Главные вкладки

    «Музыкальная игра, как элемент музыкально- ритмической игровой технологии»
    материал

    Татаринова Оксана Владимировна

    Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

     Музыкально-дидактические игры – важное как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использовала их в своей практике  и сочла нужным систематизировать их применения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

     ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЕНУШКА»

         141613, Московская область

    г. Клин, ул. Самодеятельная, д.2

         Тел.: 8(49624)2-35-95                                                                                                       fediukina.nadejda2012@yandex.ru

    Выступление на тему:

    «Музыкальная игра, как элемент музыкально- ритмической игровой технологии»

    Выполнил: Музыкальный руководитель

     Татаринова О.В.

    г.о. Клин

    2018 г.

    Постановка задачи.

           Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкального руководителя, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр.

     Музыкально-дидактические игры – важное как средство развития музыкальных способностей дошкольников. Я всегда использовала их в своей практике  и сочла нужным систематизировать их применения.

     Цель: 

    • Формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме - посредством  музыкально - дидактических пособий и игр.  
    • Использование в играх всех видов музыкальной деятельности :  пение, слушание, музыцирования, движение под музыку и т.д.
    • Побуждение к самостоятельным действиям (играм) за рамками музыкальных занятий.

    Задачи:

    • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять их музыкальный кругозор.
    • Развивать музыкально-сенсорные способности, активизировать слуховое восприятие детей.
    • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
    • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).

    Организация  работы проводится по трем направлениям:

    • Групповая и индивидуальная работа с детьми.
    • Взаимодействие  с родителями.
    • Совместная работа педагогов ДОУ.

    Результаты:

    • Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;
    • Дети получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить их  в самостоятельной деятельности;
    • В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.
    • Повышается  уровень развития у детей познавательной активности, творческих способностей.

    2. Анализ методической литературы.

    Я изучила и проанализировала следующую методическую литературу:

    • Ирина Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5 лет»
    • Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.
    • Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников
    • Н. А.  Ветлугиной  «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
    • Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр
    • Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма;
    • Выготский Л.С. Педагогическая психология

         Игра – основной вид деятельности ребёнка. Это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по инициативе ребёнка. В процесс игры вовлекается вся личность ребёнка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. В результате происходят удивительные изменения этой личности. Игра очень специфический вид деятельности, которому присуще все характеристики деятельности, но все они – особенные.

    Всякая деятельность имеет цель. Какова же цель игры? На самом же деле игра имеет цель, не очевидную, но от этого не менее значимую, чем цель любой другой деятельности. Это – осознание ребёнком себя причастным к миру взрослых, перенесение во «взрослую» жизнь.

    А каково содержание игровой деятельности? Игра как бы дана самой природой, чтобы ребёнок подготовился ко  взрослой жизни.

    Говоря о деятельности, мы говорим и о её процессе. Если в любой другой, неигровой, деятельности важна прежде всего цель, результат, то в игре важен в основном процесс, так как видимой цели игра как бы не имеет. Именно интерес к самому процессу игры является той движущей силой, которая позволяет игре длиться.

    Любая деятельность может происходить как самодеятельность. Игра же всегда самодеятельность. Трудиться, например, можно и с радостными чувствами, и с неприязнью. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда радостна для играющих. Если в игре возникают отрицательные эмоции, то она прекращается, разваливается.

    Как  уже было сказано, игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Для ребёнка игра – средство самореализации и самовыражения. Она позволяет ему выйти за приделы ограниченного мира детской и построить собственный мир. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания и, прежде всего желание действовать, как взрослые, желание управлять предметами.

    В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.

    В игре ребёнок получает и опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила игры.

    Обратимся к игре как к педагогической категории. Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство.

    Игра в педагогическом процессе может «сливаться» с другими видами деятельности, обогащая их. Так, например, общеизвестно, что положительный эффект даёт слияния трудовой и игровой деятельности в детском возрасте. Кроме того, отдельное место в педагогики занимают дидактические игры, существенно обогащая процесс обучения.

    Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребёнком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

    Игра также является прекрасным средством диагностики, как личности, так и группы. Кроме личного развития ребёнка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чём нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль. Если ребёнку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может придти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

    В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

    Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

    Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

    • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
    • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
    • учебный материал используется в качестве ее средства;
    • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
    • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

    Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

    По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

    • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
    • познавательные, воспитательные, развивающие;
    • репродуктивные, продуктивные, творческие;
    • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

    Функции игры.

    Игра – явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие её функции:

    Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

    Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при интенсивном учении, труде.

    Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

    Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

    Обучающая функция – развитие обще учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

    Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

    Функция самовыражения – стремление ребёнка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.

    Методика организации дидактических игр.

    Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ

    В подготовку к проведению дидактической игры входят:

    • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.;
    • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;
    • определение кол-ва играющих(вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
    • подготовка необходимого дид. материала для выбранной игры (игрушки ,разные предметы ,картинки и др.);
    • подготовка к игре самого педагога: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;
    • подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

    Проведение дидактических игр включает:

    • ознакомление детей с содержанием игры, с дид. материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
    • объяснение хода и правил игры;
    • показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие;
    • определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия педагога в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дид. задачи, игровых правил;
    • подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

     

    В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно ждут этого дня.

     Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе.

    Руководство дидактическими играми.

    Успешное руководство дид-ми играми прежде всего предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

      Маленькие дети в процессе игр с игрушками, предметами, материалами должны иметь возможность постучать, переставить, переложить их, разобрать на составляющие части (разборные игрушки), вновь составить и т.п. Но поскольку они могут многократно повторять одни и те же действия, педагогу необходимо постепенно переводить игру

      Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у более старших детей (4-6лет) достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и для старших дошкольников руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

      Педагог намечает последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам. Отдельные изолированные игры могут быть очень интересными, но, используя их вне системы, нельзя достигнуть общего обучающего и развивающего результата. Поэтому следует чётко определять взаимодействие обучения на занятиях и в дидактической игре.

       Следует учитывать, что в дидактической  игре необходимо правильное сочетание наглядности, слова педагога  и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами и т.д.

      Руководя играми, педагог использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссёр, сохраняя и уберегая её самодеятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату. Поддерживая и пробуждая детскую деятельность, педагог делает это чаще всего не прямо, а косвенно: выражает удивление, шутит, использует разного рода игровые сюрпризы и т.п.

      Надо помнить, с одной стороны об опасности, чрезмерно усиливая обучающие моменты, ослабить игровое начало, придать дидактической игре характер занятия, а, с другой, увлёкшись занимательностью, уйти от задачи обучения.

      Развитие игры во многом определяется темпом умственной активности детей, большей или меньшей успешностью выполнения игровых действий, уровнем усвоения правил, их эмоциональными переживаниями, степенью увлечённости. В период усвоения нового содержания, новых игровых действий, правил и начала игры, темп её, естественно, более замедленный. В дальнейшем, когда игра развёртывается и дети увлекаются, темп её убыстряется. К концу игры эмоциональный подъём как бы спадает и темп её снова замедляется.

        Заканчивая игру педагог должен вызвать у детей интерес к её продолжению, создать радостную перспективу. Обычно он говорит: "Новая игра будет ещё интереснее". Педагог разрабатывает варианты знакомых детям игр и создаёт новые- полезные и увлекательные.

    Педагогическая ценность дидактических игр.

    В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

    Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний

    Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. Необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

    Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

    3. ВНЕДРЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ  В  ПРАКТИКУ.

    На своих занятиях я использую следующие типы дидактических игр:

    • сюжетно-ролевые;
    • подвижные;
    • настольные.

    Каждая игра имеет свою задачу, направленную на восприятие различных свойств звука.

    Характерным для каждой дидактической      игры  является наличие в ней:

    • обучающей задачи;
    • содержания и правил;
    • игровых действий.

    Я  использую следующие виды музыкально-дидактических игр:

    • для развития звуковысотного слуха;
    • на развитие чувства ритма;
    • на развитие тембрового слуха;
    • на развитие памяти и слуха;
    • на развитие детского творчества.

    Музыкально-дидактические пособия и игры я применяю:

    • в процессе пения;
    • в процессе слушания музыки;
    • в процессе ритмических движений;
    • в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

     

    Литература.

    • Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя.;
    • Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников;
    • Н. А.  Ветлугиной  «Музыкально-дидактические игры, развивающие чувственное восприятие музыки»;
    • Ветлугина Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр;
    • Н. А. Метлов «Игры с пением для развития у детей музыкального слуха, голоса, чувства ритма;
    • Выготский Л.С. Педагогическая психология.
    • И. Бодраченко «Музыкальные игры в д/с для детей 3-5 лет»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театрализованная игра с элементами музыкального фольклора для детей младшего возраста "Путешествие в сказку"

    Всем известно, что дети младшего возраста подвижны, непоседливы, их усидчивость оставляет желать  лучшего. Поэтому данный материал наряду с театральным действием содержит подвижные игры и музыкал...

    Мастер - класс для воспитателей на тему: "Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей"

    Мастер-класс для воспитателей на тему:«Музыкальные игры как способ развития танцевально-игрового творчества детей»...

    Конспект музыкального занятия с элементами музыкального экспериментирования и использованием ИКТ в подготовительной к школе группе

    Цель:Исследование звуковых свойств различных материалов и предметов из них(бумага, дерево, металл)Задачи:Воспитывать уважительное, дружеское отношение друг к другу;Развивать зрительное и слуховое вним...

    Музыкальные игры в семье.Музыкальная игра - как средство развития музыкальной деятельности ребенка.

    Уважаемые родители!Сегодня всем, кто имеет такую возможность, важно остаться дома. Это поможет сдержать распространение вируса и уберечь себя и окружающих. Дома можно и нужно проводить время с пользой...

    Музыкальная игра на развитие музыкального мышления "Танцующие музыкальные инструменты".

    Цель: развитие музыкального мышления, танцевального творчества,эмоциональной отзывчивости на инструментальную музыку....

    Музыкальные игры с элементами творчества

    Музыкальные игры организуются на основе музыкальных произведений с яркими и выразительными образами, которые дети способны воспринять и выразить пластически. Для эмоциональных перевоплощений дет...