Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей.
методическая разработка (подготовительная группа)

Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx16.67 КБ

Предварительный просмотр:

Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей.

Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкасается с ним человек, тем лучше. Ребёнку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно.

Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Играя, ребенок переживает огромную радость, а в условиях радости развитие ребенка идет более интенсивно и успешно. Кроме того, в игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности. Игре присуща воображаемая ситуация, но благодаря ей ребёнок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.

Игровые жанры составляют самую значительную по количеству произведений часть детского фольклора. Игровые припевы и приговорки по своему происхождению глубоко уходят в древность, отражая старинные обрядовые обычаи и игры. Традиционные детские игры были тесно связаны с жизнью и бытом крестьян, имитировали охоту, посев, земледелие или животноводство. Большинство современных игр и в настоящее время соединяет в себе педагогические и эстетические функции, способствуя приобщению детей к народной культуре.

Для развития творческих способностей в процессе игровой деятельности наиболее эффективными являются следующие виды игровой деятельности: кукольный театр, дидактические игры, театральные игры, игры-занятия, игры-превращения, игры-инсценировки, подвижные игры с ряжением.

Показ настольного театра, обыгрывание потешек, стихов, историй, сказок с помощью игрушек, картинок. Ему может предшествовать чтение соответствующих текстов, рассматривание картинок, иллюстраций. Наблюдая за действиями, ребёнок сам начинает манипулировать с куклами настольного театра.

Театральные игры, игры-занятия решают задачи развития у детей активной речи, способности к имитации движений, звукоподражанию, развивают воображение, способность выражать основные чувства мимикой и другие.

Игры-превращения. Перед проведением игр-превращений необходимо проводить предварительную работу: чтение стихов, текстов, в которых есть, упоминание о внешнем виде, повадках животного или птицы, характере (хитрый, злой). Для большей выразительности образа, можно надеть деталь костюма. С помощью игр-превращений ребёнок учится сопровождать свой показ выразительными движениями, мимикой и жестами. Малыш учится быть эмоциональным и в речи, и в показе движений. По мере развития ребёнок начинает не только участвовать в общих действиях, копировать их, подговаривать слова, но и проговаривать текст, импровизировать в ответах. Появляется больше самостоятельности в играх. Освоив вождение игрушек под текст, ребёнок с удовольствием участвует в инсценировках, надевая на себя элементы костюмов.

Для инсценирования подходят потешки, стихи, песни, сказки и истории. В творческих играх ребёнок берёт на себя определенную роль. Первая ролевая игра – это копирование действий взрослых. Если вначале малыш переносит инсценирование коротких ситуаций в игру, то к 3- 3,5 годам он может самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого. Может объединять их в простейший сюжет, беря на себя соответствующую роль. Он обыгрывает доступные его пониманию сюжеты из жизни. Инсценирование потешек, коротких стихотворений перерастает в инсценирование по мотивам сказок.

Подвижные игры с ряжением – одна из эффективных форм работы с детьми по развитию творческих способностей. Для игр с ряжением больше всего подходят народные подвижные игры с сюжетом. До разучивания игры планируется предварительная работа. Слушая рассказы, стихи, потешки, сказки, рассматривая иллюстрации, дети имитируют ходьбу животных, звукоподражают им.

Таким образом, роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей очень высока. Она создает необходимые основы для овладения игровой деятельностью. В раннем возрасте, только в игре, ребенок может проявить свою индивидуальность, творческие способности, свои мысли, фантазии, желания, чувства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"

Представляю свой опыт работы на тему: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"В моей работе описывается актуальность, идеи, цели и задачи.А так же ре...

Консультация для родителей "Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Народные песенки, частушуи, пестушуи, заклички представляют речевой материал при обучении и формировании грамматиче...

Роль русского фольклора в развитии активного словаря детей раннего возраста.

Русский фольклор играет существенную роль в активизации словаря детей раннего возраста....

Роль песенного творчества в развитии музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Необходимое условие для развития песенного творчества - взаимосвязь обучения и творчества. Для проявления песенного творчества детей важным является накопление слухового опыта и ра...

Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей

Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей. Фольклорные произведения представляют собой уникальное средство для передачи мудрости, накопленной многими поколениями....

«Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей»

Жанры детского фольклора в эстетике игровой деятельности ребенка...

Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей

Роль произведений фольклора в развитии игровой культуры детей...