Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с дефицитарностью зрительного анализатора для реализации АОП
учебно-методический материал по коррекционной педагогике

Жерина Антонина Григорьевна

В данном материале подробно описаны психологические особенности детей с нарушениями зрения, психологическое сопровождение детей с дефицитарностью зрительного анализатора, эффективные методы работы, а также методическое психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями зрения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение детей с дефицитарностью  зрительного анализатора (нарушениями  зрения) для реализации АОП.

Таблица 1.

п/п

Название нарушения

МКБ – 10/ психологическое заключение/логопедическое заключение

Нарушение

(психологические особенности)

Направление деятельности педагога-психолога

1

H53, H54, H58.1

Слабовидящие – дети, имеющие светоощущения, форменное зрение с остротой зрения от 0,005 до 0,04; К этой подкатегории относятся  дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.

Дефицитарность зрительного восприятия (хар-р дефицитарности). Психическое развитие в границах возрастных норм/ниже возрастной нормы/не соответствует возрастным нормам (указать степень выраженности интеллектуального дефицита).

При наличии первичного нарушения речи – соответствующее заключение.

При выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия, информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в  процессе обучения.

Однако при зрительной работе наступает быстрое утомление, в результате чего снижается физическая и умственная работоспособность. 

Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации.

Особенности зрительного восприятия при нарушениях зрения: (обедненность, снижение активности отражательной деятельности, фрагментарность, низкий уровень обобщенности образов, снижение скорости и точности, несформированность антиципации (т.е. предугадывание, представления о предмете или событии, возникающее до акта их восприятия)

Поскольку обзор действительности сужен, замедлен, неточен представления у слабовидящих ограничены и искажены.

Характерные особенности представлений при нарушениях зрения (фрагментарность, схематизм, генерализованность (по методу «широкого охвата»), низкий уровень обобщенности, вербализм).

Процессы запоминания и мыслительные операции замедлены. Ориентация в пространстве затруднена. У многих слабовидящих нарушено цветоощущение. Характерны раздражительность, замкнутость. Однако при условии адекватного и своевременного коррекционно-компенсирующего обучения чувственный уровень представлений у детей с дефектами зрения о звучащем мире близок к уровню нормально видящих детей.

Сюжетно-ролевая игра сформирована.

Поведенческие особенности не выражены. Основные проявления отражаются в манипуляциях с предметами и перемещении в пространстве (несформированные представления о схеме тела, движения трудно координируемы и т.п.). Часто у детей данной подкатегории характер зрения монокулярный (зрение одним глазом), из-за чего затруднено восприятие пространственных признаков предметов (расстояния, глубины, объема, размера).

  • Развитие зрительного восприятия;
  • Развитие осязания и мелкой моторики;
  • Ориентировка в пространстве;
  • Социально-бытовая ориентировка;
  • Формирование познавательной активности;
  • Коррекция и развитие психомоторной сферы,
  • Формирование понимания различных эмоциональных состояний, умения отражать эмоции адекватно ситуации;
  • Ориентировка в знакомом и незнакомом пространстве, ориентировка на себе и в микропространстве;
  • Владение элементарными коммуникативными навыками;
  • Преодоление и предупреждение у дошкольников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом;
  • Развитие компенсаторных механизмов;
  • Коррекция и развитие соответствующих дефицитарных сфер: регуляторной, когнитивных процессов, аффективно эмоциональной сферы — в зависимости от уровня психического развития;
  • Помощь в овладении программным

материалом.

2

отдельные рубрики H53, H58.1

Дети с пониженным зрением дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Главное их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо. Дети с пониженным зрением или дети с пограничным зрением между слабовидением и нормой, то есть дети с остротой зрения от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.

Дефицитарность зрит.восприятия (характер дефицитарности). Психическое развитие в границах возрастных норм / ниже возрастной нормы / не соответствует возрастным нормам (указать степень выраженности интеллект.дефицита).

При наличии специфики речевого развития (указать)

Эффективные методы работы

Таблица 2.

Нарушение

Методы

Нарушения  зрения

Методы обучения детей с нарушением зрения имеют свою специфику. В тифлопедагогике используются как общие методы обучения, так и специальные.

Рельефно-точечный шрифт Луи Брайля – система для письма и чтения слепых. В основе РТШ лежит комбинация шести точек. Брайль принял порядок букв латинского алфавита. Для обозначения первых букв алфавита служат верхние и средние точки шеститочия. Для обозначения последующих букв добавляется нижняя точка слева, потом слева и справа, затем справа. Этими же знаками обозначаются и буквы русского алфавита с добавлением специальных знаков. Различные комбинации шеститочия дают возможность обозначать также цифры, знаки препинания, математические, химические и нотные знаки. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/50280

Технические средства обучения – системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению ТСО обычно делят на три основных класса: информационные, контролирующие и обучающие.

Словесные, наглядные, практические, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.

Методическое психолого-педагогическое обеспечение сопровождения детей с нарушениями  зрения

Таблица 3.

Направление

коррекционно-развивающей работы

Психолого-педагогические источники

(книги, периодические издания)

Коррекционно-методическое обеспечение

(готовые коррекционно-развивающие программы)

Мышление

  • Л.И. Плаксина «Развитие восприятия у ребёнка». Москва – 2001г.;
  • Л.И. Плаксина «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
  • Л.А. Дружинина «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск – 2008г.;
  • Н.В. Краснощекова «Развитие ощущений и восприятия у детей». Ростов-на-Дону – 2007г.;
  • Т.В. Башаева «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук». Ярославль – 1998г.;
  • М.И. Земцова, Л.И. Плаксина «Обучение и воспитание детей с нарушением зрения в дошкольных учреждениях». – М.: 1978;
  • Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец «Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида». – М.: 2006;
  • Л.А. Дружинина. «Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения». – М.: Экзамен, 2006;
  • Л.А. Дружинина «Занятия по развитию социально-бытовой ориентировки с дошкольниками, имеющими нарушения зрения». – Челябинск: 2008;
  • Л.А. Дружинина «Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения». Челябинск – 2008г.;
  • Н.В. Микляева, Н.П. Слободяник «Коррекционно-развивающие занятия в ДОУ. Методические рекомендации». Москва – 2008г.;
  • О.Н.Истратова «Практикум по детской психокоррекции (игры, упражнения, техники)». Ростов-на-Дону – 2009г.;
  • Л.С. Сековец «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушением зрения». Москва – 2008г.;
  • Т.И. Нагаева «Нарушения зрения у дошкольников (развитие пространственной ориентировки)». Ростов-на-Дону – 2008г.;
  • И.Г. Корнилова, Л.А. Ремезова «Формирование у детей с нарушением зрения представлений о величине и измерении величин». Самара – 2008г.;
  • И.В. Ковалец «Формирование у дошкольников представлений о времени». Москва – 2007г.;
  • Л.В. Фомичёва, Г.В. Никулина «Готовим к школе ребёнка с нарушением зрения» (рабочая тетрадь). Санкт-Петербург – 2004г.;
  • Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Экзамен, 2003 г.

Память

Внимание

Восприятие

Произвольность деятельности

  • М.А. Тарасов «Коррекция социального и речевого развития детей 3-7 лет». Москва – 2005г.;
  • В.Л. Нападовская «Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения». Москва – 2003г.;

Моторика

(крупная и мелкая)

Воображение

Ощущения

Мотивация

Речь

Общение (коммуникация)

  • И.Г. Корнилова «Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения». Москва – 2004г.;
  • В.А. Феоктистова «Развитие навыков общения у слабовидящих детей». – СПб.: Речь, 2005;

Тревожность

Самооценка

Поведение

Агрессивность

Импульсивность

Психолого-педагогическое консультирование

  • Э.Д. Рубан «Практикум по коррекции зрения у детей в домашних условиях. Реальные методы и упражнения». Ростов-на-Дону 2009 г.
  • Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.

Специфические критерии оценки детей с нарушением зрения

Таблица 4.

Подкатегория детей с нарушением зрения

Возрастной период

Показатель

Оценка

1. Слабовидящие дети

(острота зрения: 0,05-0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией и/или сужение поля зрения вокруг центральной оси до 20°).

старший дошкольный возраст

1. Готовность руки к письму.

2. Уровень развития зрительного восприятия.

3. Сформированность способов обследования предметов.

4. Сформированность навыка самостоятельного передвижения в знакомом пространстве (помещение, улица).

5. Сформированность навыка самообслуживания (еда, гигиена, одежда).

1. – мелкомоторные движения рук точные, скоординированные; руку держит правильно;

- скорость мелкомоторных движений замедленна, отмечаются незначительные сбои в согласованных действиях рук;

- при выполнении мелкомоторных операций присутствуют выраженные ошибки в точности и координированности движений рук; не способен самостоятельно правильно удерживать ручку в руке.

2. – высокий, средний, низкий.

3,4,5 – сформированность/ не сформированность.  

2. Дети с пониженным зрением

(острота зрения: 0,5-0,8 на лучше видящем глазу с коррекцией; в т.ч.: косоглазие, амблиопия, гиперметропия, миопия, астигматизм).

Дошкольный возраст

При наличии у ребенка офтальмологического диагноза, показаний к аппаратному лечению. Дети данной подкатегории нуждаются в создании специальных условий в образовательной организации ДО, направленных на реализацию лечебно-восстановительной работы в сочетании с тифлопедагогическим сопровождением: коррекционно-развивающие занятия, формирование навыков самообслуживания, ориентировки в пространстве. Обучение ребенка рациональному использованию своего нарушенного зрения: зрительная гимнастика, приемы мнемотехники для развития зрительной памяти и зрительного внимания, гигиена зрения. Соблюдение в ОО офтальмо-эргономических рекомендаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Ребёнок в детском саду – самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад, он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжёлу...

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Сопровождение  детей дошкольного возрастас тяжелыми нарушениями речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса...

Педсовет"Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО"

Психолого-педагогическое сопровождениедетей дошкольного возрастав условиях введения ФГОС ДОВ системе дошкольного образования произошли большие изменения.С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон...

Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"

В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА по психологическому сопровождению детей дошкольного возраста на 2020-2021учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГАпо психологическому сопровождениюдетей дошкольного возрастана 2020-2021учебный год...