Коммуникативные музыкальные игры как элемент творческой работы педагога.
методическая разработка по музыке на тему

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya_2017g.docx26.83 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Коммуникативные музыкальные игры как элемент творческой работы педагога.

          Ребенок становится личностью в результате общения, взаимодействия с другими людьми. В психологии общение определяется как «взаимодействие двух или более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности; один из важных факторов психологического и социального развития ребенка»

          Понятие общения тесно связано с понятием коммуникации, которое в философском аспекте трактуется как «общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т.д.: передача того или иного содержания от одного сознания (коллективного или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях».

          Каждый человек обладает индивидуальными психологическими особенностями личности, которые обеспечивают эффективность  общения личности и ее совместимость с другими людьми, данные особенности личности называются  коммуникативными способностями.  

          Дошкольное детство представляет собой важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. Если на каждом  этапе развития ребенка вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6-летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.

          На современном этапе перед педагогом стоит задача создания условий, способствующих организации эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений между сверстниками.

          Выделяют следующие проблемные формы межличностных отношений между дошкольниками:

- агрессивность, проявляющаяся в драчливости, крикливости, грубости, эмоциональной напряженности ребенка;

- обидчивость, выражающаяся в болезненном переживании воспитанником отражения или игнорирования со стороны сверстников;

- застенчивость, которая находит выражение в неуверенности, робости, тревожном состоянии, напряжении, страхе перед партнерами по общению;

- демонстративность, являющаяся устойчивой особенностью личности.

           Все негативные формы межличностных отношений характеризуются невниманием к другим детям и неспособностью понимать другого человека.

           Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной, музыкальной и др. Наиболее эффективна в дошкольном детстве игровая методика обучения. Поэтому для развития коммуникативных умений целесообразно использовать игру.

          Участие в совместных с другими детьми играх - это важный механизм

полноценного социального общения, умения понимать других людей

и себя. Поэтому только путем специально организованного обучения и

воспитания можно достичь значительных успехов в развитии навыков

общения. Тесно связана с игрой и музыкальная деятельность. Само обозначение музыкальной деятельности указывает на эту связь - «музыкальная игра».

          Коммуникативные музыкальные игры - это игры с использованием

музыки, основной задачей которых является включение детей в межличностные отношения, развитие социальных навыков их поведения

и создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка.          

          Коммуникативные музыкальные игры способствуют формированию коммуникативных качеств и позитивного отношения к другим людям,

развитию умения владеть своими чувствами, развитию эмпатии, способность сопереживать партнерам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми

          Благодаря таким играм ребенок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном, интонационном выражении) и невербальных средств (мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения. Кроме вопросов коммуникации,  при проведении музыкальных коммуникативных игр  решаются и задачи связанные с музыкальным развитием воспитанников.  Игры способствуют приобщению воспитанников к музыке, воспитанию интереса и любви к музыке, развитию музыкальных способностей воспитанников (ладовое чувство, чувство ритма, тембровый слух, звуковысотность),  развитию внимания, памяти, мышления, творческих способностей, развитию эмоциональной сферы детей.

          Организация коммуникативных игр требует от музыкального руководителя наличия определенных качеств и соблюдения некоторых условий, таких как:

- умения принимать детей такими, какие есть;

- умения принять любой выбор ребенка;

- умения идти в работе от потребностей ребенка;

- учета индивидуальности каждого маленького человека;

- всегда доброжелательного отношения к воспитанникам;

- наличия желания играть вместе с детьми;

- поощрения инициативы детей, выражающейся в отказе от запланированной работы в пользу предложений, исходящих от дошкольников.

      Как музыкальный руководитель ДОУ я систематически использую на  музыкальных занятиях музыкальные коммуникативные игры.

     На занятиях мной проводятся разнообразные вариации  коммуникативных игр: телесные (тактильные), игровые массажи,  хороводные, подвижные, пальчиковые, игры с музыкальными инструментами, игры – повторялки, игры на расслабление, ритмические, координационно – подвижные, речевые, игры в парах, игры с выбором. Кроме музыкальных занятий я часто использую коммуникативные музыкальные игры также при проведении различных развлечений и музыкальных праздников.

          Игры мной разрабатываются самостоятельно, либо перерабатываются из имеющихся разработанных игр с обязательным учетом не только возрастных особенностей воспитанников, но и индивидуальных особенностей каждого воспитанника. При разработке игр  чаще всего использую готовые маленькие детские стихи известных авторов (А.Л. Барто, С.Я. Маршак, В.Д. Берестов, Б.В. Заходер и т.д.),  четверостишия собственного сочинения,  малые формы детского фольклора – потешки, считалки, загадки, заклички, имеющие строгий ритм слога и рифму.

Подобрав стихи перекладываю их на музыку, обычно используя тональности до мажор, ре мажор и ля мажор.  Затем подбираю ритмические движения, танцевальные движения, жесты и вношу их в композицию игры. При необходимости использую различные атрибуты (игрушки, ленточки, листочки, цветы, снежинки, маски, мячи, погремушки и т.д.)

           Когда дети достаточно хорошо овладели способностью соединять различные движения   с ритмом музыки и словесными конструкциями я  так же провожу с ними игры, основанные на попевках сочиненных детьми самостоятельно. Им очень нравится этот процесс.

           Перед проведением данных игр  с детьми на занятии проводятся различные упражнения по развитию ритмических способностей, «рифмоплетению».

          Примеры упражнений по развитию ритмических способностей

  1. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу

(Дети воспроизводят ритм за музыкальным руководителем)

Простые ритмы:             II II II              III III III

            Акцентированные ритмы:   II III II III II

                                               III II III II III II

  1.  Воспроизведение ритмов по графической модели

(Дети воспроизводят ритм согласно изображения на карточке)

           Ритм повтора:          I  I  I               II  II  II
          Ритм чередования:  I  IIIIII  I  IIIIII
          Ритм повтора:          I  II  I  II

  1. Ориентировка на «Ритмическое чувство» в речи и музыке.
  2. (Дети пропевают попевку и одновременно воспроизводят ритм )

           Василек, василек,                 XxXxxX

Мой любимый цветок.         xxXxxX

Скоро ль ты, мне скажи       xxXxxX

Засияешь во ржи.                  xxXxxX

Примеры упражнений по развитию способности к «рифмоплетению».

Пропев первую строчку, прошу детей сочинить вторую строчку:

Тимофей играл в футбол… /И забил в ворота гол/

 Серый волк в густом лесу…  /Встретил рыжую лису/ и т.д.

           Пропеваю слоги , дети придумывают свои варианты продолжения:

            Са-са-са - …

/На носу сидит оса; В магазине колбаса; Надо мною небеса; У Наташеньки коса; Нет в ладошке колеса, На платочке полоса…/

                    Данный вид упражнения можно сразу  превратить в игру.

Дети по тексту придумывают движения, затем объединяют их  в небольшую игровую композицию, если нужно подбирают атрибуты (платочки)

У Наташеньки коса  /пальчиковая гимнастика «Заплетаем косу»/

На платочке полоса, /дети берут за уголочки платочек/

          На носу сидит оса /дотрагиваются указательными пальчиками до носа

                                          попеременно/

          Вот такие чудеса. /разводят руки в сторону, качают головой,

                                         улыбаются/

           Данные игры закладывают в детях задатки развития самостоятельных творческих способностей. Таким образом творческое саморазвитие педагога побуждает воспитанников к творческому саморазвитию.

          В заключение уместно вспомнить слова философа  И. Хейзинга: «Детские игры окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память,

 честность и внимание, трудолюбие вооброжение, интелект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и  реактивность – словом, все, что составляет богатство человеческой личности».

                                                                                  Новоселова Ксения Владимировна,

                                                                                               музыкальный руководитель

                                                       МБДОУ Семьянский детский сад №7»Белоснежка»

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое музыкальное занятие с элементами творческого музицирования для средней группы дошкольного возраста

ОРЕХОВАЯ МУЗЫКА Разработала Кепко Ольга Николаевна – музыкальный руководитель ГБДОУ Центр развития ребёнка детский сад №60 Приморского района Санкт – Петербурга...

Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника.

Коммуникативные танцы и музыкальные игры как средство творческого развития дошкольника....

Деловая игра с элементами тренинга для педагогов «Креативность — как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога ДОУ»

ull; Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.• Вовлечь педа...

«Музыкальная игра, как элемент музыкально- ритмической игровой технологии»

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития музыкально-сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, музыкальног...

"Речевые игры как форма творческой работы в музыкальном развитии детей"

Статья о возможностях использования речевых игр в музыкальном развитии....

Мастер-класс: «Коммуникативные музыкальные игры при работе с детьми с ОВЗ» в выставочном зале «Импульс» МБОУ ДО ЦТиР №1

Выставка «Калейдоскоп педагогических идей» в рамках творческого проекта «Вернисаж на Енисее» выставочного зала «Импульс» МБОУ ДО ЦТиР №1. Мастер-класс: «...