Особенности отношений между учителем и учеником
статья

Рассказов Андрей Михайлович

 

                                                                                                                                                            Введение

 

   Данная тема всегда для меня была интересна. Это связано с желанием повысить свой профессиональный уровень преподавания в детском саду и школе.

    В моём понимании учитель и ученик – это представители разных поколений. Соответственно, порой во взаимопонимании педагога и ученика возникает проблема «отцов и детей», и это сложно как для одной, так и для другой стороны.

   Ученику зачастую педагог представляется человеком «из прошлого», человеком, который живёт во вчерашнем дне. Если между учителем и учеником возникает атмосфера непонимания, это может стать пропастью непонимания для обоих. Поэтому нужен для этого мостик, который называется «уважение». Оно играет огромную роль в общении людей разного возраста. Если отношения учителя и ученика построены на уважении и желании понять друг друга, им обеспечено успешное сотрудничество. Это касается преподавания в любой творческой сфере. Поэтому я, как педагог дополнительного образования, посвящаю эту тему проблемам и особенностям общения между учителем и учеником.

Ребёнок, пришедший на первое занятие в детском саду, не умеет играть на инструменте, его музыкальные данные, в большинстве случаев, находятся на нуле. Задача педагога состоит в том, чтобы показать ученику своё мастерство владения инструментом, заинтересовать его, произвести яркое впечатление. Но в то же время надо объяснить ученику, что мастерство приходит со временем, что вы также начинали с «нуля» и не всё вам легко давалось. Ребёнка надо убедить в том, что необходимо серьёзно относиться к занятиям, т. е. внимательно слушать учителя и хорошо заниматься дома. Объяснить следует и то, что что-то может не получаться, но этого не следует пугаться. Нужно продолжать работу над тем, что не получается, т. к. если не пытаться, то никогда ничего не получится. – «Дорогу осилит идущий».

Глава I

«Ученик – Учитель – Предмет»

 

  Многообразие и сложность задач по созданию оптимальных условий для полноценного развития личности человека делают проблемы педагогического мастерства, педагогической деятельности особенно актуальными.

  Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основные элемента социального опыта – знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально – ценностного отношения к миру. Этот опыт усваиваются через книги, учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с предлагаемыми объектами и предметами. Эти учебные материалы могут быть очень совершенными, но они не могут заменить живого общения с учителем, который является важнейшим звеном в передаче социального опыта. Своей высшей эффективности при наличии всех необходимых учебных пособий процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и ученика.

  Как правило, в процессе обучения педагог передаёт своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях – и всего себя. Масштаб личности учителя определяется мерой его включенности в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении.

  Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым предметом. Для своего ученика он может стать либо магическим кристаллом, глядя через который можно увидеть необыкновенно красивый мир, либо увеличительным стеклом, при помощи которого можно разглядеть предметы, невидимые невооружённым глазом, либо мутным оконным стеклом, глядя через которое мир может показаться таким, что ради него не стоит покидать своего дома.

  В системе «Ученик – Учитель – Предмет» учитель оказывается одинаково обращённым как к своему ученику, так и к предмету, который он преподаёт. Это обуславливает комплекс личностных и профессиональных качеств, предъявляемых к его деятельности. Учитель того или иного предмета должен иметь в этой области определённые достижения.

 

Глава II

Принципы руководства учителя учеником.

 

  Процесс общения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь три вида – авторитарный стиль, диалогический и конформный.

  При авторитарном стиле общения учителя с учеником содержание сознания учителя как бы вытесняет содержание сознания ученика, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям, и пожелания и просьбы со стороны ученика не принимаются во внимание.

  При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений, и каждый участник стимулирует своими высказываниями рассуждения своего партнёра.

  При конформистском стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведёт к изменению их собственных позиций, взглядов и мнений. Положительного взаимодействия на личность в данном случае не происходит.

  Когда беседуют два человека, то их взаимодействие может быть двух видов – предметно – ролевое и личностное.

  При первом типе коммуникации учитель выступает в роли преподавателя соответствующего предмета, сообщающего ученику секреты мастерства своей профессии, оснащая его умениями, знаниями и навыками, необходимым для выполнения конкретных действий в изучаемой учеником области. Деловая информация, сообщаемая ученику, не требует того, чтобы учитель раскрывал себя перед учеником как личность, как человек с присущими ему сильными и слабыми сторонами.

  При межличностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизирует и обогащает другого. Создаются благоприятные возможности не только для профессионального роста ученика, но и для его личностного развития.

  Только в этом случае педагог, преподающий тот или иной предмет, из простого преподавателя становится Учителем в высоком значении этого слова, формирующим характер отношения ученика к самому себе, к искусству, к другим людям, к обществу.

  Развитию личности ученика способствует демократический стиль общения, когда учитель признаёт право ученика на собственную точку зрения и не пытается её подавить своим авторитетом.

  Демократический стиль общения учителя и ученика характеризуется следующими особенностями:

 - признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрения такой самостоятельности;

 - построением воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания;

 - стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы;

 - желанием педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не ставятся в укор другим, и ученики не противопоставляются друг другу;

 - умением видеть трудности переходного периода и способностью педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.

 Также следует отметить, что для формирования у своего ученика высокой самооценки работа учителя должна быть направлена на развитие у него:

 - позитивных представлений о самом себе;

 - способностей к взимопониманию и самосознанию;

 - готовности взять ответственность на себя в ситуации морального выбора;

 - потребности в самовыражении и самораскрытии.

 Учитель не должен бояться открытия негативных сторон в ребёнке и без критики воспринимать то, чем его воспитанник делится с ним.

Глава III

Творческий акт искусства.

 

  Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем так организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать процессы бессознательные; и всякий акт искусства непременно включает как своё обязательное условие предшествующие ему акты познания, понимания, узнавания и т. п. Организуя сознание, идущее навстречу искусству, мы заранее обеспечиваем успех или проигрыш этому произведению искусства.

 

 Глава IV

Талант педагога-музыканта.

 

  Цель музыкальной педагогики и психологии – воспитать новое содержательное отношение к ученику, постигающему музыкально-художественный опыт.

  Педагога-музыканта нельзя считать лишь скромным тружеником закрытых классов. Талант и артистизм педагога заключается в его перевоплощении в ученика, в того конкретного, реального ученика, который сидит рядом с ним.

  Это особенно важно в детском садике. На первых порах ребёнок, маленький музыкант, не владеет музыкой как культурно-историческим языком. В этой сфере он довольно долго бывает беспомощным. Педагог – сразу главный и непосредственный представитель музыки для ученика. На первых уроках ученик почти всё познаёт через педагога, следя за тем, что и как тот делает.

  Педагог должен остерегаться слишком настойчиво выступать с позиции своей индивидуальности. Ведь появление собственного взгляда, собственной индивидуальности в полном блеске исполнительских средств на уроке (особенно если это совершается по поводу ученического задания) чаще всего выглядит как обвинение ученика в неумении.

  Всё будет иначе, если педагог осознает тот факт, что он как бы владеет всеми возможностями ученика, на первых порах обучения является даже носителем тех личностных черт ученика, которые необходимы тому, чтобы сделать музыку своей, чтобы постичь её содержание.

 

Глава V

Отношение к ученику. Любовь.

 

  Педагог, не обладающий положительным знаком отношения к своему ученику, в конце концов встанет перед проблемой необходимости признать, что он не знает, почему у него плохо играет ученик и что не получается в их отношениях.

  Какую же пользу приносит любовь к ученику во взаимоотношениях в индивидуальном музыкальном классе?

  Прежде всего, любовь вносит в класс вдохновение. Занимаясь с учеником, педагог начинает испытывать подъём, как если бы он занимался со своим горячо любимым ребёнком. Любовь к ученику, особый знак отношения делает педагога безусловно творческим, то есть изобретательным: ему остро хочется решит проблему, которая стоит между ним, учеником и музыкой.

  Если педагог любит, то и прощает. Прощает не ошибки и невыученные уроки, но то личное несовершенство, тормозящее развитие, которое не любя можно поставить в вину ученику.

  Педагогическое воздействие на уроке проявляется не только в реальных наглядных указаниях. Продуктивное, творческое воздействие на ученика может быть только в условиях любви, когда педагог пристрастен (в положительном смысле) к ученику, заинтересован в нём, когда внимательно расспрашивает обо всех делах вокруг обучения, когда помнит все окружающие ученика имена, отношения, когда моменты кризиса и больших личностных препятствий в ученической судьбе думает, в чём он (педагог) виноват, что он сделал не так.

  В заключении хотелось бы сказать о том, какую ценность ученик представляет для педагога. Во-первых, ученик тот человек, который может оценить и безоговорочно признать искусство педагога, его умение преподавать. Во-вторых, ученик – это человек, совершенно необходимый педагогу как субъект любви. В-третьих, ученик любящий и вырастающий в музыканта, есть реализованный смысл жизни педагога.

  Если у вас нет любви к ученику, то нет и этого ученика как такового. Сущность любви – отдавать. Но не под напором обстоятельств, а добровольно, с радостью. Известно, что в жизни педагога бывают моменты, когда он испытывает удовлетворение от дара, подарка, сделанного им. Любящий человек – педагог добровольно и бескорыстно настроен на отдачу. Ибо любовь, развиваясь в творческом человеке, развивает этого человека, делает его выше. Педагог, любящий своих учеников и при этом мастер своего дела, необычайно много получает от расширения своего человеческого пространства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отношения ученика с педагогом24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности отношений между

учителем и учеником

                               

                                                Введение

   Данная тема всегда для меня была интересна. Это связано с желанием повысить свой профессиональный уровень преподавания в детском саду и школе.

    В моём понимании учитель и ученик – это представители разных поколений. Соответственно, порой во взаимопонимании педагога и ученика возникает проблема «отцов и детей», и это сложно как для одной, так и для другой стороны.

   Ученику зачастую педагог представляется человеком «из прошлого», человеком, который живёт во вчерашнем дне. Если между учителем и учеником возникает атмосфера непонимания, это может стать пропастью непонимания для обоих. Поэтому нужен для этого мостик, который называется «уважение». Оно играет огромную роль в общении людей разного возраста. Если отношения учителя и ученика построены на уважении и желании понять друг друга, им обеспечено успешное сотрудничество. Это касается преподавания в любой творческой сфере. Поэтому я, как педагог дополнительного образования, посвящаю эту тему проблемам и особенностям общения между учителем и учеником.

Ребёнок, пришедший на первое занятие в детском саду, не умеет играть на инструменте, его музыкальные данные, в большинстве случаев, находятся на нуле. Задача педагога состоит в том, чтобы показать ученику своё мастерство владения инструментом, заинтересовать его, произвести яркое впечатление. Но в то же время надо объяснить ученику, что мастерство приходит со временем, что вы также начинали с «нуля» и не всё вам легко давалось. Ребёнка надо убедить в том, что необходимо серьёзно относиться к занятиям, т. е. внимательно слушать учителя и хорошо заниматься дома. Объяснить следует и то, что что-то может не получаться, но этого не следует пугаться. Нужно продолжать работу над тем, что не получается, т. к. если не пытаться, то никогда ничего не получится. – «Дорогу осилит идущий».

Глава I

«Ученик – Учитель – Предмет»

  Многообразие и сложность задач по созданию оптимальных условий для полноценного развития личности человека делают проблемы педагогического мастерства, педагогической деятельности особенно актуальными.

  Передача знаний от старших поколений младшим осуществляется в процессе целенаправленного обучения и воспитания. В ходе такой передачи младшие поколения усваивают четыре основные элемента социального опыта – знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и содержание эмоционально – ценностного отношения к миру. Этот опыт усваиваются через книги, учебные планы и программы, освоение соответствующих методик и операций с предлагаемыми объектами и предметами. Эти учебные материалы могут быть очень совершенными, но они не могут заменить живого общения с учителем, который является важнейшим звеном в передаче социального опыта. Своей высшей эффективности при наличии всех необходимых учебных пособий процесс обучения достигает только при тесном психологическом контакте учителя и ученика.

  Как правило, в процессе обучения педагог передаёт своему ученику частицу самого себя, а во многих случаях – и всего себя. Масштаб личности учителя определяется мерой его включенности в общечеловеческую культуру, профессиональными знаниями и навыками, мерой человеческого такта в поведении.

  Учитель занимает в процессе обучения как бы промежуточное место между учеником и изучаемым предметом. Для своего ученика он может стать либо магическим кристаллом, глядя через который можно увидеть необыкновенно красивый мир, либо увеличительным стеклом, при помощи которого можно разглядеть предметы, невидимые невооружённым глазом, либо мутным оконным стеклом, глядя через которое мир может показаться таким, что ради него не стоит покидать своего дома.

  В системе «Ученик – Учитель – Предмет» учитель оказывается одинаково обращённым как к своему ученику, так и к предмету, который он преподаёт. Это обуславливает комплекс личностных и профессиональных качеств, предъявляемых к его деятельности. Учитель того или иного предмета должен иметь в этой области определённые достижения.

Глава II

Принципы руководства учителя учеником.

  Процесс общения учителя и ученика по своему психологическому содержанию может иметь три вида – авторитарный стиль, диалогический и конформный.

  При авторитарном стиле общения учителя с учеником содержание сознания учителя как бы вытесняет содержание сознания ученика, от которого требуется беспрекословное подчинение требованиям, и пожелания и просьбы со стороны ученика не принимаются во внимание.

  При диалогическом взаимодействии сохраняется равноправие высказываемых суждений, и каждый участник стимулирует своими высказываниями рассуждения своего партнёра.

  При конформистском стиле общения участники диалога пассивно соглашаются друг с другом, но такое соглашение не ведёт к изменению их собственных позиций, взглядов и мнений. Положительного взаимодействия на личность в данном случае не происходит.

  Когда беседуют два человека, то их взаимодействие может быть двух видов – предметно – ролевое и личностное.

  При первом типе коммуникации учитель выступает в роли преподавателя соответствующего предмета, сообщающего ученику секреты мастерства своей профессии, оснащая его умениями, знаниями и навыками, необходимым для выполнения конкретных действий в изучаемой учеником области. Деловая информация, сообщаемая ученику, не требует того, чтобы учитель раскрывал себя перед учеником как личность, как человек с присущими ему сильными и слабыми сторонами.

  При межличностном общении процесс обучения приближается к диалогу двух равных людей, каждый из которых в каком-то плане активизирует и обогащает другого. Создаются благоприятные возможности не только для профессионального роста ученика, но и для его личностного развития.

  Только в этом случае педагог, преподающий тот или иной предмет, из простого преподавателя становится Учителем в высоком значении этого слова, формирующим характер отношения ученика к самому себе, к искусству, к другим людям, к обществу.

  Развитию личности ученика способствует демократический стиль общения, когда учитель признаёт право ученика на собственную точку зрения и не пытается её подавить своим авторитетом.

  Демократический стиль общения учителя и ученика характеризуется следующими особенностями:

 - признанием за учеником права на самостоятельность суждений и поощрения такой самостоятельности;

 - построением воспитательной работы на поощрении и стимулировании, а не на угрозе наказания;

 - стремлением формировать высокую самооценку и веру в свои силы;

 - желанием педагога сплотить своих учеников в коллектив единомышленников, для чего успехи одних не ставятся в укор другим, и ученики не противопоставляются друг другу;

 - умением видеть трудности переходного периода и способностью педагога проектировать завтрашнюю личность своего воспитанника на основе имеющихся у него задатков.

 Также следует отметить, что для формирования у своего ученика высокой самооценки работа учителя должна быть направлена на развитие у него:

 - позитивных представлений о самом себе;

 - способностей к взимопониманию и самосознанию;

 - готовности взять ответственность на себя в ситуации морального выбора;

 - потребности в самовыражении и самораскрытии.

 Учитель не должен бояться открытия негативных сторон в ребёнке и без критики воспринимать то, чем его воспитанник делится с ним.

 

                       

Глава III

Творческий акт искусства.

  Обучить творческому акту искусства нельзя; но это вовсе не значит, что нельзя воспитателю содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем так организовать сознательные процессы, чтобы через них вызвать процессы бессознательные; и всякий акт искусства непременно включает как своё обязательное условие предшествующие ему акты познания, понимания, узнавания и т. п. Организуя сознание, идущее навстречу искусству, мы заранее обеспечиваем успех или проигрыш этому произведению искусства.

 

                                    Глава IV

Талант педагога-музыканта.

  Цель музыкальной педагогики и психологии – воспитать новое содержательное отношение к ученику, постигающему музыкально-художественный опыт.

  Педагога-музыканта нельзя считать лишь скромным тружеником закрытых классов. Талант и артистизм педагога заключается в его перевоплощении в ученика, в того конкретного, реального ученика, который сидит рядом с ним.

  Это особенно важно в детском садике. На первых порах ребёнок, маленький музыкант, не владеет музыкой как культурно-историческим языком. В этой сфере он довольно долго бывает беспомощным. Педагог – сразу главный и непосредственный представитель музыки для ученика. На первых уроках ученик почти всё познаёт через педагога, следя за тем, что и как тот делает.

  Педагог должен остерегаться слишком настойчиво выступать с позиции своей индивидуальности. Ведь появление собственного взгляда, собственной индивидуальности в полном блеске исполнительских средств на уроке (особенно если это совершается по поводу ученического задания) чаще всего выглядит как обвинение ученика в неумении.

  Всё будет иначе, если педагог осознает тот факт, что он как бы владеет всеми возможностями ученика, на первых порах обучения является даже носителем тех личностных черт ученика, которые необходимы тому, чтобы сделать музыку своей, чтобы постичь её содержание.

Глава V

Отношение к ученику. Любовь.

 

  Педагог, не обладающий положительным знаком отношения к своему ученику, в конце концов встанет перед проблемой необходимости признать, что он не знает, почему у него плохо играет ученик и что не получается в их отношениях.

  Какую же пользу приносит любовь к ученику во взаимоотношениях в индивидуальном музыкальном классе?

  Прежде всего, любовь вносит в класс вдохновение. Занимаясь с учеником, педагог начинает испытывать подъём, как если бы он занимался со своим горячо любимым ребёнком. Любовь к ученику, особый знак отношения делает педагога безусловно творческим, то есть изобретательным: ему остро хочется решит проблему, которая стоит между ним, учеником и музыкой.

  Если педагог любит, то и прощает. Прощает не ошибки и невыученные уроки, но то личное несовершенство, тормозящее развитие, которое не любя можно поставить в вину ученику.

  Педагогическое воздействие на уроке проявляется не только в реальных наглядных указаниях. Продуктивное, творческое воздействие на ученика может быть только в условиях любви, когда педагог пристрастен (в положительном смысле) к ученику, заинтересован в нём, когда внимательно расспрашивает обо всех делах вокруг обучения, когда помнит все окружающие ученика имена, отношения, когда моменты кризиса и больших личностных препятствий в ученической судьбе думает, в чём он (педагог) виноват, что он сделал не так.

  В заключении хотелось бы сказать о том, какую ценность ученик представляет для педагога. Во-первых, ученик тот человек, который может оценить и безоговорочно признать искусство педагога, его умение преподавать. Во-вторых, ученик – это человек, совершенно необходимый педагогу как субъект любви. В-третьих, ученик любящий и вырастающий в музыканта, есть реализованный смысл жизни педагога.

  Если у вас нет любви к ученику, то нет и этого ученика как такового. Сущность любви – отдавать. Но не под напором обстоятельств, а добровольно, с радостью. Известно, что в жизни педагога бывают моменты, когда он испытывает удовлетворение от дара, подарка, сделанного им. Любящий человек – педагог добровольно и бескорыстно настроен на отдачу. Ибо любовь, развиваясь в творческом человеке, развивает этого человека, делает его выше. Педагог, любящий своих учеников и при этом мастер своего дела, необычайно много получает от расширения своего человеческого пространства.

                                             

         Список используемой литературы

  1. Выготский Л. С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции.

М. - 1998

  1. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М. – 1994
  2. Рожников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогики. М. - 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межличностных отношений единственных и неединственных в семье детей дошкольного возраста в группе сверстников

В развитии личности дошкольника большое значение имеют те отношения, которые складываются и формируются у него с окружающими людьми, со сверстниками. Среди многообразных видов отношений в психологии о...

ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ К ИНТЕГРАЦИИ

Особенности отношения педегогов ДОУ к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в группу с нормативно развивающимися детьми....

Особенности отношения между сиблингами в двудетной семье

В данной исследователькой работе, рассматривается взаимодействие братьев- и сестер, в двудетных семья....

Технологическая карта Тема: «Движение каждого ученика скоординированное с темпом движения всего коллектива. О добром отношении ко всему живому, о помощи природе».

Цель: развитие умения согласовывать движения каждого ученика с темпом движения всего коллектива под звуковые сигналы....

Статья "Особенности отношения к ребёнку 3 года жизни в семье"

Статья "Особенности отношения к ребёнку 3 года жизни в семье"...

Консультация для воспитателей на тему «Особенности отношения к природе детей старшего дошкольного возраста»

       Консультация для воспитателей на тему   «Особенности отношения к природе детей старшего           дошколь...

Возрастные особенности отношений ребенка с родителями

Материал  предназначен для педагогов-психологов, воспитателей и родителей...