Главные вкладки

    "Речевые игры как форма творческой работы в музыкальном развитии детей"
    статья по развитию речи

    Гатауллина Гульнара Фаритовна

    Статья о возможностях использования речевых игр в музыкальном развитии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Речевые игры как форма творческой работы  в музыкальном развитии детей.

     В последние годы проблема развития речи детей становится особенно актуальной, поскольку речь современных детей, по мнению многих педагогов,  бедна и невыразительна. Отсутствие полноценного владения речью ведет к потере индивидуальности, эмоциональности и не способствует коммуникации.

    Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Известно, что музыкальный слух развивается совместно с формированием речи. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи, Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки.

            Впервые идея использовать речь в музыкальном воспитании появилась в середине XX века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу

    ( 1895- 1982гг.) Впоследствии речевые упражнения, наряду с элементарным музицированием, стали широко применяться педагогами разных стран, в том числе и России.  В отечественной методике накоплен богатый материал, характеризующий взаимосвязь музыкального и речевого воспитания.  Опираясь на личной опыт работы, мной проведен анализ потенциальных возможностей использования речевых игр в целях музыкального развития.

    При этом решаются следующие задачи:

    развиваются все составляющие музыкального слуха и творческие способности детей, в том числе:

    развивается эмоциональная отзывчивость на музыку;

     формируется представление о форме музыкального произведения;

    развивается звуковая культура речи;

    формируется навык передавать настроение, характер персонажей речевой игры через интонацию, жесты, движение, мимику.

    Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях могут сопровождаться движениями, звучащими жестами (хлопками, притопами, щелчками, шлепками). Большую роль играет использование детских музыкальных, в том числе и самодельных(«шуршалок», «звенелок», «скрипелок»). Игры со словом, обладающие четким ритмом, динамикой, эмоциональной насыщенностью, побуждают ребенка к действию. А потешки произносимые то с низким, то с высоким голосом  развиваются голосовые возможности детей.

    Тексты, подбираемые  для речевых игр, должны быть простыми, соответствующими возрасту дошкольников, легко запоминаемыми. Простота выбранного текста позволит уделить больше времени не его заучиванию, а развитию ритма, дикции и другим задачам речевого упражнения. Недаром известный музыковед М.Г. Харлап писал, что «между речью и музыкой есть стадия лепета – ритмической игры со звуком. Эта ритмическая структура является предпосылкой образования музыки».

    Ритм музыки в сочетании с декламацией легче усваивается детьми. А поддержка текста музицированием или движением способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению. Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают её в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актёрский потенциал.

    Речевые игры и упражнения я использую во всех видах деятельности в структуре музыкального занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей"

    В статье говорится об актуальности использования речевых игр для развития музыкальных и творческих способностей детей, приведены примеры их применения на разных этапах музыкального занятия....

    Презентация "Речевые игры- одна из форм творческой работы в музыкальном воспитании детей".

    На слайдах раскрывается понятие " Речевые игры" и их применение для  развития музыкальных и творческих способностей детей.Более подробно этот материал дан в статье " Речевые игры- одна из ф...

    Проектная работа «Программа развития творческих способностей музыкально-одаренных детей в условиях реализации ФГОС ДО»

    «Если дети – национальное достояниелюбой страны, то одаренные дети –её интеллектуальный  и творческийпотенциал»Р.Н. БунеевПроблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современног...

    Использование малых форм фольклора в музыкальном развитии детей раннего дошкольного возраста.

    Неоцемимо и глубоко значение фольклора для полноценного развития младенца. В наше время глобальной электроники, особенно молодые мамы не придают значения вековым традициям и опыту взаимодействия и вос...

    Буклет "Музыкально-дидактические игры как средство развития творческих и музыкальных способностей детей"

    Информация в данном буклете представлена для родителей младших дошкольников. Направлена она на повышение образованности родителей в области музыкальной культуры и развития....

    Родительское собрание в форме мастер-класса. Занятия по логоритмике как средство речевого и музыкального развития детей младшего дошкольного возраста.

    В нашем Реабилитационном центре с детьми младшего дошкольного возраста проводятся занятия по логоритмике. Это очень увлекательные, веселые, познавательные занятия. С использованием интерактивной доски...

    "Использование инновационных форм и методов работы музыкального развития детей"

    Данный материал опубликован на сайте интернет  - проекта "Копилка уроков - сайт для учителей"...