Статья
статья (средняя группа)

Иванова Юлия Анатольевна

"К вопросу о формировании навыков ориентировки в пространстве у детей 4-5 летнего возраста с косоглазием и амблиопией"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Заявка

Иванова Юлия Анатольевна

Место учёбы: магистрант 2 курса ИСГТ КГПУ им. В.П.Астафьева, кафедра коррекционной педагогики

Место работы : МБДОУ№ 218(компенссирующего вида)

Название доклада: К вопросу о формировании навыков ориентировки  в пространстве у детей 4-5 летнего возраста с косоглазием и амблиопией.

Электронный адрес:ivyulian@yandex.ru

 Научный руководитель: Л.А. Брюховских, канд. пед. наук, доцент

Технические средства: проектор, ноутбук.

Форма участия: очная


К вопросу о формировании навыков ориентировки в пространстве у детей 4-5 летнего возраста с косоглазием и амблиопией.

To the question about building the skills of orientation in space in children 4-5 years of age with strabismus and amblyopic.

Ю.А. Иванова, магистрант 2 курса ИСГТ КГПУ им. В.П.Астафьева,

 кафедра коррекционной педагогики

                                                                     Y. A .Ivanova, master student II ISGT course, KSPU                                                                                                                                                          the name of. V.P. Astafijeva

                                                                            Научный руководитель: Л.А. Брюховских,

                                                                                          канд. пед. наук, доцент

                                                                                        Supervisor: L.A. Bryuhovskih,

             Candidate. ped. Sciences, Associate Professor

Формирование навыков ориентировки в пространстве на сегодняшний день одно из приоритетных направлений коррекционной работы с детьми с косоглазием и амблиопией. В статье описываются этапы формирования навыков ориентировки в пространстве; представлена диагностика, которая позволяет определить уровень развития зрительно-пространственной ориентировки и ее параметры, требующие коррекции, а также наметить пути фронтальной, групповой и индивидуальной коррекционной работы с детьми 4-5 летнего возраста с косоглазием и амблиопией в условиях офтальмологической группы в детском саду.

Ключевые слова: амблиопия, косоглазие, диагностика, коррекция, адаптация, офтальмологическая группа, ориентировка в пространстве.

Formation of skills of orientation in space for today one of priority directions of correctional work with children with a squint and amblyopic . In article stages of formation of skills of orientation in space are described; diagnostics which allows to define a level of development of visually-spatial orientation and its parametres demanding correction is presented, and also to plan ways of face-to-face, group and individual correctional work with children 4-5 summer age with a squint and amblyopic in the conditions of ophthalmologic group in a kindergarten.

Key words: amblyopic, strabismus, diagnostic, correction, adaptation ophthalmic group, orientation in space.

Зрительно-пространственная ориентировка для человека является одним из основных видов ориентировочной деятельности и включается составной частью в решении практически любых задач. Зрительное пространственное познание тесно связано с пространственным поведением таким, как пространственный поиск, ориентация и навигация [Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. 2001: 1]. Формирование навыков ориентировки в пространстве одна из наиболее актуальных проблем разввития и социальной адаптации детей с нарушением зрения. Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте, отрицательно влияют на процесс формирования пространственных представлений и навыков пространственной ориентировки у детей, также возникает проблема словесного обозначения пространственных отношений. Формирование навыков ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушением зрения связаны с недостатками развития зрительного восприятия и внимания, движений и малой двигательной активностью.

Неполнота и фрагментарность образов восприятия и представлений, ограниченные возможности в выделении объемных предметов, определении расстояния и удаленности затрудняют ориентировку в пространстве у детей. В результате нарушения глазодвигательных функций снижен зрительный контроль, отсюда ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов (Л. И. Плаксина, Е. Н. Подколзина). Оценка зрительно-пространственного восприятия чрезвычайно важна, так как, с одной стороны, от ее развития зависит успешность овладения навыками чтения и письма, а с другой позволяет косвенно судить об уровне развития зрительной памяти ребенка с нарушением зрения [Никулина Г.В. 2002: 3] .

Наиболее часто встречающееся нарушение зрения у детей дошкольного возраста – это косоглазие. Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение (девиацию) глазного яблока. Косоглазие характеризуется постоянным или периодическим отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и нарушением функции бинокулярного зрения. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается:

- внутренние, или сходящееся;

- наружное, или расходящееся;

- косоглазие кверху;

- косоглазие книзу.

Сходящееся косоглазие встречается в 10 раз чаще, чем расходящееся. Оно в 70-80 % случаев сочетается с дальнозоркой рефракцией.

Косоглазие бывает: односторонним (монолатеральным) – косит постоянно один глаз; двусторонним (альтернирующем) – попеременно косят оба глаза.

Термином «амблиопия» обозначаются такие формы поражения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефракционной основы. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие, или страбизм, - не параллельность оптических осей глаза, при этом в 85-90% случаев косоглазия наблюдается разная степень снижения зрения, то есть появление амблиопии.

В зависимости от степени понижения остроты зрения различают амблиопию:

- слабой степени (острота зрения 0,8-0,4);

- средней степени (острота зрения 0,3-0,2);

- высокой степени (острота зрения 0,1-0,05);

- очень высокой (острота зрения 0,04 и ниже) степени (Э. С. Аветисов, 1963).

Зрение детей с амблиопией и косоглазием носит чаще всего монокулярный характер, поэтому они отстают от нормально видящих сверстников в процессе формирования у них пространственных представлений.

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Обучение пространственной ориентировке – процесс многоуровневый и связан с развитием и совершенствованием интегративных процессов, умением и возможностью целостно и обобщенно воспринимать окружающее пространство, анализировать его, используя как конкретные, индивидуальные, так и обобщенные ориентиры, наполняющие пространство

[Плаксина Л.И. 2003: 4]. В развитии ориентировки в пространстве Л.И.Плаксина, Е.Н.Подколзина выделяют 5 этапов:

I этап - детей учат практической ориентировке «на себе»:

- учат различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей, кукол; соотносить со своим телом.

- учат ориентироваться в окружающем пространстве с привлечением осязания слуха, обоняния (обращать внимание детей на окружающие звуки, запахи, изменения покрытия пола в помещениях, на разную поверхность игрушек, предметов).

II этап – точка отсчета - собственное тело, ориентировка в пространстве «от себя»:

- создают представление о верхней и нижней, передней и задней, правой и левой сторонах тела (например: все, что находится на теле со стороны, где правая рука, — правое, т.е. правый глаз, правая рука, правое ухо и т.д.; где левая рука — левое).

III этап – детей учат:

- Словесно обозначать расположение предметов в ближайшем пространстве с точкой отсчета от себя (например: «Дверь сзади (позади) меня», «Ира стоит позади (сзади) меня», «Саша стоит впереди меня (передо мной)», «Шкаф слева от меня», «Стол справа от меня» и т.д.).

IV этап – ориентировка по схеме. Детей учат:

- определять направление местоположения предметов, находящихся на значительном расстоянии от них (в 2, 3, 4-х, 5-ти метрах), в зависимости от диагноза зрительного заболевания и остроты зрения каждого ребенка.

- словесно обозначать пространственное расположение предметов относительно друг друга в окружающей обстановке (стол стоит у окна, картина висит на стене, игрушка стоит в шкафу на верхней полке и т.д.).

V этап – самостоятельное составление схем пространства. Детей учат:

- мысленно представлять себя на месте, которое занимает в пространстве тот или иной предмет.

- сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале.

Как показывают научные данные о развитии пространственных представлений у нормально видящих детей дошкольного возраста, в основе их формирования лежит непосредственный практический опыт. От того, насколько точно воспринимает ребенок окружающий мир, как он в нем действует, зависит точность и адекватность его представлений об этом мире [Плаксина Л.И,2003:4].

Многочисленные исследования (В, А, Семенов, В. А. Феоктистова, В. А. Кручинин, Л. И. Плаксина, Л. И, Солнцева) показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении, т.е. коррекционной работе.

В процессе коррекционной работы можно выделить несколько этапов: диагностический, этап реализации коррекционной работы и подведение итогов работы.

Для достижения положительных результатов коррекционной работы, необходимо провести диагностику детей.

Диагностические методики, соответствующие возрастным возможностям детей с 4 до 5 лет, разработанны Л. А. Венгером, Н. Н. Поддьяковым, Л. И. Солнцевой, Л. И. Плаксиной, Е. Н. Подколзиной.

По содержанию диагностика включает в себя следующие задания:

- Знание частей тела их пространственное расположения (вверху-внизу), спереди-сзади, праввая-левая). Собственное тело, кукла. Составь Петрушку, обозначь пространственное расположение частей тела: где правая рука, левая нога, где находится голова.

-Что наденем в гости? Назови одежду, ее детали и обозначь пространственными терминами. Находить на своей одежде и правильно называть различные детали (воротник, рукава, карманы и т.д.); обозначать их расположение соответствующими пространственными терминами (рукава, карманы — правый, левый, впереди или сзади, пуговицы — верхняя или нижняя и т.д.).

- Магазин «Игрушки». Определи и дай объяснение, где находится игрушка, какая игрушка справа, какая – в центре, какая – слева.

- Определи и назови форму предмета по образцу. Найди и покажи предметы, в которых ты видишь квадратную форму (и так далее).

- Назови предмет по величине, используя термины «длинная – короткая лента», «большой – маленький мячик», «высокая – низкая пирамидка», «широкая — узкая полоска», «толстый — тонкий столбик».

- Ориентировка в окружающем пространстве с привлечением слуха,

 обоняния (определение ребёнком направления (места) звучания предмета,характер и принадлежность запаха.

-  Поставь игрушку, куда попросил педагог, поставь в центр стола, справа, в верхний левый угол, в шкаф, на шкаф (и так далее).

- Возьми правой (левой) рукой игрушку и расположи на листе справа и слева, вверху и внизу, посредине.

- Сделай шаг вперед (назад). Что от тебя слева (справа), что вверху (внизу)? [Дружинина Л.А. 2008: 2].

Для обработки полученных результатов проводится оценка по трем основным критериям, которые характеризует степень успешности выполнения задания:

- детей, выполнивших задания самостоятельно и правильно, относят к первому уровню;

- ко второму уровню относят детей, которые достигают результатов с помощью педагога (наводящие вопросы и наличие не более двух ошибок);

- к третьему уровню относят детей, которые допускают грубые ошибки, частично выполняют задания или отказываются их выполнять.

Таким образом, анализ данных, полученных на этом этапе, позволяет определить уровень развития зрительно-пространственной ориентировки, параметры зрительно-пространственной ориентировки, которые требуют коррекции и наметить пути фронтальной, групповой и индивидуальной коррекционной работы в условиях группы компенсирующей направленности в детском саду.

Развитие навыков пространственной ориентировки является одним из направлений по развитию зрительного восприятия детей с нарушениями зрения. Содержание фронтальной работы по развитию навыков зрительно-пространственной ориентировки определяется наличием специфических трудностей, возникающих у детей с косоглазием и амблиопией. Конкретизация программного содержания индивидуальных занятий должна осуществляться в соответствии с анамнестическими данными, со знанием зрительных функциональных резервов ребенка, с перспективами и этапом лечения, с результатами диагностического обследования уровня зрительно-пространственной ориентировки каждого ребенка и общим уровнем развития ребенка [Никулина Г.В. 2002: 3].

Список литературы:

1. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие зрительного восприятия. – М.: Школа-пресс, 2001

2. Дружинина Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / [сост. Дружинина Л. А. и др.; науч. ред. Дружинина Л.А. – Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.

3. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – М.: Детство-пресс, 2002

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (длядетей с нарушением зрения), ред. Плаксина Л.И.-М.: Издательство «Экзамен»,2003.-256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...