов художественного творчества, включающее рисование, лепку, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей дошкольного возраста. Художественно...

Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра «Что для чего»

Дидактическая игра «Что для чего».Дидактическая игра на развитие внимания "Что для чего".Цель: развитие зрительного внимания, классификации органов чувс с внешними факторами, развития мышления.Детям п...

Брошюра "Роль игры во всестороннем развитии и воспитании дошкольника"

Данный материал может являться пособием для родителей в воспитании ребенка....

Консультация для родителей на тему: «Роль лепки во всестороннем развитии дошкольника».

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка...

Консультация для родителей: «Роль семьи во всестороннем развитии дошкольника».

Консультация для родителей: «Роль семьи во всестороннем развитии дошкольника»....

План по самообразованию "Роль загадки во всестороннем развитии дошкольника".

План по самообразованию "Роль загадки во всестороннем развитии дошкольника"....

Роль музыкально-ритмических движений для всестороннего развития дошкольника.

Доклад о важности музыкальных занятий в дошкольном воспитании....