Из опыта работы: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"
материал по математике (старшая группа) по теме

Представляю свой опыт работы на тему: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"

В моей работе описывается актуальность, идеи, цели и задачи.

А так же результаты диагностики

Итоги проделаной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_0.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                               Дети могут делать то, что они хотят.

                                               А вот захотеть они должны то,

                                               что хочет взрослый.

                       Ж.Ж.Руссо

       

Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме:

«Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста»

Актуальность.

       Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах

       Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста — одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

       Идея опыта: Развитие логического мышления путем внедрения в образовательный процесс игр и игровых упражнений.

      Цель: Формирование интеллектуальных способностей дошкольника по средствам развития логического мышления.

      Задачи:

  • Создавать условия для полноценного развития детей.
  • Способствовать росту зоны ближайшего развития, повышение зоны актуального развития детей дошкольного возраста.
  • Внедрять в воспитательно-образовательный процесс новые

     формы развития дошкольников.

      Я.А. Коменский рассматривает игру как необходимую для ребёнка форму деятельности.

      А.С.Макаренко обращал внимание родителей на то, что “воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего ребёнка, гражданина”

        Проблема формирования логического мышления у детей в процессе игры является одним из основных направлений моей педагогической деятельности на протяжении  трёх  лет.  

      Для решения проблемы я прежде всего создала в группе соответствующею развивающею среду, центр «Занимательной математики», куда вошли разнообразные дидактические игры, математические развлечения. Работая   над опытом формирования  логического  мышления  у старших дошкольников я предположила, что использование дидактических игр при  развитии логического мышления повышает эффективность учебного процесса. Для этого я провела исследование в игровой форме, целью которого было:

    1.Изучение эффективности развития мышления дошкольников с использованием дидактических  игр, как на непосредственно образовательной деятельности, так и в совместной и самостоятельной деятельности.

    2.Определить педагогическую эффективность дидактических игр, как одной из форм развития логического мышления в дошкольном возрасте                                                   

   

         Мои наблюдения показали, что формирование этих структур протекает с большими трудностями. У детей слабо развито представление о множестве,(сравнение, классификация, абстрагирование) Дети недостаточно владеют знаниями: алгоритма кодирования и декодирования информации, кодирования со знаком отрицания.

Поэтому мною были проведены контрольные срезы. На основании этих контрольных срезов я провела диагностику детей.  

       Результаты диагностики показали:  с высоким уровнем -     % детей, со средним  уровнем -    %  детей, с низким уровнем -     % детей.

      Работая по программе «Детство» В.И, Логиновой и Т. И. Бабаевой   я определила цели и задачи своей работы.

Цель: развитие познавательных и логических способностей детей (личностное развитие).

Задачи, которые я поставила перед собой:

1. Обучение детей операциям: анализа - синтеза, сравнения, использованию частицы отрицания «классификации, упорядоченности действий ориентировке в пространстве.

2. Развитие у детей: речи (умение рассуждать, доказывать), произвольности внимания, познавательных интересов, творческого воображения.

3. Воспитание: коммуникативных навыков, стремления к преодолению трудностей, уверенности в себе, желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Наблюдая за игровой деятельностью детей я отметила, что наибольший  интерес   для детей составляют дидактические игры именно на развитие логики. Поэтому я решила провести работу по обогащению содержания  настольных , творческих и дидактических   игр. Я составила перспективный план, который определяет следующие формы работы по решению основных задач:

                -организация предметно развивающей среды

                -организация работы на непосредственно образовательной

                  деятельности

                -организация совместной и самостоятельной деятельности

     Организация работы на непосредственно образовательной деятельности , я предпочла перспективное планирование.

      На непосредственно образовательной деятельности по математическому развитию внесла Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Танграм», счетные палочки и другие развивающие игры

      В ходе непосредственно образовательной деятельности использую следующие игровые приемы:

1. Игровая мотивация, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);

2. Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.

3. Элементы драматизации - для повышения интереса детей к подаваемому  мною материалу, создание эмоционального фона занятия.

4. Метод предварительной ошибки - так же эффективен, особенно при закреплении материала.

•  Сюжетная подача математического содержания (использование сюжетов, сказочных персонажей).                                   

• Сенсорная привлекательность материала, с которым дети имеют дело (демонстрационный, раздаточный материал, схемы, игры).

•  Индивидуальная работа.

    Считаю целесообразным детей с низким уровнем  с новым материалом знакомить раньше, чем детей с высоким уровнем развития, что повышает их активность на общей непосредственно образовательной деятельности и способствует, как усвоению материала, так и росту чувства уверенности в себе.

•  Предлагаемые мною игры предполагают совместный поиск решения, коллективное размышление, интеллектуальное сотрудничество, а не соревнование и поиск ошибок друг у  друга.

       .

       Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю   план - схему по организации игровой совместной и самостоятельной деятельности Здесь я определила следующие пункты:

• Переход одного вида деятельности (игры) из совместной – в

самостоятельную;

• Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

• Учитывание  временных рамок.

Совместная  деятельность проводится фронтально, но чаще - по группам (3-5человек) и в парах. Используется состязательный характер игр.                 

                                       

        В группе организована работа с родителями по развитию интеллектуальной культуры детей. Провожу анкетирование родителей         с целью осведомлённости по теме: «Логическое мышление в развитии интеллектуальной культуры детей». Организован  информационный стенд для родителей  «Занимательная математика», система адресных консультаций, картотека игр «Поиграем дома», оказывается  методическая помощь  в  их проведении.  

        Ежеквартально проводятся дни открытых дверей «Приходите в гости к нам»,  совместные праздники   «Весёлые встречи».

Родители привлекаются к изготовлению дидактических  материалов  и атрибутов к играм.

 Результативность опыта

       Проанализировав результаты своей работы, я провела диагностику на конец учебного года  и пришла к выводу, что моя деятельность даёт положительные результаты.

      Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по организации системы игровых занятий с использованием дидактических игр направленных на формирования логико-математического мышления.

Результаты диагностики  показали динамику роста развития детей.     %%%%%%%%%%

      Пожалуй, еще сложно судить об изменении уровня психического развития детей в процессе планомерной педагогической деятельности. Однако, наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

а) Все дети  знакомы с приемом сравнения, анализирования синтеза, классификации.

б)   Дети  испытывают устойчивый интерес к развивающим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) Дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.  

     Результаты диагностики  показывают , что за время работы   мой опыт способствовал повышению уровня математического развития детей.  

       

       Дидактические    игры    дают    большой    заряд    положительных    эмоций, помогают детям закрепить и расширить знания по математике. Именно в этом виде деятельности происходит интеллектуальное, эмоционально - личностное развитие.

       В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей». ...  

                                       

Благодарю  за  внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления и творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ - технологий.

Представленный материал показывает нужность и важность использования в современном образовании новых технологий, в данном случае ТРИЗ - технологий, для развития творческой личности ребенка, способной ...

Педагогический опыт «Развитие логического мышления и математических представлений у детей дошкольного возраста через развивающие игры»

Там, где ребенка не торопят избавить от трудностей жизни, где стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры войдут в жизнь ребенка и смогут стать мощным стимулом развити...

Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"

Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ,  методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....

Развитие логического мышления как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста

Развитие мыслительной активности у детей идет через доказательства, рассуждений, поиска решений и умственного напряжения...

«Использование игровых занимательных технологий в развитии логического мышления и умственных способностей у детей дошкольного возраста»

Важнейшим  навыком является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – ре...

Представление опыта по теме: «Игры «Да – нет», как средство формирования навыков логического мышления, внимания, памяти, воображения у детей дошкольного возраста».

Формирование мыслительных процессов дошкольника - одна из важнейших задач дошкольного образования. От владения процессами мышления, умение усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зав...

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Логические блоки Дьенеша как средство развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, обществу необходимо поколение молодых людей, с такими качествами личности как инициативность, способность творчески мыслить ...