опыт работы "Музыкальное развитие детей с внедрением технологии здоровьесбережения"
опыты и эксперименты

Белова Наталья Владимировна

Данный опыт работы может быть использован в совместной работе музыкального руководителя, воспитателя, инструктора по физвоспитанию, психолога ОУ.Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех

участников образовательного процесса. Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам здоровьесбережения, включение их в процесс управления здоровьеориентированной деятельностью. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Протокол №5

      педагогического совета

от 25.05.2021г.

Обобщение опыта работы

музыкального руководителя

                                Муниципального бюджетного дошкольного

                            образовательного учреждения детский сад №30

                                    комбинированного вида (МБДОУ №30)

                                Беловой Натальи Владимировны

«Музыкальное развитие детей с внедрением технологии здоровьесбережения»

«Музыкальное развитие детей с внедрением  

         технологии  здоровьесбережения»

«Болящий дух врачует песнопенье…»

Е. Баратынский

  1. Условия возникновения и становления опыта.

      От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы..

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с

хроническими заболеваниями, увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.

       Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.

     Этот вывод послужил стимулом для создания данной системы: на базе  ДОО  были разработаны и апробированы структура и содержание музыкально – оздоровительной работы, соединяющей традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями; формы организации музыкально – оздоровительных мероприятий; технология музыкально – валеологического воспитания в условиях ДОО.

Для полноценного развития музыкальных и физических особенностей детей в ДОО созданы все необходимые условия в музыкальном зале, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории ДОО.

  1. Актуальность и перспектива опыта.

          Многие философы ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье:

«…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…»

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях  физическими упражнения.

  Адекватное поведение  и настроение ребенка  также являются показателями  состояния здоровья. И здесь огромное значение имеет целительный  потенциал музыки. Различные формы звукового  воздействия использовались людьми веками. Во многих духовных традициях используются музыка и движения, обладающие целенаправленным оздоравливающим действием: например, пение -  способ единения через звук, танец – способ единения через  движение. Хорошая музыка обладает глубоким эмоциональным воздействием.

   

       Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей,

которые тесно связаны с самовоспитанием.

В своей работе мы стремимся к поднятию качества дошкольного образования,  Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в

детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада, как центра развития ребенка, предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Поэтому тема опыта очень актуальна для успешной организации работы детского сада в оздоровлении и в целом в развитии детей. Именно совместные усилия участников образовательного процесса, смогут наиболее успешно повлиять на здоровьесбережение дошкольников.

       Для разрешения данных противоречий в нашем ДОО была организована работа, в основе которой лежит включение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.

       

  1. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта определяется повышением

эффективности здоровьеориентированной деятельности посредством создания системы управления процессами здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОО, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка,  выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

   

   

  1. Теоретическая база опыта.

         Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных

стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»; а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.

Поэтому для нас актуальной задачей на современном этапе является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания музыкально-оздоровительной деятельности в детском саду. Только благодаря комплексному подходу к организации воспитательно-образовательного процесса с учетом психофизических особенностей детей дошкольного возраста могут быть решены задачи сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения.

      Научная основа системы базируется на программах и методических пособиях:

      по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н.Ветлугиной, «Музыкальное воспитание дошкольников» О.Радыновой, Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Тютюнниковой, концепции К.Орфа, Программа «Ритмическая мозаика» А.Бурениной, Программа «Топ, хлоп, малыши» Т.Сауко, А.Бурениной;

    по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка» В.Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А.Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления» В.Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н.Ефимова, Программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья» М.Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А.Стрельниковой, «Психогимнастика» М.Чистяковой.

  1. Новизна опыта.

          Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных технологий здоровьесбережения, а также рационализацией, усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. В частности:

  1. На музыкальных занятиях, в свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально, возможно и необходимо использовать современные здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка, можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем или пальчиковой игрой, пассивной музыкотерапией. Перед пением песен – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных (шумовых и мелодичных) музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
  2. Проведение интегрированных музыкально – валеологических занятий. Совместное решение задач музыкального и валеологического воспитания позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребенку о необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Такие занятия проходят с участием родителей, медицинских работников, инструктора по физвоспитанию
  3. Применение новых форм взаимодействия с семьей по музыкальному воспитанию, включающих вопросы сохранения здоровья детей в детском саду и дома.

6 .Технология опыта.

Здоровьеориентированная деятельность отдельно взятого детского сада

осуществляется в конкретных условиях, которые определяются множеством фактов:

социокультурной средой микрорайона, уровнем культуры здоровья данного педагогического коллектива, характером взаимоотношений «дети-взрослые», «дети-дети», «педагоги-родители», связи с другими образовательными, культурными учреждениями и организациями, медицинским обслуживанием, предметно-развивающей средой и т.д. Это далеко не полный перечень факторов, определяющих самобытность здоровьесберегающего образовательного пространства каждого дошкольного учреждения.

1. Моделирование его должно осуществляться с учетом реальных условий (приложение 1).

На основе их комплексного анализа и реализации системного подхода оно обеспечивает эффективное взаимодействие детей, воспитателей, родителей, администрации, медицинского персонала ДОУ, позволяет достичь единых целей в сбережении здоровья всех субъектов образовательного процесса.

В опыте раскрыты особенности здоровьеориентированной деятельности в

конкретном детском саду. Определены задачи, средства их реализации, механизмы.

Образовательные задачи:

  • Развивать музыкальные и творческие способности дошкольников в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка, звуковую культуру речи воспитанников, связную речь и ее грамматический строй.
  • Формировать начала музыкальной культуры.

•        Совершенствовать практическое употребление языковых
единиц в речи детей в процессе общения со сверстниками
и взрослыми.

•        Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования
гармоничной, духовно богатой, физически здоровой
личности.

Воспитательные задачи:

  • Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
  • Развивать у детей позитивную оценку действительно взглядов, вкусов, идеалов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной деятельности в ДОУ и учреждениях культуры города.
  • Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для  вос питания патриотических чувств.

Оздоровительные задачи:

  • Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
  • Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное  благополучие каждого ребенка.
  • С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).

Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.

          Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.

          Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные, интегрированные.

 2.  На каждом музыкальном занятии применяются здоровьесберегающие технологии. (приложение 2)

                   В начале работы с младшими дошкольниками уделяется внимание освоению образно-игровых движений. Эти упражнения развивают элементарные двигательные навыки: пластичность, ловкость, умение исполнять пружинные, мягкие движения, способствуют развитию воображения детей, эмоций, создают хорошее настроение. Например, такие игровые  упражнения,как «Зайчик», «Белочка», «Мячик», тренируют умение прыгать на двух ногах; «Лисичка» - это мягкая, пружинящая ходьба; «Мячик покатился» - бег; «Мишка» - ходьба, переваливаясь с ноги на ногу и на четвереньках; «Кошечка» - стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину (развитие гибкости), ходить на полупальцах.

                  Детям уже с раннего возраста доступны для восприятия образы,                   выражающие спокойствие, радость, нежность, просветление, легкую грусть. Предлагать им для слушания произведения с ярко выраженной тревожностью, мрачностью звучания не следует, ведь музыка воздействует на ребенка физиологически – успокаивает или возбуждает. Этот факт доказал своими экспериментами крупнейший физиолог В.Бехтерев. Дети с удовольствием слушают классическую музыку: Баха, Вивальди, Моцарта. Такая музыка – лучшая профилактика невротических состояний.

                 При обучении ребенка пению огромное значение имеет правильное дыхание – необходимое условие полноценного физического развития. Важно научить ребенка носовому дыханию, что будет способствовать профилактике насморка и респираторных заболеваний. При дыхании через нос воздух проходит через множество носовых ходов и протоков, увлажняется или сушится, охлаждается или подогревается, очищается от пыли, остающейся на маленьких   волосках носовых пазух. Одновременно раздражаются и рецепторы, участвующие в регуляции  активности и кровотока головного мозга. Нарушения в состоянии этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к развитию состояния тревоги или угнетения, расстройствам сна.

     Во время занятий пением хорошо предложить ребенку медленно вдыхать и еще медленнее выдыхать носом. Выдох должен быть в 1,5 – 2  раза дольше, его можно делать также на 4 шага, тогда как вдох на 2 шага, или вдох на 2-3 шага, а выдох на 3-5 шагов. Полезно научиться так дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.

     Исполнение любой. даже несложной мелодии требует правильной работы и тренировки детского голоса. Чтобы избавиться от различных дефектов в голосовом аппарате, нужно отучить детей петь крикливо, резко, напряженно. Необходимым условием, при котором возможно правильное певческое звучание  голоса,является певческая установка – правильная поза ребенка  во время пения. Прямое положение корпуса и головы создает благоприятные условия для  естественных движений как  в дыхательных органах, так и в голосовом аппарате. Излишние движения (подъем плеч, напряжение шеи при вдохе) мешают спокойному дыханию, которое должно быть незаметным, бесшумным, без напряжения и перегрузки. Дети приучаются организованно пользоваться дыханием, избегая его форсирования, вредного напора на гортань. Мышцы при этом  получают возможность нормально развиваться и укрепляться.

    Большое  значение имеет работа над распеваниями. Для достижения легкого, чистого звука распеваются заднеязычные слоги «га», «ка», «ку», «го», «гу» (укрепляются задние мышцы).

    Звучащие звуки «г», «к» упражняют мягкое нёбо, которое  в пении должно  хорошо подниматься и способствуют освобождению и укреплению глотки («Гуси, вы, гуси»).

    Дальнейший этап обучения характеризуется использованием контрастных упражнений. применяются переднеязычные слоги «зи», «за», контрастные заднеязычным.

    Для улучшения артикуляции. дикции и укрепления соответствующего комплекса мышц рекомендуется звонкое, четкое произнесение скороговорок, четверостиший.

    Веселье во время праздников, развлечений, игр имеет для дошкольников также важное оздоровительное значение. Возникающие в это время положительные эмоции рассматриваются учеными как надежный антистрессовый фактор, предупреждающий развитие каких-либо нарушений в деятельности нервной, сердечно-сосудистой и других систем.

    Наиболее интересны праздники и дни здоровья. Например, «Чистота-залог здоровья», «Красивым и  стройным может стать каждый», «Всех полезней солнце, воздух и вода». Основная цель таких праздников – помочь детям понять необходимость собственного участия в сохранении и приобретении своего здоровья.    

 3. С учетом целей, приемов, методов оздоровления  составлено перспективное планирование музыкальных занятий с технологиями здоровьесбережения. (приложение 3)

4.  Создан банк методических наработок по данному опыту. (приложение 4

5.  Успешность любой работы зависит от правильного взаимодействия всех

участников образовательного процесса. Поэтому одним из направлений деятельности стала активизация семьи по вопросам здоровьесбережения, включение их в процесс управления здоровьеориентированной деятельностью.  (приложение 5)

6.  Представление и обобщение педагогического опыта.

   

  1. Результативность.

  1. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
  2. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
  3. Повышение уровня речевого развития.
  4. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями. (приложение 6).
  5. Стабильность физической и умственной работоспособности во всех сезонах года независимо от погоды.

Адресная направленность

        Данный опыт работы может быть использован в совместной работе музыкального руководителя, воспитателя, инструктора по физвоспитанию, психолога ОУ.

Л И Т Е Р А Т У Р А

  1. «Педагогика и психология здоровья» под редакцией Н.К.Смирнова.
  2. Л.Волошина «Организация здоровьесберегающего пространства»; журнал «Дошкольное воспитание» 2004 г, № 1, стр.114-117.
  3. Л.Волошина «Будущий воспитатель и культура здоровья»; журнал «Дошкольное воспитание» 2006 г, № 3, стр. 117-122.
  4.   Вайнер  «Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования»; журнал «Валеология» 2004 г, № 1, стр. 21-26.
  5. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду»; автор-составитель О.Н.Арсеневская.
  6. Щетинин. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»
  7. А.Буренина «Ритмическая гимнастика»
  8. Т.Сауко, А.Буренина. «Топ, хлоп, малыши»
  9. Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой.
  10. Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
  11. «Оздоровление детей в условиях детского сада» под ред. Л.В.Кочетковой.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие музыкальных способностей детей посредством использования технологий здоровьесбережения"

Обобщение опыта работы на тему: "Развитие музыкальных способностей детей посредством использования технологий здоровьесбережения"...

Педагогический опыт «Сенсорное развитие детей раннего возраста с помощью дидактических игр»

Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст наших детей от 2 до 3 лет. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоп...

Инновационный педагогический опыт «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

laquo;Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь...

Развитие самостоятельности детей через внедрение технологии “Клубный час”.

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, которая выражается в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими силами. Она была рассмотрена и изучена в работах Осницкого...

Буклет "Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды через внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечения валеологического сопровождения воспитанников"

Данный материал является продуктом инновационной деятельности детского сада по теме: "Совершенствование здоровьесберегающей образовательной среды через внедрение технологий здоровьесбережения и о...

Позитивный опыт разностороннего развития детей как результата партнерского взаимодействия педагогов и родителей

понимание педагогами и родителями своей взаимообусловленности, признание в лице другого не конкурента, а партнера, практические действия в этом направлении дают положительный результат.В данной статье...

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.«Создание условий для интенсивного интеллектуального развития детей средствами внедрение в образовательный процесс группы игр В. Воскобовича

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых технологий, при которых синтезировались бы элементы познавател...