Ребенок на пороге школы
статья

Ступакова Валентина Ивановна

Готовность к школе - важный итог развития ребенка. Она является результатом образовательной деятельности с детьми, осуществяемой семьей и детским садом на протяжении всего дошкольного детства. Материал будет полезен как педагогам, работающим с детьми подготовительной к школе группы, так и родителям, чьи дети готовятся стать школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ребенок на пороге школы25.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                 В.И.Ступакова –

                                                              старший воспитатель ГБДОУ № 85
                                                                  Приморского района Санкт-Петербурга

«РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ»

             Подготовка к школе – одна из важнейших задач обучения и воспитания ребенка – дошкольника.    

 Начало школьной жизни меняет весь   образ жизни ребенка. Принятые у дошкольников беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной обязанностями и ограничениями: теперь ученик должен каждый день ходить в школу, систематически трудиться, подчиняться нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке, выполнять домашние задания, добиваться хороших оценок в учебной работе и т.д.

Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматический переход на нее без предварительной подготовки ребенка просто невозможен.

           Готовность к школе- важный итог развития ребенка. Она является результатом образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и детским садом на протяжении всего дошкольного детства.  

 Поступление в школу- новый этап в жизни каждого ребенка, новый виток жизни, новая её атмосфера. Ребенок осваивает новую роль- ученик, а вместе с тем и новые обязанности. Уже нет слова «Хочу», появляется слово «Надо».

 Поступление в школу полностью перестраивает жизнь ребенка.  Он попадает в новые социальные условия.   Смена окружения может сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Результатом этого может стать появление неадекватных механизмов приспособления, которые принято называть школьной дезадаптацией.

 Плохо подготовленный к обучению ребенок уже в первом классе начинает отставать от сверстников, что способствует формированию сниженной самооценки и в дальнейшем приводит к устойчивой школьной неуспеваемости.

        К моменту поступления в школу ребенок должен иметь представления о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное. У него должно быть желание учиться. Если ребенок не готов к новому социуму, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков ему будет трудно.  Часто детям сложно проанализировать свои переживания и свое

отношение к школьному обучению. К 7- годам половина детей (особенно мальчиков) психологически не готовы к началу школьного обучения. Отмечается незрелость  регуляторных функций, затруднено произвольное поведение,  память, речь.

         У детей старшего дошкольного возраста перед поступлением в школу появляются страхи, тревога, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Это тоже усиливает тревожность и снижает самооценку.

Готовность к школе – значимый показатель эффективности воспитания и обучения ребенка в детском саду и семье. Это многогранное, многокомпонентное понятие.

Выделяется три взаимосвязанных аспекта этого понятия:

  •  физиологический,
  • психологический,
  • социально- личностный.

Физиологический аспект готовности раскрывает готовность к школе с позиции созревания организма и физиологической формы будущего первоклассника. Он показывает уровень  развития ребенка, характеризующий его готовность к систематическому обучению в школе и возможности справится с учебной нагрузкой без ущерба для здоровья (биологическая зрелость организма, состояние здоровья) .

Психологический аспект  готовности к школе связан с понятием психологической готовности, которая характеризует особенности психического развития ребенка на пороге школьного обучения с позиции благоприятной адаптации к новым условиям школьного обучения и успешности решения задач учебной деятельности, общения и познания в школе.

В содержании психологической готовности выделяют интеллектуальную готовность к школе, под которой понимается уровень развития основных психических процессов, обеспечивающих эффективную интеллектуальную деятельность ребенка в школьном обучении.

Интеллектуальная готовность к школ предполагает у детей наличие у детей сформированных  познавательной активности и познавательного интереса, овладение способами и приемами умственной деятельности, развитие знаково- символической функции сознания, речи, общего кругозора.

Учебная деятельность школьника  связана с высокой производительностью, это обуславливает необходимость формирования элементарной волевой готовности к школе. Она выражается в

- способности ребенка к появлению настойчивости в достижении цели,

- в умении подчинить свои действия правилам,

- осуществлять самоконтроль, что в значительной мере облегчает процесс вхождения в новые условия школьного обучения.

     Социальный аспект  готовности связан с понятием социально личностной готовности к школе. Он характеризует:

- уровень личностного развития дошкольника с позиции его стремления к новой социальной роли ученика,

- социальной уверенности, способности построить свои отношения с окружающими в соответствии с культурными нормами.  

- определенный уровень развития эмоциональной сферы, самосознания и самооценки ребенка.

Успешное обучение в школе зависит от мотивационной  и коммуникативной готовности ребенка.

Мотивационная готовность к школе выражается в активном стремлении ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний и проявляется в отношении к учебе как общественно значимому делу.

Коммуникативная готовность к школе характеризует уровень коммуникативных умений и коммуникативной культуры ребенка на пороге школьного обучения.

 В детском саду подготовка к школе осуществляется на протяжении всего дошкольного детства и завершается в старшем дошкольном возрасте.  Образовательный процесс в группах   предшкольного возраста ориентирован на перспективу предстоящего обучения в школе. В связи с этим, решаются задачи развития у старших дошкольников интереса к школе,  обогащения представлений о школе и жизни школьников, воспитания стремления детей к новой социальной роли и позиции школьника.

 Задача воспитателя – обеспечить условия для развития у старших дошкольников широкой самостоятельности, интереса к познанию и творчеству, гуманных чувств, ценностных ориентаций, стремления к школе, к новой социальной роли ученика.

Начало школьного обучения для ребенка это сильный стресс. Все первоклассники, наряду с переполняющими их чувствами радости и восторга, испытывают тревогу, боязнь, напряжение. У школьников в первые дни прихода в школу снижается иммунитет, иногда исчезает сон, аппетит, может повышаться температура. Они капризничают, раздражаются, казалось бы, совершенно без повода. Время адаптации к школе - это приспособление к ее основным требованиям, бывает у всех детей. Хотя у одного он длится один месяц, у другого - неделя, у третьих - весь первый учебный год. Многое зависит от особенностей ребенка, от его способностей овладения учебой. Поэтому  в детском саду особое внимание  должно уделяться освоению детьми универсальных умений:  принять цель деятельности, элементарно спланировать, подобрать в соответствии с целью необходимые материалы, получить результат и выразить к нему свое отношение.

Владение  этими умениями позволит детям успешно учиться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание в подготовительной к школе группе на тему «Ребенок на пороге школы»

Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошко...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы». Воспитатель: Зубкова В.А

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...

РЕБЕНОК НА ПОРОГЕ ШКОЛЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пятерки....

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ в логопедической подготовительной к школе группе «Ребенок на пороге школы»

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе может быть использован воспитателями для повышения компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной п...

Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группы Тема: «Ребенок на пороге школы»

Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного...

Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группы На тему: «Ребенок на пороге школы»

Родительское собрание с родителями подготовительной к школе группыНа тему: «Ребенок на пороге школы»Повестка дняПредставление учителей, психолога.Интервью детей (Просмотр виде - сюжет...

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе Тема: «Ребенок на пороге школы».

План  проведения родительского собрания.      1.Беседа « Что следует предпринять родителям до поступления в школу»;       Цель: ...