защита курсовой работы "Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста "
материал (средняя группа)

Нафикова Алёна Рамиловна

Формирование экологической грамотности у населения страны подразумевает создание системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Но происходит это только при условии: если взрослые, воспитывающие детей, сами обладают знаниями об окружающем мире: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают детям прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

К началу дошкольного возраста ребенок уже обладает определенным жизненным опытом, который пока что недостаточно осознан. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра.

В дошкольных образовательных учреждениях применяется множество разнообразных средств и одно из них является дидактическая игра. К сожалению в формировании знаний детей о природе, разнообразия дидактических играх нет. Игра это ведущий вид деятельности у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уважаемая комиссия

Вашему вниманию предлагается курсовая работа на тему: "Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста "

Природа - это все то, что нас окружает. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе и их взаимосвязях. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. В дошкольных образовательных учреждениях применяется множество разнообразных средств. Одним из них является дидактическая игра. К сожалению, нет разнообразия в видах дидактических игр, и раз игра это ведущий вид деятельности у дошкольников, то актуальностью работы будет являться изучение дидактических игр, как средства формирования знаний детей о природе

Дидактическая игра является разновидностью игр с правилами. Имеющие готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. Главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. Дидактическая игра дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности

Ей присущи две функции в процессе обучения:

  • Совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в котором они были усвоены, а преобразовывает их, учится пользоваться ими в зависимости от игровой ситуации.
  • Заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий. Действия должны быть такими, чтобы при их выполнении дети проявляли умственные и волевые усилия. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для ребенка сама игра, и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Над проблемой использования дидактических игр как средства развития дошкольников, работали: Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Бондаренко А.К., Николаева С.Н., Дрязгунова В.А., и многие другие. Каждый из названых представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, каждый из них рекомендовал ее использование для достижения разных целей и для решения разных дидактических задач. Их взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено явное влияние дидактической игры на развитие личности ребенка в целом

Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, педагоги расширяют и обогащают знания детей о природе. Благодаря этому у детей формируются познавательные интересы. Мыслительная деятельность становится активнее

Эффективность дидактических игр целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым условием для успешной реализации дидактических игр экологического содержания является наличие игрового материала. Дидактические игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой детей, использовать разные варианты игр в зависимости от уровня знаний детей о природе

Дидактические игры бывают: предметные; настольно-печатные и словесные

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, камешки и т.д.). Их рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Они учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. Например: "Чудесный мешочек", "Вершки и корешки", "С чьей ветки детки" и т.д

Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок и т.п. Например: "Ботаническое лото", "Ягоды и фрукты", "Грибы" и пр. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Эти игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием является устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Например: "Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?"; "Когда это бывает?"; "Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?" и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, имеющихся у детей представлений о мире природы. Данный вид игр не требует специальных условий, их можно организовать как в помещении, так и на прогулке

Эффективность дидактических игр зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимые атрибуты, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель

Таким образом, дидактическая игра помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Сюжетно – ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения детей дошкольного возраста»

Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Сюжетно-ролевая игра главный вид деятельности дошкольника. Через неё он позна...

Презентация " Дидактическая игра как средство формирования правильной речи у детей дошкольного возраста "

Дидактическая игра- средство обучения , поэтому она может быть использована при усвоении любого материала и проводится как на групповых, так и на индивидуальных занятиях , может включаться в любое зан...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста (обобщение опыта работы)

С первых дней жизни ребёнка общение является одним из важнейших факторов его психического развития. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянн...

Семинар «Парциальные программы, инновационные технологии, развивающие игры, как средство формирования математических представлений у детей дошкольного возраста».

На мой взгляд, без использования логико - математических игр невозможно развитие познавательной активности, логического мышления, памяти, речи, творческих способностей и других личностных качеств Их р...

Хороводные игры как средство формирования коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста

Хороводные игры почти забыты. Многие воспитатели сталкиваются с тем, как тяжело организовать малышей. Особенно переключить их внимание с одного вида деятельности на другой. А ведь хороводные игры - ...

"Дидактическая игра как средство формирования знаний о природе детей дошкольного возраста"

Мир вокруг нас удивителен и бесконечно разнообразен. Ежедневно дети получают новые представления о живой и неживой природе и их взаимосвязях.Природа - это все то, что нас окружает, но не создано челов...