"Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста"
материал (средняя группа)

Нафикова Алёна Рамиловна

Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе и их взаимосвязях.

Природа - это все то, что нас окружает, но не создано человеком. Все объекты природы можно разделить на две большие группы: живую и неживую природу. Живая природа делится на пять видов: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Неживая природа - это тела природы, которые не растут, не дышат, не питаются и не размножаются: газ, жидкость, твердое тело, плазма. В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и другое, находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого такие как Я.А Коменский, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Видели в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Подчеркивали особую роль природы в формировании гармонически развитой личности ребенка. Считали логику природы самой доступной, наглядной и полезной для детей.

Таким образом, все явления и объекты живой и неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы воспитания и образования знаний детей об окружающем мире.

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Но происходит это только при условии: если взрослые, воспитывающие детей, сами обладают знаниями об окружающем мире: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают детям прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра.

В дошкольных образовательных учреждениях применяется множество разнообразных средств и одно из них является дидактическая игра. К сожалению в формировании знаний детей о природе, разнообразия дидактических играх нет. Игра это ведущий вид деятельности у дошкольников.

Потому целью работы является: Изучение дидактических игр как средства формирования знаний детей о природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДОРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 8"

КУРСОВАЯ РАБОТА

По специальности 44.02.01 "Дошкольное образование"

на тему:

"Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста"

                              выполнила:

                                       студентка 31 группы

                                      заочного отделения

                                              Нафикова Алёна Рамиловна

                                        руководитель работы:

Казакова Ирина Александровна

                                              Оценка выполнения и защиты

                                               курсовой работы___________

Санкт-Петербург

2017 г

Содержание

Введение..........................................................................................   3

  1. Понятие дидактической игры.............................................   4
  2. Значение игры в природе.....................................................   7
  3. Классификация дидактических игр....................................   9
  4. Руководство дидактическими играми................................   10

Заключение......................................................................................   14

Список литературы.........................................................................   15

Приложение 1....................................................................................  16

Приложение 2

Приложение 3

                                     

Введение

Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе и их взаимосвязях.

Природа - это все то, что нас окружает, но не создано человеком. Все объекты природы можно разделить на две большие группы: живую и неживую природу. Живая природа делится на пять видов: вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Неживая природа - это тела природы, которые не растут, не дышат, не питаются и не размножаются: газ, жидкость, твердое тело, плазма. В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и другое, находятся в неразрывном единстве - живая природа не может обходиться без неживой.

Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого такие как Я.А Коменский, В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Видели в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. Подчеркивали особую роль природы в формировании гармонически развитой личности ребенка. Считали логику природы самой доступной, наглядной и полезной для детей.

Таким образом, все явления и объекты живой и неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы воспитания и образования знаний детей об окружающем мире.

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Но происходит это только при условии: если взрослые, воспитывающие детей, сами обладают знаниями об окружающем мире: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают детям прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра.

В дошкольных образовательных учреждениях применяется множество разнообразных средств и одно из них является дидактическая игра. К сожалению в формировании знаний детей о природе, разнообразия дидактических играх нет. Игра это ведущий вид деятельности у дошкольников.

Потому целью работы является: Изучение дидактических игр как средства формирования знаний детей о природе.

Задачи:

  1. Дать характеристику дидактических игр;
  2. Изучить классификацию дидактических игр;
  3. Раскрыть руководство дидактическими играми.

Объект исследования - процесс формирования знаний о природе детей дошкольного возроста.

Предмет исследования - особенности организации дидактических игр как средства формирования знаний о природе детей дошкольного возроста.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре предается большое значение. Имеется ее явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов - воспитателей вообще.

1. Понятие дидактической игры.

Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П.Усова, В.Н. Аванесова). Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Основные особенности дидактических игр:

Дидактические игры - это обучающие игры. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей.

Для детей, принимающих участие в игре, воспитательное и образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила. Познавательное содержание дидактической игры обусловлено программным содержанием и всегда сочетается с игровой формой.

Дидактические игры имеют своеобразную структуру. Дидактическая игра явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

Большинство исследователей педагогов и психологов выделяют в дидактической игре следующие структурные компоненты:

  • дидактическая задача (цель), состоящая из игровой и обучающей;
  • содержание игры;
  • игровые правила;
  • игровые действия;
  • окончание игры, подведение итогов.

Дидактическая (обучающая) задача - это основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Для детей обучающая задача формулируется как игровая. Она определяется целями обучения и воспитания детей. Отбор познавательных задач для игр осуществляется в соответствии с разделами программы, с учетом возрастных особенностей детей. Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры, направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей.

В отличие от прямой постановки задачи, на занятиях в дидактической игре, она возникает и как игровая задача самого ребенка, она возбуждает желание и потребность решить ее, активизирует игровые действия. Игровая задача может быть заложена в самом названии игры, например, "Съедобное не съедобное", "Продолжи предложение", "Кто в каком домике живет" и т.п. (Приложение 3) "Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения, и вместе с тем будет развиваться как игровая деятельность"

Содержание игр может быть самым разнообразным, в основе дидактической игры может лежать вся окружающая действительность. Например, игры: "Когда это бывает?"; "Назови пору года"; "Кто, как кричит"; "Чудесный мешочек"; "Что сначало, что потом?" и т.п. (Приложение 1; 3).

Игровые действия - это основа игры, способ проявления активности ребенка в игровых целях, без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

Игровые действия должны вызвать у детей радость, чувство удовлетворения, именно они делают обучение эмоциональным и занимательным. Игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям осуществляется через пробный ход в игре, показ самого действия, раскрытие образа и др. Игровые действия не всегда носят видимый характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминания ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей. В разных играх игровые действия различны и реализуются через различные формы.

Игровые действия - это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.

Формироование экологической граммотности у населения страны подразумеваетсоздание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

Известно, что именно в этом возрасте закладываются основы мировозрения человека, его отношение к окружающему миру. Основной целью экологического образования дошкольников является формирование у ребенка основ экологической культуры, а это предпологает воспитание с первых лет жизни гуманной, социально - активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.

Поскольку ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном возрасте является игра, то одним из основных методов экологического образования детей в данном возрасте выступает игровой метод. Игра является эффективным средством формирования разносторонней личности дошкольника, его физического, психического и духовного потенциала.

Различные виды экологических игр направлены на формирование основ экологической культуры ребёнка. Экологические игры формируют элементарные экологические знания, способствуют сочувствию, сопереживанию к объектам природы, способствуют формированию умений и навыков природно-охранной деятельности.

Особое место занимают дидактические игры. С их помощью возможно формирование у дошкольников не только системы основных экологических понятий, но и воспитание осознанно-правильного отношения к объектам и явлениям природы.

2. Значение игр в природе.

Человек и природа... Эта тема очень актуальна в наше время, так как хозяйственная деятельность людей влияет на окружающую среду, животный и растительный мир. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате интенсивной производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей

Проблема воспитания экологической культуры человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения нашего общего дома - Земли.  

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Известно, что именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.

Основной целью экологического воспитания дошкольников является формирование у ребёнка основ экологической культуры, а это предполагает воспитание нравственного отношения к природе, формирование системы экологических знаний и представлений. Развитие умения видеть и чувствовать природу, понимать и любить природу, и бережно относиться к ней

К началу дошкольного возроста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан и представляет собой скорее потенциальные способности, чем сложившуюся способность реализовать умения в своей деятельности. Удовлетворить детскую любознательнность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра

Экологические дидактические игры условно можно разделить на группы:

  • Игры на ознакомление с многообразием животного и растительного мира
  • Игры на ознакомление с явлениями природы
  • Игры на формирование нравственного отношения к природе

Разнообразные игры с экологическим сожержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе:

  • Играя, ребенок знакомится с многообразием природы, узнает, что все на Земле взаимосвязано. Оберегая самое маленькое существо в животном мире, человек способствует сохранению природы
  • Играя животными или ухаживая за растениями, дошкольники знакомятся с многообразием и неповторимостью животного и растительного мира, подмечают особенности жизни и поведения. А так же сравнивают мир человека и мир природы, что способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка
  • Узнавая об особенностях жизни живых существ в разное время года, ребенок учится сопереживать, проявлять доброту, оказывать посильную помощь
  • Наблюдая за объектами природы, в частности цветущими растениями, кустарниками или деревьями, дошкоьники учатся восхищаться красотой цветов, чувствуют их аромат, ощущают упругость веток. Все это способствует развитию эмоций и эстетических чувств
  • С помощью обучающих экологических игр дети учатся не только заботливому и бережному отношению к природе, но и правильно оценивать поступки людей, у них формируется ценностное отношение к природе
  • Через игру ребенок узнает правила взаимоотношения с природой, учится предуприждать не правильные поступки, с помощью взрослого поправлять последсвия своих ошибочных действий по отношению к объектам природы

В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает "зону ближайшего развития ребенка". Различные виды экологических игр направлены на формирование основ экологической культуры ребёнка. Играя, ребенок выполняет весь комплекс умственных и практических действий, причем, не осознавая это как процесс преднамеренного обучения

Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательной и воспитательной работы с ними

Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и окржающего мира в целом. Осознать невозможность нарушения ее целостности и неповторимости. Понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой природы, так и за ее пределами, их свойств и качеств, особенностей и проявлений. Участвовать в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе

Можно с уверенностью сказать, что игры экологической направленности помогают решить многие задачи воспитания и развития, оказывают неоценимую помощь в формировании личностных качеств дошкольника

3. Классификация дидактических игр.

Воспитатель должен пополнять свой арсенал различными видами экологических игр, которые можно использовать не только на занятиях, а в большей степени в совместной деятельности взрослого и ребёнка, а также в самостоятельной деятельности детей

В процессе воспитания и формирования знаний детей о природе, используются следующие виды дидактических игр:

  • предметные дидактические игры
  • настольно-печатные дидактические игры
  • словесные дидактические игры

Предметные дидактические игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.). Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр можно привести - "Чудесный мешочек", "Вершки и корешки", "С чьей ветки детки" и т.п. (Приложение 1)

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно - дидактические игры и игры - инсценировки. В сюжетно - дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в магазине.

Игры - инсценировки помогают уточнить представление о различных бытовых ситуациях, явлениях природы, объектах живой и неживой природы, о нормах поведения в природе, например игра"С чем нельзя в лес ходить" (Приложение 1)

Предметные игры можно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и в индивидуальных. Усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей

Настольно-печатные дидактические игры. Разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Данные игры помогают уточнять и расширять представление детей об окружающем мире, дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы

Среди дидактических игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлогают игры, в которых требуется подобрать из множества картинок пары совершенно одинаковых: две варежки, два румяных яблока. Далее задача усложняется. Картинки надо объединить по смыслу, например: игра "Четыре картинки" (Приложение 2). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски

В подборе картинок по общему признаку требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки.

В лото, ребенок должен к картинке на большой карте подобрать изображения маленьких карточек. Тематика лото разнообразна, например: игры "Зеленый друг"; "Овощи и фрукты" и т.п. (Приложение 2). В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: игрушки, геометрические фигуры, ягоды, герои мультфильмов о животных.

Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей. Эффективны они при организации индивидуальной коррекционной работы.

Словесные дидактические игры. В жизни детей дошкольного возроста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность, играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Эти игры, не требующие никакого наглядного материала. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: "Кто в домике живет?"; "Когда это бывает?"; "Отвечай быстро" и т.п. (Приложение 3).  

Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. У каждой игры есть своя цель. Игра имеет короткий и не сложный сюжет, построенный на основе жизненных событий, или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам. Данный вид игр не требует специальных условий, их можно организовать как в помещении, так и на прогулке.

4. Руководство дидактическими играми.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

      В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке.
  • определение количества играющих детей (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  • подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  • ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра;
  •  подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов её подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не получилось и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении, характере детей, и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Руководя играми необходимо учитывать возможности детей. Ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение.

С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Последние должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия.

Большое место в играх занимают мотивы, соревнования, дошкольникам предоставляется большая самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач.

Роль воспитателя в самой игре тоже меняется. Но и здесь педагог четко, эмоционально знакомит воспитанников с её содержанием, правилами и действиями, проверяет, как они поняты, играет вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем он предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях.

Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Часто он ограничивается объяснением правил игры до её начала. Прежде всего, это относится ко многим настольно-печатным играм.

Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте требует от педагога большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с воспитанниками, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре.

Дидактические игры организуются по плану в часы занятий. Кроме того, в часы, отведенные для игр, в распоряжении детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом.

Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает. Дидактические игры кратковременны (10-20 минут), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Заключение.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально - нравственного опыта

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей решения задач воспитательной и образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодуествия взрослого и ребенка. Внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развиия.

Над проблемой использования дидактической игры как средства развития дошкольников работали Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Бондаренко А.К., Короткова Н.С., Николаева С.Н., Дрязгунова В.А. и др. Каждый, из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры. Каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей, и для решения разных дидактических задач. Но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника, в целом.

Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, педагоги расширяют и обогащают знания детей о природе. Благодаря этому у детей формируются познавательные интересы. Мыслительная деятельность становится активнее, а ответы детей, более развернутыми.

Эффективность дидактических игр экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым условием для успешной реализации дидактических игр экологического содержания является наличие игрового материала.

Дидактические игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать игры вариативно в зависимости от уровня знаний детей о природе и возрастных особенностей.

Также эффективность игры зависит и от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимые атрибуты, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Таким образом, дидактическая игра как метод экологического воспитания помогает в решении поставленных задач, в формировании основ экологической культуры.

Список литературы.

  1. Артемова Л. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. М.: 1992. - 65с.
  2. Бровкина Е. Ознакомление с окружающим миром. Природоведение: Учеб. пособия для студентов средних и высших педагогических учебных заведений./ Издательство Центр "Академия" 2000. - 224с.
  3. Веретенникова С. Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1990. - 80с.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. С-П.: "Детство - пресс" - 2006г.
  5. Газина О. Играя, познаем природу// Дошкольное воспитание. - 2006. - 7.
  6. Лучич М.В. Детям о природе. М.: Просвещение, 1990.
  7. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994г. 12. С.37 - 41.
  8. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. - М.: Просвещение, 1994г.
  9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2002. - 336с.
  10. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания// Дошкольное воспитание. 2002. 10. С.40-49.
  11. Рыжова Н.А. Экологические игры// Дошкольное образование. - 2009г. 4.
  12. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М.: Изд. Дом "Карапуз", 2001. - 432с.
  13. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду: учебное пособие для педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1991г.

Приложение 1

предметные дидактические игры

Игра "Продуктовый магазин".

Дидактическая задача: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Игровое правило: Продавец продает продукт, если о нем хорошо рассказал покупатель.

Игровые действия: Считалочкой выбирают продавца.

Ход игры: Дети садятся перед столом с продуктами. Воспитатель говорит о том, что открылся продуктовый магазин. Купить продукт сможет тот, кто точнее опишет его. Первым покупает воспитатель, показывая как надо выполнять правила игры. Затем покупки делают дети.

      Игра "Вершки-корешки"

Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: "Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками". Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: "Морковь!" Дети отвечают: "Корешки", "Помидор!" - "Вершки"! "Лук!" - "Вершки и корешки". Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может предложить иной вариант; он говорит "Вершки", а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

  Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

   Игра "Кто чем питается?"

Цель. Закреплять представления детей о пище животных.

Ход игры. Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и определяют какое животное питается этой едой.

     Игра "Что сначала - что потом?"

Цель. Закреплять знания детей о развитии и росте животных.

Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке.

  Игра "С чьей ветки детки"

Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению.

Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их. По предложению воспитателя: "Детки, найдите свои ветки" - ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети.

     Игра "Найди, что покажу"

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: "Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется". Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Игра "Найди, о чем расскажу"

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: "Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала". Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

     Игра "Когда это бывает?"

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях.

Ход игры. Детям предлагают листья разных растений с различной окраской, шишки, можно гербарий из цветущих растений и т.п. в зависимости от времени года. Детям надо назвать время года, когда бывают такие листья, ветки, цветы.

     Игра "Что это такое?"

Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы.

Материал: природный - песок, камни, земля, вода, снег.

Ход игры. Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать?

Игра "Чудесный мешочек"

В ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным признакам, т.е. по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Предметы должны соответствовать определенной теме (овощи, животные и т.п.) и иметь ярко выраженные различия формы.

Смысел игры: Необходимо опустить руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы дети не путались, сначала можно класть один предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

Играющим, кроме основного задания, могут быть даны дополнительные: описать попавшийся предмет (размер, вкус, маатериал и т.п.) или животное (что оно делает, где живет); описать его так, чтобы другие дети отгадали его.

Приложение 2

настольно-печатные дидактические игры

Игра "Пищевые цепочки на лугу".

Цель: Закрепить знания детей о пищевых связях на лугу.

Правила игры: Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети раскладывают, кто кем питается.

растения - гусеница - птица

злаковые травы - грызуны - змеи

злаковые травы - мышь - хищные птицы

следующие слова: "Журавли, журавли, выгнитесь

трава - кузнечик - луговые птицы

насекомые и их личинки - крот - хищные птицы

тля - божья коровка - куропатка - хищные птицы

травы (клевер) - шмель

      Игра "Пищевые цепочки водоёма".

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

комар - лягушка - цапля

червячок - рыбка - чайка

водоросли - улитка - рак

ряска - малёк - хищная рыба

      Игра "Пищевые цепочки в лесу".

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.

Правила игры: Воспитатель раздаёт карточки с изображением растений и животных и предлагает выложить пищевые цепочки:

растения - гусеница - птицы

растения - мышка - сова

растения - заяц - лиса

насекомые - ежи

грибы - белки - куницы

лесные злаки - лось - медведь

молодые побеги - лось - медведь

 Игра "Четыре картинки"

Цель. Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность.

Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки. Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается. Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек.

Игра "Волшебный поезд"

Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений.

Ход игры: На столе перед детьми лежит "поезд" и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом - кустарники, во втором - цветы и т.д.) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем.

Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода).

Игра "Это когда?"

Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе.

Ход игры. У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки.

Игра "Ухаживаем за растениями"

Цель. Закреплять представления детей о различных способах ухода за растениями.

Материал. Карточки с изображением лейки, пульверизатора, кисточки, ножниц; 7-8 комнатных растений.

Дети сидят за столом, на котором лежат карточки с изображением предметов, необходимых для ухода за растениями. Детям необходимо определить какой уход нужен тому или иному растению, каким инструментом его выполняют - дети показывают соответствующую карточку. Кто правильно ответит, после игры будет ухаживать за этим растением.

Игра "Овощи и фрукты"

Карточки большие с изображением фруктов и овощей и разрезные карточки.

В лото могут играть от одного до пяти детей. Детям раздаются большие карточки с изображением фруктов и овощей. Моленькие карточки находятся у воспитателя (ведущего). Он достает разрезную карточку, нзывает ее или просит назвать детей. Ребенок, на карточке которого имеется соответствующий названному овощь или фрукт берет ее и накладывает на свою карту, переворачивая так, что закрывает поле. Выигрывает тот, кто первым закроет все поле своей карты.

Игра "Зеленый друг"

Каждый участник игры берет одну или две большие карты. Маленькие карточки ведущий перемешивает и складывает в коробку. Затем он достает из коробки карточку и показывает ее играющим, спрашивает: "Кому нужно это растение?". Играющий, у которого на большой карте есть рисунок этого растения, говорит, например: "Это вишня, она на моей карте". Он получает от ведущего карточку и закрывает ею рисунок на своей карте.

Если играющий не смог правильно назвать растение или не заметил его на своей карте, ведущий называет растение сам, а карточку кладет обратно в коробку. и т.п.  Выигрывает тот, кто первым закроет все рисунки на своей карте.

Приложение 3

словесные дидактические игры

    Игра "Отвечай быстро".

Воспитатель, держа в руках мяч, становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

- Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-то мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета. "Зеленый" - говорит воспитатель, делает паузу и бросает мяч Оле. "Яблоко" - отвечает Оля, и сказав "красный" - бросает мяч Ване. Игра продолжается.

Основным признаком для классификации может быть не цвет, а качество предмета. (Деревянный - стол, и т.д.)

Усложнение.

При повторении можно предложить, поймав мяч, называть не один, а два или несколько предметов.

     Игра "Кто в домике живет?"

Цель. Закреплять знания детей о животных, учить подражать их голосам.

Ход игры. Выбирается водящий, остальные дети изображают знакомых животных, сидящих в домиках. Водящий по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: "Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?" Дети отвечают: "Му-му-му!", "Бе-е-е", "Мяу-мяу!" и т.д. Водящий отгадывает, кто живет в домике.

      Игра "Отгадай кто это?"

Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных.

Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания…) дети должны отгадать про кого идет речь.

    Игра "Когда это бывает?"

Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры.

1 вариант. Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают.

II вариант. Воспитатель называет время года, а дети по очереди отвечают, что бывает в это время года и что делают люди. Если кто-то затрудняется, взрослый помогает вопросами. Методика обучения игре. Каждой новой игре детей нужно обучать. Обучение имеет поэтапный характер.

В младших группах на первом этапе воспитатель проигрывает игру вместе с детьми. По ходу игры он сообщает одно правило и тут же его реализует, а при повторном проигрывание сообщает дополнительные правила. На втором этапе воспитатель выключается из активного участия в игре - он руководит со стороны: помогает детям, направляет игру. На третьем этапе дети играют самостоятельно. Воспитатель лишь наблюдает за действиями детей.

     Игра "Назови пору года"

Вспомнить, что в какое время бывает.

Ход игры: чтение стихов, загадок о сезонах изменения в природе.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою (А. Плещеев)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я (осень) и т.п.

Ребенок должен назвать о каком времени года говорится и почему он так считает.

Игра "Найди по описанию"

Цель: закреплять представления об особенностях внешнего вида растений, учить детей самостоятельно описывать растение.

Ход игры: воспитатель называет характерные особенности того или иного растения, не называя его. Дети отыскивают его изображение среди карточек. Побеждает тот, кто быстро и правельно найдет или назовет загадку.

Игра "Продолжи предложение"

Цель: подбирать антонимы при сравнении предметов, упражнять в образовании прилагательных в сравнительной степени, развивать логическое мышление.

Ход игры: Если береза выше кустарника, то кустарник (ниже березы); Если ослик ниже лошади, то лошадь (выше ослика); Если ручей уже реки, то река (шире ручья); Если река длинее ручья, то ручей (короче реки); Если кошка больше мышки, то мышка (меньше кошки) и т.п.

Игра "Съедобное не съедобное"

Цель: развивать внимание, умение соседотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления.

Правила игры: дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель читает стихотворение. Если называется съедобный предмет - дети хлопают, не съедобный - топают.

Ход игры:

Рано утром я проснулся -

Улыбнулся, потянулся.

И конечно же с утра съел арбуз (автобус, кактус и т.п.)

А потом и вертолет    (самолет, компот, бутерброд и т.п.)

А вчера я на обед съел - монет (котлет, омлет и т.п.)

Я еще люблю покушать мармелад (виноград, снегопад и т.п.)

А еще и чемодан, еле - еле прожевал.

Ко мне мама подошла - молоко скорей дала.

Не прошло и часа снова кушать захотел

Положил себе в тарелку я с десяток голубей -

Ой, конечно голубцов.

Вот и случай был недавно,

У меня болел живот -

Хотя съел то я пирог, и дом, и розетку с утюгом,

Сладким яблочком заел, вот живот и заболел.

Вам советую друзья без сметаны есть нельзя -

Борщ, жакет, салат, машину,

А сосульки просто диво - сладки, вкусны и красивы.

Никогда я не скучаю, сладким чаем запиваю.

Чтоб и дальше меня слушать дайте грушу мне покушать.

Можно даже мышку, только красивую.

Вот и пить я захотел, уж давно кисель не ел.

Все вокруг мне говорят надо фрукты кушать -

В них витаминов куча - это А и Б, и гайка -

Ведь не то что балалайка.

Может шутят все вокруг - светофор ведь лучший друг.

Нет, конечно же друзья каша лучшая еда.

Ешьте щи и винегред, рыбу, курицу, омлет.

Ведь голодными друзья - быть в саду никак нельзя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...

«Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего возраста»

 Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В ...

Презентация " Дидактическая игра как средство формирования правильной речи у детей дошкольного возраста "

Дидактическая игра- средство обучения , поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях , может включаться в любое зан...

дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста

1.Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования2.Рассмотреть основы формирования сенсорных эталонов-величины, цвета и формы в раннем возрасте3.Выявить  эффективн...

Дидактическая игра как средство формирования логического мышления у детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...

защита курсовой работы "Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста "

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.Именно в этом возрасте закл...

Дидактическая игра как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего восп...