План самообразования "Речевое развитие детей дошкольного возроста посредством игровой деятельности"
материал

Галлямова Талия Талгатовна

План самообразования 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план самообразования24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 401 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г.Казани

План по самообразованию 

на тему:

«Речевое развитие детей дошкольного возроста посредством игровой деятельности»

на 2019 – 2024 учебный год.

Воспитатель:Галлямова Т.Т.

 

Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.

Задачи:

  • Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно;
  • Формировать грамматический, лексический строй речи;
  • Развивать навыки активной, разговорной, образной речи;
  • Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;
  • Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях;
  • Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи;
  • Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок;
  • Развивать мелкую моторику рук.

Актуальность

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

В данной работе раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.

Тема актуальна в связи с тем, что игровая деятельность дает воспитателю возможность проводить занятие по обучению речи более плодотворно.

Методы и приемы.

Наглядные методы:  рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.

Словесные методы:  чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.

Практические методы:  дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Подбор и изучение литературы, дидактических игр и упражнений по УМК

Работа над развитием связной речи

Октябрь

Разучивание стихов, потешек.

Конкурс чтецов

Развитие речевого дыхания, органов артикуляционного аппарата

Методические рекомендации по развитию речевой творческой активности

дошкольников средствами театрально-игровой деятельности

Практический показ (театральная неделя)

Театрализованное представление сказки “Репка ”

Консультация для родителей»

Взаимодействие детского сада и семьи в работе по развитию речи»

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Ноябрь

Посещение открытых итоговых занятий . Показ открытого занятия «Моя любимая семья»

Составление анализа просмотренных занятий.

Деление опытом с коллегами.

Декабрь - Январь

Подготовка проведения театрализованной игры. 

Изготовление масок для игры

Формирование эмоционально – насыщенной связной речи

февраль

Освоение дидактических игр. Упражнения на улучшения связной речи.

Посещение открытых итоговых занятий . Показ открытого занятия «Моя малая Родина»

Активизация и обогащение словаря

Изготовление дидактических игр

Март

Игра-путешествие по стране «Развитие речи»

Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей.

Подготовка речевых игр

Формирование грамматического строя речи.

Апрель

Проведение родительского собрания

« Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»

Подготовка плана мероприятия

Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми

май

Анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей.

Установление причин отставания речевого развития.

Срок

Форма работы, содержание

Форма отчета

Перспектива

2020-2021 учебный год

Сентябрь

Проведение родительского собрания

« Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»

Подготовка плана мероприятия

Помочь родителям в создании благоприятных условий для общения с детьми

Октябрь

Изготовление дидактических игр и пособий

Подготовка дидактических игр

по речевому развитию «Из какой сказки?»-Поле чудес, «Противоположности»

- дидактические пособия

-Что есть в корзинке?

-Найди игрушки!

( «Обобщение», «Фонетическая зарядка»)

Развитие всех

компонентов речи

Ноябрь

Консультация для воспитателей

Деление опытом с коллегами

Декабрь -

Пересказ сказок по сюжетным картинкам

Подготовка сюжетных картинок

Активизация словаря развитие связной речи детей

Январь

Закрепление диалогов через сюжетно-ролевые игры

Деление опытом с коллегами

Февраль

Консультация для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Подготовка презентации

Разъяснить родителям эффективность пальчиковой гимнастики в развитее связной речи ребёнка

Март

Составление рассказов с помощью мнемотаблиц.

Семинар-практикум

« Дидактические игры для развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Подготовка картотеки

Выступление перед коллегами

Использование мнемотаблиц в работе с детьми

Деление опытом с коллегами

Открытый показ занятия по речевому развитию

Деление опытом с коллегами

Апрель

Работа с загадками

Подготовка копилку загадок

Использование копилку в работе с детьми

Май

Отчёт по теме самообразования

Выступление в педсовете

Деление опытом с коллегами

В течение года

Изучение работ в интернете, а так же методик и технологий педагогов в интернете.

Размещение своих работ на сайтах

Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

2021-2022 учебный год

Сентябрь

Подбор и разработка дидактических и словесных игр по развитию связной речи для детей

Диагностика уровня развития речи детей в ведомой группе.

Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми.

Октябрь

Изучение методической литературы по программе с учетом ФГОС (развитие речи и подготовка к обучению грамоте

Составление конспектов занятий для детей

Проведение занятий по развитию речи.

Ноябрь, апрель

Посещение открытых занятий.

Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

В течение года

Изучение работ в интернете, а так же методик и технологий педагогов в интернете.

Размещение своих работ на сайтах

Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

Октябрь

Разучивание чистоговорок

Разработка чистоговорок

Использование их на занятиях по развитию речи и в индивидуальных работах с детьми.

Ноябрь

Проведение игровых досугов «Увлекательное путешествие в волшебный мир игр»

Декабрь

Составление консультаций для родителей

Использование загадок, как средство формирования выразительности речи»

Работа с родителями

Январь

Подборка предметных и сюжетных картинок для рассказывания

Создание папки «Детям для рассказывания»

Использование материала для индивидуальных занятий

Февраль

Создания в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям»

Сундучок со стихами

Работа с родителями

Март

Участие с детьми во всероссийских конкурсах

Выполнение работ для конкурсов

Пополнение портфолио детей

Апрель

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам

Планирование мероприятия

Май

Дополнение дидактическими играми по развитию речи

составление плана по речевому развитию на следующий год

2022-2023 учебный год

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Составление библиографии.

Октябрь

Дидактические игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий

Дидактические игры по развитию речи «Варим суп»

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Ноябрь

Апрель

Создание и оборудование игровых уголков.

Привлечение родителей к созданию уголков по обогащению РППС «Семья», «Магазин», «Парикмахерская»:оборудовать уголки необходимыми атрибутами.

Декабрь

Работа по составлению(придумывание) загадок.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи» (папка передвижка).

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. Развивать воображение

Январь Февраль

Театральна деятельность. Инсценировки сказок:

 «Теремок» и др.

(с использованием пальчикового и настольного театра)

Практический показ (театральная неделя)

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Март

Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка»

Показ презентации «Развитие речи детей 5-6 лет»

Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком

Апрель Май

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

Презентация

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

2023-2024 учебный год

Сентябрь

Родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка»

Показ презентации «Развитие речи детей 5-6 лет»

Помочь родителям при создании речевой среды для постоянного общения с ребенком

Октябрь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам

Планирование мероприятия

Ноябрь

Апрель

Посещение открытых занятий.

Изучение опыта педагогов ДОУ. Использование накопленного опыта на практике, в работе с детьми.

Декабрь

Пополнение в приемной сундучка «Стихи для заучивания детям»

Сундучок со стихами

Работа с родителями

Январь Февраль

Участие с детьми во всероссийских конкурсах

Выполнение работ для конкурсов

Пополнение портфолио детей

Март

Отчёт по теме самообразования

Выступление в педсовете

Деление опытом с коллегами

Апрель Май

Разучивание считалочек, загадок. Пальчиковые игры.

Презентация

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Литература:

  1. С.М.Гаффарова «Изучаем русский язык»
  2. З.М.Зарипова «Непосредственно образовательная деятельность в детском саду»
  3. К.В.Закирова «На поляне детства»
  4. Журнал «Дошкольное воспитание».
  5. Журнал «Ребенок в детском саду».
  6. Журнал «Воспитатель ДОУ»
  7. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007
  8. Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. М.,1994
  9. Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007
  10. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. знакомим дошкольников с художественной литературой: Конспекты занятий. М, 1998
  11. Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000.
  12. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 272с.
  13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423с.
  14. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.: Просвещение, 2002.
  15. 2016г. Виноградова Т. А. «Сюжетно – ролевые игры старших дошкольников» практическое пособие Н. А. Виноградова, Позднякова.
  16. М.: Айрисс-пресс, 2008. – 128с.
  17. Губанова Н. Ф. «Развитие игровой деятельности»
  18. Антонова Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. Дошкольное воспитание 1995. -№10. – с 45-47.
  19. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2001.
  20. Краснощёкова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Я считаю, что речевое развитие детей дошкольного возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативн...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: "Речевое развитие детей дошкольного возраста, посредством игровой деятельности".

Тема самообразования: "Речевое развитие детей дошкольного возраста".Цель самообразования: Обогатить знания по теме самообразования, осуществить целенаправленную работу по развитию речи дошко...

Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности".

Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности"....

Проект: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Проект: «Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности».Воспитатель: Садекова Гульсина ИльзовнаАктуальность проектаРечь – великий дар природы, благодар...

План-программа «Социализация детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (3 -7 лет)

Программа разработана на основе современных разработок Титовой Н. И. «Организация сообщества детей дошкольного возраста как условие развития их коммуникативной компетентности», Гришаевой Н.П. «Соврем...

План по самообразованию на 2022-2023 учебный год на тему: Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Цель:  Изучение способов, методов и приёмов активизации речи детей старшего дошкольного возраста.Задачи :  Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно...