Консультация для музыкантов.
материал

Абубакирова София Гарифовна

Как определить причины немузыкального слуха и их дифференциации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_muzykantov.docx16.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                          Методы развития чистоты интонации у детей

Перед музыкальным руководителем стоит важная задача исследования причин немузыкального слуха у конкретного ребёнка и их дифференциация. Ребёнку необходимо дать несколько заданий, которые помогут проверить точность его музыкальных представлений. Например, определить неверно сыгранную ноту в известной песне, назвать песню по сыгранному отрывку, выявить плохо проинтонированные места в исполненной мелодии и т. п. Неправильное звукообразование, перенапряжение мышц гортани легче определить по характерному для данного голоса звучанию. Главная задача музыканта – привести весь голосовой аппарат ребёнка в нормальное певческое состояние. При первоначальной оценке музыкального слуха необходимо обратить внимание на речь ребёнка. При монотонной, маловыразительной речи, с использованием грудной манеры фонации необходимо целенаправленно видоизменять, расширять тональную сферу речи. Для этого можно рассказывать стихотворения в различных регистрах, использовать упражнения фонопедического метода Д. Емельянова на разговорное глиссандо и т. п.- всё это значительно помогает ученику ориентироваться в высоких и низких тонах сначала на речевых интонациях, а затем в сфере музыкальных звуков. Низкое, глухое звукообразование у таких детей обычно сопровождается очень невнятным произнесением слов, зажатой нижней челюстью, отсюда - недостаточная работа артикуляционного аппарата. Музыкальный руководитель должен помочь детям понять, как надо правильно открывать рот в пении. Для этого можно предложить слегка надавить пальцами на щёки так, чтобы щёки провалились между зубами. В этом положении ученик должен пропеть гласную «у» или слог « лю». Услышав, как свободно зазвучал голос и, поняв, как надо правильно открывать рот, ребёнок сам будет стараться найти это положение в пении. В результате упражнений у него закрепится правильная манера артикуляции в пении. Пение требует более чёткой артикуляции, чем речь. Особенно это относится к формированию гласных, пропеванию их, умению удержать в пении на определённой высоте, что требует развития дыхания. Мягкое звукообразование, пение в постепенно повышающейся тесситуре ( ля1- до2) на staccato с переходом на legato, нахождение лёгкого головного звучания на опёртом дыхании – всё это будет способствовать « снятию» грудного звучания, а вместе с тем и улучшению чистоты интонирования. Для последовательного развития правильного пения необходимо в обучении идти от примарных тонов, то есть от певческих звуков, где голоса детей звучат наиболее естественно и свободно, где проявляется правильная от природы координация между всеми звеньями голосового аппарата. Обычно это звуки фа1- ля1. предполагает, что зона примарных тонов голоса детей в разные годы меняется: понижение до, ре1 связано со становлением речевой функции в возрасте 3-4 лет, а повышение - с началом обучения пению.

Но существует и другой, противоположный этому метод, когда музыкант просит ребёнка пропищать на октаву выше примарных тонов, то есть сразу переключает его на фальцетную манеру звукообразования. Это умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не станет навыком звукообразования.

Значительное место в хормейстерской практике в распевании  отводится интонированию м.2, б.2, так как эти интервалы требуют большой интонационной чёткости и способствуют развитию устойчивости интонирования. Одним из самых трудных упражнений является длительное интонирование на одной ноте, особенно при смене аккордов в сопровождении: дети начинают то повышать, то понижать звук. В этом случае можно помочь интонированию движением руки. Для слухового укрепления ладотональности рекомендовано пение диатонических секвенций, с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов, интервалов. Пение мелодических оборотов необходимо чередовать с сопровождением инструмента и без сопровождения. После того, как интонация будет доведена до устойчивости, все упражнения полезно петь без сопровождения. Метод пения a capella воспитывает слуховое внимание, развивает музыкальную память. Активизации внутреннего слуха способствует пение вслух и «про себя», закрытым ртом.

Важно, чтобы работа над чистотой интонации  сочеталась с воспитанием у детей выразительного, эмоционального исполнения. Воспитывая навык выразительного исполнения, внимания к пению, хормейстер обязан сам заинтересовать детей выразительным исполнением. В процессе обучения пению важны замечания хормейстера, предшествующие показу различных приёмов, которые бывают образные и обычные (прямые). Образные больше адресованы к детскому мышлению, особенно связанному с эмоциями. Требования руководителя усваиваются легче, если, например, пение на staccato сравнивается с капельками дождя, звук лёгкий – как весенняя капель, движение поступенно вверх – «шагаем смело», вниз –«спускаемся осторожно, ступеньки узкие» и т. д. В работе над точностью интонирования очень важно пробудить у детей чувство эмоционального сопереживания. Обращая внимание детей на красоту мелодии, выразительность музыкальной интонации. Развивая эмоциональность, непринуждённость исполнения, необходимо включать в репертуар русские народные песни, детские прибаутки без сопровождения, песни с использованием игр ового момента.

Особо следует сказать об атмосфере доброжелательности, желании помочь со стороны всех детей и обязательном поощрении ребёнка за малейший успех в пении.

По вопросу размещения неточно интонирующих детей в хоре существует много мнений. Одни учителя считают, что отстающих ребят надо посадить среди верно поющих. Другие предлагают их сажать отдельно, ближе к хормейстеру, чтобы они могли лучше слышать себя и соседей. Сидя впереди, дети получают возможность слышать сзади себя правильное пение, а дети, которые поют чисто, избавляются от необходимости напрягать внимание, слыша фальшивое пение.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Каждый ребёнок - музыкант

Не только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах, могут называться композиторами, но и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать на  специально созданных для этой...

Консультация для родителей Шесталов Владимир музыкант из Югры.

Консультация для родителейШесталов Владимир музыкант из Югры....

Консультация для родителей. "Воспитание юного музыканта"

Рекомендации родителям, как помочь ребёнку в  обучении игре на музыкальном инструменте....

Консультация для музыкантов Музыкально-медитативные упражнения

Консультация для музыкантов Музыкально-медитативные упражнения...

Консультация для родителей "Музыканты до рождения: это возможно!"

Музыканты до рождения: это возможно! Большинство из нас не являются профессиональными исполнителями, и наша задача - научить малыша любить музыку. Есть множество способов научить малыша наслаждат...

консультация для музыкантов

У детской музыкальности в дошкольном возрасте есть одна абсолютно приоритетная цель: телесно – эмоциональное (а не интеллектуальное!) знакомство с музыкой и освоение ее через деятельность и игру...