Представление опыта по теме: «Игры «Да – нет», как средство формирования навыков логического мышления, внимания, памяти, воображения у детей дошкольного возраста».
консультация (подготовительная группа)

Артемьева Ольга Владимировна

Формирование мыслительных процессов дошкольника - одна из важнейших задач дошкольного образования. От владения процессами мышления, умение усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_opyta_po_teme.docx31.41 КБ
Файл igra_da-net.pptx1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта по теме: «Игры «Да – нет», как средство формирования навыков логического мышления, внимания, памяти, воображения у детей дошкольного возраста».

Формирование мыслительных процессов дошкольника – одна из важнейших задач дошкольного образования. От овладения процессами мышления, умение усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Способность мыслить логически, т.е. рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.

В нашей современной жизни логическое мышление помогает:

  • доступно и четко излагать мысли;
  • обучаться новому, связывая полученные знания с имеющимся опытом;
  • находить решение проблем, выходы из ситуаций;
  • вычислять и исправлять свои ошибки;
  • выявлять неточности и ложь в словах других людей.

Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка.

Как же обучить ребенка навыкам логического мышления?

Конечно, через игру. И игру дидактическую.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. И вот поэтому мы стараемся использовать те методики и технологии, которые не только результативны, но интересны, увлекательны для детей. Этим и объясняется наш интерес к игре «Да-нетке» технологии ТРИЗ.

Эти игры содержат загадку, тайну, которые необходимо разгадать, что уже привлекает детей. Здесь мы не сообщаем новые знания, а обучаем способам самостоятельного добывания информации через поисковую деятельность, рассуждения.

Кроме того игры «Да – нет»:

- учат анализировать отношения между понятиями;

- учат объединять различные действия в одно целое, находя что-то общее;

- развивают и активизируют навыки сравнения и объединения;

- учат обобщать.

«Да – нетки» бывают разными. 

Представляем вашему вниманию несколько вариантов игры «Да – нет». Начнем с самого простого.

  1. В младшем возрасте, мы используем игры «Да – нет» в стихотворной форме или в прозе, ребенок должен дать ответ «да» или «нет». Цель этой игры развитие у детей слухового восприятия, внимания, памяти, мышления.

Например:

Солнце землю согревает?

Летом снег в лесу растает?

Птица по небу летает?

Лошадь песни распевает?

Слон поместится в пакет?

У снежинки красный цвет?

  1. Игра «Да – нет» с использованием линейного пространства.

Здесь предметы, картинки, цифры, буквы  выстраиваются в линию горизонтальную или вертикальную.

Взрослый загадывает объект, ребенок старается отгадать, в остальном все принципы «Да – нетки» сохраняются.

Интересная разновидность таких головоломок числовые «Да – нетки».

Для того, чтобы ребенок научился задавать вопросы, сначала число загадывает он, а воспитатель отгадывает.

Учитывая индивидуальные особенности развития мышления ребенка, мы игру проводим в двух вариантах.

  1. С использованием приема «Найди середину – убери половину». Например: перед вами числовой ряд от 0 до 10. Я загадала число, а вы попробуйте отгадать какое именно. Для этого вы можете задавать мне вопросы, на которые я буду отвечать да или нет. Попробуем?

- Сколько чисел в ряду?

- Перечислите их слева – направо.

- Найдите срединное число.

- Отлично! Теперь можете задавать мне вопросы.

- Число, которое вы загадали больше 5(или справа 5)

- нет. Нашли середину – убираем половину, тем самым сузим круг поиска нужного числа.

Далее можно снова найти приблизительную середину оставшихся чисел и убрать половину (отсечь ненужные числа).
     2. Второй вариант. Здесь тоже приветствуются отсекающие вопросы, но числа не закрываются. Ребенок должен держать эту информацию в уме, сопоставлять, сравнивать, находя нужное число. Если ребенок ошибается, задает не правильный вопрос, то его  ошибку видят другие дети и поправляют его.

Числовой вариант игры «Да – нет» дает возможность детям освоить математические термины, порядковый счет, разобраться с понятиями больше, меньше, справа, слева, впереди, позади, между, предыдущее, последующее число и т.д.    

Слайд 4

Слайд 5

3. Игра «Да – нет» на плоскости:

Игры «Да – Нет» на плоскости учат детей ориентировке на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве, поэтому оно проходит через понятия правая – левая, верхняя - нижняя, центр, угол и сторона плоскости.

Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости. В качестве объектов могут опять же использоваться геометрические фигуры, предметы, картинки, числа, буквы и др.

Слайд 6

Перед вами множество картинок, угадайте какой предмет, я загадала, задавая как можно меньшее количество вопросов.

Для улучшения у детей зрительного восприятия, понятий дальняя – ближняя части плоскости мы используем сюжетные картинки, картины. Этот прием позволяет детям более детально рассмотреть, запомнить сюжет картины, что в дальнейшем поможет ребенку при составлении описательного рассказа. Как известно развитие логического мышления напрямую связано с развитием связной речи.  

Слайд 7

Внимательно посмотрите на данную картину, на этой картине я загадала какой-то предмет. Попробуйте отгадать его, задавая вопросы, на которые я буду отвечать только да или нет.

4. Игра «Да – нет» в объемном пространстве :

Игры «Да - Нет» в объемном пространстве учат детей ориентироваться в трехмерном пространстве. Это может быть поиск объектов в шкафу, коробке, комнате.

Поэтому в ней актуальны такие понятия как: «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.

В каждом случае, как мы уже могли заметить, применяется своя терминология, характеризующая пространственные ориентировки.

А теперь, уважаемые педагоги, давайте попробуем с вами сыграем в эту игру. Приглашаем двух желающих. Вы загадывайте какой-нибудь предмет, находящейся в этой комнате, а ваша задача его отгадать. Приветствуются отсекающие вопросы.

5. Следующий вариант игры на наш взгляд более сложный – это словесные «Да – нетки».

На начальном этапе проведения этой игры мы сужаем круг поиска, называя классификацию предмета или частичные описания предмета. Например, я загадала северное животное, предмет одежды, посуды (или этот предмет прямоугольной формы черного цвета и т.п.). Когда ребенок научится складывать разрозненные факты в единую систему, внимательно слушать и слышать своих товарищей, задавать правильные (сильные) вопросы и отгадывать задуманный предмет,  мы загадываем    

  • явление,
  • любой предмет;
  • животное,
  • имя,
  • части суток,
  • одежда,
  • цвет,
  • насекомое и др.

без уточнения классификации, описания признака – виртуально.

После проведения игры следует проанализировать вопросы, поскольку целью игры является не только угадать объект, но и научиться выработать стратегию поиска.

В какой-то момент у игроков может сформироваться алгоритм по разгадыванию (четкая последовательность сильных вопросов). Тогда меняем загадываемое. Например, это будет не предмет, а герой из книги, фильма, сказки и т.п.

6. Наверное, каждый из вас хоть раз в детстве играл в «Барыню»

В этой игре требуется соблюдения ряда правил, (могут меняться)которые проговариваются в тексте. Участник, который ошибается, выбывает из игры, пропускает ход, или отдает фант. В конце игры каждый фант выполняет задание от ведущего. Фанты ведущий не видит, у него спрашивают: «Что сделать этому фанту?».

Вам барыня прислала

Голик да веник,

 100 рублей денег

Что хотите, то берите

Черно с белым не носите,

Губки бантиком не делать,

Не смеяться, не шутить,

Да и нет не говорить,

Р не выговаривать.

-Вы поедете на бал?

 -Какое платье наденете черное или белое?

-Как тебя зовут?

-Ты ходишь в школу?

-Твой папа любит играть в куклы?

-Ты конечно же поедешь на бал на черной машине?

-Ты наденешь же розовое платье?

-У тебя есть жених?

-Он поедет с тобой на бал?

-Ты на ряд будешь шить сама?

-У тебя будут украшения?

-А туфли белые или черные?

Как вы думаете, чему учит детей эта игра?

(развивает память, речь, внимание, быстроту мышления, реакции, воображение, умение владеть своими эмоциями) А это ведь как раз те психические процессы, которые способствуют развитию логического мышления.

Если вы помните, подобные игры-тесты проводились с детьми 6-7 летнего возраста для определения уровня психологической готовности к школе.

Как тебя зовут?

Тебе семь лет?

Ты девочка?

Ты ходишь в садик?

Соль сладкая?

Трава зеленая?

Парикмахер лечит?

7. И еще одна веселая игра «Кто я?». Прошу выйти двух желающих. В этой игре вам предстоит угадать, вашу вымышленную сущность, задавая вопросы: «Я реальный человек?, Я предмет?, «Я персонаж?» и т.п..

(Проводится игра)

Мы еще раз убедились, что игра «Да – нетки» дает возможность научить детей находить существенные признаки в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других детей, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. Все это способствует развитию формирования навыков логического мышления.

Заключение:

  1. развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка более характерно наглядно-образное мышление, а другой с легкостью оперирует понятиями.
  2. дидактическая игра «Да – нет» является одной из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, влияют на развитие памяти, внимания, воображения.
  3. применение «Да –неток» повышает эффективность педпроцесса, способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка.
  4. Игры «Да – нет» можно проводить не только на специальных занятиях, сидя за столом, но и в любое удобное для этого время. Большинство игр не требует каких-либо специальных приспособлений. Можно использовать имеющийся в группе материал, или просто загадав слово.  
  5. И, конечно, как и любая игра – это отличный способ укрепить дружеские отношения между взрослыми и детьми.

Предлагаем и вам использовать эту остроумную, веселую и полезную игру в работе с детьми. И тогда, благодаря «Да – неткам», людей с творческим и нестандартным мышлением будет все больше и больше.            

               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление опыта по теме: «Игры «Да – нет», как средство формирования навыков логического мышления, внимания, памяти, воображения у детей дошкольного возраста».

Слайд 2

Цель: знакомство педагогов с игрой «Да –нет», как средство формирования логического мышления, внимания, памяти, воображения. Задачи : -Познакомить педагогов с опытом работы по данной теме; -Показать виды и способы игры « Да-нет » .

Слайд 3

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности . Сухомлинский В.А.

Слайд 4

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Слайд 8

Заключение: развитие логического мышления происходит постепенно. Для одного ребенка более характерно наглядно-образное мышление, а другой с легкостью оперирует понятиями. дидактическая игра « Да – нет » является одной из форм развития логического мышления. В процессе игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер, влияют на развитие памяти, внимания, воображения. применение « Да – неток » повышает эффективность педпроцесса , способны развитию памяти, мышления, внимания, воображения у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. игры « Да – нет » можно проводить не только на специальных занятиях, сидя за столом, но и в любое удобное для этого время. Большинство игр не требует каких-либо специальных приспособлений. Можно использовать имеющийся в группе материал, или просто загадав слово.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"

Представляю свой опыт работы на тему: "Роль логического мышления в развитии интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста"В моей работе описывается актуальность, идеи, цели и задачи.А так же ре...

Развитие логического мышления и творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ - технологий.

Представленный материал показывает нужность и важность использования в современном образовании новых технологий, в данном случае ТРИЗ - технологий, для развития творческой личности ребенка, способной ...

Мастер - класс «Развитие логического мышления посредством логико - математических игр детей дошкольного возраста"

Мастер класс для воспитателей ДОУ, обучить воспитателей ДОУ,  методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе, для развития логического мышления у дошкольников....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Формирование навыков логического мышления, внимания, памяти через занимательные игры математического содержания.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дош...

Формирование навыков логического мышления, внимания, памяти через занимательные игры математического содержания Выполнила Доронина Т.В. Воспитатель подготовительной группы МБДОУ «Филимоновский детский сад»

Формирование навыков логического мышления, внимания, памяти через занимательные игры математического содержанияВыполнила  Доронина Т.В.Воспитатель подготовительной группыМБДОУ «Филимоновски...

Развитие внимания и воображения у детей дошкольного возраста

Внимание и воображение детей дошкольного возраста - это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Кто бы тогда делал ...

Развитие внимания и воображения у детей дошкольного возраста

Внимание и воображение детей дошкольного возраста - это важнейшие стороны личности ребёнка. Невозможно представить себе ситуацию, что человек не обладал бы фантазией, воображением. Кто бы тогда делал ...