«Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей»
статья (младшая группа)
Жанры детского фольклора в эстетике игровой деятельности ребенка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_proizvedeniy_folklora_v_razvitii_igrovoy_kultury_detey.docx | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Аксенова Е.А, воспитатель
ГБДОУ детский сад №25 Кировского района
Санкт-Петербурга
«Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей»
Ребенок приходит в мир…Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее и воспитатели) должны окружить малыша любовью, заботой, внимание, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками, со взрослыми.
Ранее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время формирования ребенка как личности, становление его характера. В основном дети наследуют родительские традиции, дополненные веяниями времени. Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознание себя в этом мире.
К трем годам ребенок проделывает огромный путь в своем психическом развитии. Он уже свободно передвигается в пространстве, хорошо говорит, понимает речь окружающих, сознательно руководствуется (или также сознательно не руководствуется) требованиями и указаниями взрослых, проявляет инициативу и самостоятельность.
В воспитании детей очень важно использование элементов устного народного творчества. Важно показать детям красоту русского языка – языка, за которым стоит высокая культура великого народа.
С помощью фольклора достаточно легко можно установить контакт с ребёнком раннего дошкольного возраста. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью легко установить с ребенком эмоциональный контакт. Использование русского фольклора следует рассматривать как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорного взаимодействия. Фольклор, созданный взрослыми для детей, включает в себя: колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, загадки, сказки.
Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость у малыша. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г. С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой». Потешки, прибаутки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Произведение народного творчества должны отражать доступный для понимания ребенка мир предметов, вещей и отношений. Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста невелик, реальный мир воспроизводиться своеобразно. Поэтому, потешки должны соответствовать уровню развития детей. И интонация, с которой они произносятся мною, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают малышей к действию, произнесенные на распев, ласково негромко успокаивают. Различные формы устного народного творчества нередко используются в режимных моментах, в частности, в игровой деятельности детей.
Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности народного слова. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запоминать их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры, например, во время кормления куклы или укладывания спать.
Третий год жизни ребёнка знаменуется зарождением, началом игры. Поэтому большое внимание мы уделяем игровой деятельности детей.
Это ещё не игра в полном смысле этого слова: малыш пробует свойства разных игровых материалов, а использует их по назначению, воспроизводя жизненные события. Малыш может долго повторять одно и то же действие. Одно действие может переходить в другое без логической связи. Игре присуща воображаемая ситуация, но благодаря ей ребёнок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Для всестороннего развития детей раннего возраста особое значение приобретают игры - забавы с использованием фольклора. К играм-забавам относятся народные: игры-потешки («Ладушки», «Сорока», «Едем-поедем», «Баран-баран» и пр., хороводные («Каравай», «Пузырь» и др.). Все они ярко эмоционально окрашены, включают ритмически повторяющиеся движения, сочетающиеся с выразительными звуками и словами. В них, как правило, осуществляется непосредственный эмоциональный контакт участников игры. Знакомые потешки, пестушки дают детям возможность проявить двигательную и речевую активность.
Таким образом, используя фольклор при формировании игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста, мы ставим перед собой цель:
освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений.
Исходя из этой цели, решаются следующие задачи:
• развивать самостоятельную игру с различными предметами;
• стимулировать овладение орудийными действиями в игре;
• воспитывать познавательный интерес с помощью игр с элементами экспериментирования;
• формировать интерес к подвижным и досуговым играм;
• способствовать возникновению и развитию сюжетно-отобразительных игр.
Отбирая произведения для игр-занятий с детьми, следует учитывать, чтобы они отражали все стороны жизни человека, развития взаимоотношений с окружающей действительностью общения со взрослым. На фольклорно- игровых занятиях актуален прием действенного соучастия детей, привлечения детей к поисковой деятельности, самостоятельности, проявлению их фантазии.
Неизменный интерес на играх-занятиях вызывает у детей знакомство с народными обычаями, традициями. Например, в колыбельных песнях часто упоминается кот. Его зовут ночевать, качать колыбель, обещают разные награды за работу: «Кувшин молока.», «кусок пирога.», «белый платочек на шею.». Упоминание кота в песнях связано с бытовыми поверьями: считалось, что кот приносит сон и покой ребенку, существовал даже обычай: прежде ребенка в колыбель класть кота, чтобы ребенок лучше спал.
Для того, чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной используются народные песенки - потешки
«Ладушки, Сорока, Идет коза и др.» Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Содержание пестушек и потешек положено в основу пальчиковых игр. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь.
Малыши очень любят произведения, где упоминаются имена или перечисляются члены семьи.
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, детей учат на материале детского фольклора и разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, топает бычок, скачет и подается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке) и т. д.
Для малоподвижных детей, используются потешки, которые побуждают их двигаться, присоединяться к игровым действиям:
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Встань малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок
Большие ноги шли по дороге,
Маленькие ножки бежали по дорожке.
Начиная, со среднего дошкольного возраста дети начинают использовать в игре считалки (в подвижных играх), самостоятельно проигрывать сказки «Теремок», «Репка», «Курочка ряба» с помощью театра ложек, пальчикового театра, театра матрёшек. Используют в играх народные костюмы.
В старшем дошкольном возрасте дети уже сами ставят народные сказки, отражая характер героев с помощью речи, эмоций, пантомимы; выбирают атрибуты к ним, активно играют в народные хороводные игры. Этот возраст характерен ещё и становлением собственно детского фольклора. Ребята уже сами начинают придумывать загадки, считалки, используя их в своей игровой деятельности.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.
Мы видим, что произведения детского фольклора не только разнообразны по жанрам, но они разнообразны и по тематике, и по задачам.
Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интересной и содержательной.
Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. Свой опыт дети реализуют в театрализованной деятельности.
Детям фольклор близок и интересен, а мы им помогаем, приобщаясь к фольклору, играть и играть, набираться ума-разума, становиться добрее, понимать шутку, юмор, радоваться. Детский фольклор воспитатели могут использовать как индивидуально, так и занимаясь с детьми в группе, в часы досуга, на праздниках. Логопедам детский фольклор поможет в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи. Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т.к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
Наибольшее оживление и интерес вызывает обращение к играм.
В них развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включают в себя пение.
Оно их украшает, способствует быстрому запоминанию, придает ритмическую слаженность («Гори-гори ясно», «Пирог», «Каравай», «Кострома», «Две тетери»).
Фольклор является исключительно ценным дидактическим материалом в эстетиче-ском воспитании подрастающего поколения. Яркие образы добра и зла в песнях, сказках, припевках доступны и понятны детям. Причем, сказки и песни дети не просто слушают, они сами вовлекаются в сказочную игру, они — участники и постановщики музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. Игра соответствует природе дошкольника; в процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Причем развитие способностей происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.
В современном мире, т.к наша страна становится всё более многонациональной. Очень актуальной становится проблема интеграции и ассимиляции деток других национальностей. В детском саду она тоже решается с помощью игровой деятельности. Использование в непрерывно образовательной деятельности элементов русского народного фольклора, помогает деткам других национальностей быстрее освоить русский язык в игровой форме, элементы русского народного костюма позволяют расширить игровую деятельность. Чтение сказок и притч других народов расширяет кругозор, учит сравнивать, анализировать и с уважением относиться к жителям других регионов, т.е учит толерантности.
Таким образом, опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование произведений народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста создает необходимые основы для овладения игровой деятельностью, а также игровой культурой детей.
В дошкольном возрасте в игре ребенок может проявить свою индивидуальность, творческие способности, свои мысли, фантазии, желания, чувства, а также сформировать этику общения в игре, т.е игровую культуру
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"
Представляю свой опыт работы на тему: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"В моей работе описывается актуальность, идеи, цели и задачи.А так же ре...
Консультация для родителей "Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей"
Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Народные песенки, частушуи, пестушуи, заклички представляют речевой материал при обучении и формировании грамматиче...
Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей раннего возраста.
Русский фольклор играет существенную роль в активизации словаря детей раннего возраста....
Роль песенного творчества в развитии музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Необходимое условие для развития песенного творчества - взаимосвязь обучения и творчества. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и ра...
Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей
Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями....
Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей.
Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше со...
Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей
Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей...