"Речевые игры как форма творческой работы в музыкальном развитии детей"
статья по развитию речи

Гатауллина Гульнара Фаритовна

Статья о возможностях использования речевых игр в музыкальном развитии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Речевые игры как форма творческой работы  в музыкальном развитии детей.

 В последние годы проблема развития речи детей становится особенно актуальной, поскольку речь современных детей, по мнению многих педагогов,  бедна и невыразительна. Отсутствие полноценного владения речью ведет к потере индивидуальности, эмоциональности и не способствует коммуникации.

Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Известно, что музыкальный слух развивается совместно с формированием речи. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи, Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

        Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу

( 1895- 1982гг.) Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России.  В отечественной методике накоплен богатый материал, характеризующий взаимосвязь музыкального и речевого воспитания.  Опираясь на личной опыт работы, мной проведен анализ потенциальных возможностей использования речевых игр в целях музыкального развития.

При этом решаются следующие задачи:

развиваются все составляющие музыкального слуха и творческие способности детей, в том числе:

развивается эмоциональная отзывчивость на музыку;

 формируется представление о форме музыкального произведения;

развивается звуковая культура речи;

формируется навык передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движение, мимику.

Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных, в том числе и самодельных(«шуршалок», «звенелок», «скрипелок»). Игры со словом, обладающие четким ритмом, динамикой, эмоциональной насыщенностью, побуждают ребенка к действию. А потешки произносимые то с низким, то с высоким голосом  развиваются голосовые возможности детей.

Тексты, подбираемые  для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед М.Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета – ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

Речевые игры и упражнения я использую во всех видах деятельности в структуре музыкального занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей"

В статье говорится об актуальности использования речевых игр для развития музыкальных и творческих способностей детей, приведены примеры их применения на разных этапах музыкального занятия....

Презентация "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей".

На слайдах раскрывается понятие " Речевые игры" и их применение для  развития музыкальных и творческих способностей детей.Более подробно этот материал дан в статье " Речевые игры- одна из ф...

Использование малых форм фольклора в музыкальном развитии детей раннего дошкольного возраста.

Неоцемимо и глубоко значение фольклора для полноценного развития младенца. В наше время глобальной электроники, особенно молодые мамы не придают значения вековым традициям и опыту взаимодействия и вос...

Буклет "Музыкально-дидактические игры как средство развития творческих и музыкальных способностей детей"

Информация в данном буклете представлена для родителей младших дошкольников. Направлена она на повышение образованности родителей в области музыкальной культуры и развития....

Родительское собрание в форме мастер-класса. Занятия по логоритмике как средство речевого и музыкального развития детей младшего дошкольного возраста.

В нашем Реабилитационном центре с детьми младшего дошкольного возраста проводятся занятия по логоритмике. Это очень увлекательные, веселые, познавательные занятия. С использованием интерактивной доски...

"Использование инновационных форм и методов работы музыкального развития детей"

Данный материал опубликован на сайте интернет  - проекта "Копилка уроков - сайт для учителей"...

опыт работы "Музыкальное развитие детей с внедрением технологии здоровьесбережения"

Данный опыт работы может быть использован в совместной работе музыкального руководителя, воспитателя, инструктора по физвоспитанию, психолога ОУ.Успешность любой работы зависит от правильного взаимоде...