Особенности отношения между сиблингами в двудетной семье
статья

Андрюшина Юлия Леонидовна

В данной исследователькой работе, рассматривается взаимодействие братьев- и сестер, в двудетных семья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx55.2 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности отношения между сиблингами в двудетной семье

Семья является основным институтом социализации ребенка. В семье закладываются основы социальных навыков, осмысливаются первые нормы и ценности. От того, как сложатся взаимоотношения в семье,  зависит дальнейшее физическое и психическое здоровье ребенка. Помимо изучения детско-родительских отношений в современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется изучению положения ребенка в семейной иерархии, связанного с порядком рождения и наличием других братьев и сестер, то есть сиблингов.

«Сиблингами» психологи называют всех братьев - сестер в семье, и они – зона особого внимания специалистов. Проблема отношений между сиблингами в семье изучалась как в зарубежной психологии (А.Адлер, Д.Джайнот, Д.Добсон, Б.Спок, Р.Ричардсон, и др.), так и в отечественной психолого-педагогической науке данную проблему изучали А.И. Баркан, Г.Т.Хоментаускас, Е.О.Смирнова, А.С.Спиваковская, и др. Дело в том, что старшие и младшие дети в семье редко бывают дружны. Чаще они ожесточенно борятся между собой за пространство, вещи, родительское внимание. При  отсутствии конкретных воспитательных действий взаимное неприятие сиблингов может доходить до ненависти со всеми вытекающими и часто серьёзными последствиями. Понятие отношение рассматривали многие специалисты, но мы взяли определения В. М. Мясищева : отношение – сознательная система индивидуальных избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Начнем с того, что первенец воспитывается как единственный. Его окружают громадной любовью со стороны родителей. В некоторых семьях первенцы являются осью, вокруг которой концентрируются все остальные члены семьи. В таких случаях старшие дети занимают позицию: «Я счастлив только тогда, когда другие обращают внимание на меня и заботятся обо мне». Эта позиция делает их зависимыми от других людей, нуждающимися во внимании, требующими гарантии любви и уважения.

Поэтому многие исследователи отмечают, что первенцы более агрессивны и эгоистичны. Особенно эти черты проявляются с появлением второго ребенка. Подобную ситуацию А. Адлер назвал «свержением с трона». Ни что не может изменить тот факт, что рождение второго ребенка угрожает спокойствию первого [1].

Другие исследователи пришли к выводу, что первенцы более добросовестны, умеют сотрудничать, не агрессивны, проявляют ответственность, легко оказывают помощь. Практически всегда являются лидерами в коллективе, т.к. в большинстве семей старший ребенок является лидером для младшего. Появление на свет второго ребенка вызывает гораздо меньше тревоги родителей. Вторые роды в большинстве случаев воспринимают как более приятный опыт; таким образом, второй ребенок еще до рождения развивается  в более спокойной атмосфере. После рождения вокруг ребенка родители меньше создают атмосферу эмоционального напряжения, неуверенности. Мать относится ко второму ребенку нежнее и ласковее. А. Фромм считает, что второй ребенок всегда является любимчиком в семье. Для всей семьи он оказывается малышом. Что даже во взрослой жизни его все равно продолжают считать маленьким. Такой ребенок, взрослея и сталкиваясь с жизнью, делается мнительным и беспокойным. Другие исследователи, в частности Г.Т. Хоментаускас, считает, что второй ребенок более уравновешен, чем старший, т.к. он никогда не сталкивается с ситуацией «свержения с трона». Можно сказать, что второй ребенок имеет лучшую стартовую площадку, чем первенец.

 Но выделяют и третью точку зрения. Ричардсон считает, что родители, независимо от мотивации, ожидают от младшего ребенка гораздо меньше, чем он старшего, поэтому он меньшего достигает. Он обычно предъявляет к жизни меньше требований и может оказаться последним, кто будет соблюдать традиции семьи, даже если старшие откажутся от них. Если он сам решает свою судьбу, то обычно склоняется к художественному творчеству.

С целью выявления соперничества между детьми нами была проведена практическая работа в детских садах №1787, № 310, №1049 г. Москвы. Опытной работой было охвачено 44 воспитанника в возрасте 5-6 лет и их родителей

С этой целью было проведено анкетирование родителей, которое включало 10 вопросов. Ваши дети жалуются друг на друга? Они часто ходят на улицу вместе? Часто ли спорят (дерутся) ваши дети?  Проведя исследование мы выявили, что 20% ( 9 человек) опрошенных говорят о том что у детей низкий  уровень соперничества между детьми, 35 % (15 человек) опрошенных замечают что у детей есть проявление соперничества между детьми и  45 % (20 человек) говорят о том что у детей высокий уровень проявления соперничества. Так мама Марии Г. пишет, что младший ребенок обижает старшего. Но были ответы, которые нас поразили ответы некоторых родителей, которые не до конца осознают всю проблему соперничества. Так одна мама пишет ответ на поставленный вопрос «Ваш старший ребенок заступается за младшего ребенка?»: «Бред!!!»

Так же мы провели анкетирование детей , который содержал в себе 10 вопросов всегда бы играл (а) с младшим братом (сестрой)? Брал (ла) бы его (ее) с собой на прогулку? Отдавал(а) бы ему (ей) свои самые любимые игрушки? Защищал (а) бы его(ее) во дворе. Мы выявили, что 18% (8 человек) опрошенных детей не чувствуют соперничества к младшему брату/сестре, 27% (12 человек) опрошенных средний уровень соперничества к младшему брату/сестре и  55% (24 человека) опрошенных чувствуют  сильное соперничество к младшему брату/сестре.

Следующим этапом нашего исследования была методика «Рисунок семьи» [2]. На этом этапе мы просили детей нарисовать семью. Данная методика выявила, что  у  55% (24 человека ) высокий уровень соперничества . Так на рисунке Арины А изображены папа и мама и она, но брата она не нарисовал; все члены семьи стоят далеко друг от друга, глаз не видно, а лица опечалены, что говорит нам о нарушение внутрисемейных отношений и неблагополучном эмоциональном самоощущение в семье. Также Арина нарисовала собаку, что говорит о недостатке общения и потребности в эмоциональном тепле. 27% (12 человек) имеют  средний уровень. На рисунке Никиты С(рис. 2) мы видим, что все члены семьи есть на рисунке, но младший ребенок выше, чем старший, лица у детей грустные краски достаточно темные. Все эти признаки говорят нам о ревности в семье.  И 18%  (8 человек) низкий уровень соперничества. Так Марина М. нарисовала всю семью идущую на прогулку, лица у всех радостные, все держатся за руки, все члены семьи стоят близко друг к другу. Такое изображение говорит нам о близких контактах в семье и эмоциональной близости.  

Заключительным этапом выявление поведенческого компонента  отношений. Нами была проведена ещё одна проективная методика «Сказки Дюсса»[3]. Эта методика предназначена для диагностики взаимоотношений детей в семье.  Были интересные ответы детей когда мы читали сказку «Песчаный домик» и в сказки стоял вопрос «Как поступит мальчик» нам были даны такие ответы: «Мальчики вообще-то уступают, и я думаю он ей подарит домик!» Люба 5 лет; «Хорошо, поступительно» Ксюша 6 лет. В сказке «Ягненок» на вопрос : «Как поступит ягненок?» Руслан ответил: « Ягненок уже большой, умный и он уступит маленькому, ведь он такой маленький как мой братик.». Но были и враждебные ответы, так Арина А ответила: « Не уступит, а отдаст, чужой тете, маленького ягненка» Данная методика показала, что у 45% опрошенных низкий уровень соперничества и только у 55% опрошенных  методика подтвердила высокий уровень соперничества.

Полученные результаты подтолкнули нас к написанию рекомендаций для родителей:

  1. Подготовьте ребенка к рождению брата или сестры. За три-четыре месяца до планируемых родов сообщите ребенку о будущем рождении, сделайте это честно и непосредственно
  2. Разрешите ребенку играть в декоратора. Пусть он поможет вам обставить детскую комнату,  выбрать мебель
  3. Расскажите о том, что произойдет, пока вы будите в больнице. Приблизительно за две недели до родов начните готовить ребенка к вашему предстоящему отсутствию.
  4. Привлекайте ребенка к уходу за новорожденным.
  5. Дайте ему много «маминого» времени.
  6. Будьте готовы к агрессии. Маленькие дети, которые испытывают соперничество, обычно выражают свои чувства действиями
  7. Старайтесь не поощрять конкуренцию. Сопротивляйтесь искушениям сравнивать ваших детей.
  8. Учите их самостоятельно решать конфликты.

И так гипотеза исследования подтвердилась и мы можем сделать вывод, что существуют особенности отношения между сиблингами в двудетной семье. Мы можем утверждать, что у первого ребенка по отношению к младшему сиблингу преобладает высокий уровень соперничества и конфликтности, чем у второго. У второго ребенка преобладает конформность в отношении к сиблингу

Литература:

  1. Адлер А.: Воспитание детей. Взаимоотношение полов. Ростов-на-Дону, 1998
  2. Макеева Т.Г.: Диагностика развития дошкольников : психологические тесты. Ростов –на- Дону, 2010
  3. http://testoteka.narod.ru/pm/1/10.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка проекта по оптимизации отношений между родителями и детьми "Семья – это семь Я"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад  комбинированного вида №14 города Крымска муниципального образования Крымский район...

Консультация для родителей На тему: «Особенности восприятия детьми дошкольного возраста пространственных отношений между предметами»

Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмысливать и оценивать расположение объектов и отношений между ними.Познание ребенком пространства и ориентировка в...

Построение партнерских отношении между семьями воспитанников и ДОО в рамках ФГОС

С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. В докладе отражена стратегия и тактика построения партнерских отношений между ДОО и...

Реализация ФГОС: "Построение партнерских отношений между семьей и образовательной организацией, реализующей образовательные программы дошкольного образования"

«Лэпбук - как один из видов нетрадиционных форм работы с родителями»."Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга). Это такая небольшая...

Особенности отношений между учителем и учеником

                                                    ...

Методические рекомендации родителям по урегулированию конфликтов между сиблингами.

В данной статье даны практические инструменты для урегулирования конфликтных ситуаций между детьми в семье....