Исследовательская работа « Сладкая жизнь»
опыты и эксперименты (старшая группа)

Степанова Анастасия Вячеславовна

 

Меня зовут Аделя, я очень хорошая, добрая и  любознательная  девочка! Я очень люблю сахар и всё сладкое. Когда-то давно, воинов Александра Македонского, ступивших на индийскую землю, привлек неведомый ранее сладкий продукт. С тех пор сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какими же? Получить ответ на этот вопрос было бы интересно.  И мама очень часто говорит мне, что «много сладкого есть вредно». Поэтому я решила узнать,  где впервые появился сахар, из чего его изготавливают, каких видов бывает, полезен он или вреден? А ещё мне  стало интересно, может ли такой знакомый нам сахар  чем-то удивить во время опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sladkaya_zhizn_d_s.docx350.63 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

на тему: «Сладкая жизнь»

Введение

Меня зовут Аделя, я очень хорошая, добрая и  любознательная  девочка! Я очень люблю сахар и всё сладкое. Когда-то давно, воинов Александра Македонского, ступивших на индийскую землю, привлек неведомый ранее сладкий продукт. С тех пор сахар - обычное вещество в нашем быту, но свойствами обладает поразительными. Какими же? Получить ответ на этот вопрос было бы интересно.  И мама очень часто говорит мне, что «много сладкого есть вредно». Поэтому я решила узнать,  где впервые появился сахар, из чего его изготавливают, каких видов бывает, полезен он или вреден? А ещё мне  стало интересно, может ли такой знакомый нам сахар  чем-то удивить во время опытов.

Актуальность данной темы заключается в том, что я попыталась узнать самое интересное о свойствах сахара.

Я поставила перед собой цель - изучить свойства сахара.  

Определила задачи:

1.  Ознакомиться с историей возникновения сахара, его видами.

2. Рассмотреть где  применяется сахар.

3.  Изучить полезные и вредные свойства сахара.

4.  Провести опыты для  изучения свойств сахара.

Предмет исследования: сахар.

Объект исследования:  свойства сахара.

 Гипотеза:  я  предположила, что если у сахара есть удивительные свойства, то их можно увидеть с помощью опытов.

Работа над проектом:

I этап – выбор темы.

II этап – поисковый - сбор информации о сахаре.

III этап – исследовательский – самостоятельное проведение опыта.

Методы исследования: 

  1. Подумать самостоятельно.
  2. Изучить литературу.
  3. Спросить у воспитателя.
  4. Наблюдение и эксперименты.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

I этап – выбор темы.

Постепенно в  меню детей  появляются все новые и новые продукты питания. Питание является неотъемлемым фактором физического и умственного развития ребенка. Поэтому стоит задуматься над тем, какое питание должно быть у детей, чтобы сохранить их здоровье «смолоду» (как говорится в народной пословице). Многие продукты для детей, а именно творожки, йогурты, печенье, содержат большое количество сахара. По настоятельным рекомендациям  врачей сахар противопоказан детям до 3 лет.

II этап – поисковый - сбор информации о сахаре.

1. Где впервые появился сахар?

 Что же это за песочек, 
Сладок с ним у нас чаёчек, 
В каждой кухне проживает, 
Всем хозяйкам угождает. (сахар)

Обратившись к воспитателю Анастасии  Вячеславовне, я решила подробнее узнать о сахаре.  Мы сходили в  библиотеку, чтобы получить более подробную информацию о сахаре. Из книг я узнала, что сахар - это белый кристаллический порошок, вырабатываемый из сахарного тростника и сахарной свеклы. Родина сахара – Индия. Сахар появился в наших краях 150 лет тому назад и был доступен только богатым слоям населения, так как стоил очень дорого и продавался в аптеках на доллары. Коричневые сахарные крупицы приготавливали из сока сахарного тростника и ввозили в Европу из Индии. Намного позже, для производства сахара стали использовать и сахарную свеклу.

Видов сахара много, но полезными считаются неочищенный сахар и натуральный сахар.

А еще  я узнала,  что бытовое название сахарозы –  это са́хар. Сахароза встречается во многих фруктах, плодах и ягодах. Так, один спелый плод банана содержит 12 г сахара. А ягоды винограда обладают большим количеством фруктозы, глюкозы. Содержание сладкого вещества в одном стакане ягод винограда составляет 29 г. Один спелый манго содержит еще  больше природного сахара – 35 г. и это очень калорийный продукт. Спелые ягоды вишни, черешни  также калорийны. Одна чашка ягод содержит 18-29 г.

2. Виды сахара

Сахар выпускается следующих видов:

  1. Тот сахар, который можно найти в каждой семейной сахарнице называют просто – обычный сахар или сахар-песок.
  2. «Кусковым» называют сахар, спрессованный в небольшие кубики. Рафинированный кусковой сахар называют «рафинадом».
  3. «Леденцовый» и «каменный» сахар внешне очень похожи на карамель (это полупрозрачные очень твёрдые кристаллы неправильной формы), да и процесс производства этого продукта очень напоминает приготовление «сосалок».

3. Применение сахара.

Сахар - главный ингредиент кондитерских и хлебобулочных изделий, различных блюд, напитков. Его добавляют в чай, кофе, какао, конфеты, глазурь, крема и мороженое. Он служит консервантом в вареньях, желе и других продуктах из плодов.

Важен сахар и для химической промышленности. Из него получают тысячи производных, используемых в самых разных областях, включая производство пластмасс, фармацевтических препаратов, шипучих напитков и замороженных пищевых продуктов.

4. Полезные и вредные свойства сахара

    Итак, мы убедились, что сахар – это удивительный продукт, обладающий необычными свойствами. А как он влияет на организм человека?  О пользе сахара говорить достаточно сложно. Однако в результате последних исследований медиков оказалось, что человеческому организму сахар необходим в разумных дозах.

Полезные свойства сахара:

  1. Сахар делает нас счастливыми. Во время приступов горя мы съедаем что-нибудь сладенькое, после чего наша поджелудочная железа вырабатывает инсулин, который в свою очередь приводит к выделению серотонина - гормона счастья.
  2. Сахар дает нам энергию. При поступлении в организм сахар преобразуется в глюкозу, снабжающую нас энергией.
  3. Без сахара обойтись невозможно, т.к. сахар стимулирует кровообращение в мозге.
  4. Дневная норма потребления сахара составляет не более 50 граммов (10-12 чайных ложек).

Вредные свойства сахара:

  1. Сахар вреден для зубов, поскольку бактерии, содержащиеся в полости рта человека, превращает его в кислоты, которые разрушают зубную эмаль и способствуют появлению кариеса.
  2. Излишнее употребление сахара способствует появлению жировых отложений. Поэтому, сахар в больших количествах вреден для фигуры и здоровья.
  3. Переизбыток сахарозы в пищевом рационе является веской причиной появления различных болезней.
  4. Доказана прямая связь возникновения аллергии детей и взрослых с избыточным потреблением сахара.
  5. Сахар вызывает нарушения работы иммунной системы.

Употребляя сахар или отказываясь от него, нужно помнить, что организм каждого человека знает, какое количество сладкого необходимо именно ему. И если Вам действительно хочется съесть что-то сладенькое, то не отказывайте себе в этом удовольствии, думая про вред сахара. Главное, делать это с умом и не злоупотреблять.   

2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

III этап – исследовательский

Опыт 1

Сахар представляет собой бесцветные кристаллы сладкого вкуса, хорошо растворим в воде

Рассыпчатый сахар я набрала в десертную ложку и насыпала в стакан с водой. Потом я размешивала сахар и смотрела, как сахаринки плавают в воде. Помешав сахар в стакане с водой, я ждала, когда он там растворится. Через две минутки сахар исчез - он растворился. 

Опыт 2

Состояние сахара в твердом и рассыпчатом виде

На большое блюдо  я сыпала разный сахар, и он прилипал к моим пальчикам. Когда я сыпала коричневый сахар, я вспомнила песок на берегу Черного моря, который я видела в Сочи. Я пробую сахар на вкус - он твердый и сладкий.

Опыт 3

Разбегающиеся зубочистки

Для проведения опыта нам понадобились: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, ложка, кусок рафинада, жидкость для мытья посуды.

1. Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.

2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара-зубочистки начнут собираться к центру.

 3. Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды-зубочистки «разбегутся»! Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая ее движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло. растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

Опыт 4

Пизанская башня

Я построила на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой развела немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Аккуратно вылила немного жидкости в тарелку и наблюдала, что происходит. Сначала окрасилось основание башни, затем вода поднялась вверх и окрасила следующий кубик. Когда сахар пропитался водой-башня рухнула. Что происходит: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

Опыт 5

Радуга в стакане

Поставив 4 стакана в ряд, я насыпала в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй 2 ст. ложки сахара, в третий 3 ложки, в четвертый 4. Затем добавила в каждый стакан по 3 ст. ложки горячей воды и хорошенько перемешала сахар до полного его растворения. В каждый стакан добавила немного пищевого красителя. Для примера воду в первом стакане я сделала синего цвета, во втором-желтого, в третьем-зеленого, а в четвертом-красного. После добавления красителя хорошенько перемешала воду. После взяла шприц и наполнила его водой из четвертого стакана (красного). Вылила воду из шприца в пятый (пустой) стакан. Дальше набрала шприц из третьего стакана(зеленого). Аккуратно по стенке стакана вылила воду в пятый стакан так, чтобы жидкость почти не перемешивалась. Эту же процедуру повторила со вторым стаканом (желтым), а затем и с первым (синим).Вода в стакане превратилась в настоящую радугу. Цвет улегся слоями, а не перемешался друг с другом. Это произошло из-за разной плотности воды. Чем больше сахара в воде, тем выше ее плотность, поэтому слой с такой концентрацией окажется в самом низу стакана. А вода с меньшим количеством сахара, наоборот, окажется сверху.

Опыт 6

Термическая обработка сахара

Рассыпчатый белый сахар насыпала в сковородку и поставили на плиту, я стала его размешивать. Температура плавления сахарозы 160 °C. Сахар нагревался, менял цвет, становился коричневый, жидкий и вкусно пах.

При застывании расплавленной сахарозы образуется аморфная прозрачная масса – карамель. А также, если положив  кусок сахара  в ложку, нагреть над пламенем свечи, он начинает плавиться, через 10 минут карамелизируется, т.е превращается в однородную густую массу коричневого цвета, с запахом карамели.

Опыт 7

Наблюдение за изменением состояния сахара после термической обработки

Жженый, горячий сахар я наливала с ложечки в холодную воду.

Вода становилась такого же цвета как и сахар. Сахар становился холодным и застывал. 

Опыт 8

Изготовление из сахара карамели

В формочку мы  налили горячий жженый сахар, я увидела, что сахар может тянуться как ниточка. Сахарные ниточки были тоненькие, как невидимки и хрупкие.

Когда сахар совсем застыл, у меня получился леденец коричневого цвета.

Опыт 9

Оценка вкусовых качеств сахара

На вкус леденец оказался сладким и вкусным.

Опыт 10

Сахарное стекло

Для изготовления я использовала сахарный песок (1,5 стакана), немного воды и вишневый сироп(0,3 стакана), смешала эти вещества, а затем растопила в сковороде. Когда весь сахар расплавился , вылила сироп на фольгу. Спустя 10-15 мин. началась обратная реакция, сахар из жидкого состояния вновь стал переходить в твердое состояние. У меня получилось сахарное стекло.

Изучив положительные и отрицательные воздействия сахара на организм человека, я сделала вывод:

  • без сахара обойтись невозможно, т.к. сахар стимулирует кровообращение в мозге;
  • сахар не только лакомство, но и очень полезный продукт;
  • употреблять сахар следует только в разумных количествах. Дневная норма потребления сахара составляет не более 50 граммов (10-12 чайных ложек)
  • содержится во многих растениях:  в продуктах питания: овощи, фрукты, молочные продукты и т.д., а также в соке березы и клена.

После проведения опытов для закрепления полученных знаний о сахаре я рисовала рисунки с  изображением сахара  и слепила кусочки сахара.  

Заключение

Целью моего исследования было знакомство с веществом – сахар и его свойствами и видами. Мною была выдвинута гипотеза: сахар – это вещество, обладающее интересными свойствами, приносящее не только вред, но и пользу человеку.

В процессе работы я узнала историю появления сахара, она насчитывает более 2000 лет, а также, что существует несколько видов сахара. Также я познакомилась с некоторыми видами и свойствами сахара, проведя собственные опыты.

Я пришла к выводу, что  сахар – продукт неоднозначный. С одной стороны, он необходим нашему организму, но, с другой стороны, избыток сахара приводит к различным нарушениям и болезням. Здесь поможет золотое правило, которое применяется испокон веков, - во всём знать меру. Умеренное поедание сладостей сохранит здоровье и поднимет настроение. При проведении опытов я узнала, что сахар изменяет форму, растворяется в воде, превращается в кристаллы. Проведя исследование, я убедилась, что удивительные свойства сахара можно увидеть с помощью проведения опытов, в домашних условиях. Таким образом моя гипотеза подтвердилась.

Перспективы работы.

В дальнейшем я планирую:

 - помочь узнать больше  о сахаре своим  одногруппникам;  

- продолжить работать по теме сахар и узнать о количестве сахара в продуктах питания, а также  о заменителях сахара;  

- продолжать опыты для изучения свойств сахара.

Сделай сахар своим другом!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Детская энциклопедия «Все обо всем» под ред. А. Ликум.- М.: «АСТ», 2017.
  2. Коннашкова И.П. Сахар: вред или польза? – М.:Крук,2019.
  3. Костина Т.С.  Пища богов. О вреде и пользе сахара. – М.: АРКТИ,2019.
  4. Литвина И.И. Живите долго. - М.: Физкультура и спорт, 2018.
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «А ТЕМП», 2018.
  6. Пульцин М.Н. Сласти и страсти. - СПб.: Норма, 2019.
  7. Рабиза Р.В. Простые опыты. Забавная физика для детей.- М.: Детская литература, 2016.
  8. Родионова И. Здоровое питание без сахара. - Эксмо, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Сладкий клад"

Об истории развития шоколада, почему его любят не только дети,  но и взрослые и можно ли приготовить шоколад в домашних условиях....

Исследовательская работа "Тайна жизни"

Исследовательская работа подготовлена на решение вопроса "Что первично: курица или яйцо?"...

Детско исследовательский проект " Сладкая жизнь - САХАР"

Предлагаю вам детский исследовательский проект для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Сахар». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Этот проект направлен на содей...

Исследовательская работа «ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛКИ» «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

исследовать значение пластиковых бутылок в жизни человека и природы....

Исследовательская работа " Вторая жизнь бумаги" Чернов Матвей 7лет

Актуальность!Бумага играет большую роль в жизни людей!Четверть отходов населения земли – это бумажная продукция.А для производства бумаги вырубают миллионы деревьев! Использование...

Научно-исследовательская работа "Сладкая вата"

     Сахарная вата имеет давнюю историю. Впервые это лакомство получило распространение в Италии в XV веке. В то время сладкая вата считалась очень дорогим лакомст...

Научно-исследовательская работа "Сладкая вата"

Я сделал  творческий проект и хочу вас с ним познакомить.Если доводилось пробовать сладкую вату, значит хорошо знаком очень легкий и таящий во рту вкус. Кто же придумал этот кулинарный продукт, к...