Проект "Что я знаю о воде?"
материал по теме

Борисова Лилия Владимировна

Совместный проект педагогов, детей и воспитывающих взрослых МБДОУ д/с п. Дивное

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chto_ya_znayu_o_vode.doc66 КБ
Microsoft Office document icon proekt_chto_ya_znayu_o_vode.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Что я знаю о воде?»

Тип проекта: информационно-исследовательский; по содержанию «ребенок и природа»; детско-взрослый, где взрослый – субъект проектирования, ребенок – исполнитель; средней продолжительности; открытый (в контакте с семьей), возраст детей 3-5 лет.

Проблема: выполнение просьбы Царицы Воды.

Цель-результат: при поддержке взрослых дети расширяют и уточняют свои знания о воде, о ее свойствах, понимают, какое значение имеет вода в жизни человека и живых организмов.

Материал: оборудование для проведения опытов, рисунки-схемы «Для чего нужна вода» мультфильм «Мойдодыр», аудиокассета «Шумы воды», произведения художественной литературы, костюм для Царицы-воды.

Место защиты проекта: музыкальный зал детского сада

Форма защиты проекта: встреча детей с Царицей Воды.

Содержание практической деятельности по реализации проекта:

1 этап.  Постановка проблемы.

            Воспитатель предлагает детям совершить экскурсию по территории детского сада. Дети рассматривают цветник, деревья на участке.  Воспитатель спрашивает детей, что нужно, цветам, деревьям, для того, чтобы они росли.  (Вода).   Воспитатель приглашает детей в помещение детского сада, для того чтобы набрать воды.          

Педагог открывает кран, воды в нем нет.

Воспитатель: что же случилось, почему нет воды в кране? Как же теперь поливать цветы и деревья?

          Заведующая детским  садом приносит конверт и говорит, что пришло письмо для ребят  группы «Звездочки».

           Воспитатель вместе с детьми рассматривает конверт и читает письмо, оно от Царицы Воды.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Царица Вода. В моем королевстве случилась беда. Злая Баба Яга заколдовала воду, теперь ее не будет на участке, и воспитатели и ребята не смогут ухаживать за цветами и деревьями. Но вы можете помочь снять колдовство, если ответите на такие вопросы: «Какая бывает вода? Что можно делать с водой? Для чего и для кого нужна вода?

  Я очень надеюсь на вашу помощь. До свидания»

Воспитатель: так вот почему нет воды, ее заколдовала Баба Яга. Давайте поскорее ответим на  ее вопросы и снимем колдовство.

Педагог задает следующие вопросы и выслушивает ответы детей:

1)Какая бывает вода?

2)Что можно делать с водой?

3)Для чего нужна вода?

4)Для кого нужна вода?

           Ребята отвечают на вопросы. После этого педагог предлагает открыть кран и посмотреть, есть ли вода. (Воды нет).

Воспитатель:  Ребята, значит мы не все рассказали о воде, поэтому колдовство не снято. Значит, мы должны узнать  как можно больше о воде и о том, кому она нужна. А кто и что нам может в этом помочь?

            Воспитатель показывает карточки-помощницы и выстраивает вместе с детьми алгоритм сбора информации (подумать, спросить у взрослых, понаблюдать, поэкспериментировать, узнать у специалистов, посмотреть по компьютеру, телевизору,  почитать книгу).

Воспитатель: ребята, я предлагаю не тратить времени и сейчас начинать собирать информацию, так мы можем быстрее помочь Царице Воде и она поможет нам вернуть воду.

             Дети вместе с педагогом идут на свой участок и проделывают ряд опытов с водой

2 этап. Сбор информации.

  1. Опыты на участке

1 опыт. Вода прозрачная.

Цель: познакомить со свойством воды.

Материал: стакан с водой, ложечка.

Ход опыта: воспитатель предлагает детям опустить в стакан с водой ложечку. Что произошло?

Итог: ложку видно в воде.

Вывод: вода прозрачная

2 опыт. У воды нет запаха.

Цель: познакомить со свойством воды.

Материал: стакан с водой

Ход: предложить детям понюхать воду. Чем пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха.

3 опыт. Вода жидкая, может течь.

Цель: познакомить со свойством воды

Материал: 2 стакана, один стакан с водой.

Ход: предложить детям переливать воду из одного стакан в другой. Что происходит с водой?

Итог: вода переливается из одного стакана в другой

Вывод: вода жидкая, может течь

4 опыт. В воде одни вещества растворяются, другие нет.

Цель: познакомить со свойством воды

Материал: 2 стакана с водой, песок, сахар

Ход: предложить детям растворить песок и сахар в стаканах. Что произошло?

Итог: песок не растворился, сахар растворился.

Вывод: в воде могут растворяться не все вещества.

5 опыт. Когда льется, когда капает.

Цель: познакомить со свойством воды.

Материал: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакетик, розетка.

Ход: воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? Накапать несколько капель из пипетки. Что происходит?

Итог: из пакета вода льется, из пипетки капает.

Вывод: вода может литься и может капать.

2) Опыты в группе

1 опыт. Растения пьют воду.

Цель: опытным путем показать, как растение забирает воду.

Материал: два стакана с водой, в одном вода покрашена в красный цвет, два живых цветка.

Ход: воспитатель предлагает детям поставить один цветок в прозрачную воду, другой в подкрашенную. Через некоторое время посмотреть, что же произошло.

Итог: стебель одного растения красный.

Вывод: растения пьют воду, и мы это хорошо увидели, когда подкрасили воду, стебель тоже стал красным, как вода в стакане.

2 опыт. У воды нет вкуса.

Цель: познакомить со свойством воды.

Материал: молоко, вода.

Ход: воспитатель предлагает детям попробовать молоко и воду и определить, есть ли у воды вкус. Затем добавить сахар, соль и попробовать, какая стала вода.

Вывод: вода безвкусная, если добавляем сахар. То становится сладкой, если соль, то соленой.

По окончании опытов воспитатель  предлагает назвать свойства воды,  о которых дети узнали в ходе экспериментальной деятельности.

3) Беседа о том для чего и кому нужна вода, как человек использует воду.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы ее в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

4)Чтение произведений художественной литературы, прослушивание в записи шума воды (море, река, ручеек)

К. Чуковский «Федорино горе», Н. Рыжова «Как речка обиделась»

5) Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Дети отвечают. Затем воспитатель предлагает посмотреть мультфильм.

  По окончании беседует с детьми.

 Можно ли  обойтись без воды? Что произошло с мальчиком, который не хотел умываться? Какую пользу приносит вода человеку и животным?

6) Разучивание стихов, пословиц вместе с воспитывающими взрослыми дома.

3 этап. Презентация полученных знаний.

           В гости к ребятам в группу приходит Царица Вода

Царица Вода. Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Вы получали мое письмо? (Ответы детей)

Воспитатель. Царица Вода наши ребята уже много знают о воде. Наверное, колдовство Бабы-Яги исчезло, и вода появилась? Давайте, ребята, проверим!

Дети проверяют, воды по-прежнему нет.

Царица Вода. Ребята, я думаю, что смогу помочь снять колдовство Бабы-Яги, если вы мне расскажите, что узнали о воде.

Воспитатель. Расскажем, ребята? Мы приглашаем тебя, Царица Вода в музыкальный зал.

Дети смотрят видеоряд о том, как они проводили опыты и рассказывают о них.

Царица Вода хвалит ребят и предлагает поиграть в пальчиковую игру «Дождик»

Дождик капнул на ладошку          - правой рукой касаемся левой

На цветы                                         - круговые движения правой рукой

И на дорожку                                  - обе руки перед собой

Льется-льется, ой-ой-ой                 - качают головой

Побежали мы домой                       - бег на месте

Воспитатель. Царица Вода, а наши дети знают стихи о воде.

Дети рассказывают стихи  пословицы, загадывают загадки, затем Царица Вода приглашает детей  на веселый танец «Дождик»

После танца Царица-вода загадывает ребятам загадки.

Царица Вода. Какие вы молодцы, ребята! Как много вы знаете. Я хочу с вами поиграть в игру «Тучка и капельки».

           Я буду мама-Тучка, а вы ребята, ее детки, капельки. Капелькам пора отправляться в путь.

           Звучит музыка, дети танцуют, прыгают, разбегаются. Мама Тучка показывает движения. По окончании музыки мама Тучка говорит: «Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они все вместе и потекли маленькими веселыми ручейками  (капельки составляют ручей, взявшись за руки), встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод  и движутся по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка сказала им домой возвращаться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (капельки приседают, потом поднимаются, вытягивая руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (дети бегут к маме Тучке).

Царица Вода. Ребята, вы столько много узнали о воде. Давайте, посмотрим, пропало ли колдовство Бабы Яги, появилась ли вода в кране.

             Дети  открывают кран, вода появляется. Наливают воду в леечки и идут поливать цветы.

Царица Вода благодарит их за помощь и дарит всем по маленькой капельке-талисману.

Литературное приложение.

Пословицы.

- Где вода, там сад цветет.

- Была бы водица, а зелень нарядится

- Дождь начался крупными каплями, значит - скоро кончится.

- Вода путь найдет

- Роса да туман живут по утрам

Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река)

Загадки

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

В голубенькой рубашке, бежит по дну овражка (ручей)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река)

Стихотворения

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды.

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Дождик.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

Вечная слава воде!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, ручейке, океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Литература:

1.Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки», Ярославль, 1997 г.

2.Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина «1000 загадок», Ярославль,1997г.                

3.А.И. Савенков «Как научить дошкольника приобретать знания», Ярославль, 2002.

4.А.И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду», Самара, 2004.

5.Н. Рыжова «Как речка обиделась»

6.Сайт Интернета для детей и родителей «Чудесенка»

7.Сайт Интернета «MULTMIR»

8.К.И. Чуковский «Мойдодыр», Москва, 2004г.

9.К. Чуковский «Федорино горе», М., «Детская литература, 1989.

10.Хрестоматия для детей дошкольного возраста, Москва, 1990г.



Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Что я знаю о воде?»

Тип проекта: информационно-исследовательский; по содержанию «ребенок и природа»; детско-взрослый, где взрослый – субъект проектирования, ребенок – исполнитель; средней продолжительности; открытый (в контакте с семьей), возраст детей 3-5 лет.

Проблема: выполнение просьбы Царицы Воды.

Цель-результат: при поддержке взрослых дети расширяют и уточняют свои знания о воде, о ее свойствах, понимают, какое значение имеет вода в жизни человека и живых организмов.

Материал: оборудование для проведения опытов, рисунки-схемы «Для чего нужна вода» мультфильм «Мойдодыр», аудиокассета «Шумы воды», произведения художественной литературы, костюм для Царицы-воды.

Место защиты проекта: музыкальный зал детского сада

Форма защиты проекта: встреча детей с Царицей Воды.

Содержание практической деятельности по реализации проекта:

1 этап.  Постановка проблемы.

            Воспитатель предлагает детям совершить экскурсию по территории детского сада. Дети рассматривают цветник, деревья на участке.  Воспитатель спрашивает детей, что нужно, цветам, деревьям, для того, чтобы они росли.  (Вода).   Воспитатель приглашает детей в помещение детского сада, для того чтобы набрать воды.          

Педагог открывает кран, воды в нем нет.

Воспитатель: что же случилось, почему нет воды в кране? Как же теперь поливать цветы и деревья?

          Заведующая детским  садом приносит конверт и говорит, что пришло письмо для ребят  группы «Звездочки».

           Воспитатель вместе с детьми рассматривает конверт и читает письмо, оно от Царицы Воды.

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Царица Вода. В моем королевстве случилась беда. Злая Баба Яга заколдовала воду, теперь ее не будет на участке, и воспитатели и ребята не смогут ухаживать за цветами и деревьями. Но вы можете помочь снять колдовство, если ответите на такие вопросы: «Какая бывает вода? Что можно делать с водой? Для чего и для кого нужна вода?

  Я очень надеюсь на вашу помощь. До свидания»

Воспитатель: так вот почему нет воды, ее заколдовала Баба Яга. Давайте поскорее ответим на  ее вопросы и снимем колдовство.

Педагог задает следующие вопросы и выслушивает ответы детей:

1)Какая бывает вода?

2)Что можно делать с водой?

3)Для чего нужна вода?

4)Для кого нужна вода?

           Ребята отвечают на вопросы. После этого педагог предлагает открыть кран и посмотреть, есть ли вода. (Воды нет).

Воспитатель:  Ребята, значит мы не все рассказали о воде, поэтому колдовство не снято. Значит, мы должны узнать  как можно больше о воде и о том, кому она нужна. А кто и что нам может в этом помочь?

            Воспитатель показывает карточки-помощницы и выстраивает вместе с детьми алгоритм сбора информации (подумать, спросить у взрослых, понаблюдать, поэкспериментировать, узнать у специалистов, посмотреть по компьютеру, телевизору,  почитать книгу).

Воспитатель: ребята, я предлагаю не тратить времени и сейчас начинать собирать информацию, так мы можем быстрее помочь Царице Воде и она поможет нам вернуть воду.

             Дети вместе с педагогом идут на свой участок и проделывают ряд опытов с водой

2 этап. Сбор информации.

  1. Опыты на участке

1 опыт. Вода прозрачная.

Цель: познакомить со свойством воды.

Материал: стакан с водой, ложечка.

Ход опыта: воспитатель предлагает детям опустить в стакан с водой ложечку. Что произошло?

Итог: ложку видно в воде.

Вывод: вода прозрачная

2 опыт. У воды нет запаха.

Цель: познакомить со свойством воды.

Материал: стакан с водой

Ход: предложить детям понюхать воду. Чем пахнет?

Вывод: вода не имеет запаха.

3 опыт. Вода жидкая, может течь.

Цель: познакомить со свойством воды

Материал: 2 стакана, один стакан с водой.

Ход: предложить детям переливать воду из одного стакан в другой. Что происходит с водой?

Итог: вода переливается из одного стакана в другой

Вывод: вода жидкая, может течь

4 опыт. В воде одни вещества растворяются, другие нет.

Цель: познакомить со свойством воды

Материал: 2 стакана с водой, песок, сахар

Ход: предложить детям растворить песок и сахар в стаканах. Что произошло?

Итог: песок не растворился, сахар растворился.

Вывод: в воде могут растворяться не все вещества.

5 опыт. Когда льется, когда капает.

Цель: познакомить со свойством воды.

Материал: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакетик, розетка.

Ход: воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? Накапать несколько капель из пипетки. Что происходит?

Итог: из пакета вода льется, из пипетки капает.

Вывод: вода может литься и может капать.

2) Опыты в группе

1 опыт. Растения пьют воду.

Цель: опытным путем показать, как растение забирает воду.

Материал: два стакана с водой, в одном вода покрашена в красный цвет, два живых цветка.

Ход: воспитатель предлагает детям поставить один цветок в прозрачную воду, другой в подкрашенную. Через некоторое время посмотреть, что же произошло.

Итог: стебель одного растения красный.

Вывод: растения пьют воду, и мы это хорошо увидели, когда подкрасили воду, стебель тоже стал красным, как вода в стакане.

2 опыт. У воды нет вкуса.

Цель: познакомить со свойством воды.

Материал: молоко, вода.

Ход: воспитатель предлагает детям попробовать молоко и воду и определить, есть ли у воды вкус. Затем добавить сахар, соль и попробовать, какая стала вода.

Вывод: вода безвкусная, если добавляем сахар. То становится сладкой, если соль, то соленой.

По окончании опытов воспитатель  предлагает назвать свойства воды,  о которых дети узнали в ходе экспериментальной деятельности.

3) Беседа о том для чего и кому нужна вода, как человек использует воду.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить!

Вы ее в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,

Путешествует всегда

Наша спутница – вода!

4)Чтение произведений художественной литературы, прослушивание в записи шума воды (море, река, ручеек)

К. Чуковский «Федорино горе», Н. Рыжова «Как речка обиделась»

5) Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Если руки наши в ваксе,

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг

Снимет грязь с лица и рук?

Дети отвечают. Затем воспитатель предлагает посмотреть мультфильм.

  По окончании беседует с детьми.

 Можно ли  обойтись без воды? Что произошло с мальчиком, который не хотел умываться? Какую пользу приносит вода человеку и животным?

6) Разучивание стихов, пословиц вместе с воспитывающими взрослыми дома.

3 этап. Презентация полученных знаний.

           В гости к ребятам в группу приходит Царица Вода

Царица Вода. Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Вы получали мое письмо? (Ответы детей)

Воспитатель. Царица Вода наши ребята уже много знают о воде. Наверное, колдовство Бабы-Яги исчезло, и вода появилась? Давайте, ребята, проверим!

Дети проверяют, воды по-прежнему нет.

Царица Вода. Ребята, я думаю, что смогу помочь снять колдовство Бабы-Яги, если вы мне расскажите, что узнали о воде.

Воспитатель. Расскажем, ребята? Мы приглашаем тебя, Царица Вода в музыкальный зал.

Дети смотрят видеоряд о том, как они проводили опыты и рассказывают о них.

Царица Вода хвалит ребят и предлагает поиграть в пальчиковую игру «Дождик»

Дождик капнул на ладошку          - правой рукой касаемся левой

На цветы                                         - круговые движения правой рукой

И на дорожку                                  - обе руки перед собой

Льется-льется, ой-ой-ой                 - качают головой

Побежали мы домой                       - бег на месте

Воспитатель. Царица Вода, а наши дети знают стихи о воде.

Дети рассказывают стихи  пословицы, загадывают загадки, затем Царица Вода приглашает детей  на веселый танец «Дождик»

После танца Царица-вода загадывает ребятам загадки.

Царица Вода. Какие вы молодцы, ребята! Как много вы знаете. Я хочу с вами поиграть в игру «Тучка и капельки».

           Я буду мама-Тучка, а вы ребята, ее детки, капельки. Капелькам пора отправляться в путь.

           Звучит музыка, дети танцуют, прыгают, разбегаются. Мама Тучка показывает движения. По окончании музыки мама Тучка говорит: «Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они все вместе и потекли маленькими веселыми ручейками  (капельки составляют ручей, взявшись за руки), встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод  и движутся по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка сказала им домой возвращаться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (капельки приседают, потом поднимаются, вытягивая руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (дети бегут к маме Тучке).

Царица Вода. Ребята, вы столько много узнали о воде. Давайте, посмотрим, пропало ли колдовство Бабы Яги, появилась ли вода в кране.

             Дети  открывают кран, вода появляется. Наливают воду в леечки и идут поливать цветы.

Царица Вода благодарит их за помощь и дарит всем по маленькой капельке-талисману.

Литературное приложение.

Пословицы.

- Где вода, там сад цветет.

- Была бы водица, а зелень нарядится

- Дождь начался крупными каплями, значит - скоро кончится.

- Вода путь найдет

- Роса да туман живут по утрам

Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река)

Загадки

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я,

Кто я такая? (вода)

В голубенькой рубашке, бежит по дну овражка (ручей)

Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река)

Стихотворения

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без воды.

Водичка, водичка

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Дождик.

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле.

Вечная слава воде!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться,

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, ручейке, океане,

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Литература:

1.Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки», Ярославль, 1997 г.

2.Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина «1000 загадок», Ярославль,1997г.                

3.А.И. Савенков «Как научить дошкольника приобретать знания», Ярославль, 2002.

4.А.И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду», Самара, 2004.

5.Н. Рыжова «Как речка обиделась»

6.Сайт Интернета для детей и родителей «Чудесенка»

7.Сайт Интернета «MULTMIR»

8.К.И. Чуковский «Мойдодыр», Москва, 2004г.

9.К. Чуковский «Федорино горе», М., «Детская литература, 1989.

10.Хрестоматия для детей дошкольного возраста, Москва, 1990г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Знаем, помним, гордимся"

Посвящается людям, отдавшим свою жизнь за спасение Отечества и в честь которых названы улицы нашего города. Памяти павших, - будьте достойны!...

«Я люблю и знаю кубанские ремесла!»

Познакомить с экспонатами музея, относящимися как к предметам быта прошлого, так и к предметам современного декоративно-прикладного искусства. Проверить знание детьми традиционных ремесел Кубани. ...

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах

Что мы знаем и чего не знаем о зайцах.Зайцы бывают разные......

Конспект занятия «Пойдём туда – знаем куда! Найдём то – не знаем что!»

Конспект занятия по развитию умения ориентироваться по карте на местности, плану, схеме (краткосрочная образовательная  практика) для детей подготовительной группы....

Квест-игра "Иди туда, не зная куда, и принеси то, не зная что."

Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности....

это интересно: Что мы знаем и не знаем о Covid-19?

буклеты для родителей: гигиена при гриппе, короновирусной инфекции и ОРВИ, новый короновирус страшнее прошлых инфекций, памятка по профилактике короновируса, что такое короновирусы...

Творческий проект "Знай свой край люби и знай"

Твоческий проект по духовно - нравственному воспитанию....