Рабочая программа педагога - психолога " Карусель"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Шильникова Анастасия Сергеевна

Рабочая программа педагога -психолога для детей старшего дошкольного возраста " Карусель"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Содержание

1.

Целевой раздел

2

Пояснительная записка

2

1.1

Цели и задачи реализации программы

3

1.2

Принципы и подходы

4

1.3

Характеристика возрастных особенностей развития детей, новообразования каждого возраста

5

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

6

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет

7

1.4

Планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров

8

2.

Содержательный раздел

10

2.1

Образовательные области в работе педагога - психолога

10

2.2

Основные направления работы

11

Психологическая диагностика

12

Психопрофилактика и психологическое просвещение

13

Развивающая работа и психологическая коррекция

15

Психологическое консультирование

16

2.3

Развивающая работа и психологическая коррекция

16

2.4

Формы взаимодействия с семьями воспитанников

26

2.5

Формы сотрудничества с педагогами

27

3.

Организационный момент

27

3.1

Особенности организации развивающей предметно –пространственной среды

27

3.2

Оборудование и материалы

29

3.3

Организация занятий

31

3.4

Методическое обеспечение программы

32

4.

Приложения

 Приложение №1. Комплектование старшей и подготовительной групп на 2019 - 2020уч.год.

1

Приложение №2. Паспорт здоровья дошкольников, посещающих ДОУ.

1

Приложение№3. Социальный портрет семей дошкольников старшей и подготовительной  группы.

2

Приложение  №4. Используемый диагностический инструментарий

4

Приложение №5. Перечень диагностических методик

10

Приложение №6. План коррекционной работы старшей группы.

13

Приложение №7. План коррекционной работы подготовительной группы.

15

Приложение № 8. Календарно – тематическое планирование.

Старшая группа.

17

Приложение №9. Календарно - тематическое планирование. Подготовительная группа

20

Приложение №10. Перспективный план работы.

22

                                       

                                                      

1.Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Данная программа составлена на основе образовательной программы МБДОУ Детский сад «Колосок», разработана в соответствии с требованием основных нормативных документов, определяет организацию образовательной деятельности для детей от 5 до 7 лет.

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога- психолога по основным направлениям: психологическое просвещение, психологическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование и поддержка деятельности МБДОУ в работе с детьми от 5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами МБДОУ. Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности МБДОУ по основным направлениям – познавательному, социально – личностному, речевому, художественно – эстетическому и физическому, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога – психолога МБДОУ – значительное место уделяется целенаправленной  деятельности по поддержанию и коррекции нарушений развития детей. Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой МБДОУ.

Рабочая программа реализуется:

  • в непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности, осуществляемой в ходе режимных процессов, где ребёнок осваивает, закрепляет и апробирует полученные  умения;
  • в самостоятельной деятельности детей, где ребёнок может выбирать деятельность по интересам, взаимодействовать со сверстниками на равных позициях, решать проблемные ситуации и др.
  • во взаимодействии с семьями детей.

Рабочая программа может корректироваться в связи с изменениями:

  • нормативно – правовой базы дошкольного образования
  • образовательным запросом родителей.
  • анализом деятельности педагога

Программа:

  • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической совместимости;
  • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
  • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • основывается на на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
  • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим их видом деятельности является игра.

Срок реализации программы - один год.

1.1Цель и задачи реализации программы.

Цель:

Охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи: 

  • определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
  • предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
  • осуществление систематической психодиагностической работы;
  • проведение с детьми целенаправленной психокоррекционной и развивающей работы, цели и задачи которой выявляются в процессе психодиагностики;
  • повышение психолого – педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, воспитанников и педагогов;
  • осуществление психологического консультирования родителей, а так же педагогов по вопросам воспитания и обучения детей, создания для них наиболее благоприятного социально – психологического микроклимата;

  • создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.
  1.  Принципы и подходы.

Рабочая программа представляет собой систему, в которой все компоненты взаимосвязаны и взаимозависимы. В итоге к концу дошкольного детства обеспечивается такой уровень развития каждого ребёнка, который позволит ему быть успешно социализированным при поступлении в школу.

Принципы программы:

  • принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребёнка в зоне ближайшего его развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической  применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации,  которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • комплексно – тематический принцип построения образовательного процесса;
  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках непосредственно образовательной деятельности при проведении режимных моментов в соответствии с условиями МБДОУ;
  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является – игра;
  • формирования основ социальной и жизненной адаптации ребёнка;
  • полноценное проживание ребенком этапов дошкольного детства;
  • развитие позитивно эмоционально ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
  • развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

Подходы:

  • Содержание программы соответствуют основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, возрастная адекватность дошкольного образования  (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей).
  • В процессе реализации программы педагог – психолог создаёт условия для развития личности каждого ребёнка через сознания их потребностей возможностей и способностей; формирует познавательные интересы ребёнка, поддерживает инициативы детей в различных видах деятельностей. При этом  решение поставленных задач осуществляется на доступном материале.
  • Реализация программы подразумевает сотрудничество детей и взрослых, а также взрослых между собой (взаимодействие со специалистами и родителями), приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.

1.3  Характеристика возрастных особенностей развития детей, новообразования каждого возраста.

                Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.

    По всем линиям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Происходят они благодаря таким факторам как речь и общение со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые).

   Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни.

    При участии взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации, происходит  включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитиее психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития.

                              Возрастные особенности развития детей  5 - 6 лет.

Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность –игровая (сюжетно-ролевая игра).

Ведущая функция – воображение.

               Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

  Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

 Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

 Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

 Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

  В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.

  Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

  Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

  Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

  Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

   Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Новообразования:

Предвосхищение результата деятельности.

Активная планируемая функция речи.

Внеситуативно – деловая форма общения со сверстником.

Возрастные особенности развития детей 6-7 лет.

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность – сюжетно – ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

                Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участник игры.

  Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  

   При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

   Они свободно владеют обобщёнными способами  анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им  объёмными предметами.

    У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

  Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

  Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

   В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

   В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

  К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Новообразования:

Внутренний план действий.

Произвольность всех психических процессов.

Возникновение соподчинения мотивов.

Самосознание. Возникновение целостной картины мира.

Появление учебно – познавательного мотива.

1.7. Планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров.

               Физическое развитие:

Сформированные точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Двигательное воображение. Целостное психосоматическое состояние.

Социально – коммуникативное развитие:

Способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия. Чувство защищенности, сформированные умения преодолевать психоэмоциональное напряжение. Чувство собственного достоинства. Сформированная потребность в проявлении ответственности, настойчивости, стремлении быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно разрешать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в ситуациях реальных затруднений; адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей, сопереживать;  подчинять свое поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требованиям со стороны взрослых и первичным ценностным представлениям о том, «что такое хорошо и что такое плохо»; самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свою активность достаточно отдаленным целям, развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия ее достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения цели; проявлять элементы прогнозировать, волевое усилие, противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели.

Познавательное развитие:

Умение планировать разные виды познавательной деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений. Стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, в том числе самостоятельно, для получения нового знания, решения проблемы; способность мысленно экспериментировать, рассуждать. Способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развернуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать ее, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную (красивый/некрасивый) и моральную (добрый/злой, хороший/плохой) оценку персонажей; предлагать варианты содействия персонажам; выражать интерес к душевным переживаниям героев, демонстрировать сопричастность к этому состоянию, находить аналогии в реальной жизни, улавливать эмоциональный подтекст произведения, проникать в авторский замысел, осознавать свое собственное эмоциональное отношение к героям; обращать внимание на язык произведения; уместно употреблять в своей речи эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.

Речевое развитие:

Навыки диалогического общения. Уметь отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно-следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности, развернуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки.

          Художественно - эстетическое развитие:

Умение использовать критерии эмоционально-эстетической оценки произведений, высказывать свои эмоционально-эстетические суждения и аргументировать их; адекватно, ярко, глубоко реагировать на произведения.

Уметь определять жанр музыкального произведения; понимать и объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения, в том числе со сложным ритмическим рисунком, качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять контроль, создавать выразительные оригинальные музыкальные образы, передавать настроение, импровизировать с использованием специфического «языка музыки»; согласовывать свои действия с действиями других детей в коллективных формах музыкальной деятельности.

В результате освоения программы воспитанники:

  • научатся осознавать себя и свои возможности;
  • научатся открыто проявлять эмоции и чувства различными социально приемлемыми способами;
  • научатся распознавать эмоциональные состояния других детей и взрослых по мимике, жестам;
  • научатся  проявлять эмпатию: понимание, сочувствие, сопереживание;
  • будут проявлять познавательный интерес, инициативу и самостоятельность, обладать развитым воображением;
  • расширят словарный запас, закрепят умения выражать свои мысли и желания;
  • научатся конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта, уметь найти компромисс;
  • снижение уровня тревожности, детских страхов, агрессивности.
  •  у воспитанников подготовительной к школе группы будут сформированы: положительное отношение к школьному обучению, самоконтроль, ответственность и самостоятельность в принятии решений.

2.Содержательный раздел.

              2.1. Образовательные области в работе педагога – психолога.

Рабочая программа обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности МБДОУ и сферы компетентности педагога – психолога, реализацию пяти образовательных областей: познавательной, речевой, социально – личностной, художественно – эстетической и физической.

К сфере профессиональной компетентности педагога – психолога относятся следующие области:

  • Социально – личностная область – где ребёнок входит в мир социальных отношений, познаёт себя и других, осознаёт свои возможности, учится проявлять свои эмоции и чувства различными, социально приемлемыми способами, учится адекватному поведению в конфликтных ситуациях. В игре ребёнок проигрывает жизненные ситуации, отношения между людьми, в ней развивается, познаёт мир, общается.
  • Познавательная область – где ребёнок познаёт многообразие свойств и качеств окружающих предметов, исследует и экспериментирует, накапливает опыт и хочет исследовать дальше. Благодаря этому у детей развиваются высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, наблюдательность, сообразительность, фантазия, речь и коммуникативные способности.
  • Речевая область – где ребёнок учится диалоговому общению. Учится отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно – следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно – следственного характера, осуществлять развернутое речевое планирование в разных видах деятельности.
  • Художественно – эстетическая область – где через художественное и музыкальное творчество дети учатся выражать себя, свои эмоции. Благодаря  использованию методов арт – терапии дети могут снять накопившую усталость, напряжение. Через использование разнохарактерной музыки дети развивают координацию движений, пластику. Через театрализованные инсценировки дети отыгрывают конфликтные ситуации.
  • Физическая область – где ребёнок активно двигается (ходит, прыгает, бегает, лазает). Благодаря этому развивает координацию движений, силу, ловкость, уверенность в себе. Дыхательная гимнастика помогает работе сердца, стабилизирует работу нервной системы, благоприятно влияет на работу мозга. Дети учатся снимать напряжение, расслабляться.

  2.2. Основные направления работы.

Основными направлениями реализации образовательной программы и деятельности педагога – психолога являются:  «Психологическая диагностика», « Психопрофилактика и психологическое просвещение», «Развивающая работа и психологическая коррекция», «Психологическое консультирование».

                         Направление « Психологическая диагностика»

Цель: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

Согласно ФГОС ДО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка проводится педагогом  -психологом в рамках психолого – педагогической диагностики ( или мониторинга). Психолого – педагогическая диагностика понимается как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

Периодичность педагогической диагностики (моноторинга): сентябрь -октябрь, апрель – май.           

Проводится:

  • Наблюдение за воспитанниками старшей и подготовительной группы с целью заполнения психолого- педагогических карт;
  • Диагностика эмоционально – волевой сферы детей;
  • Диагностика психических процессов;
  • Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы;

Процедура психологического обследования детей дошкольного возраста:

  1. Подготовительный этап:
  • Составление медицинского анамнеза на основе анализа специальной документации;
  • Составление семейного анамнеза, социально – бытовой характеристики жизнедеятельности ребёнка на основе анкетирования родителей;
  • Составление педагогического анамнеза на основе анкетирования и бесед с воспитателями и педагогами, взаимодействующих с ребёнком;

2.Адаптационный этап:

  • Знакомство с ребёнком в процессе наблюдений, бесед с ним, анализ продуктов детского творчества.

3.Основной этап:

  • Диагностика

4. Индивидуальный этап:

  • Составление психологического заключения и сопутствующих документов на основе обработки и анализа диагностических данных (по запросу).
  • Выбор детей для индивидуальной целенаправленной  психокоррекционной и развивающей работы, цели и задачи, которой появились в процессе психодиагностики.

5. Заключительный этап.

  • Констатация результатов обследования в процессе беседы с родителями (воспитателями)
  • Рекомендации родителям (воспитателям) в устной или посменной форме.

  Направление « Психопрофилактика и психологическое просвещение».

Психологическое просвещение.

Цель: создание условий для повышения компетентности педагогов, родителей ( актуализация, систематизация имеющихся знаний; повышение уровня психологических знаний; включение имеющихся знаний в структуру деятельности).

Психологическое просвещении в условиях  МБДОУ носит профилактический и образовательный характер и существует формах родительских собраний, круглых столов, семинаров, а также в создании информационных уголков и папок с регулярно обновляемым  наполнением (тексты, игры, упражнения, мини – тесты, анкеты, ознакомительные брошюры).  

  1. Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме семинаров, практикумов по темам:
  • Тренинг « Эффективное взаимоотношение взрослого с тревожными детьми»;
  • Семинар-практикум для педагогов на тему: «Влияние игры на психологическое здоровье ребенка»;
  1. Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, тренингов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
  • «Психологические особенности детей дошкольного возраста»; 
  • Тревожность;
  • Самооценка;
  • Гиперактивность;
  • Агресивность
  • Развитие психических процессов;
  • Повышение общего уровня компетенции родителей в вопросах развития ребенка и коррекции нарушений;
  • «Возрастные кризисы 7-ми лет»
  •  «Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе»
  • Психологическая готовность к обучению.

Психологическая профилактика.

Цель: обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребёнка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

  • Разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов;
  • Контроль над соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе;
  • Обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;

Профилактические мероприятия:

  • адаптация субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к новым условиям  социальной среды;
  • анализ медицинских карт  для получения информации о развитии и здоровья ребёнка, выявления детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;
  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребёнка и семьи с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса;
  • Отслеживание динамики социально – эмоционального развития детей.

 Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция»

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, коррекция отклонений психического развития и поведения.

Форма: Индивидуальные, подгрупповые, группрвые занятия, игры, путешествия, турниры, квесты, соревнования.

Принципы проведения занятий:

  • Системность подачи материала;
  • Наглядность обучения;
  • Доступность;
  • Развивающий  и воспитательный характер учебного материала.

Этапы занятия:

Организационный этап

  • Создание эмоционального настроя  в группе;
  • Упражнения и игры с целью привлечения детей.

Мотивационный этап

  • Сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий;
  • Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

Практический этап

  • Подача (закрепление) новой информации на основе имеющихся данных;
  • Задание на развитие познавательных процессов и творческих способностей;
  • Отработка полученных навыков на практике.

Рефлексивный этап

  • Обобщение полученных знаний;
  • Подведение итогов занятия.

                           

                                       Психологическое консультирование

   Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи  при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

 Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ.

Примерный перечень тем для психологического консультирования для педагогов:

  •  детские страхи;
  • агрессивность;
  • психологическое неблагополучие;
  • непослушание;
  • спонтанная двигательная активность;
  • тревожность;
  • левшество;
  • недостаточное развитие мелкой моторики;
  • низкий уровень развития познавательных процессов;
  • нарушения в сфере общения;
  • застенчивость;
  • нестабильность эмоционального состояния;
  • гиперактивность;
  • отсутствие самостоятельности;
  • психологические проблемы детей с ОНР;
  • психологическая поддержка семьи;
  • роль игры в подготовке к школе;
  • система работы воспитателя с детьми, имеющими отклонения в поведении;
  • психологическая готовность к школе.

2.3. Развивающая работа и психологическая коррекция

Старшая группа.

Образовательная область

Развивающие задачи

Физическое развитие

Формировать умения точно выполнять разнообразные прицельные движения, действовать сопряженно и поочерёдно правой и левой рукой.

Создавать закреплять целостное психосоматическое состояние.

Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

Социально – коммуникативное развитие

Стабилизировать эмоциональный фон.

Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.

Повышать чувство защищённости, формировать приёмы преодоления психоэмоционального напряжения.

Создавать условия для осознания ребёнком собственных переживаний, снижение отчуждённости.

Содействовать проявлению взаимопонимания, освоению позитивных средств самовыражения.

Развивать осознание своих потребностей и способов их удовлетворения, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.

Формировать поведение в соответствии с гендерными различиями, положительную, достаточно устойчивую самооценку; умения самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах деятельности, чётко соблюдать необходимую последовательность действий. Организовывать своё рабочее место, убирать за собой; объяснять причины возникновения эмоций, приёмы преодоления отрицательных переживаний, опираясь на свой опыт. Опыт литературных персонажей, мнение и рассказы взрослого; учитывать в деятельности и общении эмоции других людей, понимать важность эмпатии; подчинять своё поведение, сиюминутные желания и потребности первичным ценностным представлением о том, « Что такое хорошо и что такое плохо»; четко формулировать нормы и правила, самостоятельно ставить цели, проявлять инициативу в разных видах деятельности, подчинять свои действия достаточно отдалённым целям; развёрнуто отражать свои цели в речи, подчиняться им, развёрнуто планировать этапы и условия их достижения; создавать условия необходимые для успешного  достижения цели; проявлять элементы прогнозирования, адекватный уровень притязаний; мотивировать самооценку, ориентируясь на свои достижения и оценки взрослых; реализовать игровые замыслы, творчески их развивать; взаимодействовать с другими детьми, объединять разные сюжеты в единый ход игры, выполнять роли, участвовать в ролевом взаимодействии, широко использовать речь в игре, осуществлять игровые действия с разнообразными предметами, активно использовать предметы – заместители, реальные действия и предметы заменять словом, осознавать необходимость соблюдения правил и выполнять их; вступать в игровое общение, используя речь, мимику жесты; вежливо выражать просьбу, несогласие; выслушивать партнёра, согласовывать с ним действия, с помощью взрослого распределять роли, подготавливать вместе со взрослым условия для игровой деятельности и убирать игрушки и атрибуты после игры.

Развивать уверенность, адекватное реагирование на эмоциональные состояния других людей, способствовать замечать нюансы переживаний и отражать их в развёрнутой речи; способствовать к осознанию своих возрастно – половых, индивидуально – типологических, психологических, личностных особенностей, эмоций, социальных контактов и социальных ролей, предпочтений, желаний в отношений настоящего, близкого и отдалённого будущего, целей, способов, желаемого результата выполнения своей текущей деятельности (что, как, зачем делает), того, как воспринимают ребёнка другие люди, разные по возрасту, социальному и иным статусам, своего прошлого, родственных связей; развивать способность к волевому усилию, умения часто, длительно противостоять отвлечениям, даже при выполнении не слишком интересной деятельности. Удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие, преодолевать трудности и помехи, не отказываясь от первоначальной цели, понимать и объяснять необходимость волевого усилия (трудиться, стараться, работать, сосредотачиваться и пр. Для получения качественного результата. Соподчинять мотивы в ситуации их борьбы, проявлять элементы самоконтроля, учитывать прошлый опыт, замечать и с помощью взрослого устранять ошибки , а также самостоятельно корректировать свою деятельность, понимать необходимость самоконтроля.

Вызывать иниционирование поддержки, помощи, сопереживание и стремление содействовать, понять причины эмоциональных состояний, радовать других, быть полезным.

Развивать понимание важности нравственного поведения, осознания последствий нарушения, соблюдения норм и правил.

Стимулировать самостоятельное преодоление трудностей в деятельности, стремление выполнять нормы и правила, относить содержащиеся в них требования к себе, организовывать в соответвии с ними своё поведение; стимулировать желание исправиться при нарушении норм и правил поведения.

Формировать умения устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и сне знакомыми, выражая содержание общения разнообразными способами; вступать в диалогическое общении, понимать разнообразные инициативные обращения и адекватно на них реагировать, передавать содержание  диалога в инициативных репликах; вступать в речевое общение разными способами: сообщать о своих впечатлениях. Переживаниях, задавать вопросы, побуждать партнёра к совместной деятельности; дифференцированно, выразительно использовать вербальные и невербальные средства в разных ситуациях, говорить спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; проявлять доброжелательность неконфликтность; самостоятельно разрешать конфликтные ситуации, используя конструктивные способы и прибегая к помощи взрослых только в исключительных случаях; договариваться, изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации, проявлять уважение и внимание к собеседнику, обосновывать своё согласие и несогласие с действиями партнера, соблюдать нормы речевого этикета, использовать индивидуальные формулы речевого этикета за счет приращения к ним мотивировок.

Развивать внеситуативно – познавательную форму общения со взрослыми и формировать внеситуативно – деловую форму общения со сверстниками.

Познавательное развитие

Развивать разнообразные познавательные интересы; стремление понять суть происходящего, установить причинно – следственные связи; способность замечать несоответствия, противоречия в окружающей действительности. Самостоятельно их разрешать, использовать и изготавливать карты – модели, классифицировать объекты по их свойствам. Качествам и назначению, сравнивать объекты по нескольким критериям: функции, свойствам, качествам, происхождению; объяснять некоторые зависимости, например, свойств материала, из которого изготовлен предмет, и функций предмета, назначение бытовых предметов, облегчающих труд человека, обеспечивающих передвижение, создающих комфорт; выделять существенные признаки; устанавливать технологическую цепочку создания некоторых предметов; самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи и объяснять их; преобразовывать способы решения задач (проблем) в зависимости от ситуации.

Стимулировать вопросы причинно – следственного характера.

Формировать способность к мысленному экспериментированию, рассуждению, выдвижению и проверке гипотез; умения применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач ( проблем), поставленных как взрослым. Так и самим ребёнком. При этом определяя и сопоставляя свойства предметов и материалов, из которых изготовлены знакомые и малознакомые предметы, ориентируясь на их качества; применять обследовательские действия для выявления свойств и качеств предметов, в деятельности выделять звено ориентировки, вместе со взрослым организовывать и проводить эксперименты для получения новых знаний.

Развивать адекватное эмоциональное реагирование на события, описанные в тексте; способность давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать её, исходя из логики их поступков; самостоятельно предлагать варианты содействия персонажам; различать эмоциональную ( красивый, некрасивый) и моральную (добрый, злой) оценку персонажей; с помощью взрослого проникать в сферу переживаний и мыслей героев, объяснять мотивы поступков персонажей; использовать в речи сравнения, эпитеты, элементы описания из текстов в повседневной жизни, игре; соотносить содержание прочитанного взрослым произведения с иллюстрациями, своим жизненным опытом.

Стимулировать переживания, разнообразные по содержанию в процессе слушания произведений художественной литературы.

Речевое развитие

Развивать навыки диалогического общения.

Учить объяснять некоторые зависимости, задавать вопросы причинно- следственного характера, формулировать выводы, отражать в речи эмоциональные состояния, моральные и этические оценки. Формировать умение точно выражать свои мысли, применяя в речи распространенные предложения.

Художественно – эстетическое развитие

Стимулировать яркие, глубокие переживания при восприятии художественных произведений.

Формировать умения выразительно отражать образы художественных произведений, творчески используя речевые и неречевые средства, в том числе эпитеты, сравнения, метафоры, движения, позы, мимику, интонацию; рассказывать о своих эмоциональных переживаниях, замечать и понимать эмоциональные проявления в разных жанрах произведений; понимать средства выразительности, используемые авторами произведений для передачи эмоций.

Развивать творческое отношение к действительности; способность создавать и воплощать замысел, развёрнуто формулировать его до начала деятельности, совершенствовать в процессе изображения, отбирать средства в соответствии с замыслом.

Развивать устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности; творческое отношение к исполнительству; умение создавать выразительные оригинальные образы, передавать настроение, импровизировать в разных видах музыкальной деятельности.

Формировать умения понимать и развернуто объяснять смену настроения в музыкальном произведении, динамику музыкального образа и средства его воплощения; выполнять движения качественно, самостоятельно, технично, ритмично, выразительно; осуществлять самоконтроль.

Подготовительная группа.

Образовательная область

Развивающие задачи

Физическое развитие

Формировать  точные, чёткие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по заказу инструкции; умение последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности и правильности.

Развивать двигательное воображение. Создавать и закреплять целостное психоматическое состояние.

Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности.

Социально – коммуникативное развитие

Стабилизировать эмоциональный фон.

Развивать способность к осознанию своих эмоциональных состояний, настроения, самочувствия.

Развивать чувство собственного достоинства.

Создавать условия для осознания ребёнком собственных переживаний, снижение отчуждённости.

Стимулировать взаимопонимание, содействовать освоению позитивных средств самовыражения.

Развивать потребность в проявлении ответственности, настойчивостью, стремление быть аккуратным, старательным; способность самостоятельно решать проблемы в деятельности, обращаясь за помощью в реальных затруднениях; адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей, сопереживать; подчинять своё поведение преимущественно не сиюминутным желаниям и потребностям, а требований со стороны взрослого; самостоятельно ставить цели, в том числе общественно значимые; проявлять инициативу в разных видах деятельности, развернуто отражать цели в речи и планировать этапы и условия её достижения; создавать условия, необходимые для успешного достижения цели; удерживать цель деятельности без помощи взрослого и в его отсутствие; самостоятельно действовать в повседневной жизни, проявлять уверенность, чётко соблюдать необходимую последовательность действий, осознавать борьбу мотивов, принимать осознанное решение в пользу общественного мотива; находить компромиссы; создавать оригинальные устойчивые замыслы в игре, выполнять разнообразные роли, импровизировать в игре; осуществлять игровые действия с разнообразными предметами, широко использовать предметы – заместители; осознавать необходимость, соблюдения правил, объяснять и выполнять их; планировать, анализировать и оценивать собственные и коллективные игровые действия, выполнение ролей, соблюдение правил и ход игры.

Поощрять стремление принимать активное участие в образовательном процессе, в жизни группы, участвовать в выборе видов деятельности, решении иных важных для жизни группы вопросов.

Формировать чёткие, обобщённые, информативные представления об эмоциях и чувствах; умения анализировать и оценивать свои поступки и поступки других людей, результаты своей деятельности; замечать и исправлять ошибки для повышения качества результата; замечать и называть эмоциональные состояния людей, нюансы их переживания и выражения, отражая в развернутой речи; проявлять самоконтроль повсеместно как в практической, так и в умственной деятельности; объяснять необходимость самоконтроля; использовать разнообразные приёмы самоконтроля в зависимости от задач или содержания, условий деятельности; мотивировать свою самооценку, ориентируясь на представления о себе.

Формировать поведение в соответствии с гендерными различиями; осознание временной перспективы во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Развивать стремление заботливо относиться ко взрослым и сверстникам, в том числе малышам, пожилым людям, самостоятельно предлагать и оказывать помощь, содействовать, пытаться понять причины эмоциональных состояний, радовать других, быть полезным, выполнять поручения взрослых, сотрудничать со сверстниками и взрослыми на занятиях в играх, договариваться, распределять обязанности, принимать активное участие в образовательном процессе, в жизни группы; стремление выполнять нормы и правила, понимание важности нравственного поведения, осознания негативных последствий нарушения норм и правил, умение относить содержащиеся в них требования к себе, чётко формулировать и последовательно выполнять нормы и правила.

Развивать адекватную дифференцированную устойчивую самооценку, адекватный уровень притязаний.

Развивать способность устанавливать продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и сне знакомыми, с помощью выразительных речевых и неречевых средств общения; выражать содержание общения различными способами.

Формировать умения принимать участие в групповой беседе; вступать в речевое общение разными способами, используя свои знания и опыт; поддерживать уважительное отношения со взрослыми и доброжелательные  отношения со сверстниками.

Развивать внеситуативно – личностную форму общения со взрослыми и внеситуативно – деловую форму общения со сверстниками.

Познавательное развитие

Поощрять проявление разнообразных познавательных интересов, стремление при восприятии нового понять суть происходящего, установить причинно – следственные связи.

Симулировать вопросы причинно – следственного характера.

Формировать умение планировать разные виды познавательной деятельности, развёрнуто выражать в речи впечатления, познавательные чувства, сделанные выводы; соотносить вопросы и ответы с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.

Развивать стремление ставить познавательные задачи, экспериментировать, для получения нового знания, решения проблемы; замечать и пытаться разрешить несоответствия, противоречия в окружающей действительности; самостоятельно использовать систему обследовательских действий для выявления свойств и качеств предметов в процессе решения задач; с помощью глазомера выделять величину, форму предметов, их частей и деталей; самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, используя наблюдения, эксперименты, готовые и самостоятельно изготовленные модели; сравнивать и подробно описывать объекты природы, предметы , а также людей, объекты одного рода, но разного вида; описывать объекты, используя образные слова и выражения; классифицировать объекты по общим качествам, свойствам, назначению, а также по характерным деталям.

Развивать способность понимать эмоциональные состояния, мотивы и последствия поступков героев произведений; развёрнуто выражать в речи сопереживание героям произведений; давать эмоциональную оценку персонажам и мотивировать её, исходя из логики их поступков; различать эмоциональную ( красивый, некрасивый) и моральную (добрый, злой) оценку персонажей; обращать внимание на язык произведения, проникать в авторский замысел, осознавать своё собственное эмоциональное отношение к героям; уместно употреблять в своей речи, эпитеты, сравнения, образные выражения из произведений художественной литературы.

Речевое развитие

Развивать навыки диалогического общения.

Учить отражать в речи суть происходящего, устанавливать причинно – следственные связи, формулировать разнообразные вопросы причинно – следственного характера, осуществлять развёрнутое речевое планирование в разных видах, деятельности, развёрнуто отражать в речи впечатления, эмоции, моральные и эстетические оценки; формировать в речи познавательные задачи.

Художественно – эстетическое развитие

Формировать умения использовать критерии эмоционально – эстетической оценки произведений, подробно анализировать произведения, высказывать свои эмоционально – эстетические суждения и аргументировать их; адекватно ярко, глубоко реагировать на произведения; рассказывать о своих эмоциональных переживаниях; создавать оригинальные замыслы, выразительно отражать художественные образы в разных видах деятельности; развёрнуто формулировать замысел до начало деятельности, совершенствовать его в процессе изображения, творчески преобразовывать знакомые способы художественно – творческой деятельности.

Стимулировать потребность в творческом самовыражении.

Развивать устойчивый интерес к разным видам музыкальной деятельности.

Формировать умения определять жанр музыкального произведения.

Поощрять стремление совершенствовать своё исполнительство.

                                 

                           2.4.  Формы взаимодействия с семьями воспитанников.

При анализе контингента семей может быть выявлено, что дети МБДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в МБДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Взаимодействие с семьями воспитанников строятся на основе сотрудничества и на признании приоритета семейного воспитания. В Законе РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст.44) говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка, способностей и необходимой коррекции нарушений их развития».

Взаимодействие с родителями строится на принципах:

  • Открытости
  • Сотрудничества
  • Единства подходов для создания активной развивающей среды, обеспечивающей развитие личности ребёнка в семье и в детском коллективе.

Формы сотрудничества педагога-психолога с родителями:

            1.Социологическое анкетирование родителей (в течении года)

2.Индивидуальное консультирование родителей.

3.Диагностика социальной ситуации семейных, детско – родительских (взрослых) взаимоотношений.

4.Просветительская работа среди родителей.

5.Участие в родительских собраниях групп.

В течении года осуществляется регулярное и систематическое информирование родителей (законных представителей) о ходе коррекционно – развивающего процесса, индивидуальные групповые консультации, рекомендации по актуальным вопросам и запросам родителей и педагогов.

2.5. Формы сотрудничества педагога-психолога с педагогами.

1.Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с педагогами.

2.Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).

3.Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).

                      3.Организационный раздел.

3.1 Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.

В пункте 3.3 ФГОС перечислены требования к развивающей предметно – пространственной среде: обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства детского сада, группы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, обеспечения возможности  общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения, учета национально – культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Развивающая предметно – пространственная среда содержательно – насыщена, трансформируема, полифункциональна, доступна и безопасна.

1.Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию программы в том числе с учётом гендерного аспекта.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания ( в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе игровыми, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря ( в здании и на участке) обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами;

Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

Эмоциональное благополучие детей по взаимодействии с предметно – пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2.Трансформируемость пространства предполагает: возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3. Полифункциональность материалов предполагает:

Возможность разнообразного использование различных составляющих предметной среды, например, мебели, мягких модулей, ширм и т.д.

4. Вариативность среды предполагает:

  • Наличие в группе различных пространств ( для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей в зависимости от темы проекта.

5. Доступность среды предполагает:

  • Свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • Исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно- пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Оборудование и игровой материал для организации развивающей предметно – пространственной среды соответствует следующим критериям:

  • Соответствие оборудования, игрушек и материалов возрастным и индивидуальным потребностям и интересам ребёнка;
  • Полифункциональность оборудования, игрушек и материалов (возможность гибкого вариативного использования в разных игровых ситуациях, а также в соответствии с игровым сюжетом и замыслом ребёнка);
  • Дидактическая ценность оборудования, игрушек и материалов (возможность использования в качестве средств обучения детей);
  • Эстетическая направленность оборудования, игрушек и материалов ( для художественно – эстетического развития ребёнка, приобщения его к миру искусства).

Созданная развивающая предметно – пространственная среда отвечает следующим характеристикам:

1.Содержательная насыщенность – обеспечивается наличием в учреждении средств обучения и воспитания материалов, в том числе расходных игровых спортивных, оздоровительного оборудования, инвентаря, соответствующих возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов оборудования и инвентаря ( в здании и на участке) обеспечивают:

  • Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.
  • Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;
  • Возможность самовыражения детей.
  1. Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
  2. Полифункциональность материалов обеспечивает возможность разнообразного  использования составляющих предметно – пространственной среды, в том числе детской мебели, матов, мягкой мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
  3. Вариативность среды обеспечивается наличием различных пространств в детском саду и в группах ( для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Игровой материал периодически сменяется, дополняется новыми предметами. Стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

3.2 Оборудование и материалы.

Кабинет педагога-психолога оборудован таким образом, чтобы способствовать реализации трех основных функций: диагностической, коррекционно-развивающей и релаксационной.

Созданная пространственно – предметная среда, позволяет обеспечить психологический комфорт для каждого ребёнка, создать возможности для развития познавательных процессов, речи и эмоционально – волевой сферы.

Зона для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных и групповых занятий хорошо освещена и включает в себя:

  • магнитная доска;
  • стол детский;
  • стулья детские;
  • ковер или палас
  • подушки
  • диван маленький
  • песочные часы на 3 минуты и на 5 минут

Консультативная зона включает в себя:

  • Рабочий стол педагога – психолога;
  • Шкаф для хранения документов;
  • Документы, регламентирующие деятельность педагога – психолога;
  • Ноутбук, принтер;
  • Набор диагностических методик;
  • Стимульный материал для проведения диагностики.

В кабинете педагога-психолога также имеются:

  • Игрушки, способствующие установлению контакта с детьми;
  • Комплексы наглядных материалов для психолого-педагогического обследования детей разных возрастных групп с разным уровнем сложности в каждой возрастной группе;
  • Шкафы  для хранения игрушек, наглядных пособий, дидактических игр

       Образовательные области

        Оборудование и материалы

1

Речевое развитие

  • Наборы картинок

2

Познавательное развитие

  • Наборы геометрических фигур основных цветов.
  • Дидактические игрушки: кубики, мозаика, пирамидки, матрёшки.
  • Игровые приспособления для шнуровки.
  • Рисунки различных лабиринтов

3

Социально – коммуникативное

  • Иллюстрационный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей.

4

Физическое развитие

  • Приспособления для массажа рук: мячи для массажа кистей рук, массажные валики.

5

Художественно - эстетическое

  • Магнитофон для прослушивания релаксационной музыки.
  • Музыкальные инструменты: бубен, металлофон, колокольчик
  • Приспособления для рисования: краски, кисти, ватман, листы бумаги, валики, трубочки мелки, карандаши, ватные палочки и т.д.
  • Природные материалы: камушки, ракушки, шишки и т.д
  • Пластилин, стеки, доски для лепки.

3.3 Организация занятий.

Месяц

                                  Организация занятий

Сентябрь

Адаптационный период и углублённая диагностика (обследование и заполнение диагностических  карт, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментах, игровых ситуациях, при общении с взрослыми и сверстниками), индивидуальная работа с детьми.

Октябрь

Индивидуальная, подгрупповая, групповая коррекционно – развивающая работа с детьми.

Ноябрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Апрель

Итоговая диагностика, подведение итогов проделанной работы за учебный год.

Май

Июнь

Совместная игровая деятельность с детьми. Наблюдение в различных режимных моментах.

Работа с детьми проводится фронтально,  индивидуально и подгруппами. В зависимости от характера психологических и характерологических особенностей детей, количество их в подгруппах  варьируется от 3 до 8.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13 2 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организации режима работы в дошкольных организациях»:

  • То 5 – 6 лет -  не более 25 мин.,
  • От 6 – 7 лет – не более 30 мин.

В середине времени, отведённого на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.

                                   3.4. Методическое обеспечение программы.

 Перечень программ,  технологий, пособий

  • Афонькина.Ю.А.  Рабочая программа педагога – психолога ДОО.  – Изд. 2- е, перераб.-Волгоград: Учитель, 2016.
  • Варга А.Я., Драбкина Т.С. Системная психотерапия. - СПб.: Речь, 2001.
  • Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  • Веракса А.Н. Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду М: Мозаика – Синтез,20011.
  • Ларечина Е.В. Развивающие занятия для родителей и детей – «Речь» 2011г.
  • Ю.А. Афонькина, Т.Э.Белотелова, О.Е.Борисова Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2011.
  • Г.А Широкова, Е.Г Жадько. Практикум для детского психолога. Издательство «Феникс». Ростов – на – Дону, 2005
  • Е.В. Доценко. Психодиагоностика детей в дошкольных учреждениях. - Волгоград: Учитель,

2015

  • С.В.Крюкова.  «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» ( Давайте жить дружно») программы эмоционального развития детей. М.1999
  • Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.
  • Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 6-7 лет. – Спб.: Речь; М.: Сфера, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация  содержания основной образовател...

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год

Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу

Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой

Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...