Познавательный интерес в дошкольном образовании
материал

Загудаева Анастасия Николаевна

Эссе на тему:

 

«Познавательный интерес в дошкольном образовании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx18.27 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему:

«Познавательный интерес в дошкольном образовании»

Современное общество нуждается в высокообразованных, способных к непрерывному творческому саморазвитию гражданах. В связи с этим возрастает значение фундаментального образования, которое невозможно получить без творческих способностей обучаемых, что в свою очередь невозможно без формирования познавательного интереса. Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения.

 Одним из критериев эффективности педагогического процесса дошкольного образования является  формирование устойчивого познавательного интереса у дошкольников, что является одной из центральных проблем современного дошкольного образования.

Актуальность этой проблемы определяется обновлением содержания образовательной  деятельности, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, познавательный интерес признается одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

На основании изученной психолого – педагогической литературы можно выделить стадии проявления познавательных интересов у детей дошкольного возраста:

«Первая стадия – любопытство. Элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.

Вторая стадия – любознательность. Это стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы.

Третья стадия - познавательный интерес. Данная стадия возникновением у детей  проблемных вопросов и познавательных ситуаций, а также появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.» [Онищук В. А.]

Для понимания значения определения «познавательный интерес» необходимо обратиться к анализу понятия — «интерес».

В психологии В.Б. Шапарь определяет интерес как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности на осознание целей деятельности и этим способствующую ориентированию, ознакомлению с новыми фактами, лучшему отражению действительности. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, напротив — вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

Различают следующие виды интереса: непосредственный, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный — к объекту как средству достижения целей деятельности.

В педагогической науке Н. Г. Морозова считает, что интересом называется эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, где активную роль играет субъект познания.

По мнению И. П. Подласого, интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности.

Таким образом, на основании всех вышеперечисленных определений,  считаю, что интерес представляет реальную причину действий, которая ощущается человеком как особо важное для него положительное оценочное отношение субъекта к осуществляемой деятельности.

В настоящее время под познавательным интересом преимущественно понимают «различные состояния человека, объединенные позитивной направленностью к его деятельности: увлечения, склонности, любопытство».

Следовательно, можно прийти к выводу, что познавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, отличающаяся такими свойствами, как избирательность и активность.

Если рассматривать подходы к познавательному интересу более детально, то многие авторы связывают его с преобладанием положительных эмоций, сопровождающих познавательную деятельность, мотивацией к ней, потребностью познать предметы и явления окружающего мира. Процесс формирования и развития познавательного интереса возможен только в деятельности, прежде всего в образовательной деятельности.

Все мероприятия, предпринимаемые с целью формирования положительного отношения к предмету и деятельности, являющегося необходимой предпосылкой интереса, идут по двум основным путям:

1) создание положительного эмоционального отношения к предмету и к деятельности;

2) обеспечение понимания общественной и личностной значимости деятельности.

Для формирования интереса и любознательности нужны все компоненты «поисковой деятельности». Она предполагает:

а) возникновение в ходе деятельности недоумения и вопроса у самого ребенка;

б) постановку и принятие ребенком задачи для самостоятельного (или совместного с воспитателем) решения;

в) организацию поиска решения задачи, который проходит через ряд преодолимых трудностей и приводит к положительному результату;

г) решение задачи (учебной, трудовой и т. д.) и показ перспективы данной работы, вызывающей новые вопросы и ставящей новые задачи для решения, благодаря чему интерес становится неисчерпаемым и все более стойким.

Активная систематическая самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной «поисковой» деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, внеположных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

При правильном педагогическом подходе окружающих людей, особенно нас воспитателей, а также родителей, интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития.

Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь предмета и деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.

Связь интересующей деятельности с основными привязанностями, с близкими людьми, ее соответствие основным способностям и перспективным возможностям человека, а также глубокое удовлетворение в связи с ее осуществлением — важнейшие предпосылки стойкого интереса. Неисчерпаемость вопросов, возникающих в процессе деятельности, приводит к постоянной «не насыщаемости» интереса, т. е. создает все растущее стремление углубить, расширить сферу познания и овладения данной деятельностью.

Усиливающееся стремление к расширению сферы познания и результативности данной деятельности создает тенденцию к укреплению интереса к данной деятельности и превращению ее в «дело жизни».

Интерес — как прообраз внешней исследовательской деятельности, образно говоря, вычленяется как переживание своего отношения к ней и затем как бы «прорастает» в личности.

Таким образом, необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является деятельность, несущая познавательную функцию. А главная задача воспитателя – поддерживать и развивать познавательный интерес у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста

Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, есть оно и в каждом ребенке. Однако познание - функция не только интеллекта человека. Познание- функция его личности. Оно невозможно без таких кач...

Использование дидактических игр в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста

Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощью создаются условия для ...

Консультация для родителей.«Развитие познавательных интересов детей дошкольного возраста»

Основа познавательного интереса -активная мыслительная деятельность ребёнка. Познавательный интерес связан с память и мышлением ребёнка, желание узнать что то новое , неизведанное....