МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста на групповых занятиях с элементами подготовки к школе»
методическая разработка (подготовительная группа)

Митькина Виктория Николаевна

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста на групповых занятиях с элементами подготовки к школе

Цель работы группы раннего развития с элементами подготовки к школе (далее – группа):

Определить психологическую готовность ребенка к школьному обучению во время посещения группы.

Задачи работы с детьми группы в период посещения детей:

  1. Провести индивидуальную и групповую диагностику детей в 2 этапа (осень и весна периода посещения детей группы).
  2. Провести занятия – тренинги для дошкольников.
  3. Провести «Родительские встречи».
  4. Провести индивидуальное консультирование родителей детей группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0_psihologicheskoe_sopr_mitkina_vn.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста на групповых занятиях с элементами подготовки к школе»

Введение

В отечественной психологии и педагогике проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась в различных аспектах (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Салмина, Л.А. Венгер, В.В. Холмовская и др.).

Выделяют общую и специальную готовность детей к школе. К общей готовности относится личностная, интеллектуальная, физическая и социально-психологическая. К специальной готовности относится подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы (к ним можно отнести первоначальные навыки чтения, счета и т.д.).

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. [1]

Цель работы группы раннего развития с элементами подготовки к школе (далее – группа):

Определить психологическую готовность ребенка к школьному обучению во время посещения группы.

Задачи работы с детьми группы в период посещения детей:

  1. Провести индивидуальную и групповую диагностику детей в 2 этапа (осень и весна периода посещения детей группы).
  2. Провести занятия – тренинги для дошкольников.
  3. Провести «Родительские встречи».
  4. Провести индивидуальное консультирование родителей детей группы.

Индивидуальная и групповая диагностика, методики

  1. Исследование учебной мотивации школьников по методике М. Р. Гинзбург. [9]

Цель: выявить наиболее характерные для шести- и семилетних детей учебные мотивы

В основу предлагаемой методики «Определение мотивов учения» положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей.

  1. Стандартная беседа Т. А. Нежновой. [10]

Цель: исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность.

В ходе обследования ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения.

Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

  1. Исследование самоотношения по методике Р. С. Немова «Какой я?». [10]

Диагностика может проводиться, начиная с дошкольного возраста детей, в качестве одного из инструментов определения готовности малыша к школе, а также при переходе в 5 класс, когда ребёнок сталкивается с необходимостью приноравливаться к новому коллективу учителей и, возможно, учеников, если в среднем звене, например, предполагается специализация обучения. Тестирование заключается в вербальной оценке (в устной форме для малышей и письменной для учеников среднего звена) испытуемым 10 качеств личности, которые предлагаются экспериментатором.

  1. Заучивание 10 слов А. Р. Лурия. [13]

Оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания. Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

  1. Экспресс – диагностика готовности к школе» Е. К. Вархатовой, Н. В. Дятко, Е. В. Сазоновой (субтест 3 и субтест 7). [12]

Субтест 3. Последовательные картинки.

Данный субтест позволяет выявить уровень сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровень развития монологической речи (умения построить связный последовательный рассказ). Детям предлагаются наборы из 6 картинок, поскольку детям данной возрастной группы составить рассказ по 7-8 картинкам слишком сложно, а менее чем по шести, — очень просто.

Субтест 7. Запрещенные слова.

По результатам этого субтеста можно судить о сформированности произвольности у ребенка, а также о развитии его речи и общей осведомленности.

  1. Проективная методика «Рисунок школы». [12]

Цель методики: определение отношения ребенка к школе и уровня школьной тревожности. Ребенку дают лист А4, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу». Затем проводится беседа, задаются уточняющие вопросы о нарисованном, комментарии записываются на обратной стороне рисунка.

  1. Изучение зрительной непроизвольной памяти по методике Л. М. Шипицыной. [11]

Назначение данной методики: определение объема зрительного непроизвольного запоминания. Используется стимульный материал: набор из 10 картинок.

  1. Тест «Классификация предметных картинок». [11]

Цель методики: определить способности к обобщению.

Методика проведения: для проведения теста необходимо подготовить карточки с изображением знакомых дошкольникам предметов.

  1. Тест «Проставь значки». [9]

Методика предназначена для оценки переключаемости и распределяемости внимания ребенка 5-6 лет.

  1. Тест школьной зрелости Керна – Йирасека [4]

Данная методика предназначена для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их готовности к школьному обучению. Тест выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, запоминать и понимать, выполнять задания по образцу. Тест Керн-Йирасек состоит из 4-х частей:

а) тест «Рисунок человека» (мужской фигуры)

б) копирование фразы из письменных букв

в) срисовывание точек

г) опросник.

Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.


Занятия – тренинги для дошкольников [5, 7, 8, 10]

  1. Тренинг «Знакомство с Психологом»

Продолжительность: 20-25 минут.

Цель: знакомство, беседа с детьми на тему «Кто такой психолог?».

  1. Тренинг «Режим дня»

Продолжительность: 25-30 минут.

Цель: знакомство с темой «Режим дня», беседа о распорядке дня и важности его соблюдения, рисунок на тему «Мой режим дня».

  1. Тренинг «Мой портфель»

Продолжительность: 25-30 минут.

Цель: знакомство с темой «Школьный портфель», беседа о том, что необходимо иметь с собой в школе, рисунок на тему «Что я положу в свой портфель?».

Родительские встречи [1, 2, 3, 6, 7, 10]

  1. Готовность ребенка к школе. Основные черты развития детей 6-7 лет.
  2. Социальное и личностное развитие ребенка 6-7 лет. Прогноз трудностей взаимодействия ребенка с одноклассниками.
  3. Особенности организации деятельности первоклассника. Режим дня. Трудности адаптации ребенка к школе.

Индивидуальное консультирование родителей детей группы

[2, 3, 6]

Индивидуальное консультирование родителей детей группы проводится по индивидуальному запросу родителей, а также с теми родителями, которые по каким-то причинам не смогли посетить запланированные «родительские встречи» в процессе работы группы.

Заключение

В заключении, напомню, готовность к школе – это такой уровень физического, личностного, социального и познавательного развития ребенка, который позволит ему успешно учиться и не скажется отрицательно на его психическом здоровье. [1]

По итогам работы с детьми в группе из 16 человек, возраст детей от 5,5 до 7 лет, трое детей не были готовы к школьному обучению. В двух случаях родители прислушались к рекомендациям психолога и решили продлить дошкольный период ребенка ещё на один год. Родители 14 детей приняли решение идти в школу. В индивидуальном порядке каждому родителю были даны рекомендации по возможным трудностям у ребенка в период адаптации к школьному обучению и вариантах коррекции. Также предложено в случае острой необходимости воспользоваться возможностью индивидуального консультирования с психологом.


Список литературы

  1. Безруких М.М. – Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь – 2009.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? М., 2000.
  3. Гиппенрейтер Ю.Б. Поведение ребенка в руках родителей. М., 2014.
  4. Диагностические методы мониторинга универсальных учебных действий учащихся 1-7 классов при реализации ФГОС. – Сост. Шамаева С.Г., 2014.
  5. Лютова К.К., Монина Г.Б. – Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб, 2005.
  6. Мальханова И.А. – Школа для трудных родителей: Каждый может стать педагогом. – 2004.
  7. Млодик Ирина – Семейная терапия. Заметить другого – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
  8. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. СПб, 2007.
  9. Практикум по возрастной психологии. Под ред.: Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб, 2008.
  10. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов. Под ред.: А.Н. Веракса, М.Ф. Гуторова. СПб, 2016.
  11. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. СПб, 2010.
  12. Экспресс – диагностика готовности к школе. Практическое пособие для педагогов и школьных психологов. Под ред. Е.К. Вархатовой, Н.В. Дятко, Е.В. Сазоновой. М., 1998.
  13. Заучивание 10 слов (А.Р.Лурия) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.92-94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Сопровождение  детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...

Педсовет"Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Психолого-педагогическое сопровождениедетей дошкольного возрастав условиях введения ФГОС ДОВ системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон...

Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"

В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с дефицитарностью зрительного анализатора для реализации АОП

В данном материале подробно описаны психологические особенности детей с нарушениями зрения, психологическое сопровождение детей с дефицитарностью зрительного анализатора, эффективные методы работы, а ...