Проект "Что мы знаем о воде"
проект (старшая группа)

Суслова Надежда Николаевна

Проект  по экспериментальной деятельности для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_voda.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе

«Что мы знаем о воде»

Воспитатель: Суслова Н.Н

Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, творческий, игровой.

Состав участников: дети старшей группы, воспитатели, родители;

Срок реализации: краткосрочный 

Актуальность:

«Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам». В ходе проекта предполагается выполнение оригинального замысла, умение фиксировать с помощью доступной системы средств и следовать задуманному плану. Приобретение знаний происходит легко, в увлекательной форме, через игровую деятельность, в виде игр-экспериментов. Переживаемые при этом положительные эмоции создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к самостоятельному поиску, дают возможность почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.

Цель проекта: с помощью опытов и экспериментов закрепить и обобщить знания о воде, ее свойствах и агрегатных состояниях.

Задачи:

• Создать условия для опытно-экспериментальной деятельности детей;

• Расширять и углублять представление детей о воде, ее свойствах, состояниях;

• Формировать представлений о круговороте воды в природе, о значении воды в жизни человека и всего живого на земле;

• Развивать умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

• Развивать умственные способности ребенка (анализ, сравнение, обобщение)

• Продолжить развивать связную речь ребенка, умение отвечать на вопросы, рассуждать, высказывать свою точку зрения;

• Развивать навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, умения договариваться, учитывать другую точку зрения.

Предполагаемый результат: Полученные в ходе проекта знания расширят представление детей о разных состояниях воды в окружающем мире, природных явлениях, круговороте воды в природе. Сформируются умения проводить опыты, которые демонстрируют свойства воды. Дети будут согласовывать свои действия, работать в команде и самостоятельно. Соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов, формируется устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

  • Формирование целей и задач проекта;
  • Подбор и разработка необходимого материала и литературных источников
  • Создание перспективного плана мероприятий - Мониторинг уровня знаний по теме «Вода и ее свойства» 
  • Беседа с родителями вовлечение их в суть проекта;
  • Подбор материала по теме (книги, открытки, материалы и приборы для опытной деятельности).

2. Основной этап проекта:

Первая неделя

  •  «Вода нужна всем», «Какая бывает вода?» 
  • Рассматривание альбомов по теме,
  • Игры с водой и песком,
  • Уход за цветами в группе, самостоятельные опыты с водой в уголке экспериментов.
  • Подбор фотографий по теме «Вода в природе»
  • Помощь в подборе материала для видео презентации «Вода - источник всего живого»

Вторая неделя 

  • «Вода – растворитель», «Очищение воды»
  • Рассматривание иллюстраций на тему;
  • Опыты с водой в уголке экспериментирования
  • Консультация для родителей: «Экспериментирование в домашних условиях»
  • Информирование о Интернет-ресурсах по теме «Простая наука»,

«Самоделкины. Опыты отца и сына»

Третья неделя 

  • «Ходит капелька по кругу», «Пар - тоже вода»

  • Работа в уголке природы
  • Рассматривание схемы круговорота воды в природе
  • Рассматривание альбома «Вода в природе»
  • Рассматривание снега через увеличительное стекло,н аблюдение за снежинками.
  • Изготовление «снега» из манки, пенопласта.

  • Совместная работа «Нарисуем путешествие Капитошки».

Четверная неделя 

  • «Твердая вода», «Почему не тонет айсберг?», «Лед легче воды»
  • Опыты детей с водой по выбору детей в центре экспериментирования, с использованием разного оборудования
  • Изготовление цветных льдинок разной формы и размеров в домашних условиях совместно с родителями,
  • Строительство снежного городка, залив снежных построек
  • Информирование родителей об итогах проведенной работы

Структура детского экспериментирования состоит из следующих пунктов:

• постановка проблемы, которую нужно решать;

• целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

• выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

• проверка гипотез (сбор данных реализация в действиях);

• анализ полученного результата (подтвердилось или нет);

• формулирование выводов;

Содержание проекта по образовательным областям:

1 неделя:

hello_html_m4d466bb7.pngБеседы: «Вода нужна всем»«Какая бывает вода?»

Задачи: дать представление о роли воды в жизни человека, животных и растений, закрепить и обобщить свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы); познакомить с принципом работы пипетки и воронки, развивать умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд

hello_html_m4d466bb7.pngСюрпризный момент: «Письмо от Незнайки»

Цель: Рассказать Незнайке о свойствах воды на нашей планете (в «Цветочном городе» она синяя, легкая как пух и пахнет лавандой)

Познавательное развитие:

hello_html_m4d466bb7.pngПознавательно-исследовательская деятельность:

Опыт «Форма капли»

ЦельОпытным путем показать форму капли воды

hello_html_m4d466bb7.pngОпыт «Окрашивание хризантемы в синий цвет»

Цель: доказать процесс впитывания воды растениям

hello_html_m4d466bb7.pngОпыт «Свойства воды».

Цель:обобщить и закрепить основные свойства воды опытным путем (прозрачная, без запаха, без вкуса, имеет вес, принимает форму сосуда).

hello_html_m4d466bb7.pngРабота по алгоритму «Переливание воды с помощью соломинки»

Речевое развитие:

hello_html_m4d466bb7.pngСоставление описательных рассказов;

hello_html_m4d466bb7.pngСловесные игры:«Придумай предложение»«Какая вода»(подбор прилагательных, «Было-будет»(глаголы прошедшего и будущего времени);

hello_html_m4d466bb7.pngЗаучивание пословиц и поговорок о воде;

Чтение художественной литературы:

hello_html_m4d466bb7.pngЧтение книги «Капелька» В. Авенариус, стихотворение Т. Маршалова «Капля дождевая»«Трудолюбивая вода» В. Иванова

Социально-коммуникативное развитие:

hello_html_m4d466bb7.pngИгра «Кто больше перенесет воды за 1 (3) минуты пипеткой и соломинкой.

Игры с водой:

hello_html_m4d466bb7.pngОпускать кусочки сахара в ягодный сок, наблюдать за тем, как сок -постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар.

hello_html_m4d466bb7.png«Вот такая пена»: дети соревнуются, кто лучше взобьет пену в тазу

hello_html_m4d466bb7.png«Нырки»: дети топят в тазу резиновые игрушки, мячи, под водой разжимают пальцы – игрушки выпрыгивают из воды.

hello_html_m4d466bb7.png«Ручеек течет»: льем воду на песок тонкой струйкой

hello_html_m4d466bb7.png«Цветы лотоса» - делаем цветок из бумаги, лепестки закручиваем к центру, опускаем в воду цветок-он распускается.

hello_html_m4d466bb7.pngПодвижная игра «Мы-водные животные»

Художественно-эстетическое развитие:

hello_html_m4d466bb7.pngРисование на тему«Кому какая вода нужна»

hello_html_m4d466bb7.pngЛепка «Капля воды»

Физическое развитие:

hello_html_m4d466bb7.pngИМП «Море волнуется»,

hello_html_m4d466bb7.pngкомплекс утренней гимнастики «Морские жители»

2 неделя 

«Вода-растворитель»«Очищение воды»

hello_html_m4d466bb7.pngИгра-эксперимент «Письмо от Золотой рыбки»

Цель: на примере загрязненного волшебного озера показать способы очищения воды от примесей (окрашенной воды, земли, подсолнечного масла).

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое:

hello_html_m4d466bb7.pngБеседа «Вода у нас дома»

hello_html_m4d466bb7.pngБеседа «Берегите воду!»

Цель:помочь определить, сколько воды зря проливается из крана; учить экономить воду.

hello_html_m4d466bb7.pngОпыт «Получение талой воды»

Цель: доказать опытным путем, что снег- это вода.

hello_html_m4d466bb7.pngОпыт «Фильтрование и очистка воды»

Цель: познакомить со способом очистки воды- фильтрованием разными видами фильтров.

hello_html_m4d466bb7.pngЭксперимент «Фонтанчик»

Цель: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение;

hello_html_m4d466bb7.pngОпыт «Вода-растворитель»

Цель: показать растворимость и нерастворимость в воде различных веществ (сахар, мука, перманганат калия);

hello_html_m4d466bb7.pngОпыт «Звенящая вода»

Цель: показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук;

hello_html_m4d466bb7.pngОпыт: «Высушим платочек»

Цельопытным путем выявить зависимость высыхания от температуры (на стуле, на улице, на батарее);

hello_html_m4d466bb7.pngРассматривание иллюстраций на данные темы.

Чтение художественной литературы:

hello_html_m4d466bb7.pngСтихотворение «Что случилось с рекой» Б. Заходер, «Как люди речку обидели» Н. Рыжов

hello_html_m4d466bb7.pngКомплекс физических упражнений «Дождик и солнце»«Капельки дождя».

3 неделя 

hello_html_m4d466bb7.png«Ходит капелька по кругу»

Задачи: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; закрепить понятия «Испарение» и «Конденсация», развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение других.

hello_html_m4d466bb7.png«Письмо от Капельки, которая потеряла друзей»

Цель: с помощью схемы «Круговорот воды в природе» рассказать Капельке, куда могли подеваться ее друзья.

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое:

hello_html_m4d466bb7.pngОпыт «Куда исчезла вода?»(ввести понятие «Испарение»)

hello_html_m4d466bb7.pngОпыт «Откуда берется вода?» (ввести понятие «Конденсация»)Работа с мнемотаблицей «Путешествие Капелек» (коллективное обсуждение о том, как образуются снежинки, запоминание мнемотаблицы,

hello_html_m4d466bb7.pngБеседы о снеге по вопросам «Какой снег?»«Зачем вам зимой снег?»«Для чего нужен снег зимой в лесу?»«Наблюдение за снежинками»

Цель: закрепить знания о строении снежинок (6 лучей,объяснить детям, что одинаковых снежинок не бывает, учить сравнивать, развивать познавательную активность.

hello_html_m4d466bb7.png«Рассматривание следов на снегу»

Цель: определить, кто оставил свой след, учить отличать след живого от следов неживого объекта.

4 неделя 

hello_html_m4d466bb7.png«Твердая вода»

Задачи:

- уточнить представления детей о том, что лед- это состояние воды;

-определить, что лед тает от тепла, принимает форму емкости, в которой находится;

-закрепить свойства льда: прозрачный, твердый, имеет форму;

-дать представления об айсбергах, их опасности для судоходства.

hello_html_m4d466bb7.pngОпыт «Изготовление льда»«Лед имеет форму»,

hello_html_m4d466bb7.pngОпыт «Таяние льда» и Опыт «Лед плавает в воде»

Цель: выявить, что лед-твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

hello_html_m4d466bb7.png«Письмо от пингвиненкаЛоло»

Цель: Изготовление елочных игрушек из цветных льдинок

hello_html_m4d466bb7.pngОпыт «Цветные льдинки»

Цель: окрашивание воды, выявление интенсивности окраски в зависимости от количества краски, изготовление цветных льдинок, учить работать по алгоритму (взять форму – опустить нитку-покрасить воду краской-залить воду в формы-вынести в холодное место).

hello_html_m4d466bb7.pngИгра «Арктическое морское путешествие»

hello_html_m4d466bb7.png«Наблюдение за снегом и льдом», «Наблюдение за сугробами»

Цель: формировать представление о сезонных явлениях.

hello_html_m4d466bb7.png«Изменение снегомером глубины сугроба»

Цель: отметить уровень осадков в зимнее время. Самодельным снегомером измерить высоту сугроба до и после выпадения осадков.

hello_html_m4d466bb7.pngРисование узоров на снегу палочками

hello_html_m4d466bb7.pngИгра «Угадай, чьи следы на снегу?»

hello_html_m4d466bb7.pngДидактические игры «Собери узор»«Мозайка из льдинок»

hello_html_m4d466bb7.pngНаблюдение за температурой воздуха, водой, снегом, инеем.

hello_html_m4d466bb7.pngПроблемные ситуации «Как сделать катание безопасным?»«Как придать постройке прочность».

hello_html_m4d466bb7.pngРассматривание фотографий, иллюстраций о зиме, различных состояниях воды

Чтение художественной литературы:

hello_html_m4d466bb7.pngРассказ «Летят снежные пушинки» В. Архангельский, «Про снежный колобок» Н. Калинина.

3 .Заключительный этап

hello_html_m4d466bb7.pngОбобщающее занятие-викторина «Что мы знаем о воде?»

Цель: Закрепление пройденного материала, самостоятельное проведение опытов с водой в уголке экспериментирования по карточкам и алгоритмам.

Ожидаемые результаты: у детей сформированы представления о разных состояниях воды в окружающей среде, природных явлениях, круговороте воды в природе; о причинно-следственных связях между состоянием окружающей среды и жизнедеятельностью человека. Дети умеют согласовывать свои действия, работать сообща, работать с алгоритмами и таблицами, соблюдая правила безопасности. У детей сформирован устойчивый интерес к поисково-исследовательской деятельности, развита познавательная активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательский проект " Что мы знаем о воде"

Познавательно-исследовательский проект для старшей группы " Что мы знаем о воде"...

Проект "Что мы знаем о воде"

Изменение агрегатных состояний воды – одна из самых увлекательных тем в дошкольных образовательных программах, посвященных знакомству с неживой природой. Превращение льда в воду, воды в пар и наоборо...

Проект «Что мы знаем о воде»

В настоящее время проектная деятельность - одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Наш проект познавательно-исследовательский, где дети  узнают много нового...

Проект "Что я знаю о воде?"

Совместный проект педагогов, детей и воспитывающих взрослых МБДОУ д/с п. Дивное...

Проект «Что мы знаем о воде?»

Проект направлен на формирование   исследовательской деятельности у детей[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13773580","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"4...

ПРОЕКТ "ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ВОДЕ" (Буклет)

laquo;Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,приобретают способность сами ставить вопросы и получать  на них ответы,оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнен...

Педагогический проект "Что мы знаем о воде?"

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные воз...