КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ И ВНЕ НИХ».
учебно-методический материал (младшая группа)

Акишева Екатерина Вячеславовна

Консультация по организации индивидуальной и самостоятельной деятельности детей младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

 «ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ И ВНЕ НИХ».

Воспитатель младшей группы

Акишева  Е.В.


При организации индивидуальной самостоятельной познавательной деятельности детей следует учитывать факторы, влияющие на их интеллектуальную активность:

  1. Условия окружающей среды:

А) потребность в тишине (безразличие к звукам);

     Б) потребность в ярком (неярком) свете;

     В) потребность в прохладной (теплой) среде;

     Г) потребность в структурированности (неструктурированности) среды – наличие парт, стульев и т. п.

2. Эмоционально-мотивационные особенности:

    А) наличие (отсутствие) собственной мотивации;

    Б) настойчивость (ее отсутствие);

    В) ответственность (ее отсутствие);

     Г) потребность в структурированности условий (ее отсутствие) – наличии определенных правил.

3. Социологические предпочтения:

    А) предпочтение работать одному;

     Б) предпочтение работать с ребенком-партнером;

     В) предпочтение работать с двумя детьми партнерами;

     Г) предпочтение работать с несколькими детьми-партнерами;

     Д) предпочтение работать с взрослыми;

     Е) разными способами.

4. Физические характеристики и потребности:

     А) лучшее функционирование ранним утром, поздним утром, днем или вечером;

     Б) предпочитаемый анализатор (слуховой, зрительный, тактильный, кинестетический);

     В) потребность в принятии пищи (или ее отсутствие);

     Г) потребность в движении (или ее отсутствие).

Сочетание разных стилей учения по всем сферам образуют профиль каждого ребенка. При организации обучения педагог может его учитывать и обеспечивать условия, максимально содействующие интеллектуальному и умственному развитию ребенка в воспитательно-образовательном процессе.

Организация коллективной самостоятельной познавательной деятельности может осуществляться в процессе занятий, в нерегламентированных видах детской деятельности и в свободное время, предусмотренное в детском саду в течение дня. Специфика организации данного процесса зависит, в первую очередь, от педагогических установок воспитателя. Есть воспитатели, которые склонны к развитию интеллектуальной активности детей в рамках формирования естественно-математических или наоборот, гуманитарных областей научного знания. Однако общими для них являются подходы к формированию интеллектуальных способностей и качеств личности воспитанников.

Охарактеризуем их на примере методики развития элементарных математических представлений. Начнем с такой формы организации детей, как занятия.

Занятие должно представлять собой целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок образовательного процесса. Особенности математического материала, предусмотрено программой, отражаются на построении и содержании занятия: предусмотрено формирование представлений о числе и счете, о форме, величине, времени и пространстве. Нередко на одном занятии приходится включать материал из разных разделов математики, что влияет на его организацию, структуру, выбор методов и приемов.

Эффективность занятия обеспечивается его задач: образовательной, развивающей и воспитательной.

На одном занятии воспитатель, как правило, решает несколько учебных задач в зависимости от содержания материала и места, которое занимает занятие в системе других по формированию элементарных математических представлений, а также в зависимости от возможности детей. С одним материалом воспитатель только знакомит детей на уровне восприятия, осмысления и запоминания, с другим работает по применению в сходной ситуации, третий вид материала позволяет углубить, дифференцировать, обобщить, систематизировать, закрепить знания, выработать прочие умения и навыки. Нередко в занятие включается материал, который готовит детей к восприятию новых знаний.

Несмотря на многообразие дидактических целей одного занятия. Всегда можно выделить основную цель. В зависимости от нее и от логики процесса обучения можно определить несколько видов занятий:

  1. занятия по изучению новых знаний, на которых дети знакомятся с новым математическим материалом;
  2. занятия по закреплению нового материала (применение знаний в сходных ситуациях);
  3. занятия по повторению, обобщению и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе);
  4. комбинированные занятия.

Каждый вид занятия имеет свои структурные элементы, но они носят динамический характер. Воспитатель должен выделить цель каждого структурного элемента (этапа) занятия и добиться его реализации.

Основные общие требования к проведению занятия по формированию математических представлений:

  1. Каждое занятие должно иметь четко сформулированную тему и цель.
  2. Содержание учебного материала на занятии должно отвечать теме, целям занятия, быть доступно детям, отвечать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода, научно, тесно связано с жизнью и трудом.
  3. Методы и приемы на занятии должны отвечать возрастным особенностям детей, развивать познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий, способностей анализировать, синтезировать. Обобщать.
  4. На каждом этапе занятия ведется систематический контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков.
  5. Занятие должно быть оснащено необходимыми наглядными пособиями и дидактическ5им материалом.
  6. Каждое занятие по математике должно отличаться организационной четкостью: ясная цель и правильное распределение времени между каждой структурной частью, и подчиненность их главной дидактической цели занятия.
  7. На каждом занятии по математике соблюдается принцип непрерывности.
  8. Воспитатель обязан обращать внимание на развитие речи детей, обогащение их словаря новыми терминами и выражениями; следить за точностью, лаконичностью и грамматическим строем речи.
  9. Образцом подражания детей должен быть воспитатель, который прекрасно знает учебный материал, владеет методикой проведения занятий, всегда собран, эмоционален, доброжелателен по отношению к детям, давать четкие лаконичные инструкции.
  10.  Воспитатель не должен забывать об эмоциональной стороне занятия, воспитывая любознательность и интерес к математическим фактам и явлениям.
  11.  Любое занятие, в том числе и по математике, обязано учитывать требования к оздоровительному режиму с учетом работоспособности и утомляемости детей дошкольного возраста. Этому способствует переключение видов деятельности, проведение физкультминутки, целесообразное распределение учебного материала и видов работы.

Для методистов ДОУ рекомендуется план анализа занятия:

  1. Место данного занятия в системе других занятий по математике
  2. Структура занятия
  3. Материал занятия
  4. Реализация основных дидактических принципов на занятии
  5. Методы и приемы
  6. Проверка знаний детей. Похвала, одобрение и подбадривание детей.
  7. Облик воспитателя
  8. Общая оценка занятия.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация на тему:"Организация игровой самостоятельности детей"

Организация игровой самостоятельности детейВ исследованиях отечественных ученых (Л.С. Выготского, A.B. Запорожца, М.И. Лисиной, Э.Б. Эльконина) действия с предметами, равно как и игра, определяются ве...

Педагогический совет "Педагог организатор самостоятельной познавательной деятельности детей"

Для организации самостоятельной деятельности ребенка в группе создаются центры активности: — «Центр познания», который обеспечивает решение задач познавательно-исследовательской...

Методическое объединение на тему: Самостоятельная познавательная деятельность детей на прогулке весной. Создание условий. 30.04.2015.

   Одним из режимных моментов дня в дошкольном учреждении является прогулка. Организация совместной деятельности с детьми на прогулке позволяет решать максимальное количество задач ра...

Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

Консультации для педагогов "Организация самостоятельной познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста"...

Опыты и эксперименты - эффективная форма для самостоятельной познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение добывать эти знания са...

Опыты и эксперименты - эффективная форма для самостоятельной познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста .

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению...