Методические разработки по сопровождению детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ДОУ.
методическая разработка

Федяева Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

Курортный район

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 17 комбинированного вида

Методические рекомендации

по формированию модели индивидуального коррекционного маршрута для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с ФГОС ДО

Руководители авторского коллектива:

 методист Федяева Н.В.

ст. воспитатель Полякова О.А.

Авторский коллектив:

учитель-логопед Новикова М.И.

учитель-логопед Щукина Т.А.

 учитель-логопед Баранова К.В.

инструктор ФИЗО Выжлова Н.В.

воспитатель лог. группы Назарова М.В.

Санкт-Петербург

2017 г



Содержание

Введение………………………………………………….……….3

1.        Коррекционно-логопедическая и коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ

1.1.         Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………4

1.2.         Содержание коррекционно-логопедической и коррекционно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами………………………………………...........................8

1.3.         Особенности коррекционно-логопедической и коррекционно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами……………………………………………...11

1.3.1.        Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками с сенсорной алалией………………………………………………….………..11

1.3.2.        Коррекционно-оздоровительная работа (АФК) с дошкольниками с синдромом Робинова и ДЦП (детским церебральным параличом)……………………………………...13

2.        Содержание маршрута индивидуально-коррекционного сопровождения детей-инвалидов в ДОУ……………………………………………………………….20

2.1.        Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы………………………………...……....21

2.2.         Перспективное планирование коррекционно-оздоровительной работы (АФК)…………………………………...………………………..28

3.        Заключение..………………………………………….….31

4.        Перечень документов использованных в методических рекомендациях…………………………………………………..32

5.        Литература……………………………………………….33

Приложения…………………..…………………………………35

Введение.

Согласно Приложению к инструктивно-методическому письму Комитета по образованию от 04.02.2016 г. № 03-20-322/16-0-0 «Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)» и в целях организации работы с данной категорией детей, возникла необходимость создания в дошкольном учреждении психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) для реализации мероприятий ИПРА ребенка-инвалида. В целях реализации ИПРА образовательным учреждениям предлагается разрабатывать индивидуальный коррекционный маршрут сопровождения ребенка-инвалида.

Индивидуальный коррекционный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

1. Коррекционно-логопедическая и коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ.

Коррекционно-логопедическая и коррекционно-оздоровительная работа с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в ДОУ строится на основе разработанной ОУ адаптированной образовательной программы, которая учитывает индивидуальные возможности, способности и социальную адаптацию детей данной категории.

1.1. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья.

 В соответствии с Федеральным законом от 24.12.1995 № 181- ФЗ, к участникам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, т. е. лица, имеющие или не имеющие инвалидность.

К данной категории относятся дети, имеющие дефекты, как в физическом развитии, так и в психологическом.

Выделяют следующие группы детей с ОВЗ:

  • дети с расстройством поведения и общения;
  • дети с нарушениями слуха;
  • дети с нарушениями зрения;
  • дети с речевыми нарушениями;
  • дети с изменениями опорно-двигательного аппарата;
  • дети с отсталостью умственного развития;
  • дети с задержкой психического развития;
  • дети, имеющие комплексные нарушения.

Наряду с выше перечисленными категориями детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем ДОУ  присутствуют дети со следующими нарушениями:

 Синдром Робинова – наследственное заболевание, которое характеризуется увеличенной головой, выпуклым лбом, полнотой, брахидактилией конечностей и другими признаками на общем фоне отставания в развитии. Синдром Робинова часто обусловливает у больных инфекции уха, потерю слуха, мышечную гипотонию, проблемы развития, респираторные заболевания, чувствительность к свету. Так же у многих детей с синдромом Робинова выявлен детский церебральный паралич.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – одна из основных причин инвалидности среди детей. Эта проблема особенно актуальна, так как в настоящее время отмечается отчетливая тенденция к увеличению числа больных детей с ДЦП.

ДЦП – органическое поражение мозга, возникающее в периоде внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности и сопровождающееся двигательными, речевыми и психическими нарушениями. Двигательные расстройства наблюдаются у 100% детей, речевые – у 75% и психические – у 50% детей.

Двигательные нарушения при ДЦП характеризуется снижением или повышением двигательной активности, изменениями мышечного тонуса (мышечная гипер или гипотония, дистопия), наличием парезов или параличей, непроизвольных движений, задержкой тонических рефлексов, несформированностью реакций равновесия и координации движений, нарушением ощущения движений.

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости всех степеней тяжести. Кроме того, нередко имеются изменения зрения, слуха, вегетативно-сосудистые расстройства, судорожные проявления и пр.

Двигательные, речевые и психические нарушения могут быть различной степени выраженности: от минимальных до максимальных.

Существует несколько форм ДЦП. В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные нарушения.

Формы ДЦП:

  • спастическая диплегия - самая распространенная форма ДЦП; тетрапарез, при котором парез ног более глубок, чем парез рук;
  • двойная гемиплегия (тетраплегия) - самая тяжелая форма ДЦП с тотальным поражением больших полушарий; тетрапарез с тяжелыми поражениями как верхних, так и нижних конечностей, но руки «страдают» больше, чем ноги;
  • гиперкинетическая форма (связана с нарушением подкорковых отделов мозга; у ребенка периодически возникают насильственные движения - гиперкинезы, которые усиливаются от волнения и утомления);
  • гемипаретическая форма (спастическая гемиплегия) - парезы одной стороны тела, значительно более тяжелы парезы верхних конечностей; связано с поражением полушария мозга (при правостороннем парезе нарушается функция левого полушария, при левостороннем - правого);
  • атонически-астатическая форма (возникает при нарушении функции мозжечка; характеризуется снижением мышечного тонуса, нарушением координации движения, равновесия в покое и ходьбе, а также резкой задержкой развития психики и речи).

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребёнком в доречевой период жизни; тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмами, затруднениями в усвоении чтения и письма. 

Согласно классификации В.А.Ковшикова выделяют 3 вида алалии: экспрессивная (моторная) алалия, импрессивная (сенсорная) алалия и смешанная (сенсомоторная) алалия.

При сенсорной алалии ведущим дефектом является нарушение восприятия и понимания смысла обращенной речи. При этом физический слух у сенсорных алаликов сохранен, и они нередко страдают гиперакузией – повышенной восприимчивостью к различным звукам.

На фоне слуховой агнозии собственная речевая активность у детей с сенсорной алалией повышена. Однако их речь представляет собой набор бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанного повторения чужих слов). В целом при сенсорной алалии речь бессвязна, лишена смысла и непонятна для окружающих (логорея – «словесный салат»). В речи детей с сенсорной алалией присутствуют многочисленные персеверации (навязчивые повторения звуков, слогов), элизии слогов (пропуски), парафазии (звуковые замены), контаминации (объединение частей разных слов друг с другом). К собственной речи дети с сенсорной алалией не критичны; для общения широко используют мимику и жесты.

При грубых формах сенсорной алалии понимание речи отсутствует совсем; в других случаях носит ситуативный характер. Однако, даже если ребенку доступен смысл фразы в определенном контексте, при изменении словоформы, порядка слов в предложении, темпа речи понимание теряется. Часто в осмыслении речи детям с сенсорной алалией помогает «чтение с губ» говорящего.

Недостаточность фонематического слуха при сенсорной алалии приводит к неразличению слов-паронимов; несформированности соотнесенности слышимого и произносимого слова с тем или иным предметом или явлением.

Грубое искажение развития речи при сенсорной алалии приводит к вторичным нарушениям личности, поведения, задержке интеллектуального развития. Психологические особенности детей с сенсорной алалией характеризуются трудностью включения и удержания внимания, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, неустойчивость слухового восприятия и памяти. У детей с сенсорной алалией может отмечаться импульсивность, хаотичность поведения или, напротив, инертность, замкнутость.

В чистом виде сенсорная алалия наблюдается нечасто; обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия, что указывает на функциональную неразрывность речеслухового и речедвигательного анализаторов.

Так как в нашем ДОУ присутствуют категории детей с ОВЗ и дети -инвалиды, нуждающиеся в коррекционно-оздоровительной и коррекционно-логопедической работе, возникла необходимость в разработке индивидуального коррекционного маршрута ребёнка для организации и выполнения работы ИПРА.

1.2. Содержание коррекционно-логопедической и коррекционно-оздоровительной работы с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами.

В основе построения индивидуального коррекционного маршрута стоит организация оптимальных для ребёнка с ОВЗ условий обучения с целью развития его потенциала, формирования необходимых знаний, умений и навыков. Способ построения индивидуального маршрута характеризует особенности обучения, и развития на протяжении определённого времени, носит пролонгированный характер (весь период воспитания и обучения в группе).

Цели работы по построению индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для конкретного ребёнка:

  • повышение уровня общего развития ребёнка, восполнение пробелов предшествующего воспитания и обучения,
  • индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных знаний, умений и навыков,
  • социально-личностное развитие ребёнка и оказание ему необходимой коррекционно-педагогической помощи.
  • коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи,
  • направленная подготовка к восприятию элементов учебного материала.

Принципы построения индивидуального образовательного маршрута:

  • Ступенчатая диагностика.
  • Индивидуальный подбор педагогических технологий.
  • Систематический контроль и корректировка.
  • Наблюдение.
  • Пошаговая фиксация.

Вся коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка, когда содержание индивидуальных занятий не должно иметь формальный характер, механическое «натаскивание» в каком-то одном навыке. Исходя из принципов построения индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, в соответствии с основной адаптированной образовательной программой для детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС ДО, определены направления коррекционной работы:

  •  сенсорное развитие;
  •  развитие психических функций;
  •  развитие тонкой ручной моторики;
  •  развитие общих речевых навыков;
  •  коррекция звукопроизношения;
  •  работа над звуко-слоговой структурой;
  •  развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза;
  •  развитие лексики;
  •  совершенствование грамматического строя речи;
  •  развитие связной речи.

Для успешной социальной интеграции детей с ДЦП чрезвычайно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и ранней коррекции поведенческих, нервно-психических и двигательных расстройств.

 В свою очередь, процесс социальной адаптации невозможен без достаточного уровня развития двигательных способностей ребенка. Роль развития двигательных навыков в системе комплексной реабилитации этих детей особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важна. Ранняя коррекция помогает значительно улучшить имеющиеся двигательные функции. Положительный эффект на детей с ДЦП оказывают занятия АФК (адаптивная физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья).

 Цель АФК – нормализация двигательной деятельности ребенка (формирование основных двигательных навыков и умений), максимально возможное уменьшение степени ограничений жизнедеятельности, подготовка к социальной интеграции.

АФК занимает ведущее место в социальной интеграции и комплексной реабилитации детей с церебральными параличами, поскольку является естественно-биологическим методом терапии, способствующим более быстрому восстановлению функций опорно-двигательного аппарата, развитию и нормализации движений.

Основное средство АФК – физические упражнения.

Физические упражнения располагают большим потенциалом для коррекции и совершенствования моторики детей с ДЦП. Большое количество физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют совершать отбор оптимальных сочетаний для каждого отдельного случая.

Под влиянием физических упражнений в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в ЦНС и стимулирующие развитие двигательных зон мозга.

В процессе занятий нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций и навыков.

Общими и обязательными принципами занятий АФК являются:

  1. регулярность, систематичность и непрерывность занятий;
  2. строгая индивидуализация упражнений АФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием;
  3. постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки.

1.3. Особенности коррекционно-логопедической и коррекционно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами

Исходя из описанных ранее особенностей детей с ОВЗ, возникает необходимость более подробно остановиться на специфике коррекционно-логопедической работы и коррекционно-оздоровительной работы (АФК) с детьми. Точнее охарактеризовать тесную взаимосвязь различных специалистов на протяжении всего индивидуального коррекционного маршрута.

1.3.1. Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками с сенсорной алалией.

Сенсорная алалия возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической её стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга – нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

Наиболее эффективным при коррекционной деятельности является комплексный подход. В данном случае речь идет не только о комплексном воздействии при логопедической работе (логопедические занятия, направленные на системное воздействие на речь, логопедический массаж), но и о тесной взаимосвязи учителя-логопеда с дефектологом, а также с родителями воспитанника.

В логопедической работе спецификой работы будет выделение нескольких этапов:

1. Подготовительный этап: установление контакта с ребенком, развитие сенсомоторной основы речи (общая и мелкая моторика, восприятие неречевых звуков), развитие психических функций (произвольного внимания, зрительной кинестетической памяти).

2. Основной этап:

  • работа по развитию фонематического восприятия;
  • дифференциация звуков на слух и в собственном проговаривании;
  • расширение понимания бытовых инструкций;
  • развитие как пассивного, так и активного словаря;
  • работа над совершенствованием слоговой структуры;
  • развитие тонких акустических дифференцировок;
  • работа над фразой;
  • развитие сознательного анализа и синтеза речи.

Обязательно включение родителей на правах участников в коррекционно-образовательный процесс.

Основными задачами являются:

1. Сформировать у родителей правильное отношение к дефекту ребёнка, понимание путей преодоления, создания условий для полноценного общения с ребёнком.

2. Довести до сведения родителей их основные задачи:

  • закрепление навыков, усвоенных ребёнком на занятии.
  • создание необходимого эмоционального фона как основы для формирования общения.

3. Постоянно информировать о результатах деятельности ребёнка; о перспективных планах коррекции.

4. Разъяснять значимость развития личностных качеств дошкольника: доброты, терпения, внимания, усидчивости, умения подчиняться требованиям.

Тесное сотрудничество учителя-логопеда со специалистами и педагогами ДОУ заключается в постоянном взаимодействии на протяжении всего коррекционно-образовательного процесса. Включает в себя: консультирование по результатам обследования ребенка с сенсорной алалией, выявление основных акцентов в коррекционной работе, поэтапное системное воздействие на протяжении всего индивидуального коррекционного маршрута.

1.3.2. Коррекционно-оздоровительная работа (АФК) с дошкольниками с синдромом Робинова и ДЦП (детским церебральным параличом).

Работа с детьми, страдающими ДЦП, должна быть обширной и комплексной, развивать все стороны их психики, речи и моторики. Для успешного коррекционно-педагогического процесса важно взаимодействие логопеда, психолога, воспитателя, инструктора по ФК, а также родителей. Грамотно построенный процесс обучения детей с ДЦП позитивно влияет на их способность организовывать и регулировать свою деятельность, умственное и физическое развитие, а также помогает овладеть навыками социально-трудовой ориентировки.

На занятиях АФК решаются общеобразовательные, оздоровительные, воспитательные задачи (как и в работе со здоровыми детьми), а также коррекционные задачи:

  1. Преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп.
  2. Улучшение подвижности в суставах (профилактика и разработка контрактур).
  3. Нормализация тонуса мышц.
  4. Улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии).
  5. Улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма.
  6. Развитие предметно-манипулятивной деятельности рук (пальцев рук).
  7. Формирование вестибулярных и антигравитационных реакций статодинамической устойчивости (равновесия) и ориентировки в пространстве.
  8. Формирование различных опорных реакций рук и ног.
  9. Формирование навыка правильной осанки.
  10.  Активизация психических процессов и познавательной деятельности.
  11. Общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей.

Для решения данных задач выполняются комплексы общеразвивающих упражнений, а также специальные упражнения.

На занятиях АФК при ДЦП используют:

  • пассивные упражнения (применяются в случае, когда ребенок не может сам выполнить нужное движение, но оно возможно с посторонней помощью; выполняются медленно, плавно с сохранением заданных направлений и траекторий);
  • пассивно-активные (упражнения выполняются с посторонней помощью, при этом возможно оказывать дозированное сопротивление совершаемому движению; используются при ограничении объема движения);
  • активные упражнения (формируют мышечное чувство, точность, координацию, равновесие, адаптивный двигательный стереотип);
  • упражнения на расслабление (способствуют торможению непроизвольных движений, восстановлению нарушений координации движений и нормализации деятельности внутренних органов);
  • упражнения на растягивание (способствуют улучшению эластичности тканей, тем самым облегчая восстановление подвижности в суставах; применяются осторожно, особенно при контрактурах, в сочетании с упражнениями на расслабление);
  • дыхательные упражнения (направлены на восстановление нормального акта дыхания в покое, а также при совмещении с различными движениями и действиями; большое внимание следует уделяется овладению типами дыхания с выполнением длительного выдоха, так как дыхание у детей с ДЦП в основном поверхностное, не координированное с движениями);
  • силовые и скоростно-силовые упражнения (направлены на регуляцию мышечных сокращений; содействуют восстановлению подвижности в суставах, опороспособности, улучшению обменных процессов в мышцах, нарастанию мышечной массы, развитию силовой выносливости, улучшению работоспособности и осанки);
  • упражнения на координацию движений (применяются для восстановления основ управления движениями; способствуют свободному переключению состояния мышцы (покой, напряжение, расслабление, сокращение), овладению сложными сочетаниями работы мышц различных частей тела при формировании двигательных стереотипов);
  • упражнения на равновесие (способствуют воспитанию правильной осанки, тренировке функций вестибулярного анализатора, нормализации опороспособности, развитию реакций равновесия в разных условиях);
  • прикладные упражнения (включают различные способы передвижения – ползание, ходьбу, бег, а также прыжки, лазание метание, т.е. те естественные движения, которые здоровый ребенок применяет в повседневной жизни).
  • подвижные игры (имеют большое воспитательное значение как эмоциональный способ закрепления двигательных навыков).

При проведении занятий (выполнении упражнений) необходимо использовать звуковые (выполнение упражнений под музыку) и речевые стимулы. Четкая речевая инструкция имеет особо важное значение. Она нормализует психическую деятельность ребенка, развивает целенаправленность, улучшает понимание речи, обогащает словарь. Таким путем у ребенка формируются различные связи с двигательным анализатором, что является мощным фактором всего психического развития. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, ребенку легче их координировать. Для тренировки вестибулярного аппарата возможно чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами. Для усиления тактильных ощущений используются массажные коврики.

При работе с детьми, имеющими церебральную патологию, также возможно использовать «сухой» бассейн.

В «сухом» бассейне тело ребенка находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела, стимулируется проприоцептивная и тактильная чувствительность. Ребенок свободно двигается, меняет направление движения, позу, чередуя деятельность с отдыхом, самопроизвольно регулируя нагрузку, удовлетворяет потребность в движении. «Сухой» бассейн способствует развитию моторики, координации движений, равновесия, всех сенсорных систем, стимулирует поисковую и творческую активность ребенка, позволяет добиться качественной релаксации. Упражнения, проводимые в «сухом» бассейне, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, деятельность желудочно-кишечного тракта, способствуют развитию физических качеств, уменьшают спастику и гиперкинезы, стимулируют функцию паретичных мышц, способствуют увеличению подвижности позвоночника и суставов верхних и нижних конечностей. Помимо оздоравливающего и профилактического воздействия на организм ребенка, занятия в сухом бассейне улучшают его психоэмоциональное состояние. Дети испытывают необыкновенное удовольствие и радость, погружаясь в безопасные «волны» бассейна и, резвясь среди множества ярких разноцветных шариков, у них появляется возможность выплеснуть негативные эмоции.

В ходе движений («плавания» или других процедур, проводимых в «сухом» бассейне) у ребенка в большей или меньшей степени происходит формирование психомоторных способностей. Поэтому занятия с использованием «сухого» бассейна – это активный психолого-педагогический процесс, направленный на развитие психомоторных задатков и двигательной деятельности детей.

Психомоторная обучаемость в ходе занятий в «сухом» бассейне характеризуется не столько содержательной стороной учения (приобретаемыми знаниями и умениями), сколько скоростью и легкостью их усвоения, овладения необходимыми приемами мыслительной и двигательной деятельности, степенью ее активности, самостоятельности, гибкости, достигаемыми в условиях сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Задачи сенсомоторного развития, в том числе и коррекции его нарушений у детей, решаются в процессе занятий с использованием «сухого» бассейна, которые организуются с учетом следующих направлений:

  • развитие способности к точному управлению движениями в пространстве «сухого» бассейна (чувство пространства)
  • формирование способности к реагированию на изменение положения тела во время перемещения в «сухом» бассейне (время сложной двигательной реакции)
  • развитие способности сохранять равновесие, перемещаясь в «море» шариков (статическая координация)
  • обучение навыкам поддержания максимально возможного темпа движений во время плавания в «сухом» бассейне (частота движений за единицу времени)
  • развитие моторной асимметрии
  • обучение и развитие словесной регуляции движений в «сухом» бассейне (выполнение двигательных действий по словесной инструкции, озвучивание собственных действий, рассказ о своих ощущениях и т.п.)
  • снижение повышенного психического возбуждения (релаксация)
  • развитие способности к активному воображению.

Рекомендации по проведению занятий в сухом бассейне:

  • занятия лучше проводить в игровой форме и индивидуально
  • обстановка во время занятий должна быть эмоционально комфортной и вызывать у ребенка интерес
  • подбор упражнений, игр в бассейне должен быть индивидуальным в зависимости от формы и степени тяжести заболевания (с учетом возможностей ребенка)
  • продолжительность занятия 15-20 минут; частота – 1 раз в неделю.

Перечень основных упражнений, который может быть использован специалистом по физической культуре на занятиях в сухом бассейне.

  • общеразвивающие и специальные
  • дыхательные упражнения
  • массажные движения
  • упражнения в сопротивлении
  • упражнения в равновесии
  • упражнения с применением разнообразных дополнительных предметов (валики, мячи, утяжелители и др.)
  • прикладные (ползание, ручные захваты, метание мячей).

Исходные положения, применяемые в сухом бассейне:

  • лежа на животе, спине, на боку
  • из положения сидя
  • стоя на четвереньках, стоя на коленях.

Наиболее эффективным методом работы с детьми с ДЦП является гидрокинезотерапия (проведение физических упражнений в воде).

Эффективность воздействие плавания на организм ребенка с ДЦП заключается в определенных механизмах, обусловленных водной средой.

Вода – уникальная тренировочная среда. Она помогает ребенку, больному ДЦП, облегчая вес тела и снимая нагрузку с пораженных суставов и позвоночника, нормализует процессы возбуждения и торможения, стабилизирует мышечный тонус, придает энергии. Движение в ней затруднено (тело преодолевает значительное сопротивление воды, тем самым укрепляется опорно-двигательный аппарат), поэтому у детей есть время «осознать» его и постараться сделать то, что от него требуют. Очень многие упражнения, не получавшиеся на суше, получаются у них в водной среде. Пребывание в бассейне избавляет от болевых ощущений во время физических упражнений, заставляет активней дышать, улучшая легочную вентиляцию (что является отличным профилактическим средством, предупреждающим заболевания верхних дыхательных путей), тренирует сердечно-сосудистую систему, нежно массирует кожу, усиливая кровообращение (улучшая кровоснабжение органов и тканей). Мышцы, испытывающие напряжение на воздухе, в водной среде расслабляются, позволяя совершать новые движения, уменьшаются гиперкинезы (подергивания), увеличивается объем активных движений. Ритмичные движения ног, создают благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в «безопорном» положении способствует развитию стопы. Поддержание корпуса тела в воде способствует восстановлению и улучшению координации движений.

Другим положительным эффектом от плавания является мягкое регулирование нервной системы ребенка путем предоставления ему положительных эмоций. Занятия в воде ослабляют действие стрессов и излечивают депрессивные состояния, способствуют закаливанию организма, улучшают сон, повышают аппетит и общий тонус организма.

Таким образом, гидрокинезотерапия, благодаря разностороннему действию, позволяет решить следующие задачи:

  • укрепление здоровья ребенка
  • снижение спастики, повышение силы мышц
  • развитие двигательных способностей (увеличение объема активных движений в суставах, укрепление опорно-двигательного аппарата)
  • улучшение психоэмоционального состояния
  • адаптация к ежедневным физическим нагрузкам.

В процессе занятий используются следующие средства гидрокинезотерапии:

  • физические упражнения в воде
  • элементы плавания.

2. Содержание маршрута индивидуально-коррекционного сопровождения детей-инвалидов в ДОУ.

Согласно инструктивно-методическому письму Комитета по образованию от 04.02.2016 г. № 03-20-322/16-0-0 «Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)», маршрут индивидуального сопровождения детей-инвалидов в ДОУ строится на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации (далее - ИПРА). ИПРА – комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды и формы, объёмы, сроки и порядок реализации реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способности инвалида к выполнению определённых видов деятельности, и разрабатываются федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. ИПРА является обязательной для исполнения образовательным учреждением, которое организовывает выполнение Перечня мероприятий в рамках реализации образовательной программы и имеет право дополнить, с согласия родителей (законных представителей) ребёнка-инвалида данный Перечень другими мероприятиями реабилитации или абилитации. Таким образом, в целях выполнения ИПРА специалистами ОУ разрабатывается индивидуальный маршрут коррекционно-логопедической и коррекционно-оздоровительной работы с целью сопровождения детей-инвалидов в ДОУ. Нами предложен пример модели построения индивидуального коррекционного маршрута по работе с детьми-инвалидами.

2.1. Перспективное планирование коррекционно-логопедической работы

Этапы работы

Направления работы

Коррекционные задачи

Рекомендованные игры и задания

Подготовительный этап

Сенсорное развитие

Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание).

Закрепить знание основных цветов и оттенков, представлений о форме и величине предметов.

Упражнения в узнавании, классификации, сравнении цвета, формы, величины предметов, геометрических фигур.

Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения.

Развитие психических функций

Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.

Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать.

Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.

Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Жмурки с колокольчиком», «Найди бубенчик», «Поймай барабанщика», «Сложи радугу», «Теплые и холодные цвета», «Цветные колпачки», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т.д.

Развитие тонкой ручной моторики

Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.

Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам).

Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

Печатание пройденных букв в тетради.

Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.

Использование массажных упражнений.

Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.

Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.

 Лепка, аппликация, рисование.

Развитие общих речевых навыков

Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.

Формировать правильное речевое дыхание.

Работать над постановкой диафрагмального дыхания.

Работать над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

Артикуляционная гимнастика.

Дыхательная гимнастика.

Основной этап

Коррекция звукопроизношения

Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.

Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.

Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.

Постановка нарушенных звуков.

Автоматизация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)

Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначала изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.

Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.

Плавно переключаться со слога на слог.

Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.

«Наращивать» слова.

Произносить слова со стечением согласных.

Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте

Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.

Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.

Знакомить с буквами.

Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],

Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т.д.).

Выделение гласного в начале слова (Оля), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т.п.).

Подбор слов на гласные звуки.

Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.

Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».

Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

Определение последовательности звуков в слоге, слове.

Определение количества звуков в слоге, слове.

Определение ударного слога, звука в слове.

Составление звуко-слоговой схемы слов.

Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

Развитие лексики

Расширять, уточнять и активизировать словарь на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем.

Упражнять в словоизменении.

Упражнять в словообразовании.

Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами

Обогащение экспрессивной речи сложными словами, неизменяемыми словами, словами-антонимами и словами-синонимами.

Обогащение экспрессивной речи прилагательными с уменьшительными суффиксами, относительными и притяжательными прилагательными.

Практическое овладение всеми простыми предлогами и сложными предлогами.

Обогащение экспрессивной речи за счет имен числительных, местоименных форм, наречий, причастий.

Совершенствование грамматического строя речи

Формировать грамматические категории имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)

Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.

Формировать навыки грамматически правильного составления предложений.

Формировать навыки анализа предложений и составления графических схем предложений.

1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок – заморозки, гриб – грибы, береза – березы, яблоко – яблоки).

2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах, как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).

Совершенствование умения образовывать и использовать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами по всем изучаемым лексическим темам (листочек, картошечка, пальтишко; кругленький).

Формирование умения образовывать и использовать имена существительные с увеличительными суффиксами (медведище, головища) и суффиксами единичности (горошинка, клюквинка).

3. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).

Закрепление умения образовывать и использовать возвратные глаголы, глаголы в разных временных формах (собираться, притаиться; улетает, улетел, улетит).

 Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут).

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои.

Согласование числительных два и пять с существительными.

Совершенствование навыков составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действия, по картине; распространения простых предложений однородными членами.

Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений с придаточными времени и причины (Мы пошли кататься с горки, когда закончился снегопад. Девочки намочили рукавички, потому что лепили снеговика.)

Закрепление навыков анализа простых распространенных предложений без предлогов и с простыми предлогами (со зрительной опорой и без нее) и навыка составления графических схем предложений.

Заключительный этап

Развитие связной речи

1. Составлять простые распространённые предложения.

2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.

3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам.

4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений).

5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ).

Формирование желания рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях. Развитие не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

Совершенствование навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полно и кратко.

Закреплять умение составлять описательные рассказы и загадки-описания о предметах и объектах по заданному плану и самостоятельно составленному плану.

Совершенствование навыка пересказа сказок и небольших рассказов по заданному или коллективно составленному плану. Обучение пересказу с изменением времени действия и лица рассказчика.

4.Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану.


2.2. Перспективное планирование коррекционно-оздоровительной работы (АФК)

Этапы

Задачи

Используемые средства

Результат

1. Подготовительный этап (обследование)

1. Оценить уровень двигательных умений и навыков.

2. Разработать индивидуальную программу коррекционно-оздоровительной работы (индивидуальный маршрут оказания помощи ребёнку).

 Основные упражнения на:

- силовую выносливость мышц (брюшного пресса, разгибателей спины, средней ягодичной мышцы, сгибателей шеи, мышц ног)

- координацию движений и равновесие

- общую и мелкую моторику

Выявление уровня двигательных возможностей.

 Оформление результатов обследования двигательных умений и навыков.

 Разработка индивидуальных занятий в соответствии с особенностями физического развития, спецификой индивидуальных возможностей ребенка.

2. Основной этап:

Направления деятельности:

- Коррекционно-оздоровительная работа с детьми

Реализация программы по решению коррекционных задач:

- улучшение произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей

- формирование навыка правильной осанки и правильной установки стоп

- коррекция координационных нарушений

- тренировка мышечно-суставного чувства

- профилактика и коррекция тугоподвижности в суставах

- преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп

- нормализация тонуса мышц

- активизация психических процессов и познавательной деятельности

- развитие предметно-манипулятивной деятельности рук

(пальцев рук)

- улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма

- общая релаксация (расслабление) организма и отдельных его конечностей.

Средства реализации:

- пассивные упражнения;

- пассивно-активные упражнения;

- активные упражнения;

- упражнения на расслабление;

- упражнения на растягивание;

- дыхательные упражнения;

- силовые и скоростно-силовые упражнения;

- упражнения на координацию движений;

- упражнения на равновесие.

- упражнения для развития точных дифференцированных движений пальцев рук

- прикладные упражнения

- подвижные игры

Повышение заинтересованности к занятиям физическими упражнениями;

снижение тонуса мышц;

преодоление слабости отдельных мышечных групп;

улучшение подвижности в суставах;

увеличение амплитуды движений;

улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем организма;

нормализация опороспособности;

улучшение эмоционально-волевой сферы.

-Организация совместной работы инструктора ФИЗО и родителей по оказанию помощи детям.

1. Оказание помощи в подборе различных видов коррекционных упражнений и игр для проведения динамических пауз в домашних условиях.

Индивидуальные консультации и беседы, открытые занятия.

Повышение уровня компетентности родителей в оказании помощи детям.

 

- Организация совместной работы с педагогами

2. Оказание консультативной помощи по проведению динамических пауз в группе и игр в НОД.

Индивидуальные консультации и беседы, семинары-практикумы, разработка и оформление рекомендаций.

Повышение уровня компетентности педагогов в работе с детьми с ДЦП и ОВЗ.

3. Заключительный этап

Оценить уровень двигательных умений и навыков.

Оценить эффективность коррекционно-оздоровительной работы.

Используемые основные упражнения:

- силовая выносливость мышц (брюшного пресса, разгибателей спины, сгибателей шеи, мышц ног)

- координация движений, равновесие

- мелкая моторика

- общая моторика (объем движений)

Сравнительный анализ полученных результатов

Внесение изменений и дополнений в программу (индивидуальный маршрут)

Для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в коррекционно-логопедической и коррекционно-оздоровительной работе (АФК), при выполнении индивидуального коррекционного маршрута, возникла необходимость создания и ведения отчетных форм документации (см. Приложение 1,2).

3. Заключение

Представленные нами методические рекомендации по формированию модели индивидуального коррекционного маршрута для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с ФГОС ДО, носят обобщенный характер опыта работы специалистов.

Разработанные рекомендации комплексного воздействия, сопровождения и контроля позволяют:

  • определить характер, продолжительность и эффективность коррекционной помощи в рамках реализации Перечня мероприятий ИПРА в данном образовательном учреждении;
  • соблюдать непрерывность последовательность и комплексность в построении индивидуального коррекционного маршрута для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с ФГОС ДО.

Надеемся, что представленный опыт будет интересен педагогической общественности по конструированию полноценного пространства для развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов в дошкольном образовательном учреждении.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ IIO РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ИПРА.

  • Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в РФ»
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2015 № 528-н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 15.10.2015 № 723-н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), мероприятий в федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.12.2013 № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
  • Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 № 461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»
  • Распоряжение Комитета по образованию от 29.01.2016 № 234-р «Об организации работы по реализации психолого-педагогических мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида)».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Гербова В.В. Учусь говорить: пособие для детей 5-6 лет/ В.В. Гербова. – М.: Просвещение. 2009. – 40с.
  • Филичева Т.Б..Чиркина В.Г. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Москва ВНИИОЭНГ, 1988.
  • Коробов М.В. Организация и методика разработки индивидуальной программы реабилитации: уч.-метод. пособие / М.В. Коробов [и др.]— СПб., 2002. — 84 с.
  • Психологическая поддержка семьи / Сборник материалов из опыта работы. - Омск, 2008. - 60 с.
  • Федорова Т. Н. Критерии и методика оценки результатов реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов и пострадавших: метод, рекомендации: / Т. Н. Федорова. — Омск, 2004. — 22 с.
  • Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет) – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006г. - 352 с.
  • Нищева Н.В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007г. - 240 с.
  • Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. — Киев, Здоровье, 2008. – 327 с.
  • Верхлин, В. Н. Комплекс упражнений для детей с ДЦП // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004. - № 4. – с. 68-71.
  • Гросс Н.А. Современные комплексные методики физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. – М.: Советсткий спорт, 2005. – 235 с.
  • Ефименко Н. Н., Сермеев Б. В. Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом. — М.: Советский спорт, 1991. 55 с
  • Копырина Е. В. Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата на занятиях плаванием // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 2. – с. 26-28.
  • Малашина Н. А. Использование игр и упражнений в развитии ручных умений дошкольников с детским церебральным параличом (спастическая диплегия) // Коррекц. педагогика. – 2007. - № 5. –с. 55-62.
  • Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. Младенческий, ранний и дошкольный возраст. — М.: Просвещение, 2006. – 215 с.
  • Отдельнова В. Плавание и дети с опорно-двигательными проблемами // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 9. – с. 66-67.
  • Приходько О. Г. Особенности речевого развития детей раннего возраста с церебральным параличом и пути коррекционного воздействия // Практическая психология и логопедия. – 2007. - № 4. –с. 20-24. 
  • Приходько О. Г. Полифункциональная среда сенсорной комнаты как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с двигательной патологией / Приходько О. Г., Белякова Ю. Ю. // Логопед в детском саду. – 2007. - № 7. – с. 36-39. 
  • Симонова Т. Н. Особенности формирования начальных двигательных навыков у детей с ДЦП и методы их стимуляции // Логопед в детском саду. – 2007. - № 2. – с. 22-27. 
  • Смирнова И. А. Создание предпосылок к социальной адаптации и интеграции у детей с церебральным параличом в дошкольном возрасте // Логопед в детском саду. – 2007. - № 8. – с. 22-25.

Приложение 1

1.1.Форма календарно-тематического планирования

Количество занятий регламентировано Перечнем мероприятий к ИПРА

Компоненты речевой деятельности

понедельник

среда

пятница

Высшие психические функции

Артикуляционная моторика

Звукопроизношение

Тонкая ручная моторика

Фонематические функции

Звуко-слоговая структура

Лексика, грамматика. Связная речь

1.2.Динамика речевого развития дошкольника с ОВЗ

Фамилия, имя ребенка_________________________________________

Дата рождения_______________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу  ______________________  

Логопедическое заключение____________________________________

_____________________________________________________________

Компоненты речевой деятельности

Период обследования

начало уч.г.

середина уч.г.

конец уч.г.

общие речевые навыки

высшие психические функции

артикуляционная моторика

тонкая ручная моторика

фонематическое восприятие

фонематический анализ

лексический строй речи

грамматический строй речи

связная речь

Балльная система:

0 – низкий уровень сформированности навыка

1 – ниже среднего уровень сформированности навыка

2 – средний уровень сформированности навыка

3 – выше среднего уровень сформированности навыка

4 – высокий уровень сформированности навыка

1.3. Лист психолого-педагогического консультирования с ребенка-инвалида и его семьи

Количество консультаций с родителями дошкольника регламентировано Перечнем мероприятий к ИПРА.

 Консультация родителей о результатах выполнения ИПРА

Дата

Содержание консультации

Подпись родителя

Подпись учителя-логопеда

Консультирования родителей об особенностях организации коррекционной работы в образовательной организации

Дата

Содержание консультации

Подпись родителя

Подпись учителя-логопеда

Приложение 2

2.1. Форма календарно-тематического планирования

Направления деятельности

понедельник

среда

пятница

АФК

1-2 раз в неделю

Сухой бассейн

1 раз в неделю

Гидрокинезотерапия

1 раз в неделю


2.2. Динамика физического развития дошкольника с ОВЗ

Фамилия, имя ребенка _________________________________________

Дата рождения  _______________________________________________

Дата поступления в группу  _____________________________________

Заключение инструктора ФИЗО  ________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Двигательные возможности

Период обследования

начало уч.г.

середина уч.г.

конец уч.г.

Силовая выносливость мышц

Координация движений и равновесия

Общая и мелкая моторика

2.3. Лист консультирования родителей (законных представителей) ребенка-инвалида.

Консультация родителей о результатах динамики физического развития дошкольника с ОВЗ

Дата

Содержание консультации

Подпись родителя

Подпись инструктора ФИЗО

Консультирование родителей об особенностях организации коррекционно-оздоровительной работы в образовательной организации

Дата

Содержание консультации

Подпись родителя

Подпись

инструктора ФИЗО




Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 17 комбинированного вида

Курортного района

КОНСПЕКТ

Тренинг для педагогов

 «ПРИНЯТИЕ»

Подготовила: методист

Федяева Наталья Владимировна

г. Санкт-Петербург

 2019 г.


Пояснительная записка

Цель: Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям с ОВЗ и детям – инвалидам.

Образовательные: познакомить педагогов с особенностями детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Развивающие:

  • развитие эмпатии по  отношению к детям с ОВЗ и детям - инвалидам.
  • развитие позитивного отношения педагога к своим способностям.

Используемые формы  и методы:

        Метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод. Тренинговые упражнения, направленные на эмоциональный подъем, снижение напряжения, сплочение, осознание собственных возможностей слышать, видеть, говорить, двигаться.

Целевая группа: педагоги и специалисты ДОУ

Оборудование:  Мультимедийная установка, видеоматериалы,

методические материалы для упражнений.

Подготовительная работа:  подготовка помещения, материалов для работы.

Ход проведения мероприятия

Вступление ведущего:

Тренинг – это закладка того, что мы действительно хотим, чтобы в нашей жизни происходило, чтобы мы не боялись проявить себя, чтобы могли находить пути сотрудничества с другими и решать возникающие проблемы.   Тема нашего тренинга «Принятие». Мы собрались сегодня здесь, для того чтобы  поговорить о детях  с особенностями развития, и об отношении к ним.

Для того, чтобы начать работу, нам необходимо познакомиться.

1. Упражнение-приветствие «Имя по кругу» (мяч)

Цель: поприветствовать коллег, настроиться на работу.

Участники тренинга рассаживаются по кругу. Передавая друг другу мячик, каждый из участников называет свое имя и место работы или род деятельности, которым занимаются.

Например:

- Здравствуйте! Меня зовут Наталья и я – методист.

- Спасибо, очень приятно Наталья. Наталья – методист.

Всем здравствуйте! Меня зовут Татьяна и я – учитель.

- Спасибо, очень приятно Татьяна. Татьяна – учитель.

Всем здравствуйте! Меня зовут Евгения и я – воспитатель и т.д.

Ведущий: Спасибо! Вот мы и познакомились!

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.        

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами, несет в себе некоторые сложности, требующие особого терпения, повышенного внимания, ответственности. Чтобы процесс воспитания и обучения проходил легче для вас и для детей, необходимо принять их «Мир» таким, какой он есть. В нашем ДОУ есть дети с ДЦП, дети с тяжелыми нарушениями речи, слуха и зрения, с наследственными заболеваниями.

Чтобы хоть чуть-чуть понять «Мир особого ребенка», позвольте Вам предложить следующее упражнение:

2. Упражнение на принятие ребенка с нарушением

слуха «Мир на слух» (наушники, запись с шумом города, ватман, цветные карандаши, видеоролик)

Цель: осознание радости от собственных способностей слышать.

 Участники выбирают себе напарника. Первый – «слабослышащий» надевает наушники (ведущий включает запись с шумом города), второму участнику выдается текст с диалоговой речью и с небольшим совместным заданием, которое необходимо выполнить, например: нарисовать на ватмане кошку. Ведущему участнику необходимо не только вступить в диалог со «слабослышащим», но и постараться доходчиво объяснить какое совместное действие нужно будет выполнить, по тексту:

- Привет!

Сегодня я приглашаю тебя в кукольный театр!

Ты составишь мне компанию?

Спектакль называется «Кошка, которая гуляет сама по себе»!

В конце спектакля будет конкурс рисунков.

Ты будешь участвовать?

Давай нарисуем кошку!

Далее участники меняются ролями.

Вопросы для обсуждения:

— Кто испытывал неловкость, затруднения, растерянность?

— Что вы узнали нового о слабослышащих детях?

Чтобы завершить разговор о возможностях детей с нарушением слуха, вашему вниманию предоставляется видеоролик, о работе со слабослышащим ребенком.

Ведущий: Молодцы! Хорошо! Упражнение было не простым! Давайте похвалим себя за проделанную работу. Погладьте себя по макушке.

3. Упражнение на принятие ребенка с нарушением зрения «Мир на ощупь» (повязки на глаза, планшеты с рельефно-графическими картинками изобразительных элементов с имитацией методики Брайля на каждого участника, простые карандаши, видеоролик).

Цель: осознание радости от собственных способностей видеть.

Упражнение проводится за столами. Участникам тренинга предлагается надеть повязки на глаза. Ведущий выдает каждому планшеты с рельефно-графическими картинками изобразительных элементов, с имитацией методики Брайля. Необходимо распознать и верно охарактеризовать данный элемент. Затем на бумаге при помощи карандаша изобразить данный элемент не снимая повязки с глаз.

Вопросы для обсуждения:

— Что вы чувствовали, опишите ваши ощущения?

— Что вы узнали нового о слабовидящих детях?

Чтобы завершить разговор о возможностях детей с нарушением зрения, вашему вниманию предоставляется видеоролик о работе со слабовидящим  воспитанником ДОУ.

4. Упражнение на принятие ребенка с ДЦП «Мир в движении» (спортивный зал, широкая тесьма, мягкий конструктор «Альма», видеоролик).

Цель: осознание радости от собственных способностей двигаться без ограничений.

        Участники тренинга делятся на пары. Ведущий при помощи тесьмы фиксирует левую ногу одного участника с правой ногой другого (голень, колено), таким же способом фиксирует только сзади кисти рук и талии напарников, чтобы создать ощущение одного тела на двоих. В таком состоянии участникам тренинга необходимо преодолеть полосу препятствий.

 Вопросы для обсуждения:

— Кто испытывал неловкость, затруднения, растерянность?

— Что вы узнали нового о детях с ограниченными возможностями в движении?

Чтобы завершить разговор о возможностях детей с ограниченными возможностями в движении, вашему вниманию предоставляется видеоролик о работе с ребенком с ДЦП.

5. Упражнение на принятие ребенка с нарушением речи «Мир в общении» (видеоролик в конце упражнения)

 Цель: осознание радости от собственных способностей говорить и быть понятым.

Ведущий раздает участникам тренинга известные четверостишия. Каждый участник должен прочитать свое четверостишье при этом прижав язык к нёбу. Остальные участники должны понять, о чем говорится в четверостишие каждого.

Примеры четверостиший:

Тыква-чудо — в два обхвата,

Витаминами богата.

Как разрежешь, посмотри:

Есть и семечки внутри.

Укроп на огороде —

Как зонтик под дождем.

И при любой погоде

Ему комфортно в нем.

Мой учитель - солнце в поле,

Каждый день учусь... как в школе;

Изучаю я предмет: "Где найти тепло и свет".

Так без них бывает грустно...

Я краснею до тех пор, Мне пока не скажут:

- Сочный... Самый вкусный помидор.

Вопросы для обсуждения:

— Как вы думаете, что чувствовал в это время читающий четверостишие человек?

— Что вы узнали нового о  детях с нарушениями речи?

Чтобы завершить разговор о возможностях детей с нарушением речи, вашему вниманию предоставляется видеоролик.

Ведущий: В завершении нашего разговора о «Мире особого ребенка» вашему вниманию предоставляется видеоролик обратной связи с пожеланиями воспитанников ДОУ к взрослым.

Рефлексия.

Подвести педагогов к той мысли, что главное позитивный настрой на работу, что человек способен совершить невозможное, необходимо верить в себя и свои силы. Если что-то не получается в работе, то всегда можно обратиться за консультацией к специалистам.

Литература:

  1. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной        педагогики. – М., 1999.
  2. Завражин, С. А.Социально-педагогическая работа с семьями, имеющими детей с отклонениями в развитии  / Завражин С.А., Фортова Л.К. // Завражин С.А.Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М., 2005.

  1. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога/Серия «Психологический практикум». Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
  2. Барковская Е. Поддержка – что это такое? Занятие для       педагогов.//Школьный психолог №15, 2011г. – С.42
  3. Кремлякова А. «Место, где мне хорошо».        Программа групповых занятий для педагогов и специалистов помогающих профессий по профилактике профессионального выгорания//Школьный психолог №2, 2012г. – С.13-14

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание деятельности воспитателя по сопровождению детей с ОВЗ и детей инвалидов»

Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Многочисленные публикации на эту тему...

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В детском саду организовано психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов, целью которого является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения...

Мастер класс в рамках семинара "Сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов"

Мастер класс будет интересен воспитателям старших и подготовительных логопедических групп....

Методическая разработка: «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст-это тот подготовительный этап, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста на групповых занятиях с элементами подготовки к школе»

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста на групповых занятиях с элементами подготовки к школеЦель работы группы раннего развития с элементами подготовки к школе (далее – гр...