Игровой тренинг для родителей ГКП «Играя, развиваемся!»
методическая разработка (младшая группа)

Литвина Татьяна Анатольевна

Это интересное игровое занятие для родителей позволит узнать им, что игра не только развивает познавательную и эмоциональную сферу, но и является настоящей жизненной потребностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_trening_gkp_igraya_razvivaemsya.docx32.88 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой тренинг для родителей ГКП «Играя, развиваемся!»

                                                        Подготовила педагог-психолог Литвина Т.А.

Цель: повысить компетентность родителей по вопросу детской игры как способа познания мира, развития мелкой моторики и побудить заниматься с ребёнком в домашних условиях.

Задачи:

  • показать родителям значимость игры для полноценного   эмоционального и  познавательного  развития ребенка;
  • показать необходимость совместной обучающей деятельности родителей и детей;
  • обучить практическим приемам формирования навыков игровой деятельности;
  •  активизировать творческий потенциал родителей;

Ход тренинга:

Вступительное слово:  Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады приветствовать в нашем уютном зале. Тема сегодняшней нашей встречи посвящена детской игре.

  1. Игра- серьёзное занятие для ребёнка. Пожалуй, нет ничего более естественного и позитивного, чем играющие дети. Игра для ребенка считается не только развлечением, но и настоящей жизненной потребностью. Лишь в игровом процессе малыши приобретают важные навыки – и бытовые, и социальные. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста. И, надеемся, что на нашей встрече Вы это поймете.

  1. Что развивают игры?
  1. Воспитание личностных качеств. В ребенка в раннем детстве понятия о добре и зле, плохом и хорошем только закладываются. И только в форме игры, ненавязчиво, ему можно объяснить, почему нужно быть доброжелательным, вежливым, скромным, трудолюбивым, ответственным, так далее, и нельзя быть грубым, жадным, эгоистичным, так далее.
  2. Социализация. Уже в два-три года в процессе игры ребенок начинает взаимодействовать со взрослыми и другими детьми. Играя, он учится общаться, дружить, договариваться, отстаивать свое мнение, находить выходы из различных спорных ситуаций.
  3. Формирование самооценки. Успехи в игре радуют ребенка, вселяют в него уверенность в собственных силах, повышают самооценку.
  4. Физическое развитие. Подвижные игры для малышей в раннем детстве способствуют укреплению у них навыков ходьбы, бега, учат их манипулировать с различными предметами, применять их по назначению, делаю их крепкими, выносливыми, способствуют формированию сильного иммунитета.
  5. Тренировка мелкой моторики. У ребенка 2 — 3 лет активно развивается устная речь. Любые игры с мягкими пазлами, кубиками, сортерами, конструкторами, мозаиками, прочее, во время которых малыш манипулирует с небольшими предметами, способствуют усовершенствованию умения говорить.
  6. Развитие различных психических процессов: памяти, фантазии, восприятия, внимания, образного и логического мышления.
  7. Развитие сенсорной сферы: зрения, слуха, обоняния, вкуса, температурной чувствительности. Такие игры дают опыт работы с самыми различными материалами (крупой, бумагой, картоном, песком) и др. Все органы чувств, данные нам природой, должны работать, для этого необходима «пища». Поэтому важно научить ребенка получать информацию извне, при помощи как можно большего количества анализаторов.

Привести примеры из родительских анкет о значении игры в жизни ребенка:

Наши исследования, проведенные на основе опроса родителей ГКП, показали, что 100% родителей говорят о том, что игра – необходимое условие для развития и взросления ребенка, способствует подготовке к школе; обучает всему играючи, а это эффективно и интересно; с помощью игры можно поиграть любые жизненные ситуации; в игре ребенок развивается и общается; игра помогает развиваться, взрослеть, познавать мир, показывать модели отношений, развивает фантазию; жизненно необходимое удовольствие для развития и взросления ребёнка; Игра-подготовка ребёнка к взрослой жизни; игра способствует развитию ребёнка (интеллектуальному, эмоционально-личностному, психическому); игра нужна для самореализации ребёнка, т.к. он учится фантазировать, воображать, получать различные эмоции во время игры; во время игры мы можем понять, к чему больше склоняется ребёнок, его интересы, предпочтения, что важно для его дальнейшего развития.

  1. Какие игры и игрушки необходимы для развития ребёнка?

Ниже мы рассмотрим наиболее подходящие развивающие игрушки для детей от 2 до 3 лет. Эти игровые приспособления позволят максимально удовлетворить нужды ребёнка в реализации познавательных потребностей.

Предназначенность

Виды игрушек

Совершенствование тонкой моторики и логики

Мозаика (крупные детали), пирамидки разного размера, конструкторы (фигурки-вкладыши, строительные наборы, блочные наборы, тематические наборы), пазлы, фигурки для шнурования, кубики, разрезные картинки, лото.(ребёнок знакомится с цветом, формой, размером, развивается наглядно-действенное мышление)

Сюжетно-ролевые игры

Куколки и пупсы с атрибутами для игры – кроватка, коляска, ванночка, плита, детская посудка, игрушечные домики; наборы «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», машинки с гаражом. Фигурки животных.(Ближе к 2,5 годам детей начинают привлекать ролевые игры, подобная игра являясь зеркальным отражением поведения взрослых, позволяет родителям узнать , как воспринимают нас наши дети.)

Интерактивные игрушки

Электронные плакаты и книги (озвученные), специальные компьютеры для детей, развивающие центры, интерактивные куклы.(Эти игрушки являются необходимыми, но не обязательными.)

Активные игры и развлечения

Мяч, велосипеды, беговелы, самокаты. (Совершенствование физических навыков: осваиваются различные движения, развивается координация и согласованность. Дети познают своё тело, развивается ловкость, укрепляется мышечный корсет.)

Творческие занятия

Мольберты, детские краски, фломастеры, альбомы, пластилин, музыкальные игрушки.(Развивают воображение, память, внимание, мышление, восприятие, мелкую моторику, речь.)

Игрушки для прогулок

Комплекты для летних и зимних уличных игр: набор для песочницы, лейки, лопатки для снега.

 Другая разновидность игр:

  • Игра-возня – это еще одна разновидность игр, которые необходимы для развития ребенка раннего возраста. Взрослые очень часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящих пользу ребенку. Однако это не так.  Такие игры учат детей взаимодействовать друг с другом, со взрослым, умению управлять своим телом, помогают выплеснуть негативные эмоции. Чтобы ребенок получал опыт таких игр, папы могут «померятся силой» с ним. Малыш от подобного общения придет в восторг, научиться принимать и победу, поражение.
  • Ребенок от одного до трех лет только познает мир вокруг, поэтому лучше в игры включать простые бытовые предметы, они ему сейчас интересней всего остального, к тому же в таких играх он получает необходимые бытовые навыки. Такие игры можно устраивать дома на кухне, все необходимое имеется под рукой.

Идеи для игр на кухне: Складывание и раскладывание кастрюлек по размеру, надевание на них крышек подходящего размера. В емкость можно насыпать различные крупы, доставать и пересыпать их ложкой. Использовать макароны как бусины, надевая их на коктейльные трубочки или шнурки. Вставлять длинные макароны в дуршлаг, получается ежик. Разноцветные прищепки можно прикрепить к стаканчикам соответствующего цвета.

Привести примеры из родительских анкет о том, какие игрушки любимы и что есть у ребенка дома: Наибольшей популярностью (любимые игрушки) у детей раннего возраста пользуются машинки, конструкторы, мяч. На втором месте – куклы, на третьем (единичные ответы) – лото, кубики, пирамидки,  игры с животными, динозаврами, атрибутами для сюжетных игр – посуда, еда. Некоторые родители отмечают, что дети любят играть с камешками, мелкими предметами, мягкие игрушки. Любят дети и подвижные игры и игры на улице, у многих дома есть спортивные уголки, швецкие стенки, батут. Лепить, рисовать, клеить наклейки, раскрашивать – любимое занятие не многих.

Практически все виды игрушек есть в наличии дома, не пользуются популярность у малышей такие, как дидактические, музыкальные и игровые наборы для обыгрывания ролевых игр.

Привести примеры из родительских анкет о том, любит ли играть ваш ребёнок: Большинство родителей ответили, что дети любят играть, но некоторым  родителям трудно ответить на этот вопрос.

  1. Надо ли специально заниматься с малышом?

(ответы родителей)

Привести примеры из родительских анкет о том, участвует ли взрослый в детской игре: малыши, как правило, всегда просят поиграть вместе с ними и это естественно – ребенку нужен партнер по игре, который мог бы научить играть, сделать игру интереснее, взять на себя какую-либо роль. Взрослые соглашаются с радостью. Интересные ответы: сначала играем в мамины дела, затем в Андрюшины; играем всей семьей; просит постоянно, играю, хотя и не очень хочется, не нравится, что без меня почти не играет.

Развивающее воздействие игры на ребёнка невозможно без участия взрослого. Чем младше ребёнок, тем большее включение в процесс игры требуется от родителей. Когда малыш только начинает играть, мама и папа являются его любимыми партнёрами по играм. Родители могут инициировать игры сами или поддерживать инициативу ребёнка.

  1. Как играть с игрушками?

1. Учитывайте возрастные особенности детского внимания! Например, трехлетнему ребенку для игры нужно не более 5—7 игрушек, остальное необходимо убрать подальше, чтобы они не были у него «на глазах» (в шкаф, кладовку и т.д.).

2. Периодически меняйте игрушки! Причем нет необходимости постоянно покупать новые (об этом говорилось ранее). Например, 3 игрушки убрали, а 3 игрушки, которыми ваш ребенок давно не играл, достали.чем больше игрушек в поле зрения ребенка, тем больше вероятность того, что он не будет их использовать по назначению. Он попросту перестанет их ценить: начнет кидать, разбрасывать везде, ломать и требовать новые.

3. Игрушки должны быть разными по смысловой нагрузке. Маленькая неваляшка и большая неваляшка — это один тип игрушки, даже если они разного размера и цвета. Их можно использовать только для занятий мамы с ребенком, когда она объясняет понятия размера, цвета, формы и т.п. Но как только позанимались, одну неваляшку следует убрать.

4. Играя с ребенком, чередуйте спокойные игры и активные.

Чем младше ребенок, тем меньше по времени продолжительность занятий. Их может быть несколько в течение дня, но каждый раз необходим новый вид деятельности: собрали матрешку — сделали перерыв, побросали мяч — опять перерыв, полепили — немного отдохнули, затем почитали книжку и т.д.

Привести примеры из родительских анкет о том, как выбираются игрушки:На основе нашего вопроса, мы сделали вывод о том, что вы, как правило, учитываете возраст ребенка, его интересы, развивающий эффект и полезность игрушки. Многие покупают для того, чтобы обыграть сюжетные игры (животные, посуда); задаются вопросом, для чего нужна эта игрушка; покупаются разнообразные игрушки;

Привести примеры из родительских анкет о том, какая игра приносит больше пользы: когда он один играет или в коллективной игре: Большинство родителей ответили и то и другое одинаково полезно. Ответы родителей: думаю и то, и другое одинаково полезно по направлению на разное развитие, сам - работает фантазия, изучает окружающее, с другими детьми – социализация, умение взаимодействовать.

 А без чего не может быть игры? (Ответы родителей) Вы правы, взаимодействуя с ребенком в игре и ребенок и взрослый активно использует речь. Для того, чтобы речь ребенка (даже не говорящего) развивалась можно использовать различные игры и упражнения для малышей.

БЛОК ДЛЯ Логопедов (игры, развивающие речь)

Практикум для родителей

Родителям предлагается объединиться по 3-4 человека, выбрать любую понравившуюся игрушку и научить друг друга играть в эту игрушку, затем придумать различные варианты игры с этой же игрой.

Как играть с пирамидкой?  Сначала нужно показать малышу как снимаются и одеваются колечки на стержень. Дайте ребенку попробовать самостоятельно, пусть занимается столько времени, сколько ему захочется. Не требуйте от ребенка, чтобы он собирал кольца в нужном порядке, ему сначала нужно научиться одевать колечки.

Когда первый шаг пройден, познакомьте ребенка с понятием величины: покажите ему 2 кольца, самое большое и самое маленькое, и скажите, что нужно сначала одевать на стержень колечко побольше, а потом поменьше.

Третьим шагом будет снятие колечек по порядку и выкладывание их в рядочек по размеру. Потом покажите, что так же по порядку их нужно одевать.

Если ребенок все выполняет и активно работает с пирамидкой, его можно попросить сложить кольца, не лежащие по размеру, а в произвольном порядке.

Идеи для игры с пирамидкой:Обводить колечки пирамидки карандашом; сложить все колечки в тазик, по просьбе взрослого ребенок достаем их специальной палочкой с крючком по цвету или величине. В сюжетно-ролевой игре колечки  - предметы-заменители (тарелочка, бублик, колесо машины и т.д.)

Как играть с куклой?В период от года до двух лет ребёнок начинает видеть в кукле образ человека, в этом возрасте недостаточно ограничиваться в процессе занятий ребёнка с куклой только географическим поиском глазок, носика и ушек куклы. Для двухлетнего ребёнка общение с куклой — подражание. Кукла — это практически он сам. Подскажите ребёнку, что можно посадить куклу с собой вместе за стол, «покормите» её. Собираясь на прогулку, оденьте и куклу соответственно времени года и погоде, покатайте в коляске, а когда придёт пора ложиться спать, убаюкайте и куклу, спойте ей колыбельную.

Кукла заплакала — надо её успокоить. Кукла засмеялась — можно порадоваться вместе с ней.Только при этом рядомдолжен быть взрослый, который подскажет малышу, что можно сделать, чтоб кукла не плакала, объяснит, почему кукла смеётся. Так воспитывается  у ребёнка позитивный взгляд на жизнь.

В возрасте около трёх лет у малыша появляется интерес к разыгрыванию сюжетов между куклами. Возникает потребность делать всё вместе с куклой. Именно по этой причине у куклы должно быть много всего, как у человека. Кукла тоже живёт своей жизнью! Кукольные атрибуты — домик, мебель, посуда помогают ребёнку войти во взрослый мир, организовав игру с помощью кукольных аксессуаров.

Как играть кубиками?Родители ошибочно полагают, что ребенок сам может себя занять и играть с кубиками, но это не так. Ребенок, возможно, построит башенку из пары-тройки кубиков, но потом ему это надоест и он будет заниматься чем-то другим.

Нужно научить играть ребенка в кубики и делать это вместе с ним.

Сначала поиграйте с кубиками в прятки. Спрячьте кубик под платочек так, чтобы малыш это видел, и попросите ребенка его найти, а потом предложите построить башенку.

предложить малышу построить домик, сделать в нем окошко, поставив два кубика на расстоянии, а третий сверху них. Чем больше будет различных по форме деталек, тем больше вы сможете построить с ребенком интересных сооружений и других объектов.

Обязательно поиграйте потом с постройкой. Чтобы ребенку было интересно, завлеките его сказкой — постойте с ним домик для какой-нибудь зверюшки, можете обыграть так сказку про трех поросят.

Идеи для игры с пирамидкой: кубики можно разложить по цветам, по форме (кубик, кирпичик). Использовать как предмет-заместитель (везти в машине груз, построить диванчик для куклы, использовать как счетный материал). Чередовать последовательно цвета. Разрезанные картинки приклеить на кубики, получаются пазлы

Как играть матрешкой?. Матрешек можно считать, сравнивать по размеру, играть с ними в дочки-матери, в магазин и даже устраивать театральные представления. Игровые действия ребенку раннего возраста обычно показывает взрослый,

Не забывайте о том, как важен момент знакомства с этой куколкой. Вы можете познакомить малыша с ней следующим образом.

Усадив его за столик, вы достаете матрешку восхищаетесь ею: «Смотри, какая красавица пришла к тебе! Это матрешка. Какое у нее платьице! Какая косыночка!» Затем вы говорите: «Почему она такая тяжелая? Что у нее внутри? Надо посмотреть!» Процесс открывания куколки можно немного растянуть, чтобы усилить любопытство и ожидание малыша.

Открыв матрешку, вы обнаруживаете в ней другую, поменьше. Естественно, вы удивляетесь и с интересом рассматриваете ее. Поставив рядом две матрешки, предложите ребенку их сравнить. Спросите, какая из них ниже, а какая выше, какого цвета платочек у большой, какой фартучек у маленькой. Обратите внимание ребенка, что матрешки разные по размеру, но одинаковые по форме. Затем предложите посмотреть, не спрятался ли еще кто-то в новой куколке. Поставьте рядом третью матрешками и сравните ее с первыми двумя. Пусть так продолжается до тех пор, пока не выйдут все куколки.

Выстроив их по росту в ряд, обратите внимание ребенка на то, что каждая куколка одета по-своему. Кроме того, каждая следующая на целую голову меньше предыдущей.

Как играть с вкладышами?Игры с вкладышами – это не только интересное занятие для малыша, но и процесс, помогающий развитию наглядно-действенного мышления.

Идеи для игры с вкладышами:

Игра «Пряталки»

Для такой игры могут подойти полые кубики, или любые другие полые предметы одинаковой формы и разного размера. На примере кубиков игра может выглядеть следующим образом. 4-5 кубиков ставятся на столе друг на друга полостью вниз. Сначала малыш видит только самый большой кубик, а затем, когда вы по очереди будете их снимать друг с друга, он увидит, что под каждым кубиком прячется еще один, поменьше.

 Затем вместе с ребенком можно в обратной последовательности спрятать кубики. Сопровождается игра примерно такими словами: «Что же у нас там прячется? Кубик! А здесь еще один! Давай их спрячем снова. Нет кубика, теперь и этого нет. Снова один кубик остался!». Ребенок очень быстро освоит эту игру и радостно будет прятать и искать кубики. Вы можете помочь малышу, взяв его руку и продемонстрировав, как один кубик надевается на другой. Число кубиков, или других вкладышей, которые могут быть использованы для «пряталок» можно постепенно увеличивать.

«Строим башню»

Для такой игры используются кубики. Покажите малышу, как ставятся кубики один на другой – на дно кубика побольше ставится кубик поменьше и т. д. Вы можете прокомментировать эту стройку радостными словами: «Какая большая и красивая башня у нас получилась!» Ребенок наверняка сразу захочет присоединиться и начнет строить башню уже сам. Впоследствии эту игру можно разнообразить: благодаря тому, что кубики полые, на разных этажах построенной башни можно прятать шарик, или другой небольшой предмет, который так интересно и радостно находить. Такая игра поможет в развитии координации и внимания.

«Разложи по местам»

В раннем возрасте детей очень увлекает процесс раскладывания по емкостям разных предметов. Вкладыши могут сделать этот процесс интереснее и познавательнее. Вот как Вы можете это осуществить. Все элементы из набора вкладышей (мисочки, полые кубики и т. п.) расставляются в ряд от большего к меньшему. Показав ребенку один раз, что все предметы раскладываются по емкостям так, чтобы не осталось ни одной незаполненной, можно предоставить ему возможность сделать это самостоятельно. После того, как Ваш малыш научится заполнять все мисочки, раскладывая в них по одному предмету, можно приступить показать ему, как предмет соответствует размеру емкости: в большую мисочку – большой шарик, в маленькую – маленький. Впоследствии для ребенка уже не составит труда заполнить емкости предметами, соответствующими им по величине.

Как играть с фигурками на гвоздиках?

Идеи для игры с фигурками на гвоздиках:

«Последовательно выложи фигурки», «Счёт», «Прятки», «Предметы заместители», «Делаем бусы», «Обводим», «Выкладываем различные предметы», «Играем в предлоги».

6.Показ и обсуждение родителями придуманных игр и игровых действий.

7.Рефлексия: можно спросить родителей о том, что они узнали нового и интересного для себя, что будут использовать, играя с ребёнком.

До новых встреч! Спасибо всем большое!!!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем речь детей: игровой тренинг для родителей детей 6 - ти лет

"Игровой тренинг для родителей детей 6 - ти лет" представляет собой подборку игр и упражнений по развитию и формированию речевых умений и навыков, которые родители могут проводить дома со своими детьм...

Игровой тренинг для родителей детей старшей группы «Играйте вместе с детьми»

Игровой тренинг позволит акцентировать внимание родителей на соучастие, переживание и поддержку ребенка....

Игровой тренинг для родителей «Играя пальчиками — развиваем речь"

Участники: воспитатель, психолог, родители, дети....

Игровой тренинг для родителей "Играем без игрушек"

Как и чем можно занять ребенка не имея под рукой игрушек в разных ситуациях....

Игровой тренинг для родителей «Играем с мамой, играем сами …»

Цель  мероприятия: формирование  представлений родителей о разнообразии речевых игр и  их организации в домашних условиях....

Игровой тренинг с родителями "Вместе играем-речь ребенка развиваем"

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поучимся организации речевых игр, совместных с ребенком. Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильнойречи, каки все...