Организация деятельности ДОУ по проблеме здоровьесбережения.
материал

Кобзева Ольга Александровна

   Сфера детства, как воображаемая шаровая поверхность необъятного радиуса, наполнена видимыми и невидимыми взаимосвязанными, противоречивыми явлениями. Мы, взрослые, должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была валеологической, т.е. здоровой.     

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           

            Организация деятельности ДОУ

            по проблеме  здоровьесбережения.

   Сфера детства, как воображаемая шаровая поверхность необъятного радиуса, наполнена видимыми и невидимыми взаимосвязанными, противоречивыми явлениями. Мы, взрослые, должны сделать все возможное, чтобы сфера детства была валеологической, т.е. здоровой.    

   Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении  Растёт количество детей, страдающих сердечно- сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, деятельности органов дыхания. Дети страдают от недостатка движения. А ведь потребность в движении изначально, как инстинкт, заложена в человеке природой. И как важно сохранить и укрепить здоровье наших воспитанников.

    В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро в образовательной области .

    В работе с детьми используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности.

    Однако согласно современным исследованиям необходимо реализовать ряд мер, которые способствуют совершенствованию физической культуры дошкольников и укрепление их здоровья:

  • улучшение материально - технической базы ДОУ;
  • своевременная подготовка и переподготовка специалистов по физической культуре;
  • дальнейшее развитие инновационных процессов в области физического воспитания и оздоровления дошкольников.

    Сегодня я предлагаю вам рассмотреть применение здоровьесберегающие технологии на примере нашего детского сада "Сказка".

   Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в разных формах:

медико- гигиенической и медико- профилактической, физкультурно- оздоровительной, информационно- просветительской, образовательной, коррекционной, спортивно- досуговой, экологической и др.

   А сейчас рассмотрим некоторые технологии подробнее:

    Медико - гигиеническое направление - это одна из приоритетных форм здоровьесберегающих образовательных технологий, она имеет существенное значение для эффективной работы по оздоровлению детей в ДОУ. Создание гигиенически полноценной среды обитания, определяемой благоустройством дошкольных групп, способствует решению проблем по сохранению и укреплению здоровья и подготовке детей к школе.

    Наш детский сад оснащен групповыми комнатами, спальнями, санузлами, что позволяет судить о благоустройстве групп.

    Если говорить о медико- профилактическом направлении, то у нас налажено сотрудничество с поликлиникой: дети вовремя обследуются и проходят вакцинацию. Также эффективным методом сохранения и укрепления здоровья детей является витаминизация.  Регулярно закупаются витамины "Ревит", аскорбиновая кислота, детям готовят отвар шиповника, ягодные морсы, на полдник дети получают фрукты, фруктовые йогурты.

    Следующее направление - физкультурно- оздоровительное.

   Проводятся физкультурные занятия, физкультурные досуги, праздники.  При проведении занятий используются упражнения с элементами йоги, кинезеологические упражнения, которые направлены на повышение умственной работоспособности и оптимизацию интеллектуальных процессов. В занятия включаются ритмические упражнения, которые в сочетании с музыкальным сопровождением вызывают у детей положительные эмоции, хороший заряд бодрости. Так же на занятиях обязательно используются упражнения на восстановление дыхания. Ежедневно проводится утренняя гимнастика, во время занятий - физкультминутки, на прогулках - подвижные игры.     

    Использование релаксаций на занятиях позволяет детям успокоиться после активных двигательных упражнений. Все занятие сопровождается музыкой, что способствует достижению хорошего результата  на занятиях физкультурой.

    Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон.

     Начиная с раннего возраста, ежедневно  проводится гимнастика после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, также ходьба по  массажным дорожкам для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.  

    Общеизвестно, что физкультурно - оздоровительная работа является одним из основополагающих факторов здоровья и совершенствования психофизического развития детей. Для повышения эффективности этой работы в практику дошкольного воспитания широко внедряются новые формы организации физического воспитания.

   Одна из таких форм- организация физкультурных занятий на основе полодифференцированного подхода . Применение этого подхода имеет исторические и социальные предпосылки. Такой взгляд на физическое воспитание ребенка оправдан с физиологической, психологической и эмоциональной точек зрения, поскольку мужской и женский организмы отличаются целым рядом свойств и особенностей.

    Все вышеперечисленные технологии являются практическими.

    Но помимо организации двигательного режима и физкультурно - оздоровительной работы существует еще просветительско- воспитательная работа. Она направлена на формирование понимания ценности здоровья и здорового образа жизни. Как известно, здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования.    

    Формирование здорового образа жизни повсеместно используется в воспитательно - образовательном процессе: это  различные беседы о вредных привычках, беседы о строении тела человека, о важности правильного питания, закаливания, сна, большое внимание уделяется системе обучения дошкольников гигиеническим навыкам.

   Просветительская работа ведется не только с детьми, но и с родителями: в виде консультаций, различных сообщений, выпускаются санбюллютени, проводятся родительские собрания. А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я - спортивная семья".
Немаловажную роль в здоровьесбережении играет рациональная организация образовательного процесса, т.е. соблюдение режима дня, длительность занятий в соответствии с возрастом, смена игровой и учебной деятельности.

    Мы знаем, что в детстве основной вид деятельности это - игра. И в настоящее время наблюдается интенсивное развитие разнообразных игровых технологий, используемых для сохранения и улучшения здоровья детей дошкольного возраста, для этого специалисты предлагают создать предметно - развивающую среду, обогащать игровой опыт детей, активизировать общение взрослого с детьми. При таком подходе не только обеспечивается возможность для полноценного

развития ребенка, но и в значительной мере создаются условия для сбережения и укрепления его психического здоровья. Хочется заметить,

что в дошкольном возрасте мы не столько сберегаем, сколько формируем здоровье детей, но реализация задач здорового образа жизни и всей системы учебно - воспитательной работы в образовательном учреждении невозможна без тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Современные требования к организации деятельности дошкольной образовательной организации, как открытой образовательной системы»

В статье описывается какие современные требования к организации деятельности ДОО необходимо соблюдать, чтобы она являлась открытой системой....

Выступление на педагогическом совете «Организация деятельности детей в центрах активности на основе самоопределения по технологии организации жизнедеятельности «План – дело – анализ»» (из опыта работы)

Ребенок – любознательный исследователь мира, гений учения и творчества, «компетентный ученик».Доверие к ребенку и его способностям, «ошибка не препятствие, а шанс чему-то научи...

Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации

Организация деятельности психолого - педагогического консилиума по выявлению и сопровождению детей в образовательной организации...

Приказ Об организации деятельности дошкольных групп Лицея в статусе ассоциированной инновационной образовательной организации в 2020-2021 учебном году

Приказ Об организации деятельности дошкольных групп Лицея в статусе ассоциированной инновационной образовательной организации в 2020-2021 учебном году...

Приказ об организации деятельности по реализации Комплексной программы по развитию личностного потенциала в образовательных организациях ХМАО-Югры

об организации деятельности по реализации Комплексной программы по развитию личностного потенциала в образовательных организациях ХМАО-Югры...