Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей
статья (старшая группа)

Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.

 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_proizvedeniy_folklora.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Доменкова Г.С., воспитатель

                                                                            ГБДОУ детский сад №30 Приморского района

                           Санкт-Петербурга

Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей

Понятие "фольклор" в переводе с английского языка означает - народная мудрость. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, развивает творческую фантазию и образную речь. Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд, трогает сердце, питает любовью к своей земле и своему народу. Влияние произведений народного творчества особенно велико в первые пять лет жизни ребенка, когда начинают пробуждаться такие качества, складываться такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей его сознательной жизни: когда формируются основы личностных качеств, первые черты характера. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки, скороговорки имеют важное значение в развитии игровой культуры детей дошкольного возраста. Детям становится легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписываться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе.

Мероприятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, и иногда и некоторого баловства - вот в чём преимущество фольклорных мероприятий.

С детьми работу строим на активном соучастие и сотворчестве педагога и ребёнка. Используя прием действенного соучастия. Он рассчитан на активное вхождение детей в развёртывающееся перед их глазами действие. Детям предлагают позвать, например, петушка, напоить цыплят, посадить на веточки птичек. Приём действенного соучастия помогает ребёнку стать как бы соучастником событий, о которых идёт речь.

Ещё один прием, используемый нами - динамический акцент на фрагментах текста. Например, говоря о петушке - «масляна головушка», приводим в движение именно эту часть игрушки; при чтении строки «Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?» приводим игрушку в движение (петушок как бы встрепенулся) и «подаем голос» (петушок кукарекает, поёт). Это приём помогает понять смысл прочитанной строчки.

Используем малые формы фольклора не только на мероприятиях по развитию речи, но и других продуктивных видах деятельности. На конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет». На лепке - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки». Для того, чтобы вызвать положительный настрой, используем загадку, обыгрываем песенкой.

Малые формы фольклора мы также используем и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться, стараемся сделать процесс одевания и раздевания приятным для них.

Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее:

Вот они сапожки,

Этот - с правой ножки,

Этот- с левой ножки.

Приучая детей мыть руки, лицо, стараемся вызвать у них положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаем такими потешками как:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Все это помогло детям запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.

Удачно подобранная потешка помогает и во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, когда читаешь потешку, начинают, есть с удовольствием:

Умница Сашенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений, помогают в развитии игровой культуры детей. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания.

Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй русской речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Фольклорные праздники в детском саду имеют особое значение в формировании игровой культуры ребенка. Через такую форму деятельности дошкольники знакомятся с народной культурой, происходит процесс воспитания любви к родному краю. Яркостью, колоритностью и простотой фольклорные праздники особенно привлекательны для детей. Их ценность заключается главным образом в коллективно-творческой деятельности, в которой объединяются действия людей нескольких поколений. С детьми старшего дошкольного возраста на фольклорно-игровых мероприятиях педагоги детского сада стараются использовать прием действенного соучастия детей, привлечение детей к поисковой деятельности, самостоятельности. Эти мероприятия часто проводятся в «Русской избе», где создана специальная среда, попадая в которую ребенок может почувствовать себя в русской народной сказке, поиграть с предметами народного быта, познакомиться с традиционными народными промыслами, ремеслами, костюмами.

Неизменный интерес на играх-мероприятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. К ним относятся праздники, обряды, обычаи, игры, такие как: Осенние посиделки, «Колядки», «Сороки», «Масленица», «Пасхальные перезвоны», «Праздник русской берёзки», выставки народной игрушки и народного творчества. На таких праздниках дети исполняют русские народные песни: игровые, плясовые, разнообразные танцы.

Резюмируя, можно сказать о том, что роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей играет важнейшую роль. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"

Представляю свой опыт работы на тему: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"В моей работе описывается актуальность, идеи, цели и задачи.А так же ре...

Консультация для родителей "Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Народные песенки, частушуи, пестушуи, заклички представляют речевой материал при обучении и формировании грамматиче...

Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей раннего возраста.

Русский фольклор играет существенную роль в активизации словаря детей раннего возраста....

Роль песенного творчества в развитии музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Необходимое условие для развития песенного творчества - взаимосвязь обучения и творчества. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и ра...

«Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей»

Жанры детского фольклора в эстетике игровой деятельности ребенка...

Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей.

Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше со...

Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей

Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей...