проект «Маленькие экономисты»
проект (старшая группа)

Салопова Валентина Александровна

Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности - Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_malenkie_ekonomisty.docx137.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №57 «Ладушки»

 проект

«Маленькие экономисты»

C:\Users\44\Desktop\афлатум\фото с афлат\20170914_090828.jpg

Подготовила воспитатель 1 категории: САЛОПОВА В.А.

Г. о. Подольск

2017г.

Целью данного проекта является: обеспечить социальное и финансовое образование детей старшего дошкольного возраста, содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольника.

Задачи:

- формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

- знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой;

- учить воспринимать и ценить окружающий мир, как результат труда людей;

- раскрыть сущность понятия «доход» (заработная плата, пенсия).

- познакомить детей с ведением хозяйства;

- дать представление о денежных знаках (монета, купюра) России и других стран;

- формировать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд- продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от качества.

Сроки и этапы реализации проекта:

- Подготовительный - сентябрь- ноябрь 2017 год;

- Основной – ноябрь 2017 год – апрель 2018 год;

- Заключительный – май 2018г.

Перечень основных мероприятий:

1. Изучение научно - методической литературы в рамках исследуемой темы.

2. Информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и семье.

3. Участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);

4. Составление перспективного плана дидактических игр по экономике.

5. Создание обогащённой развивающей среды в группах:

- проведение бесед, рассказывание историй и сказок, сюжетно-ролевых игр, создание игровых ситуаций;

-совместные с детьми размышления на темы: «Что такое экономика? », «Что мы знаем об экономике? », «Что хотим узнать? », «Как мы будем это узнавать? »

5. Консультации для воспитателей детского сада и родителей детей.

6. Проведение экономических ярмарок, занятий, бесед, досугов, развлечений.

Исполнители проекта:

• воспитатели группы;

• музыкальный руководитель;

• родители группы;

•сотрудники Сбербанка.

Актуальность проекта.

Актуальность проекта обусловлена тем, что происходящие преобразования в обществе, в нашей стране: усложнение финансовой деятельности и мировой экономический кризис, разработка стратегий финансового просвещения, разработка и реализация Национальных стратегий в более чем шестидесяти странах мира, всё это обуславливает необходимость формирования  мышления с учетом рыночного опыта многих развивающихся стран, а так же вызывает необходимость связать образование с экономикой.

Национальная стратегия - повышения финансовой грамотности рассматривается как важный элемент социально-экономической политики государства.

Вопрос элементарного экономического образования детей старшего дошкольного возраста стоит формируется интеллект детей, развивается интерес к экономическим знаниям и экономической деятельности - Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания дошкольников, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности детей к этому.

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения экономика может быть преподнесена детям в форме элементарных сведений:

- научить их правильному отношению к деньгам, способам их зарабатывания и разумному использованию;

- с помощью игр, экономических задач, кроссвордов ввести ребят в сложный мир предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;

- научить правильно относиться к рекламе, разбираться с ней;

- вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.

Таким образом, актуальность проекта заключается в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Предлагаемый опыт поможет систематизировать работу по экономическому образованию дошкольника и позволит формировать необходимые для этого качества у детей – дошкольников, достичь развития коммуникативной компетенции общения с окружающими людьми.

Новизна проекта: 

Уникальность концепции Афлатун - в сбалансированном подходе к социальному и финансовому образованию детей.

Системная работы по формированию социальной и финансовой компетентности детей.

 Развитие социального партнерства.

Знакомство с мировым педагогическим опытом, современными педагогическими технологиями.  Обогащение опыта инновационной деятельности. Международное сотрудничество.

1. Заявка на создание пилотной площадки (отдел научно-методического обеспечения работы с одаренными детьми АСОУ, Сечкарева Е.В.)

Новизна исследования, в постановке самой проблемы, которая не поднималась до сих пор, как предмет специального изучения. Решение же этой проблемы в дошкольном возрасте видится, прежде всего, в русле совершенствования   финансовой грамотности, в знакомстве с нормами морали, раскрывающими, как следует относиться к окружающей природе, к миру ценностей, к результатам человеческого труда и человеку.

Дети учатся делать сбережения и тратить разумно.

При составлении проекта опирались на известные работы Г. Н. Годиной, Л. А. Голуб, Т. В. Дробышевой, Е. А. Курака, А. Н. Орешиной, И. А. Сасовой, А. А. Смоленцевой, А. Д. Шатовой и других авторов по экономическому образованию и воспитанию дошкольников.

Учитывая то, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности — игра, всю работу нужно было выстроить в игровой форме. Вот тут и встал вопрос о методах и приемах, с помощью которых легче всего было бы подать сложный экономический материал.

Проблема

Недостаточный уровень сформированности основ экономических знаний у детей дошкольного возраста.

Основная проблема проекта: приобщение ребёнка к миру экономической действительности. направлена на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Значимость проекта - он направлен на возможность применения полученных детьми знаний в  жизни.

Целевые группы:

Дети 5-7 лет:

- наличие интереса к получению и использованию в повседневной жизни новых знаний;

- к познанию новых слов, терминов и активизации их в речи;

- желание совершенствовать знания через дидактические и сюжетно- ролевые игры.

Родители:

- повышение уровня знаний по теме проекта;

- формирование у детей устойчивых знаний;

- развитие коммуникативного ребенка.

Педагоги:

- приобретение опыта в работе с детьми по формированию у дошкольников экономических знаний;

- накопление практического материала;

- проявление интереса к проектной деятельности.

Механизм реализации проекта:

Этапы проекта. Сроки этапов проекта. Задачи этапов проекта.

I этап - подготовительный (сентябрь 2017- ноябрь 2017 г):

1. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;

2. Создание банка идей и предложений;

3. Подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;

4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации воспитательно-образовательного процесса экономической направленности.

5. Проведение теоретического анализа экономической и психолого-педагогической литературы.

6. Разработка критериев, показателей и уровней оценки личностной и интеллектуальной готовности дошкольников к простейшей экономической деятельности.

7. Прогноз ожидаемых результатов и рисков проекта.

8. Оптимизация программно- методического обеспечения в группе.

II этап - основной (ноябрь 2017 г.- апрель 2018г.)

1. Обеспечить реализацию и коррекцию проекта.

2. Провести мониторинг эффективности проекта.

3. Провести занятия для изучения появления денежных единиц, ознакомления с разнообразными формами реализации продуктов труда.

4. Спланировать и провести экскурсии в банк, магазины.

5. Организовать и провести сюжетно- ролевые игры «Супермаркет», «Банк», «Кафе».

6. Изготовить и провести игры, моделирующие жизненные ситуации: операции купли- продажи, производства и сбыта готовой продукции.

7. Использование сказок экономического содержания на занятиях и в игровой деятельности.

8. Организовать тесное взаимодействие воспитателя и специалистов по развитию экономических знаний дошкольников через составление плана совместной работы; выступлений на педагогическом совете; консультации.

9. Повысить уровень педагогической компетентности родителей по вопросам экономического воспитания детей через консультации; родительские собрания; совместное с детьми изготовление товара для ярмарки; оформление «папки – передвижки».

10. Систематизировать накопленный материал.

III этап – заключительный (май 2018)

1. Осуществить анализ работы по проекту.

2. Организовать выставку пособий по теме проекта для педагогов детского сада.

3. Выступить с отчетом по результатам работы на педагогическом совете.

4. Провести совместно с родителями следующие мероприятия: «Ярмарка», «КВН», «Аукцион детских работ».

5. Провести показательное занятие для воспитателей детского сада «Банк».

Материально- техническое обеспечение:

- сюжетно – ролевые игры «Магазин», «Овощной магазин», «Банк», «Кафе»;

- магнитофон;

- аудиокассеты с музыкой;

- литература по экономическому воспитанию дошкольников;

- сборники дидактических игр;

- настольно- печатные игры;

- игротека настольно-печатных игр;

- видеокамера для съемки детей на занятиях и в игровой деятельности;

- видеоплеер.

Программно- методическое обеспечение:

- программа «Сообщество»;

-программа «Дошкольник и. экономика» А. Д. Шатова;

-перспективное планирование, конспекты дидактических игр;

-конспекты занятий;

- конспекты игр;

- библиотека методической литературы;

- комплекты по развернутому перспективному планированию по программе «Сообщество»;

-демонстрационный материал для информационного уголка.

Перспективный план по реализации проекта:

1. Диагностика знаний детей по экономике: сентябрь 2017 - январь 2018 -апрель 2018. (воспитатели группы)

2. Анализ ресурсного обеспечения проекта, анализ кадрового потенциала, подбор программ, методик: октябрь 2016г. (заместитель заведующей по ВМР, воспитатели группы)

3. Проектирование, создание рабочей группы по реализации проекта в количестве 2 человек, распределение членов группы: сентябрь 2017г. (заместитель заведующей по ВМР, воспитатели группы)

4. Повышение квалификации воспитателя: самообразование, курсы повышения квалификации: в течение года, октябрь – декабрь 2017г. (заместитель заведующей по ВМР, воспитатели группы)

5. Мониторинг уровня развития, обработка данных диагностики: май 2015г.

( заместитель заведующей по ВМР, воспитатели группы)

6. Приобретение дидактических, настольно- печатных игр; аудиокассет; сюжетно- ролевых игр «Кафе», «Банк», «Овощной магазин: ноябрь 2017г.-

январь 2018г. (воспитатели группы)

7. Изготовление:

-дидактических игр;

- уголок для родителей;

-папки- передвижки для родителей - в течение всего срока.

Ожидаемые результаты:

- дети понимают и ценят окружающий предметный мир (мир вещей, как результат труда людей);

- уважают людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;

- осознают на доступном им уровне взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

- видят красоту человеческого творения;

- признают авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);

- ведут себя правильно в реальных жизненных ситуациях;

- контролируют свои потребности в соответствии с возрастом.

Проект «Экономическое воспитание дошкольников» позволит совершенствовать навыки сотрудничества воспитателей, родителей и ребенка по формированию и развитию реального экономического мышления, интереса к экономическим знаниям.

Оценка результатов:

В процессе реализации проекта будет осуществляться мониторинг знаний детей по экономическому образованию. Достигнутые результаты позволят спрогнозировать дальнейшее развитие проекта.

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком проекта по экономическому воспитанию.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения содержания проекта.

С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень усвоения знаний дошкольника программы. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые воспитателем.

Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностическую карту усвоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностической карты позволяет оценить эффективность образовательного процесса в группе по экономическому воспитанию.

Дальнейшие планы проекта:

1. Продолжить работу по экономическому образованию дошкольников.

2. Добиться 100% количества детей с высоким уровнем знаний.

3. Вовлекать специалистов детского сада в работу по экономическому образованию дошкольников.

4. Активизировать деятельность родителей через совместную деятельность для продолжения работы с детьми.

Форма представления результатов проекта:

Организация и проведение презентации проекта осуществляется в различных формах, при поддержке воспитателей и родителей, таких как: «Ярмарка», «Аукцион», «Бизнес клуб», интеллектуальные игры «КВН», «Что, где, когда?», конкурсы и викторины.

Список литературы

1. Ефименко, Л. И. Как научить ребенка понимать стоимость денег? [Текст]/ Л. И. Ефименко. // Обруч. – 2001.- №4, с. 24-26

2. Изгарнива, В. М. Деньги в жизни детей [Текст] // Обруч. – 1999. - №5, с. 14-16

3. Кошель П. История денег // Дошкольное образование. 2007. №6.

4. Кнышова, Л. В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом [Текст] / Л. В. Кнышова. - М. Просвещение, 1996. – с. 128

5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.

6. Маркова, Т. А. Воспитателю о детской игре [Текст]/ Т. А. Маркова. – М. Педагогика-Пресс, 1998. – с. 163

7. Меньшиков, О. И. Экономика детей, большим и маленьким: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ О. И. Меньшиков. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – с. 127

9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Цымук М.И. Детский экономический словарь. Издательства «Росмен» М.: 1999г.

10. Рыжова, Н. А. Играем в рекламу [Текст]/ Н. А. Рыжова // Обруч. - 1998. - №3.- с. 26-29

11. Савкусанова Л., Парфенова Т., Клюшина Н. Экономика и человек // Обруч. 1999. №1. с.27.

12. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. И. Сорокина. – М. Просвещение, 1998 – с. 113

13. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

14. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.

15. Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Маленькие волшебники"

История создания проектаВ августе 2009 года, после того, как Татьяна Васильевна по несчастливой случайности лишилась некоторых своих пособий и конспектов занятий, мы решили перевести все ее наработки ...

Проект "Маленькие герои большой войны".

Проект по ознакомлению детей с подвигами их предков, в частности с подвигами пионеров-героев в Великой Отечественной войне....

Проект - презентация: Совместный детско-взрослый творческий проект "Маленькая страна"

Цель проекта: Создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой , познавательной, двигательной сферы, речи, развития позитивных качеств личности каждого ребенка....

Наименование проекта: «Маленькие экономисты»

Целью данной программы является: обеспечить социальное и финансовое образование детей старшего дошкольного возраста, содействовать формированию позитивной социализации и личностному развитию дошкольни...

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством проекта «Маленький экономист»

Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников посредством проекта«Маленький экономист»  Автор проекта: Куприяненко Марина ВикторовнаНаименование организации: муници...

Проект "Маленький экономист"

В современных условиях дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваясь с деньгами, рекламой, ходят за покупками в магазин с родителями, тем самым овладевая экономической информацией на б...

Проект "Маленькие экономисты"

Отчет по проекту "Маленький экономист" с детьми в старшей группе....