Статья "Воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников" (опыт работы)
материал

Малинова Наталья Николаевна

Опыт работы , сстема работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problema_nravstvenno.docx19.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Она может быть успешно реализована, только во взаимодействии дошкольников, семьи и педагогического коллектива. Поэтому в решении задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников главное  значение приобретает эффективное налаживание целенаправленного взаимодействия между субъектами воспитательно-образовательного процесса.

Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, но одного восхищения здесь мало. Часто мы наблюдаем такую картину, что идя по улице можно увидеть  что дети на прогулке с родителями  мусорят, ломают  деревья, кусты,  рвут цветы и т.д. а родители не обращают на это внимание.

Многие впечатления пропущенные через детское восприятие  играют огромную роль в становлении личности патриота. Исходя из этого я столкнулась с такой проблемой как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать  дошкольникам  ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине , т.е.воспитать человека, начиная с раннего возраста.

Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми

Так как процесс нравственно – патриотического воспитания сложный и длительный, то решать данные задачи необходимо во всех группах, в разных видах детской деятельности и по разным направлениям: непосредственно образовательная деятельность, игры, труд, быт.

Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе с широким использованием педагогических средств.Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В работе использую различные формы работы:

  • Досуги
  • Спортивные праздники
  • Участие в конкурсах
  • Детские проекты
  • Экскурсии
  • Проведение патриотических праздников
  • нод
  • Театрализованные представления

 С использованием  различных технологих:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • визуальные,
  • проектные,
  • ИКТ. 

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы сознанию  качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Исходя из всего сказанного наметились следующие приоритеты:

1.     Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.

2.     Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости,  трудолюбии, верности

3.     Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции

4.     Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Работа по воспитанию патриотических чувств у дошкольников может быть разбита на тематические блоки для удобства детского восприятия.

Блок –  «Семь Я» , «Я и Моя семья», «Я и мои друзья», «Я и взрослые». 

 Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,  любви к своему дому, своим сверстникам. С этой целью мы провели занятия на темы «Моя семья», «Пожилые люди», «Моя мама- лучше всех», «Дети и родители» и т.д., оформили  альбомы "Мой папа-лучший друг", "Моя мама - лучшая на свете".

В следующем году хотим оформить уголок «Делай, как мы», где найдется место фотографиям детей с родителями в походе, в цирке, в лесу, по дороге в детский сад. Красочно оформленный стенд будет способствовать трансляции позитивного родительства.

Блок -   «Я  и Родина». " Вот эта улица, вот этот дом", " Город, в котором я живу"

Знакомство дошкольников с родным городом, краем и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне  занятий. 

Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала. Воспитывая у детей любовь к своему городу,  подвожу их к пониманию, что их  Йошкар-Ола — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего. Знакомлю ребят с историей возникновения названий улиц, предприятий, объектов социального назначения, расположенных на них, раскрываю  детям неизведанное на улице, где они проживают, учу замечать, как строится город, кто его строит, и как от этого улица становится еще краше. Обращается внимание  на чистоту и порядок вокруг домов. Дети приобщаются к благоустройству и озеленению территории детского сада и своих домов. Знакомлю детей с объектами культурного назначения, памятниками старины, культовой архитектурой.

Работу по ознакомлению детей с Родиной проводим поэтапно.

Блок-   «Культура и традиции»

Произведения устного творчества разных народов, передают от поколения к поколению основные нравственные ценности . Дети активно принимают участие в постановке русских народных сказок.

Знакомим детей с традициями и бытом России,с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества. Используем в работе с детьми накопленный опыт работы по краеведению и ознакомлению с народным искусством. С этой целью провели занятия- развлечения «Выставка дымковских игрушек», «Масленица», «Русские матрешки».Совместно с музыкальным руководителем были проведены фольклорные праздники Калядки", "Праздник марийской кухни", где дети и родители активно принимали участие, знакомясь с народными играми, песнями, плясками и конечно же обычаями и традициями.

При ознакомлении дошкольников с бытом, традициями, отдельными историческими моментами необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации и т. д., но и нужно показывать национальные костюмы, старинную посуду и мебель, орудия труда и т. д. -это экскурсии в краеведческий музей

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана с их физическим воспитанием. Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Спортивные мероприятия с семьями, развлечение с папами, посвященные Дню защитников Отечества. Блок -  «Этих дней не смолкнет слава». Мы приглашаем на занятия, утренники, праздничные концерты ветеранов Великой Отечественной войны и Боевой Славы, солдат Российской Армии. Дети совместно с родителями готовят подарки и праздничные открытки для ветеранов, воинам Российской армии.

На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни, учатся маршировать и обязательно дети ходят на экскурсию в парк 30-летия  к Вечному огню и памятнику Неизвестному солдату, чтобы возложить цветы и почтить  память о погибших воинах. А 9 мая дети со своими родителями принимают участие в  шествии Бессмертного полка.

 Мы  воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Блок "Работа с родителями"

  Проработав огромный материал по данной теме я осознала, что проблемы привитие нравственно-патриотических чувств не возможно решить без единства с семьей. В работе с семьёй опираюсь  на родителей  как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Проработав огромный материал по данной теме я осознала, что проблемы привитие нравственно-патриотических чувств не возможно решить без единства с семьей. В работе с родителями используются  разнообразные формы:

  • КВН,
  • «Круглый стол»,
  • семинары – практикумы,
  • посиделки,
  • конкурсы,
  • выставки,
  • игровые программы.

Мной были проведены с родителями индивидуальные беседы, консультации , был проведен конкурс презентаций на тему "Моя Родина- Марий Эл", "Праздник национальной кухни", где активное участие принимали родители презентовав нац.блюда, изготовленные самими.  В прошлом году большая работа была проведена по изготовлению национальных костюмов России  для того чтобы в дальнейшем воспитать в детях дружеские отношения между народами, населяющих нашу большую необъятную страну.

В течение нескольких лет мы организовываем разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей.

У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, дни открытых дверей, походы по родному краю), а также количественный состав их участников. 

Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как к образовательному и воспитательному  источнику. Вывод: Воспитание нравственно – патриотических качеств у дошкольников возможно только при планомерной, систематической и разнообразной работе; при усилиях детского сада и семьи и ответственности взрослых за свои слова и поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей 4-5 лет".

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще...

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Статья «ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ НАРОДОВ ЧУКОТКИ»

До сих пор жизнь, обычaи и культура чукчей, представителей коренных северных нaродов населяющих Чукотку, остаётся загaдкой, потому что прошлое и нaстоящее этого малочисленного народа овеяно таким коли...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более у...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Презентация "Воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников в практической работе учителя-логопеда"

В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание ребенка-человека-гражданина. В детях необходимо развивать нравственную и эмоциональную отзывчивость, без...