Проекты для детей дошкольного возраста
проект

Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность. 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»                        Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение                                          «Начальная школа – детский сад № 1» г. Воркуты

«Ичöт школа-челядьöс 1 №-а видзанін» Воркута карса

муниципальнöйвелöдан учреждение

ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Автор:

Свенина Екатерина Александровна,

Воспитатель

г.Воркута 2019 год

ПРОЕКТ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Проблема:

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.

Актуальность проекта: 

Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Новизна проекта:

Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей, родителей и сотрудников ДОУ в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Данный проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.

Цель проекта: формирование представление о народных традициях у детей дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица.

Задачи:

- Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами.

- Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.

- Развить коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.

- Воспитать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

План работы для воспитателя:

- определение цели и задач проекта;

- сбор информации об истории праздника;

- подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

- составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;

- подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа;

- создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта;

- информирование родителей о предстоящем мероприятии;

- индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии;

- Организовать для родителей выставку детских работ;

- Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя»;

Формы организации:

- Беседа, общение.

- Игры: дидактические, сюжетные, пальчиковые, хороводные, подвижные.

- Моделирование.

- Экскурсия.

- Слушание и разучивание фольклорных произведений.

- Развлечение.

- Просмотр презентаций и мультфильмов, рассматривание репродукций картин, иллюстраций, предметов народного быта и декоративно-прикладного искусства.

- Интегрированная НОД.

- Совместные мероприятия педагогов, детей и родителей.

- Консультации.

Виды совместной деятельности воспитателя с детьми:

- Беседа: «Что такое Масленица».

- Заучивание стих. «Радость в каждый дом».

- Рисование «Испеки блин на сковороде».

- Заучивание заклички на блины:

«Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет».

- Рисование «Испеку блин на сковородке»

- Лепка «Блины с икрой и сметаной»

-Аппликация Масленичка

- Подвижные игры: «Карусель», «Веселый бубен». 
Игра-забава «Валенок», « Пирог».

- Разучивание песни русской народной песни «Блины»; « Веснянка».

- Пальчиковые игры: «Солнышко-ведрышко», «Снежки»;

- Игровая ситуация: «Приглашаем гостей на блины».

Работа с родителями:

- Привлечь родителей к изготовлению куклы – Масленицы;

- Консультация для родителей: «Масленица широкая».

- Привлечь родителей к приготовлению блинов вместе с детьми и организовать чаепитие в группе.

- Порекомендовать посетить Масленичные гуляния в городском саду в воскресение.

Ожидаемый результат:

- Дети должны получить первичные представления о празднике Масленица;

- Получение представлений о народных играх, обрядах;

- Получение эмоционального удовлетворения от участия в праздновании Масленицы;

- Развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности;

Этапы проекта.

Подготовительный этап: постановка мотивации цели и задач по ознакомлению с традициями празднования Масленицы.

- Создать условия для формирования интереса к празднику.

- Помочь детям выбрать активную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

- Составить план совместных действий с детьми, поиск и сбор информации о празднике.

- Подобрать материал, пособия и литературу по теме (художественное слово, наглядный материал, музыкальный репертуар).

- Подготовить наглядный и консультационный материал для родителей.

- Привлечь родителей к участию в проекте.

Основной этап: формирование представления у дошкольников о русской национальной традиции встречи весны.

- Знакомство с историей, традициями, особенностями праздника Масленица.

- Заучивание закличек, стихов, русских народных песен, пальчиковых игр.

- Разучивание хороводных игр.

Заключительный этап: обобщение знаний детей о Масленице.

- Организовать для родителей выставку детских работ.

- Организовать фотовыставку «Наша масленичная неделя».

- Проведение масленичной недели в группе детского сада, опираясь на материалы альбома «Ай, да Масленица!».

- Организация и проведение музыкально-спортивного праздника «Шуткой и забавой Масленицу встречаем» с последующим чаепитием.


План работы с детьми и родителями

Понедельник «Скоро Масленица!»

 Содержание работы: познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

Работа с детьми:

- Беседа «Что за праздник Масленица?»;

- Презентация «История Масленицы»; Поговорки про масленицу; Заучивание стихотворения «Радость в каждый дом»; Загадки о зиме и весне. Подвижная /игра «Пирог».

- Рисование «Испеку блин на сковородке».

Работа с родителями:

- Оформление материалов: «Учить вместе веселее, дело спорится быстрее!» (предложить частушки, потешки для заучивания с детьми дома).

Вторник «Масленица – это весело!»

Содержание работы: продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

Работа с детьми:

- Музыкальный мультфильм «Масленица!»

- Разучивание народной песни: «Блины».

- Лепка « Блины с икрой и сметаной».

- Принести из дома предметы русского быта для оформления ППРС на Масленичную неделю.

Среда «Милости просим!»

Содержание работы: формировать представления о быте русского народа, воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа.

Работа с детьми:

- Презентация «Русская изба».

- Зкскурсия в мини-музей «Русская изба».

- Разучивание подвижных игр: «Валенки».

- Разучивание хороводных игр.

- Разучивание масленичных закличек, песни «Веснянка».

- Аппликация «Масленичка».

Работа с родителями:

- Создание папки передвижки на тему «Широкая Масленица»

- Индивидуальные консультации по участию родителей в финальном развлечении.

Четверг «Мы красиво нарядились, петь, плясать, играть пустились!»

Содержание работы: познакомить с историей русского костюма; обогащать лексику словами, обозначающими названия одежды и головных уборов.

Работа с детьми:

- Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- Презентация «Русский национальный костюм».

- Д/ и «Наряди куклу».

- Разучивание подвижных народных игр.

- Разучивание хороводных игр «Хоровод с бубнами».

Работа с родителями:

- Индивидуальные консультации по изготовлению костюмов для проведения финального развлечения.

Пятница «Мы гостей встречаем, вкусно угощаем!»

Содержание работы: создать радостную атмосферу праздника. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

Работа с детьми:

- «Масленица гуляет, всех на праздник созывает».

- итоговое развлечение «Масленица пришла, Весну позвала, свет и радость с собой принесла».

- чаепитие с блинами.

Работа с родителями:

- Оформление материала «Ой, блины, блины, блины, вы блиночки мои!»

- Раздать листовки с рецептами блинов родителям на выходные и праздничные дни.


Приложение.


Пальчиковая игра «СОЛНЫШКО-ВЕДРЫШКО» 

- Солнышко-вёдрышко! (Руки поднять вверх и развести в стороны).
Взойди поскорей,

Освети, обогрей (Руки развести перед собой).

Телят да ягнят, (Пальчиками правой руки «пробежаться» по левой руке снизу вверх).

Ещё маленьких ребят (Пальчиками левой руки «пробежаться» по правой руке сверху вниз).

Игра-забава «Валенок»

Две команды по 6 человек, у первых игроков в руках детские валенки, по сигналу, бросают кто дальше. На место падения валенка ставиться конус. Если следующий ребёнок кинет валенок дальше, то конус переставляется, если нет, остаётся на месте.

Игра Пирог 

Игроки становятся в две шеренги друг против друга. Водящий приседает в центре, он — пирог. Играющие поют и показывают движения.

Экий он высоконький, Руки поднимают вверх.

Экий он широконький, Руки в стороны.

Экий он мягонький. Руками гладят живот.

Первый в каждой шеренге бежит и дотрагивается до пирога. Кто первый коснулся — уводит его к себе в шеренгу, кто опоздал — становится пирогом.
Игра продолжается, пока интересно играть. По окончании можно посчитать в какой команде больше игроков.

Подвижная игра «Веселый бубен» 

Дети образуют большой круг. Передают бубен из рук в руки по кругу и проговаривают слова:

Ты катись веселый бубен,

Быстро, быстро по рукам,

У кого остановился, 

Тот сейчас станцуем нам!

Подвижная игра «Солнышко». Все группы.

По считалочке выбирают водящего — солнышко. Остальные дети встают в круг. Солнышко (Весна) стоит посредине круга, все поют:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее!

На первые две строчки дети водят хоровод, на последующие две поворачиваются лицом друг к другу, делают поклон, затем подходят ближе к солнышку. Оно говорит: «Горячо!» — и догоняет детей. Догнав играющего, дотрагивается до него, ребенок замирает и выбывает из игры.

Хоровод «Как на тоненький ледок»

(идут по кругу, поют и выполняют движения по тексту)

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Соберёмся все в кружок,

Все потопаем, все потопаем.

Будем весело играть,

Будем ручки согревать,

Все похлопаем, все похлопаем.

Если холодно стоять,

Мы похлопаем опять

По коленочкам, по коленочкам.

Чтобы стало нам теплей,

Будем прыгать веселей,

Все попрыгаем, все попрыгаем.

Песня «Веснянка» 

Ой, бежит ручьём вода,

Нету снега, нету льда.

Ой, вода, ой, вода,

Нету снега, нету льда.

Прилетели журавли

И соловушки малы.

Журавли, журавли,

И соловушки малы.

Мы весняночку поём,

Весну красную зовём.

Ой, поём, ой, поём,

Весну красную зовём.

Стихотворение для разучивания:

Радость – в каждый дом!

Встанем утром рано,

Напечём блинов

С творогом, сметаной,

С мёдом. Будь здоров!

С маслом и вареньем,

Вот Вам угощенье!

Закличка на Масленицу:

Уходи мороз косматый,

Слышишь, старый, или нет.

А над садом, а над домом

Голубой весенний свет.


«Трынцы-брынцы, пекитесь, блинцы. Мажьтесь масленее — будет повкуснее».

Пословицы, поговорки: 

- «Как на масляной неделе в потолок блины летели»,

- «Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны.»

- «Солнышко-вёдрышко, нарядись! 

- Солнышко-вёдрышко, покажись!»

Загадки на масленицу: (Автор загадок: Ирис Ревю)

Зиму с ней мы провожаем,

И Весну - Красну встречаем,

Ей блины вкусны пекут,

Даму эту как зовут?

Ответ: Масленица

Чучелом ее сжигаем,

Едим масло и блины,

И весну мы ожидаем,

Это — праздник старины.

Ответ: Масленица.

С сыром, маслом и сметаной,

Дырчаты и румяны,

Ароматны и вкусны,

Аппетитные …(блины).

Горячий, румяный, 

Сытный, желанный,

Бабушка с утра печёт,

Угощается народ.

Ответ: Блин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект для детей дошкольного возраста «Дети-герои» Великой Отечественной воины

Педагогический проектдля детей дошкольного  возраста«Дети-герои»Великой Отечественной воины...

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа жизни в разных видах деятельности» (средний возраст)

Проект «Привитие детям дошкольного возраста основ здорового образа  жизни в разных видах деятельности» средний возраст...

Природоохранный социально-образовательный проект «Эколята - дошколята» (долгосрочный проект для детей дошкольного возраст 2-3лет)

План работы организации «Эколята – дошколята» на 2019-2020 уч.гпервой младшей группы «Ладушки»Взаимодействие с родителямиВсероссийская акция«Россия – тер...

Проект «Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и быту народной культуры»

=Актуальность проекта.В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национ...

Проект для детей дошкольного возраста "Дети любят LEGO"

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений. Дети любят играть в свободной деятельности. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на...

Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"

Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...